Дело 2-260/2016 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2016 года | г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Вороновой В.М.,
при секретаре судебного заседания Чернухиной Е.В.,
с участием представителя ответчика ООО «Теплый дом» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Теплый дом» о защите прав потребителей, признании бездействия незаконным, возложении обязанности подать заявку (оферту) для заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров приобретения коммунальных ресурсов, заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры приобретения коммунальных ресурсов, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Теплый дом» (далее ООО «Теплый дом», управляющая организация) о защите прав потребителя, в котором просил:
- признать незаконным бездействие ООО «Теплый дом», выразившееся в не направлении в ресурсоснабжающие организации в семидневный срок заявок (оферт) с приложением документов, определенных пунктами 5,6,7 и 8 Правил обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 124 от 14 февраля 2012 года (далее - Правила № 124), для заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов: тепловая энергия горячая и холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия для предоставления коммунальных услуг в <адрес> в г. Вилючинске и в не заключении договоров ресурсоснабжения в разумные сроки;
- обязать ООО «Теплый дом» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования пунктов 5,6,7 и 8 Правил №124 по подаче ресурсоснабжающим организациям заявок (оферт) с приложением документов, определенных вышеуказанными пунктами Правил №124, для заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов: тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия для предоставления коммунальных услуг в <адрес> в г. Вилючинске;
- обязать ООО «Теплый дом» с целью предоставления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, отопления, водоотведения и электроснабжения в <адрес> в г. Вилючинске не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов: тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия, с определением даты начала поставки указанных коммунальных ресурсов не позднее 30 дней со дня вступления решения суда;
- взыскать с ООО «Теплый дом» в пользу истца 30 000 рублей в качестве компенсации морального вреда за нарушение прав потребителя;
- взыскать с ООО «Теплый дом» штраф за нарушение прав потребителя.
В обоснование иска истец указал, что является собственником <адрес> в г. Вилючинске, управление которым осуществляет ООО «Теплый дом». По мнения истца, указанная управляющая организация осуществляет свою деятельность с нарушением лицензионных требований, что выражается в нарушении положений п. 2.3 ст. 161, п. 2 ст. 162, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), пп. «а, б» п. 3 Положения о лицензионной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1110, п. 13 Правил предоставление коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354, пп. «д» п. 4 Порядка осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 416 от 15 мая 2013 года, а также п. 5,6,7 и 8 Правил, №124, а именно в том, что ответчик, как управляющая организация, не подал в ресурсоснабжающие организации заявки (оферты) на заключение договоров ресурсоснабжения, не заключил соответствующие договоры ресурсоснабжения и не приступил к предоставлению коммунальных услуг, что является существенным нарушением условий договора управления, препятствует смене исполнителя коммунальных услуг в соответствии с выбранным собственниками способом управления многоквартирным домом и реализацию прав истца, как потребителя, на ограничение оплаты предоставленных коммунальных услуг на общедомовые нужды по нормативу потребления в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354. Поскольку бездействие ООО «Теплый дом», выразившееся в невыполнении в разумные сроки лицензионных требований по заключению договоров ресурсоснабжения и предоставлению коммунальных услуг, нарушает его права как потребителя, полагал, что ответчик должен компенсировать ему моральный вред и уплатить штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.
В судебное заседание истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика ООО «Теплый дом» ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно суду пояснила, что до настоящего времени договора ресурсоснабжения между ООО «Теплый дом» и ресурсоснабжающими организациями АО «Оборонэнергосбыт» и АО «Камчатэнергосервис» не заключены, однако работа по их заключению ведется, от данных организаций получены проекты договоров ресурсоснабжения, по которым в настоящее время согласовываются их существенные условия. В адрес АО «Оборонэнергосбыт» уже направлен протокол разногласий, ответ на который они еще не получили, а в АО «Камчатэнергосервис» такой проект разногласий будет направлен в ближайшее время. Считала, что не заключение до настоящего времени с ресурсоснабжающими организациями договоров приобретения коммунальных ресурсов прав истца, не нарушает и не может расцениваться как нарушение лицензионных требований и установленного решением общего собрания порядка ведения управления управляющей организацией, поскольку коммунальные услуги истцу предоставляются в необходимых для него объемах и надлежащего качества, прекращение подачи коммунальных ресурсов в <адрес> с момента как ООО «Теплый дом» приступил к управлению домом не было. Считала, что поскольку истец не является контрагентом по договору приобретения коммунальных ресурсов, он не имеет правовых оснований для обращения в суд с требованиями о понуждении их заключить договора ресурсоснабжения. Настаивала, что свои обязанности по обращению в ресурсоснабжающие организации за заключением договоров ресурсоснабжения ООО «Теплый дом» выполнило, заявки в установленные сроки были поданы, не предоставление необходимых документов не является основанием к отказу в заключение договоров, при этом, в настоящее время требования п.п. 5,6,7 и 8 Правил № 124, ими исполнены. Пояснила, что несвоевременность подачи документов, указанных в данных Правилах, была вызвана тем, что первоначально они полагали достаточным предоставление самой заявки на заключение договоров и перечня многоквартирных домов, перешедших на управление управляющей организации ООО «Теплый дом», а в последующем подготавливали документы для их предоставления в ресурсоснабжающие организации. Пояснила, что длительность незаключения договоров вызвана тем, что в 2015 году на территории ЗАТО г. Вилючинска изменилась ресурсоснабжающая организациям по тепло-водоснабжению и водоотведению. До 01 октября 2015 года такой организацией являлось МУП «ГТВС», а с 01 октября 2015 года такой организацией является АО «Камчатэнергосервис», вместе с тем какие-либо нормативно-правовые акты органа местного самоуправления об изменении ресурсоснабжающей организации в Вилючинском городском округе были опубликованы только в ноябре 2015 года. По этим причина первоначально заявки и необходимые документы были переданы в МУП «ГТВС» для заключения договоров ресурсоснабжения, однако с МУП «ГТВС» договор так и не был заключен, а с сентября 2015 года они вообще прекратили переговоры по вопросу его заключения и предложили им (ответчику) обращаться в АО «Камчатэнергосервис», куда