ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-260/2021 от 23.03.2021 Богородицкого районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2021 года г. Богородицк Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Давыдовой Н.В.,

при помощнике Рожновой М.В.,

с участием

истов: Ведникова Н.П., Ведниковой Г.Н., Ведникова Д.Н.,

представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» по доверенности Гербера С.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-260/2021 по иску Ведникова Н.П., Ведниковой Г.Н., Ведникова Д.Н., Ведникова В.Н. к ООО «МСК-НТ» о признании незаконными действий ООО «МСК-НТ» по начислению и взиманию платы за услуги сбора, вывоза, утилизации твердых бытовых отходов, возложении на ООО «МСК-НТ» обязанности по прекращению действий по начислению платы за услуги сбора, вывоза, утилизации твердых бытовых отходов,

установил:

Ведников Н.П., Ведникова Г.Н., Ведников Д.Н., Ведников В.Н. обратились в суд с иском к ООО «МСК-НТ» о признании незаконными действий ООО «МСК-НТ» по начислению и взиманию платы за услуги сбора, вывоза, утилизации твердых бытовых отходов, возложении на ООО «МСК-НТ» обязанности по прекращению действий по начислению платы за услуги сбора, вывоза, утилизации твердых бытовых отходов, указывая о том, что они являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

ООО «МСК-НТ» на территории <адрес> осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Неоднократно в адрес истцов направлялись платежные поручения на оплату услуги по вывозу твердых бытовых отходов. Истцы обращались к ответчику по вопросу незаконности выставляемых ООО «МСК-НТ» счетов, однако счета продолжают выставляться по настоящее время. Для оказания услуги по вывозу твердых бытовых отходов и взимания платы за нее необходимо заключение с абонентом договора в письменном виде, однако такой договор с истцами не заключался, в связи с чем у ответчиков отсутствуют основания производить начисление платы за оспариваемую коммунальную услугу. Также они: Ведников Н.П., Ведникова Г.Н., Ведников Д.Н., Ведников В.Н. проживают в частном доме, твердые бытовые отходы утилизируют сами: бумагу сжигают в печке, пластик и металлолом сдают в приёмный пункт, расположенный по адресу: <адрес>. Отходы от продуктов питания идут на корм скоту и в компостную яму, стекло разбивают в песок и со щебнем делают ремонт в доме.

Договоров они никаких не подписывали, квитанции не оплачиваил, мусор в мусорные контейнеры, принадлежащие ООО «МСК-НТ», не выкидывали, конклюдентных действий их семья не совершала. Письма с предложением о заключении договора от МСК-НТ им не приходили. Долг копится с каждым месяцем. Вывоз мусора -это услуга. Также отсутствует факт нахождения мусорной площадки вблизи дома. Мусорный контейнер стоит в 400 метрах от их дома. Существует СанПин 42-128-4690-88, пункт 2.2.3 определяет, что мусорные площадки должны находиться на расстоянии не ближе 20 метров и не дальше 100 метров от жилых домов.

На основании ст.ст. п.1 ст.11, 421, 432 ГК РФ, просили суд:

признать незаконными действия ООО «МСК-НТ» по начислению и взиманию с Ведникова Н.П., Ведниковой Г.Н., Ведникова Д.Н., Ведникова В.Н. платы за услуги сбора, вывоза, утилизации твердых бытовых отходов, возложить на ответчика обязанность прекратить действия по начислению платы за указанную коммунальную услугу.

В судебном заседании истцы Ведников Н.П., Ведникова Г.Н., Ведников Д.Н. поддержали свои исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, а также поддержали поданный ими отзыв на письменные возражения ответчика.

