ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-260/20 от 03.09.2020 Гурьевского городского суда (Кемеровская область)

дело № 2-260/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 03 сентября 2020 года

Гурьевский городской суд <адрес>

в составе председательствующего Дорошенко И.И.

при секретаре Юдиной У.Ю.,

с участием:

помощника Гурьевского межрайонного прокурора Головиной Е.С.

представителя ответчика, Администрации Гурьевского муниципального округа <адрес>, ФИО1, действующей на основании доверенности от 13.07.2020г. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гурьевского муниципального округа <адрес> о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Гурьевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Гурьевского городского поселения о понуждении к совершению действий, мотивировав тем, что межрайонной прокуратурой по обращению начальника отделения МВД России по <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории <адрес>.

В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

На основании подпункта 19 части 1 статьи 14 указанного закона к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, организация благоустройства территории поселения, включая освещение улиц.

В подпункте 4 части 1 статьи 4 Устава Гурьевского городского поселения указано, что к вопросам местного значения Гурьевского городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 5 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Пункт 1 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ подразделяетавтомобильные дороги в зависимости от их значения на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального илимежмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (п. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ).

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (п. 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно п. 8.8.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах

рекомендуется освещать в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования. Обязанность по освещению данных объектов следует возлагать на их собственников или уполномоченных собственником лиц.

Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию. допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 52766( п. 6.9.1). Срок восстановления работы светильников стационарного электрического освещения пешеходных переходов для всех категорий дорог и групп улиц не более одних суток (п.6.9.4).

Согласно п. 4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 8 (Автомобильные дороги 3 категории, улицы районного значения - средняя горизонтальная освещенность 8 л к).

В соответствии с п. 4.ДД.ММ.ГГГГ указанного ГОСТа в темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.

Согласно актам выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, актов оценки освещенности, фототаблицам, составленным государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлены недостатки при содержании улично-дорожной сети дорог, а именно, недостаточное уличное освещение, а в иных местах отсутствие горизонтального освещения в районе: <адрес> (район <адрес>) - в зоне пешеходного перехода, отсутствует горизонтальная уличное освещение. Средняя горизонтальная освещенность - 1 лк.); <адрес> (район <адрес><адрес>)- в зоне пешеходного перехода отсутствует горизонтальное уличное освещение, пер. Угольный полностью отсутствует уличное освещение. Средняя горизонтальная освещенность, в данном месте 0 лк.; <адрес> (район <адрес>, район школы ), средняя горизонтальная освещенность, в данном месте 5,55 лк.; <адрес> (район <адрес>), средняя горизонтальная освещенность, в данном месте 0,2 лк.; <адрес> (район <адрес>), средняя горизонтальная освещенность, в данном месте 0,1 лк.; <адрес> (район <адрес>, пер. <адрес> и <адрес>), средняя горизонтальная освещенность, в данном месте 3,65 лк.

По мнению истца, Администрацией Гурьевского городского поселения не обеспечивается содержание дорог, освещение улиц, отвечающее требованиям безопасности дорожного движения, установленными приведёнными выше нормативными актами в необходимой степени. Непринятие администрацией Гурьевского городского поселения мер по освещению улиц нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.

На основании изложенного Гурьевский межрайонный прокурор просил суд:

признать незаконным бездействие администрации Гурьевского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по организации освещения улиц Коммунистическая (район <адрес> (район <адрес> - <адрес>), <адрес> (район <адрес>, район школы ), <адрес> (район <адрес> (район <адрес> (район <адрес>, пер. <адрес> и <адрес>);

обязать администрацию Гурьевского городского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» освещение улиц Коммунистическая (район <адрес> (район <адрес> - пер. <адрес>), <адрес> (район <адрес>, район школы ), <адрес> (район <адрес> (район <адрес> (район <адрес>, пер. <адрес> и <адрес>).

Определением Гурьевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. произведена замена ответчика Администрации Гурьевского городского поселения <адрес> на ответчика Администрацию Гурьевского муниципального округа <адрес>.