ООО «Теплый дом» 20 октября 2015 года подал заявку и все необходимые документы и 02 февраля 2016 года получил проект договора, условия которого в настоящее время согласовываются. В отношении АО «Оборонэнергосбыт» пояснила, что на территории Камчатского края находится только отделение «Камчатское» Дальневосточного филиала данной ресурсоснабжающей организации, в связи с чем, все документы, поступившие в Камчатское отделение для заключения договоров, перенаправляются по подчиненности и согласовываются с «головным предприятием» в <адрес>, что занимает значительное количество времени. Пояснила, что как только условия договоров ресурсоснабжения будут согласованны и договоры будут заключены, ООО «Теплый дом» незамедлительно приступит к предоставлению коммунальных услуг по многоквартирному дому № 15 мкр. Северный. Ссылаясь на положения ч. ч. 1, 3, 12 ст. 161, ст. 162, ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 13, 14, 17, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительством РФ от 06 мая 2011 года №354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг № 354 или Правила № 354), указала, что в настоящее время предоставление коммунальных услуг надлежащим образом обеспечивается ресурсоснабжающими организациями, в свою очередь управляющая организация ООО «Теплый дом» предоставляет собственникам, в том числе и Сизову, услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту, данные услуги предоставляются надлежащего качества и в полном объеме. Считала, что права истца, как потребителя жилищно-коммунальных услуг в создавшейся ситуации не нарушены, в отношении прав истца, на ограничение начисления ему платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, указала, что потребитель не лишен права требовать с виновного лица возмещения понесенных им убытков, вместе с тем истец доказательств, что по вине ООО «Теплый дом» ему причинены убытки не представил, к ним с требованиями о возмещении причиненных ему убытков не обращался.
Третье лицо АО «Камчатэнергосервис» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, письменного мнения по иску не представило, отложить рассмотрение дела не просило.
Третье лицо ОАО «Оборонэнергосбыт» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, письменного мнения по иску не представило, отложить рассмотрение дела не просило.
На основании ст. 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца и представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, где истец просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, а третьи лица об уважительной причине неявки своих представителей не сообщали, отложить рассмотрение дела не просили.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы и обстоятельства дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Гражданского кодекса РФ или ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов.
В соответствии со ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В силу п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. При этом договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ).
Статья 426 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (энергоснабжение и т.п.) (п. 1) При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ (п. 3). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п.4).
В соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, а также из действий участников жилищных отношений.
Статьей 8 ЖК РФ предусмотрено, что к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 181.1 Гражданского кодекса РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников сособственников), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ).
Частью 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из доводов истца и представленной суду копии свидетельства о государственной регистрации права серии № следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения – <адрес> г. Вилючинска, общей площадью 69,6 кв.м. Данное обстоятельство стороной ответчика не оспаривалось.
Как следует из представленных документов ООО «Теплый дом» с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения, на основании решения лицензионной комиссии ГЖИ по обеспечению лицензирования деятельности от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Теплый дом» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений № от ДД.ММ.ГГГГ по многоквартирному дому № г. Вилючинска следует, что решением общего собрания собственников помещений указанного дома с ДД.ММ.ГГГГ изменен способ управления многоквартирным домом, выбран способ управления - управляющей организацией, договор на предоставление услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома с ООО «Теплый дом – Вилючинск» расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о заключении с ДД.ММ.ГГГГ договора управления многоквартирным домом с ООО «Теплый дом», а также о внесение платы за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (ч. 1) Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (ч. 7).
ДД.ММ.ГГГГ между собственниками помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска и ООО «Теплый дом» заключен договор управления многоквартирным домом, согласно условиям которого управляющая организация ООО «Теплый дом» по заданию собственником помещений, в течении действия данного договора за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставлять коммунальные услуги.
В силу п. 5.1 Договора управления, Управляющая организация предоставляет собственникам коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и электроснабжению путем заключения Управляющей организацией от своего имени в интересах собственников и за счет собственников договоров с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с Правилами обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договором с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124.
Согласно п. 5.3 Договора управления, условия предоставления собственникам коммунальных услуг определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354.
В соответствии со ст. п.14.1, п.14.2 Договора управления, данный договор вступил в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между сторонами с 01 апреля 2015 года, срок договора определен 5 лет.
Как следует из доводов искового заявления, истец ФИО1 в обоснование своих требований ссылается на выбранный с ДД.ММ.ГГГГ по многоквартирному дому <адрес> способ управления - управляющей организацией и не оспаривает заключение на основании решения общего собрания собственников с ООО «Теплый дом» договора управления указанным многоквартирным домом.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в отношении которого с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время реализован способ управления – управление управляющей организацией, которой избрано ООО «Теплый дом» (ОГРН <***>).
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, суду не представлено.
Истец, ссылается на нарушение его прав как потребителя услуг, мотивирует это тем, что ООО «Теплый дом», в нарушение лицензионных требований и действующего жилищного законодательства, до настоящего времени не заключило с ресурсоснабжающими организациями договора приобретения коммунальных ресурсов, в связи с чем, не приступило к предоставлению ему коммунальных услуг.