Как следует из отзыва истцов на письменные возражения ответчика, ООО «МСК-НТ», в своем возражении ответчик утверждает, что по общему правилу (п.8(17) Постановления правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N9 1156) договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Такой формулировки в (п.8(17) Постановления правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 нет. Более того, в п.6 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 указано, что региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора. Им, истцам, никакого предложения о заключения договора на адрес не поступало. Также ответчик утверждает, что контейнерная площадка, согласно реестру, находится возле дома по адресу <адрес>. По основным требованиям статей СанПиН (№42-128-4690-88) мусорные контейнеры и жилые строения должно разделять расстояние минимум в 20 метров, максимум в 100 м. В их же случае расстояние до контейнерной площадки составляет более 300 метров. Зимой контейнеры вообще завалены снегом и до них не добраться. Их семья Ведниковых за все это время ни разу не воспользовались услугами ООО «МСК- НТ». Никаких конклюдентных действий, подтверждающих их согласие на оказание услуг ООО «МСК-НТ», они не совершали. Мусор в их контейнеры не выбрасывали, никаких счетов они не оплачивали. Органические отходы они утилизируют в компостной яме. Металл и пластик сдают на вторичную переработку. К делу прилагаются договоры и акты, заключенные с третьими лицами, компаниями, которые утилизируют пластик и металл. Они, истцы, за раздельный сбор мусора. Есть свидетели, которые готовы подтвердить, что они ни разу не пользовались услугами ООО «МСК-НТ». 10 марта 2021 года они лично были на полигоне в <адрес>, где ООО «МСК- НТ» выгружает мусор. Никакие нормы СанПиН с их стороны не соблюдаются. Гора мусора высотой с 3-х этажный дом. Мусор никак не обрабатывается, не сортируется. Вокруг на дороге и на деревьях за километр до мусорного полигона лежит мусор, летают пластиковые пакеты. Никакого индустриального комплекса обработки, утилизации и размещения твердых коммунальных отходов мощностью до 300 тыс. т/год, который ООО «МСК-НТ» обязалась ввести в эксплуатацию не позднее 30.06.2019 в соглашении от от-28.04.2018-1 по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, там нет. Считают, что ООО «МСК-НТ» не выполняет свои обязательства по утилизации и обезвреживанию мусора. С 1 января 2019 года вступает в силу запрет на вывоз и захоронение на полигонах твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". В судебной практике есть опыт, подтверждающий случай неоказания услуг организацией, отвечающей за вывоз мусора. Гражданин ФИО11 доказал, что он не пользовался услугами организации по вывозу мусора и выиграл дело. Просят рассмотреть судебную практику дела г. при рассмотрении их иска. С 18 ноября 2020 года Ведников Д.Н., ФИО2, ФИО3 имеют временную регистрацию и проживают в <адрес>. Просят суд выставленные счета ООО «МСК-НТ» на обращение с твердыми бытовыми отходами в отношении семьи Ведниковых считать незаконными, освободить их от их уплаты в связи с не оказанием услуг по вывозу мусора.