В судебном заседании помощник Гурьевского межрайонного прокурора Головина Е.С. исковые требования поддержала. Также пояснила, что достаточным и разумным считает срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика, Администрации Гурьевского муниципального округа <адрес>, ФИО1 пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований, просила суд установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению,

Из обращения начальника отделения МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на имя Гурьевского межрайонного прокурора следует, что проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории <адрес> и установлено, что улично-дорожная сеть не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, а именно, Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию. допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (л.д.6).

Согласно актам выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, актов оценки освещенности, фототаблицам, составленным государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлены недостатки при содержании улично-дорожной сети дорог, а именно, недостаточное уличное освещение, а в иных местах отсутствие горизонтального освещения в районе: <адрес> (район <адрес>) - в зоне пешеходного перехода, отсутствует горизонтальная уличное освещение. Средняя горизонтальная освещенность - 1 лк.); <адрес> (район <адрес> - <адрес>)- в зоне пешеходного перехода отсутствует горизонтальное уличное освещение, пер. Угольный полностью отсутствует уличное освещение. Средняя горизонтальная освещенность, в данном месте 0 лк.; <адрес> (район <адрес>, район школы ), средняя горизонтальная освещенность, в данном месте 5,55 лк.; <адрес> (район <адрес>), средняя горизонтальная освещенность, в данном месте 0,2 лк.; <адрес> (район <адрес>), средняя горизонтальная освещенность, в данном месте 0,1 лк.; <адрес> (район <адрес>, пер. <адрес> и <адрес>), средняя горизонтальная освещенность, в данном месте 3,65 лк (л.д.7-29).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

На основании пункта 4 части 1 статьи 16 указанного Закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

На основании пункта 5 части 1 статьи 16 указанного Закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 5 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Пункт 1 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ подразделяетавтомобильные дороги в зависимости от их значения на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального илимежмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (п. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ).

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (п. 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно п. 8.8.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах

рекомендуется освещать в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования. Обязанность по освещению данных объектов следует возлагать на их собственников или уполномоченных собственником лиц.

Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц, ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 52766 (п. 6.9.1). Срок восстановления работы светильников стационарного электрического освещения пешеходных переходов для всех категорий дорог и групп улиц не более одних суток (п.6.9.4).

Согласно п. 4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 8 (Автомобильные дороги 3 категории, улицы районного значения - средняя горизонтальная освещенность 8 л к).

В соответствии с п. 4.ДД.ММ.ГГГГ указанного ГОСТа в темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.

Таким образом, Администрацией Гурьевского городского поселения ранее, а Администрацией Гурьевского муниципального округа- в настоящее время не обеспечивается содержание дорог, освещение улиц, отвечающее требованиям безопасности дорожного движения, установленными приведёнными выше нормативными актами в необходимой степени. Непринятие Администрацией Гурьевского муниципального округа мер по освещению улиц нарушает права и интересы неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суда считает необходимым установить Администрации Гурьевского муниципального округа срок для исполнения требований, изложенных в иске, до 30.04.2021г., который находит достаточным и разумным.

Истец и ответчик освобождены от уплаты в бюджет государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,206 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гурьевского муниципального округа <адрес> о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Гурьевского муниципального округа <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации освещения в <адрес> улиц <адрес> (район <адрес> (район <адрес> - пер. Угольный), <адрес> (район <адрес>, район школы ), <адрес> (район <адрес> (район <адрес> (район <адрес>, пер. <адрес> и <адрес>);

обязать Администрацию Гурьевского муниципального округа <адрес> в срок до 30.04.2021г. организовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» освещение в <адрес> улиц Коммунистическая (район <адрес> (район <адрес> - пер. <адрес>), <адрес> (район <адрес>, район школы ), <адрес> (район <адрес> (район <адрес> (район <адрес>, пер. <адрес> и <адрес>).

Судебные расходы, понесенные судом при рассмотрении дела, отнести на счет федерального бюджета.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Гурьевский городской суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: И.И. Дорошенко