При рассмотрении дела представитель ответчика ФИО2 не оспаривала, что договора приобретения коммунальных ресурсов до настоящего времени не заключены, в связи с чем, управляющая организация, приступить к предоставлению коммунальных услуг по многоквартирному дому <адрес> г. Вилючинска не может, вместе с тем представила суду переписку с ресурсоснабжающими организациями, из которой следует, что в ООО «Теплый дом» ДД.ММ.ГГГГ от ОАО «Оборонэнергосбыт» в лице Камчатского отделения поступил проект договора энергоснабжения №-В/УК, который до настоящего времени не подписан в виду направления в адрес ресурсоснабжающей организации протокола разногласий, который рассматривается контрагентом. Кроме того в адрес управляющей организации ДД.ММ.ГГГГ от АО «Камчатэнергосервис» поступили проекты договора теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также договора водоснабжения и водоотведения, которые также до настоящего времени со стороны управляющей организации не подписаны, поскольку подготавливаются протоколы разногласий.
Из представленной суду переписки, также следует, что ООО «Теплый дом», как управляющая организация, первоначально в апреле 2015 года заявку на заключение договоров о приобретении коммунальных ресурсов подавало в МУП «ГТВС», которое в ДД.ММ.ГГГГ уведомило ответчика о прекращении своей деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в виду заключения в АО «Камчатэнергосервис» договора аренды, в связи с чем ООО «Теплый дом» было предложено за заключением договоров обращаться в АО «Камчатэнергосервис».
Решением Арбитражного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А24-2528/2012 МУП «ГТВС» признан несостоятельным (банкротом) в отношении данного предприятия открыто конкурсное производство, которое до настоящего времени не окончено, предприятие до настоящего времени не ликвидировано.
Согласно представленных администрацией Вилючинского городского округа документов, МУП «ГТВС» постановлением администрации Вилючинского городского округа №255 от 20 февраля 2013 года было определено единой теплоснабжающей организацией в Вилючинском городском округе, а постановлением администрации Вилючинского городского округа № 1340 от 24 сентября 2013 года МУП «ГТВС» было определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа.
Постановлением администрации Вилючинского городского округа №1463 от 19 ноября 2015 года МУП «ГТВС» признано утратившим статус единой теплоснабжающей организации и одновременно постановлено провести мероприятия по присвоению данного статуса АО «Камчатэнергосервис».
В свою очередь постановлением администрации Вилючинского городского округа № 1635 от 21 декабря 2015 года АО «Камчатэнергосервис» с 01 октября 2015 года определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа, при этом постановление администрации ВГО от 24 сентября 2013 года № 1340, которым указанным статусом было наделено МУП «ГТВС», признанно утратившим силу. Постановлением администрации Вилючинского городского округа от 11 января 2016 года №2 единой теплоснабжающей организацией Вилючинского городского округа определено АО «Камчатэнергосервис».
Постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 170 от 21 сентября 2015 года, № 168 от 21 сентября 2015 года, № 169 от 21 сентября 2015 года на основании заявок АО «Камчатэнергосервис», были утверждены на период с 01 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года тарифы в сфере теплоснабжения, тарифы на горячую воду, питьевую воду, а также водоотведение АО «Камчатэнергосервис» для потребителей Вилючинского городского округа.
При этом Постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 18 декабря 2014 года № 612 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «ГТВС» потребителям Вилючинского городского округа, на 2015 год», от 18 декабря 2014 года № 613 «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый МУП «ГТВС» потребителям Вилючинского городского округа, на 2015 год», от 18 декабря 2014 года № 614 «Об установлении льготных тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «ГТВС» потребителям Вилючинского городского округа, на 2015 год», от 18 декабря 2014 года № 615 «Об утверждении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую МУП «ГТВС» потребителям Вилючинского городского округа, на 2015 год», от 18 декабря 2014 года № 616 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую МУП «ГТВС» потребителям Вилючинского городского округа, на 2015 год» были признаны утратившими силу.
Постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 324 от 30 ноября 2015 года, № 361 от 01 декабря 2015 года, № 407 от 11 декабря 2015 года АО «Камчатэнергосервис» также были утверждены соответствующие тарифы в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для потребителей Вилючинского городского округа уже на 2016 год. В свою очередь для МУП «ГТВС» на 2016 год соответствующие тарифы не устанавливались.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлено, что, несмотря на изменение с ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска способа управления с непосредственного управления на управление управляющей организацией и заключение ДД.ММ.ГГГГ договора управления с ООО «Теплый дом», данная управляющая организация до настоящего времени к предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений, указанного многоквартирного дома, в том числе истцу, не приступила по причине незаключения договоров приобретения коммунальных ресурсов, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ коммунальные услуги по электроснабжению продолжают предоставляться истцу непосредственно ресурсоснабжающей организацией ОАО «Оборонэнергосбыт», а по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению и отоплению до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись МУП «ГТВС», а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время предоставляются АО «Камчатэнергосервис».
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.
Согласно ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В силу п. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с пп. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг №354, в Договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с Управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, определяются условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. При этом Управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пп. «а, б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в следующих случая:
- по многоквартирному дому в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
- по многоквартирному дому не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил - со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Совокупность вышеуказанных норм, устанавливает, что управляющая организация, которая несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, при этом обязана обеспечить предоставление собственником помещений коммунальных услуг надлежащего качества.
Вместе с тем управляющая организация может приступить к непосредственному предоставлению коммунальных услуг соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления управляющей организацией, со дня начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, а до наступления указанного события коммунальные услуги предоставляются собственникам и пользователям помещений в таком многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающими организациями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, заключение договора с потребителем является обязательным.