Кроме того, в судебном заседании истец Ведникова Г.Н. пояснила о том, что они, истцы, не являются собственники жилого дома, в котором они проживают, расположенного по адресу: <адрес>. Данный дом родителей мужа Ведникова Н.П. В этом доме зарегистрировано шесть человек: она, муж Ведников Н.П., двое сыновей, и дети сына Ведникова Д.Н. Она с мужем проживает вдвоем по указанному адресу. Их сын Ведников Д.Н. проживает со своей семьей: женой, дочкой и сыном в <адрес>, там они снимают жильё уже 5-6 лет. Там у них временная регистрация. С 18 ноября 2020 года у него новая временная регистрация в <адрес>. Младший сын Ведников В.Н. проживает и снимает квартиру в <адрес>, там он регистрацию не имеет. Бочки под мусор поставили в 2020 году. С декабря 2019 года им стали присылать квитанции за мусор по 740 рублей. Они не оплачивают, так как договора нет, они ничего не подписывали. У них нет строительного материала, инструментов, сантехники, бытовой техники, который они бы могли выкидывать, они же не каждый месяц и год делают ремонт. Ремонт они делают раз в десять лет. Когда они поменяли ванную, то они её сдали в металлом. Они сами утилизируют мусор. Стекло побили, смешали со щебенкой, цементом и заделали дыры, которые проделали мыши, в стенах сарая. Если есть какой - то мусор, в том числе плитка, то они засыпают подъезд к своему дому, сделали себе дорогу. Пластик они сдают в <адрес>, есть договор, металлом сдают, где <данные изъяты>, там прием металла. Сын Ведников Д.Н. сдает целованные мешки, любой пластик в <адрес> раз в месяц, к ним в <адрес> приезжают каждый месяц за пластиком. Макулатуру они сжигают в печке, а также макулатуру их сноха сдает к себе на работу, в <данные изъяты>. Они контейнерами для мусора не пользуются. Если что-то деревянное, то они этим топят печку. Они не могут столько выработать мусора на 740 рублей, и столько они не съедят. Кроме того, эти контейнеры стоят грязные, они не обрабатываются, не моются. От контейнеров плохие запахи. Им сказали соседи, что мусор из контейнера не забрали ни в субботу, ни во вторник, собаки весь мусор растащили по деревне. Мусорная машина приехала только в среду. Мусорная машина не всегда во время забирает мусор. От их дома 340 метров до ближайшего контейнера, и то он стоит не на площадке, а стоит поодаль, дороги нет. Местные жители собирали деньги на дороги к свои домам, а они дороги разбивают. Пусть сначала сделают дороги, а потом требуют оплату за мусор. Они, истцы, отменили приказ о взыскании с них задолженности за мусор. Но ещё исковое заявление о взыскании задолженности за оплату мусора на них к мировым судьям не поступало. Они хотели приобщить видео, на котором снята мусорная свалка в <адрес>, там ничего не обезвреживается, не перерабатывается. От свалки все летит по полям, сплошная грязь. Они за раздельный сбор мусора, но этого нет. Они не согласны с начислением оплаты за мусор потому, что они договор не заключали, никаких конклюдентных действий по заключению договора не совершали, мусор утилизируют сами, контейнеры стоят далеко. Контейнеры переполнены и не моются. Кроме того, мусор вывозят на свалку, которая не обезвреживается, это экологическая катастрофа. Цены по начислению платы за мусор очень большие. Кроме того, они не согласны с начислением мусора ещё и потому, что их сын Ведников Д.Н. имеет временную регистрацию по другому адресу в <адрес>. Но заявление о перерасчете платы за мусор, сын Ведников Д.Н. написал только 02.03.2021 года. За март 2021 года им произведен перерасчет, оплата за мусор уменьшена.

Истец Ведников Н.П. в судебном заседании пояснил о том, что он полностью доверяет пояснениям истца Ведниковой Г.Н.

В судебном заседании истец Ведников Д.Н. пояснил о том, что он поддерживает пояснения истца Ведниковой Г.Н. У него временная регистрация в <адрес> с 18 ноября 2020 года, квитанции за ТКО приходит по адресу временной регистрации с учетом его и детей. Он написал заявление о перерасчете коммунальной услуги только 02.03.2021 года, обратившись в Единый расчетный центр. В настоящее время пришла квитанция за мусор по адресу его постоянной регистрации в <адрес>, где сумма по оплате мусора уменьшена. Он не согласен с начислением платы за мусор, так как по указанному адресу не проживал. Кроме того, он за раздельный сбор мусора, жена у него эколог. Они сами все утилизируют в <адрес>. Он отдельно сдает пластик, стоит специальный контейнер для пластика в <адрес>. Также он не согласен, потому что договор на вывоз мусора они не заключали.

В судебное заседание не явился истец Ведников В.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представил заявление о рассмотрении данных исковых требований в своё отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» по доверенности Гербер С.Я. исковые требования истцов не признал, просил в них отказать по изложенным в письменных возражениям основаниях, поддержал письменные возражения ответчика.