Между тем частью 18 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено исключение из общего правила, а именно в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Таким образом, анализ вышеизложенных норм права, дает основания сделать вывод, что если собственниками не принято решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), то управляющая организация, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, обязана в разумные сроки принять меры для обеспечения потребителей соответствующими коммунальными услугами, посредством заключения необходимых договоров о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями.
Из положений действующего жилищного законодательств следует, что порядок предоставления коммунальных услуг и порядок их оплаты в многоквартирном доме напрямую зависит от выбранного жильцами способа управления и определяется на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено при рассмотрении дела, многоквартирный <адрес> г. Вилючинска до ДД.ММ.ГГГГ находился на непосредственном управлении у собственников, в связи с чем в силу п. «а» п. 17, п. 30 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 у собственников помещений многоквартирного дома, в том числе истца, и ресурсоснабжающих организаций, которыми на тот момент являлись ОАО «Оборонэнергосбыт» и МУП «ГТВС» сложились правоотношения, основанные на договоре предоставления коммунальных услуг. С 01 апреля 2015 года собственники изменили способ управления домом на управление управляющей организацией, которая в силу принятых собственниками решений и утвержденных условия договора управления, обязана заключить с ресурсоснабжающими организациями договора приобретения коммунальных услуг в целях предоставления собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома, в том числе истцу, коммунальных услуг, в том числе и коммунальных услуг для общедомовых нужд.
В соответствии с п. 3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124 (далее Правила № 124) договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
Пунктом 4 Правил № 124 установлено, что управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно п. 5 Правил № 124 исполнитель в лице управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Пунктом 6 Правил № 124 предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявке о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Правил № 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
В соответствии с п. 8 Правил № 124 ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных настоящими Правилами. Документы, указанные в пунктах 6 и 7 настоящих Правил, представляются в виде копий, которые должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов. Исполнитель вправе представить ресурсоснабжающей организации одновременно оригиналы и копии документов, указанных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил. После сверки идентичности копии и оригинала документа оригинал возвращается исполнителю.
Пунктом 14 Правил № 124, предусмотрено, что представление исполнителем документов, предусмотренных п.п. 6 и 7 настоящих Правил, не в полном объеме или неправильное их оформление не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения. В этом случае ресурсоснабжающая организация сообщает исполнителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения документов о допущенных несоответствиях и порядке их устранения, после чего приостанавливает рассмотрение представленных документов без их возврата исполнителю вплоть до получения от него недостающих (правильно оформленных) документов, если стороны не договорились об ином. В случае если недостающие (правильно оформленные) документы не будут представлены исполнителем ресурсоснабжающей организации в течение 30 дней со дня приостановления рассмотрения представленных документов, ресурсоснабжающая организация вправе прекратить рассмотрение заявки (оферты) и возвратить документы исполнителю. Исполнитель вправе направить заявку (оферту) этой же ресурсоснабжающей организации повторно после устранения недостатков, послуживших основанием для прекращения рассмотрения заявки (оферты).
При рассмотрении дела на основании пояснений представителя ответчика, а также представленной суду переписки между ООО «Теплый дом» и МУП «ГТВС», ООО «Теплый дом» и ОАО «Оборонэнергосбыт» судом установлено, что ООО «Теплый дом» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в МУП «ГТВС», а ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Оборонэнергосбыт» с заявками на заключение договоров ресурсоснабжения для приобретения коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающим в многоквартирных домах, которые с ДД.ММ.ГГГГ изменили способ управления на управление управляющей организацией и избрали такой управляющей организацией ООО «Теплый дом», в том числе в отношении <адрес>.
При этом ответчиком в МУП «ГТВС» был представлен проект договора ресурсоснабжения и учредительные документы ООО «Теплый дом», а в ОАО «Оборонэнергосбыт» перечень домов перешедших с непосредственного управления на управление управляющей организацией и регистрационные данные ООО «Теплый дом».
Как следует из переписки с МУП «ГТВС», со стороны данной ресурсоснабжающей организацией рассмотрение заявок, поступивших от управляющей организации ООО «Теплый дом», в соответствии с п. 14 Правил № 124 в виду представления управляющей организацией не в полном объеме документов, предусмотренных п.п. 6 и 7 Правил № 124, было дважды приостановлено, в свою очередь управляющая организация были приняты меры к устранению допущенных ею нарушений в предоставлении ресурсоснабжающей организации документов, последние недостающие документы ООО «Теплый дом» в адрес МУП «ГТВС» были направлены 23 июля 2015 года. Однако договора ресурсоснабжения между управляющей организацией ООО «Теплый дом» и МУП «ГТВС» заключены не были, по причине прекращения МУП «ГТВС» деятельности по теплоснабжения, водоснабжению и водоотведению. При этом, не отказывая в заключение договоров ресурсоснабжения, МУП «ГТВС» письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, уведомило ООО «Теплый дом» о заключении с АО «Камчатэнергосервис» ДД.ММ.ГГГГ договора аренды имущества и прекращении с ДД.ММ.ГГГГ осуществления деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предложив обращаться по вопросу заключения договоров в АО «Камчатэнергосервис».
В свою очередь ООО «Теплый дом», получив ДД.ММ.ГГГГ данное сообщение, ДД.ММ.ГГГГ направило соответствующую заявку о заключении договоров ресурсоснабжения в АО «Камчатэнергосервис», приложив к данной заявке документы, указанные в п.п. 6, 7 Правил № 124. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали, о невыполнении ответчиком пунктов 5,6,7,8 Правил № 124, при подаче в АО «Камчатэнергосервис» заявки на заключение договоров ресурсоснабжения при рассмотрении дела не установлено. При этом как следует из представленных стороной ответчика сопроводительных писем исх. № 1-72 и № 1-73 от 02 февраля 2016 года АО «Камчатэнергосервис» направило в ООО «Теплый дом» проекты договоров теплоснабжения, горячего водоснабжения и водоснабжения, водоотведения для рассмотрения и подписания, что в свою очередь свидетельствует о принятии указанной ресурсоснабжающей организацией поданной ДД.ММ.ГГГГ ответчиком заявки (оферты).
В отношении ОАО «Оборонэнергосбыт» представленная суду переписка также свидетельствует, что управляющей организацией ООО «Теплый дом» были приняты меры к устранению допущенных нарушений в части исполнения требований п.п. 6, 7 Правил № 124, последние недостающие документы ООО «Теплый дом» в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» были направлены 29 июля 2015 года. В дальнейшем, в виду отсутствия сведений о рассмотрении поданной заявки, 15 октября 2015 года управляющая организация обратилась в ОАО «Оборонэнергосбыт» с заявлением о предоставлении информации по заключению договора ресурсоснабжения и 21 декабря 2015 года от ОАО «Оборонэнергосбыт» по результатам рассмотрения поданной ООО «Теплый дом» заявки, в адрес управляющей организации поступил проект договора энергоснабжения № 1008-В/УК, со сроком действия с 01 января 2016 года, который ответчиком рассмотрен и в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» 29 января 2016 года направлен протокол разногласий по договору энергоснабжения.
Установив вышеизложенные обстоятельства, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные суду доказательства, исходя из доводов сторон, оставаясь в пределах заявленных требований, суд в рассматриваемом ситуации не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействия ООО «Теплый дом», выразившегося в ненаправлении в ресурсоснабжающие организации в семидневный срок заявок (оферт) с приложением документов, определенных пунктами 5,6,7 и 8 Правил № 124, поскольку в судебном заседании на основании совокупности представленных суду доказательств достоверно установлено, что ООО «Теплый дом» указанного истцом бездействия не допускал.
Так, несмотря на то, что первоначально документы, указанные в п.п. 6 и 7 Правил № 124, ООО «Теплый дом» в установленный семидневный срок в ресурсоснабжающие организации ОАО «Оборонэнергосбыт» и МУП «ГТВС» не направило, вместе с тем соответствующие заявки для заключения договоров приобретения коммунальных ресурсов данным ресурсоснабжающим организациям в отношении всех многоквартирных домов, перешедших с ДД.ММ.ГГГГ на управление ООО «Теплый дом», в том числе и в отношении <адрес>, ответчиком были поданы. При этом в дальнейшем ООО «Теплый дом», как управляющая организация, приняло меры, то есть совершило действия к устранению допущенных нарушений при подаче заявок на заключение договоров приобретения коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг потребителям, в том числе проживающим в многоквартирном <адрес>, подготовка предусмотренных п.п. 6 и 7 Правил № 124 документов ООО «Теплый дом» была осуществлена и документы в ресурсоснабжающие организации ОАО «Оборонэнергосбыт» и МУП «ГТВС» в июле 2015 года были предоставлены.
После чего каких-либо требований (писем), указывающих на невыполнение ООО «Теплый дом» п.п. 6,7,8 Правил 124, от указанных ресурсоснабжающих организаций не поступало, доказательств обратного суду не представлено.
В отношении подачи заявки в АО «Камчатэнергосервис», с учетом сложившейся ситуации, связанной с изменением ресурсоснабжающей организации на территории Вилючинского городского округа, суд также приходит к выводу, что ООО «Теплый дом» исполнило свои обязанности по подаче заявки данной организации, при этом из содержания сопроводительного письма исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ и последующих действий самой ресурсоснабжающей организации следует, что ООО «Теплый дом» предоставило в АО «Камчатэнергосервис» предусмотренные п.п. 6,7 и 8 Правил № 124 документы, в том числе и в отношении многоквартирного <адрес>.
Таким образом, установив вышеизложенные обстоятельства, суд не может согласиться с доводами истца о допущенном со стороны ООО «Теплый дом» бездействие в части невыполнения пунктов 5, 6, 7 и 8 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124.
Также, в рассматриваемой ситуации, у суда нет оснований для возложения на ответчика обязанности в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования пунктов 5,6,7 и 8 Правил №124 по подаче ресурсоснабжающим организациям заявок (оферт) с приложением документов, определенных вышеуказанными пунктами Правил №124, для заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов: тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия для предоставления коммунальных услуг в <адрес> в г. Вилючинске, поскольку такие действия ответчиком были совершены до обращения истца с настоящими требования в суд.
Доказательств опровергающих данные обстоятельства, суду со стороны истца не представлено и при рассмотрении дела не установлено.
Рассматривая требования истца ФИО1 о признании незаконным бездействия ООО «Теплый дом», выразившееся в не заключении договоров ресурсоснабжения в разумные сроки и возложении на ООО «Теплый дом» в определенный срок заключить договора приобретения коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг в <адрес> г. Вилючинска, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что ООО «Теплый дом» в отношении многоквартирного <адрес> г. Вилючинска к непосредственному предоставлению коммунальных услуг не приступил, по причине того, что с апреля 2015 года по настоящее время договоры ресурсоснабжения соответствующими видами ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, имеющими в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальными ресурсами, не заключены.