Так, согласно письменным возражениям ответчика, ООО «МСК-НТ» в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28 апреля 2018 г. , заключенным с министерством природных ресурсов и экологии <данные изъяты> области, с 01 января 2019 года приступил к выполнению функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на части территории <данные изъяты> области в границах территорий муниципальных образований <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> районов <данные изъяты> области.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и местах сбора, находящихся в зоне деятельности регионального оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, как следует из пункта 5 статьи 24.7 Федерального Закона № 89-ФЗ, заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г.».

Предоставление собственникам и пользователям жилых помещений услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, размещенного в порядке публичной оферты, условия которой опубликованы 05 декабря 2018 года на официальном сайте ООО «МСК-НТ» в сети Интернет (http://tula.msk-nt.ru/"), а также в газете «<данные изъяты>» от 07 декабря 2018 года.

Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется региональным оператором из контейнерных площадок согласно реестру, утвержденному Администрацией МО <данные изъяты> район <данные изъяты> области.

Исходя из численности населения в <адрес>, региональным оператором 01.02.2020 была произведена установка 14 контейнеров объемом 0,8 куб.м в данном населенном пункте, в соответствии со схемой их расстановки, согласованной с органом местного самоуправления.

В силу п.9,10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами потребители <адрес> обязаны осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО в соответствии со схемой обращения с отходами.

Контейнерная площадка, закрепленная за адресом места жительства истцов: <адрес>, располагается по адресу: <адрес> напротив д. (согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО МО <данные изъяты> р-на от 10.03.2020 года, размещен на сайте МО <данные изъяты> р-н <данные изъяты> области - вкладка «Деятельность», далее «Реестры контейнерных площадок»).

Нежелание потребителя пользоваться предоставленными услугами и выполнять требования Закона не является основанием для освобождения его от оплаты оказываемой коммунальной услуги.

Предоставление лицензии физическому лицу на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности законом не предусмотрено.

Истцы проживают с несовершеннолетними детьми в частном доме, в котором в процессе жизнедеятельности образуются ТКО, в том числе, и бытовые отходы, которые истцы самостоятельно не вправе утилизировать.

Таким образом, истцы с 01 февраля 2020 г. и по настоящее время являются собственниками твердых коммунальных отходов, образуемых в результате жизнедеятельности, и, соответственно, потребителями коммунальной услуги по обращению с ними.

В соответствии с выпиской из домовой книги истцы с даты начала оказания услуги по обращению с ТКО, то есть с 01.02.2020 года и по настоящее время, постоянно зарегистрированы проживающими по месту жительства по адресу: <адрес> - шесть человек (в том числе 2-е несовершеннолетних детей). В связи с чем, местом оказания услуги, предоставляемой ответчиком, является адрес постоянной регистрации места жительства истцов.

Ранее ответчик обращался в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с истцов. 19.11.2020 года мировым судьей судебного участка <данные изъяты> судебного района судебный приказ по возражению Ведниковых был отменен. В связи с чем, возник спор о праве взыскания солидарной задолженности в порядке приказного производства. После чего мировому судье судебного участка <данные изъяты> судебного района <данные изъяты> области ООО «МСК-НТ» направило исковое заявление о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги с Ведникова Н.П., Ведниковой Г.Н., Ведникова Д.Н. и Ведникова В.Н. в солидарном порядке.

Обязанность по оплате оказываемых услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возникла у истцов с 01.02.2020 г. (с момента установки контейнеров по сбору ТКО на отведенных органом местного самоуправления площадках в <адрес>) и не связана с наличием заключенного письменного договора. Доказательств неоказания или некачественного оказания услуг истцами не представлено. Соответственно, квитанции на оплату услуг выставляются ООО «МСК- НТ» правомерно. Расчет начислений оплаты услуги ведется для всех жителей <данные изъяты> области по нормативам накопления ТКО и единым тарифам, установленным соответствующими исполнительными органами Регионального Правительства.

Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден постановлением Комитета <данные изъяты> области по тарифам и с 01.01.2020 года (в соответствии с постановлением от 20.12.2019 года ) составляет 670,30 руб. за куб.м, на период с 2020 по 1-е полугодие 2021 г.

Как следует из дополнений к письменным возражениям ответчика, истцы в исковом заявлении ссылаются на то, что коммунальные отходы они утилизируют сами, в том числе сдают пластиковую бытовую тару и металлолом в пункты приема, за что получают денежные средства.

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются. Истцы проживают в индивидуальном жилом доме, имеют отдельный земельный участок под его строительство, а также для размещения иных объектов приусадебного хозяйства, которые со временем перестраиваются, ремонтируются, создавая при этом те же твердые коммунальные отходы (ТКО). ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (ст. 1 Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Таким образом, перечень таких отходов значительно шире и включает в себя помимо вторсырья, накапливающегося в жилом помещении, ещё и другие отходы - одежду, обувь, бытовую технику, строительный инструмент, строительный мусор, электроприборы, мелкий колесный транспорт (велосипеды, самокаты, коляски, тележки), спортивный инвентарь, игрушки, мебель, отработанные материалы интерьера жилого помещения: полы, двери, окна, напольные, настенные и потолочные покрытия, сантехника, а для частного сектора, в котором и зарегистрировано место жительства истцов, помимо вышеуказанного перечня, также к ТКО относятся растительные отходы при уходе за приусадебным участком, газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками. В связи с чем, и нормы накопления ТКО в индивидуальных жилых домах больше по сравнению с многоквартирными домами. При чем, этот повышенный показатель для индивидуальных жилых домов установлен не только по <данные изъяты> области, но и в других регионах.

В <данные изъяты> области нормативы накопления ТКО утверждены Приказом Министерства строительства и ЖКХ <данные изъяты> области от 31.10.2017 г. и составляют на 1 проживающего: в многоквартирных домах 2,30 куб.м, в год, в индивидуальных жилых домах 2,65 куб.м, в год. Данные нормативы обязательны к применению расчетов для всех физических лиц, проживающих на территории <данные изъяты> области. Приказ в части установления нормативов накопления ТКО на территории <данные изъяты> области оспаривался заинтересованными лицами (в том числе и жителями индивидуальных жилых домов) в судебном порядке в <данные изъяты> областном суде, однако в административном иске было отказано (решение суда от 28.11.2019 года по делу ), судебное решение вступило в законную силу 04.06.2020 года после его апелляционного обжалования.

В связи с чем, право истцов на утилизацию или переработку некоторого количества отходов, накопленных или собранных на стороне, ответчик не оспаривает, считая это их личной инициативой в целях извлечения прибыли или компенсации каких-то затрат.

Согласно графику периодичности вывоза твердых бытовых отходов из мест накопления, согласованному с Главой администрации муниципального образования <данные изъяты> район <данные изъяты> области, в <адрес> сельского округа, вывоз ТКО с мест накопления производится дважды в неделю (строка 255-269 графика). Графики периодичности вывоза ТКО установлены Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО (п.3.3.6, 3.3.12, 3.3.14). Размещением и содержанием контейнерных площадок региональный оператор не занимается. В обязанности регионального оператора входит установить на организованных органом местного самоуправления контейнерных площадках контейнеры или бункеры в количестве, достаточном для оказания услуги по нормативам накопления ТКО, исходя из численности населения в каждом населенном пункте. До февраля 2020 года в <адрес> контейнерных площадок не было. Кем и куда вывозились или утилизировались отходы, можно только догадываться, поскольку так называемые полигоны <данные изъяты> района по размещению ТКО изначально возникли как несанкционированные свалки, теперь подлежат рекультивации (таблица 24 Территориальной схемы обращения с ТКО на территории <данные изъяты> области). Сведениями о нарушениях по транспортировке ТКО из <адрес> ответчик не располагает. В зимнее время из-за частых снегопадов подъезд к контейнерным площадкам бывает невозможен. После устранения снежных заносов на подъездных путях и расчистки от снега контейнерных площадок силами органов местного самоуправления сбор и вывоз ТКО ведется по графику. Вывоз ТКО производится специализированным транспортом на установленные Соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО полигоны в <адрес>, поскольку размещение их на полигонах <данные изъяты> района (близ <адрес>, <адрес>, <адрес> и в <адрес>), а также на других близлежащих полигонах с 01.01.2019 года запрещено. Весь вывоз - маршруты следования транспорта контролируются системой спутникового позиционирования ГЛОНАСС, места контейнерных площадок фотографируются. По запросу органов местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных органов или суда информация по каждому специализированному транспортному средству и маршрутах его передвижения может быть раскрыта. Сведениями о временной регистрации места жительства истцов ООО «МСК- НТ» не располагает. С заявлением о перерасчете представляются подтверждающие документы о временной регистрации по другому месту жительства (п.92 Правил). С заявлением о перерасчете оплаты коммунальной услуги истцы не обращались.