Также судом установлено, что ООО «Теплый дом» не осуществляется самостоятельное производство коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае, при изменении способа управления многоквартирным домом в целях обеспечения стабильности оказания коммунальных услуг по многоквартирному дому <адрес> ресурсоснабжающие организации, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора является обязательным в соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг №, осуществляют с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время предоставление коммунальных услуг соответствующих видов собственникам и пользователям помещений в указанном многоквартирном доме, в том числе и истцу, что должно быть обеспечено ресурсоснабжающими организациями до даты начала поставки коммунальных ресурсов по договорам о приобретении коммунальных ресурсов, заключенных управляющей организацией ООО «Теплый дом» с ресурсоснабжающими организациями.
При этом судом установлено, что между ОАО «Оборонэнергосбыт» и истцом, согласно ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» продолжает действовать договор, заключенный при непосредственной форме управления многоквартирным домом <адрес>, следовательно, коммунальная услуга по электроснабжению предоставляется истцу данной ресурсоснабжающей организацией на основании пп. «а» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354. МУП «ГТВС» до 01 октября 2015 года также предоставляло истцу коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению на основании ранее сложившихся в период непосредственного управления многоквартирным домом договорных отношения о предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, в указанном случае отсутствие соответствующего договора между ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией не может рассматриваться как нарушение управляющей организацией лицензионных требований.
В свою очередь АО «Камчатэнергосервис» предоставляет истцу коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению на основании пп. «б» п.17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, поскольку приступило к осуществлению данной деятельности только с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период когда многоквартирный <адрес> уже находился на управлении управляющей организации ООО «Теплый дом», а договорные отношения, сложившиеся в период непосредственного управления домом между собственниками и МУП «ГТВС» были расторгнуты с ДД.ММ.ГГГГ по причине прекращения МУП «ГТВС» своей деятельности в ресурсоснабжающей сфере.
При этом как установлено судом, собственники помещений указанного многоквартирного дома не приняли решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг напрямую с ресурсоснабжающими организациями и установили в Договоре управления, заключенном с ООО «Теплый дом», обязанность управляющей организации предоставлять собственникам коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и электроснабжению путем заключения Управляющей организацией от своего имени в интересах собственников и за счет собственников договоров с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с Правилами № 124.
При указанных обстоятельствах ООО «Теплый дом», являясь управляющей организацией в рассматриваемом случае обязано заключить с ресурсоснабжающими организациями, которыми в настоящее время являются ОАО «Оборонэнергосбыт» и АО «Камчатэнергосервис» договоры на приобретение коммунальных ресурсов, в том числе, на приобретение их для общедомовых нужд, и непосредственно оказывать потребителям коммунальные услуги, предусмотренные договором управления, в связи с чем, в целях исполнения волеизъявления собственников, ответчик обязан был в разумные сроки совершить все предусмотренные законом действия, направленные на заключение соответствующих договоров приобретения коммунальных ресурсов.
При этом, действия управляющей организации направленные на заключение договоров ресурсоснабжения, с учетом того, что такие договора являются публичными и их существенные условия определены нормативные правовыми актами в сфере ресурсоснабжения, четко регламентированы положениями Гражданского кодекса РФ (глава 28), Правилами № 124 и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, где, в том числе, определены сроки подачи заявок, сроки их рассмотрения, сроки согласования разногласий и принятия по ним соответствующих решений.
При рассмотрении дела ответчик, в лице своего представителя ФИО2, признавал свою обязанность приступить к предоставлению собственникам и пользователям помещений указанного многоквартирного дома коммунальных услуг, указывая лишь на то, что данная обязанность будет исполнена ответчиком с даты начала поставки соответствующих коммунальных ресурсов по заключенным с ресурсоснабжающими организациями договорам о приобретении коммунальных ресурсов, существенные условия которых в настоящее время согласовываются.
Оценивая действия ООО «Теплый дом» направленные на заключение договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирного <адрес>, суд приходит к выводу, что ООО «Теплый дом» не принимало достаточных мер для заключения в разумные сроки соответствующих договоров ресурсоснабжения, в результате чего ответчик в нарушение волеизъявления собственников и условий договора управления, по которому исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, до настоящего времени не приступил к предоставлению истцу коммунальных услуг, что является нарушением прав истца, как собственника жилого помещения, на предоставление ему коммунальных услуг тем исполнителем, который был определен решением общего собрания и обязан предоставлять коммунальные услуги в соответствии с выбранным способом управления многоквартирным домом и условиями договора управления.
Так, обратившись 08 апреля 2015 года в ОАО «Оборонэнергосбыт» с заявлением, которое было расценено ресурсоснабжающей организацией как заявка на заключение договора энергоснабжения, и получив от них ответ исх.№ 81/444 от 22 апреля 2015 года о необходимости предоставления документов определенных п. 6 Правил № 124, ООО «Теплый дом» до 29 июля 2015 года не принял необходимых мер по направлению энергоснабжающей организации перечисленных документов. В дальнейшем, предоставив 29 июля 2015 года необходимые документы и не получив никакого ответа на свою заявку в установленный 30-дневный срок, ответчик до 15 октября 2015 года действий направленных на заключение договоров ресурсоснабжения не предпринимал, только 15 октября 2015 года обратился в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» с заявлением, в котором просил предоставить информацию по вопросу заключения договора, на что только 21 декабря 2015 года получил проект договора энергоснабжения, существенные условия которого в настоящее время согласовываются.