Также в судебном заседании представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» по доверенности Гербер С.Я. пояснил о том, что мусорная реформа началась для того, чтобы ликвидировать несанкционированные полигоны. Вокруг <адрес> существовало 4 несанкционированных полигона. В настоящее время мусор из <данные изъяты> района вывозят либо в <адрес>, либо в <адрес>. Тарифы обусловлены как раз тем, что мусор приходится вывозить за 50 км от <данные изъяты> района. Нормативы установлены Правительством <данные изъяты> области. Специальные комиссии разрабатывали нормативы, получилось так, что по частному сектору нормативы больше, чем в многоквартирных домах. Еще не все граждане готовы к к раздельному сбору, в силу своей культуры. Те конторы, которые закупают пластик, везут его к ним же, на их полигоны. Там есть их специальные люди, которые мусор сортируют. Когда было заключено соответствующее соглашение между региональным оператором и Правительством <данные изъяты> области 28 апреля 2018 года, их обязали опубликовать публичный договор. Был оформлен специальный сайт, где 05.12.2018 года был опубликован публичный договор, также было оповещение в газете «<данные изъяты>» 07.12.2018 года. Данный публичный договор обязателен как для регионального оператора, так и для жителей <данные изъяты> области, в данном случае заключение письменного договора не требуется. Размещение контейнерных площадок не входит в их обслуживание. С 1 января 2019 года договор по вывозу мусора действует по всей <данные изъяты> области. По <адрес> контейнеры были поставлены позже, и начисления за мусор стали приходить с 01.02.2020 года. За постановку контейнера они отвечают, когда есть контейнерная площадка. Снежные заносы расчищать должна местная администрация. Отсутствие контейнеров не влияет на то, чтобы они не производили начисления платы за мусор. Граждане не могут сами утилизировать мусор, так как это должны делать специализированные организации, имеющие специальные лицензии. Нормативы установлены специальными комиссиями, которые были предметом оспаривания в суде, они установлены и не соглашаться с ними нет оснований. У них есть график вывоза мусора, в том числе, в <адрес>. В соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами указан, в том числе, и весь <данные изъяты> район.

По основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, на основании положений ст.ст. 154, 155 ЖК РФ, ст. ст. 432, 437, 779 ГК РФ, ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, приходит к следующему.

Так, согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (п.4,5 ст. 426, ст. 167 ГК РФ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, обр

Согласно ч.1,2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

На основании части 1,2 статьи 24.7 Федерального Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12.11.2016 г. твердые коммунальные отходы должны накапливаться на специальных контейнерных площадках, оборудованных контейнерами для сбора отходов. Региональный оператор обязан разместить контейнеры/бункеры для сбора отходов в местах, определяемых (организованных) органом местного самоуправления - контейнерных площадках.