Ситуация с МУП «ГТВС» также указывает на незаинтересованность ООО «Теплый дом» в заключение договоров приобретения коммунальных ресурсов в разумные сроки, поскольку данной ресурсоснабжающей организацией ответчику дважды в апреле и мае 2015 года предлагалось представить документы определенные п. 6 Правил № 124, основным из которых является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией и о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), вместе с тем данные протоколы в отношении многоквартирных домом, перешедших на управление управляющей организации ООО «Теплый дом» были предоставлены в МУП «ГТВС» только 24 июля 2015 года, после чего по истечении 30 дней ООО «Теплый дом» вновь никаких действий направленных на заключение договоров ресурсоснабжения с МУП «ГТВС» не предпринимало.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин не предоставления до июля 2015 года в ресурсоснабжающие организации МУП «ГТВС и ОАО «Оборонэнергосбыт» необходимых для заключения договоров ресурсоснабжения документов или невозможность из предоставления в более ранние сроки, судом при рассмотрении дела не установлено.
Вышеуказанные действия ответчика, суд расценивает как затягивании процедуры заключения договоров поставки коммунальных ресурсов, поскольку взаимосвязанность предоставления заявки на заключение договоров ресурсоснабжения и предоставление к ней соответствующих документов, указанных в п. 6 Правил № 124 предполагается, так как без предоставления данных документов ресурсоснабжающая организация не имеет возможности убедиться в правомочии обратившегося к ней контрагента для заключения договоров ресурсоснабжения в отношении соответствующих объектов (многоквартирных домов), следовательно, ООО «Теплый дом» получив требования ресурсоснабжающих организаций МУП «ГТВС» и ОАО «Оборонэнергосбыт» не мог не осознавать, что без предоставления необходимых документов подтверждающих наличие у ООО «Теплый дом» обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу договора ресурсоснабжения заключены не будут.
Доводы стороны ответчика о том, что с октября 2015 года МУП «ГТВС» прекратило свою деятельность как ресурсоснабжающая организация, в связи с чем, возможность заключения с ними договоров ресурсоснабжения была утрачена, суд находит заслуживающими внимание, вместе с тем, после получения такой информации и обращения ДД.ММ.ГГГГ с соответствующей заявкой в АО «Камчатэнергосервис», куда были предоставлены все необходимые документы, ООО «Теплый дом», не получив никакого ответа в течение установленных 30 дней, также не предпринимал с ДД.ММ.ГГГГ никаких действий направленных выяснение судьбы поданной ими ресурсоснабжающей организации заявки на заключения договоров ресурсоснабжения, в результате чего проекты договоров приобретения коммунальных ресурсов были получен ООО «Теплый дом» только ДД.ММ.ГГГГ и, согласно пояснений представителя ответчика, в течении 30 дней будет подготовлен протокол разногласий по существенным условиями договоров.
При этом, доказательств, невозможности заключения на период до ДД.ММ.ГГГГ договоров приобретения коммунальных ресурсов с МУП «ГТВС», по вине последнего, суду стороной ответчика не представлено.
Также как не представлено суду доказательств того, что по вине ОАО «Оборонэнергосбыт» проект договора энергоснабжения был получен ООО «Теплый дом» только ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные обстоятельства в своей совокупности, свидетельствуют о незаинтересованности ответчика в соблюдении разумности сроков заключения соответствующих договоров ресурсоснабжения, что, с учетом периодичности совершения ООО «Теплый дом» действий направленных на заключение договоров ресурсоснабжения, позволяет суду прийти к выводу о том, что ООО «Теплый дом», как управляющая организация, допускало также и периоды бездействия, что привело к не заключению до настоящего времени договоров приобретения коммунальных ресурсов.
Кроме того суд исходит из того, что обязанность управляющей организации заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями в данном случае установлена действующим жилищным законодательством и условиями заключенного Договора управления, при этом данное обусловлено именно наличием у управляющей организации приступить к предоставлению собственникам и пользователя помещений в многоквартирном <адрес> коммунальных услуг. В свою очередь не заключение до настоящего времени договоров ресурсоснабжения, в рассматриваемой ситуации повлекло за собой сохранение уже более чем на 10 месяцев ранее действовавшего порядка предоставления и оплаты коммунальных услуг, в том числе и на общедомовые нужды, напрямую с ресурсоснабжающими организациями, что не соответствует волеизъявлению собственников помещений указанного многоквартирного дома и избранной форме управления многоквартирным домом.
Вместе с тем, из содержания взаимосвязанных положений ч.ч. 1, 2.1, 2.3 ст. 161 и ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме, в связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, что предусмотрено п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При установленных обстоятельствах, с учетом вышеуказанных норм права, суд находит требования истца в части признания бездействия управляющей организации ООО «Теплый дом» выразившегося в не заключении договоров ресурсоснабжения в разумные сроки подлежащими удовлетворению.
Между тем, исходя из того, что по смыслу п.п. 1 и 3 ст.426, п. 4 ст.445 Гражданского кодекса РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны, установив, что при выборе собственниками помещений на основании ст. 161 ЖК РФ управляющей организации и заключении с ней договора управления многоквартирным домом, управляющая организация, а не собственники помещений становится контрагентом в правоотношениях с ресурсоснабжающей организацией, поскольку, именно управляющая организация наделяется статусом исполнителя коммунальных услуг и в целях оказания потребителям коммунальной услуги на ней лежит обязанность приобретать у ресурсоснабжающей организации соответствующий ресурс, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 о возложении на управляющую организацию ООО «Теплый дом» обязанностей не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов: тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия, с определением даты начала поставки указанных коммунальных ресурсов не позднее 30 дней со дня вступления решения суда, поскольку ФИО1 контрагентом обязательной стороны не является, в связи с чем не имеет правовых оснований для обращения с иском о понуждении ООО «Теплый дом» заключить договоры ресурсоснабжения.
Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, причиненного бездействие ответчика, не выполнившего по мнению истца в разумные сроки лицензионные требования и условия договора управления по заключению договоров ресурсоснабжения и предоставлению коммунальных услуг суд приходит к следующему.
Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также ст. ст. 151, 1099 ГК РФ устанавливается обязанность виновного лица компенсировать потребителю причиненный моральный вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Как установлено, при рассмотрении дела жилищно-коммунальные услуги истцу предоставляются. Так, услуги по содержанию жилого помещения предоставляются истцу управляющей организацией ООО «Теплый дом», которая производит ему начисления платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в свою очередь коммунальные услуги в настоящее время предоставляются истцу ресурсоснабжающими организациями ОАО «Оборонэнергосбыт» и АО «Камчатэнергосервис», которые и производят ему начисления платы за предоставленные коммунальные услуги, в том числе и на общедомовые нужды. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о не предоставлении истцу коммунальных услуг или их предоставления ненадлежащего качества при рассмотрении дела не установлено.
Судом также установлено, что ООО «Теплый дом» с апреля 2015 года принимает меры направленные на заключение договоров ресурсоснабжения, который вместе с тем до настоящего времени более 10 месяцев к заключению соответствующих договоров не привели, по причинам: первоначально несвоевременности предоставления ресурсоснабжающим организациями ОАО «Оборонэнергосбыт» и МУП «ГТВС» документов, подтверждающих наличие у ООО «Теплый дом» обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу; последующего изменения ресурсоснабжающей организации по тепло-водо-снабжению и водоотведению на территории ЗАТО г. Вилючинска и как следствие необходимости повторной подачи уже новой ресурсоснабжающей организации АО «Камчатэнергосервис» полного пакета документов для заключения договоров ресурсоснабжения; а также по причине отсутствие должного контроля со стороны ООО «Теплый дом» за своевременностью рассмотрения контрагентами по договорам ресурсоснабжения поданных управляющей организацией заявок (оферт).
Таким образом, поскольку ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих об отсутствии его вины в не заключении до настоящего времени договоров ресурсоснабжения и невозможности их более раннего заключения по объективным или независящим от ответчика причинам, суд приходит к выводу, что права истца, как потребителя жилищно-коммунальных услуг, в данной ситуации со стороны ответчика нарушены, поскольку истец при избранном в установленном законом порядке способе управления домом управляющей организацией, вопреки решениям общего собрания собственников, до настоящего времени лишен возможности получать коммунальные услуги напрямую от управляющей организации, при этом с 01 апреля 2015 года по настоящее время продолжает вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающим организациям, несмотря на то, что фактическим "исполнителем" коммунальных услуг в рассматриваемом случае должна являться управляющая организация.
Установив факт нарушения ООО «Теплый дом» прав истца как потребителя, руководствуясь ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», принимая во внимание личности потребителя и исполнителя, фактические обстоятельства дела, степень вины нарушителя, характер и степень нравственных страданий истца, которому в период управления ООО «Теплый дом» многоквартирным домом коммунальные услуги предоставлялись ресурсоснабжающими организациями надлежащего качества, а также учитывая требования разумности, справедливости, суд считает возможным и объективным удовлетворить требования истца о компенсации морального вреда только частично, определив его в размер 500 рублей.
В силу п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Вместе с тем, суд не находит оснований для взыскания в пользу истца с ответчика ООО «Теплый дом» штрафа, так как истцом не представлено доказательств направления ответчику досудебной претензии и установления каких-лидо сроков для ее исполнения, которые бы ответчиком были бы нарушены.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины, при рассмотрении дела не установлено.
В силу требований пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку требования истца о признании бездействия незаконным и компенсации морального вреда являются взаимосвязанными и неимущественными требованиями, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составит 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Теплый дом» о защите прав потребителей, признании бездействия незаконным, возложении обязанности подать заявку (оферту) для заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров приобретения коммунальных ресурсов, заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры приобретения коммунальных ресурсов, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,- удовлетворить частично.
Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Теплый дом» (ОГРН <***>), выразившееся в не заключении до настоящего времени договоров приобретения коммунальных ресурсов: тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, принятие сточных бытовых вод, электроэнергия в целях предоставления коммунальных услуг в <адрес> г. Вилючинска – незаконным.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Теплый дом» в пользу ФИО1 500 рублей в счет компенсации морального вреда.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Теплый дом» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
ФИО1 в удовлетворении остальной части исковых требований: о признании незаконным бездействия ООО «Теплый дом», выразившегося в не направлении в ресурсоснабжающие организации в семидневный срок заявок (оферт) с приложением документов, определенных пунктами 5,6,7 и 8 Правил обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 124 от 14 февраля 2012 года, для заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов: тепловая энергия горячая и холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия для предоставления коммунальных услуг в <адрес> в г. Вилючинске; о возложении на ООО «Теплый дом» обязанности в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования пунктов 5,6,7 и 8 Правил обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 124 от 14 февраля 2012 года по подаче ресурсоснабжающим организациям заявок (оферт) с приложением документов, определенных вышеуказанными пунктами Правил №124, для заключения договоров о приобретении коммунальных ресурсов: тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия для предоставления коммунальных услуг в <адрес> в г. Вилючинске; о возложении на ООО «Теплый дом» обязанности с целью предоставления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, отопления, водоотведения и электроснабжения в <адрес> в г. Вилючинске не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов: тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, сточные бытовые воды, электроэнергия, с определением даты начала поставки указанных коммунальных ресурсов не позднее 30 дней со дня вступления решения суда; компенсации морального вреда в размере 29 500 рублей; взыскании штрафа - отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 февраля 2016 года.
Судья | В.М. Воронова |