В соответствии с Постановлением Правительства <данные изъяты> области от 28.12.2018 года «Об утверждении Порядка накопления ТКО на территории <данные изъяты> области» (пункты 4-6) накопление ТКО допускается только в местах (площадках) накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с п.13 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории <данные изъяты> области (утв. Постановлением Правительства <данные изъяты> области от 28.12.2018 г. ) количество, объем и тип контейнеров, бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются региональным оператором, исходя из численности населения, пользующегося контейнерами, бункерами, с учетом нормативов накопления ТКО, сроков хранения ТКО, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Расчетный объем контейнеров, бункеров должен соответствовать фактическому накоплению ТКО в периоды наибольшего образования ТКО.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

П. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно показаниям свидетеля ФИО13 в судебном заседании, она знает семью Ведниковых, они являются её соседями, которые проживают от неё через два дома в <адрес>. Она за целый год не видела, чтобы Ведниковы носили мусор в контейнер. Она платит за коммунальную услугу-вывоз мусора. У них нет дорог, а контейнер поставили для мусора на дороге. Машина для вывоза мусора два раза приехала и дорога разбилась. Тогда они, жители села, контейнер отодвинули в другое место, подальше от дороги. Она мусор носит редко, набирает его за месяц. У неё мусор накапливается. Расстояние до контейнера далеко.

Разрешая спорные правоотношения, судом установлено, что в жилом доме <адрес> зарегистрированы: Ведников Н.П. – с 21.09.1978 года по настоящее время, Ведникова Г.Н. – с 15.11.1988 года по настоящее время, Ведников Д.Н. –с 06.11.1988 года по настоящее время, Ведников В.Н.- с 02.02.1996 года по настоящее время, ФИО2 – с 29.10.2014 года по настоящее время, ФИО3- с 19.10.2020 года по настоящее время, что подтверждается выпиской из домовой книги, выпиской из похозяйственной книги , лицевой счет , справкой МО <данные изъяты> от 24.02.2021 года .

В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 28 апреля 2018 года, Министерство природных ресурсов и экологи <данные изъяты> области и Общество с ограниченной ответственностью «МСК-НТ» заключили данное соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Предметом данного Соглашения является обеспечение сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (далее –ТКО) на части <данные изъяты> области в границах территорий муниципального образования, в том числе <данные изъяты> района <данные изъяты> области (п.1.1 Соглашения).

Согласно приложению к Соглашению с региональным оператором, к зоне деятельности регионального оператора относится муниципальное образование <данные изъяты> район, включающий <адрес>, МО <данные изъяты>, МО <данные изъяты>, МО <данные изъяты>, МО <данные изъяты>.

Как следует из платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг за январь 2021 года по адресу: <адрес>, количество проживающих 5 человек, начисляется коммунальная услуга –обращение с ТКО, исходя из объема оказанной услуги 1,104165 куб. м и тарифа (670,30 руб. за куб. м) по 740,12 руб.

Постановлением администрации МО <данные изъяты> район от 26.05.2020 года утверждена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, планируемых к созданию на территории муниципального образования <данные изъяты> район, в том числе мусорных контейнеров в <адрес>, в районе дома , , ,.

Площадка накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, в районе дома , к которой прикреплен дом , включена в утвержденный реестр площадок накопления ТКО МО <данные изъяты> район (номер ), размещенный на официальном сайте МО <данные изъяты> район <данные изъяты> области (вкладка «Деятельность», далее «Реестры контейнерных площадок»).

Как следует из сообщения главы администрации муниципального образования <данные изъяты><данные изъяты> района <данные изъяты> области от 24.02.2021 года , услуги по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования <данные изъяты><данные изъяты> района, в том числе, на территории <адрес>, осуществляет ООО «МСК-НТ».

С учетом изложенных обстоятельств, оценив представленные письменные доказательства, в соответствии с требованиями относимости, допустимости и достоверности, согласно ст. 67 ГПК РФ, судом установлено, что 05 декабря 2018 года на официальном сайте ООО «МСК-НТ» в сети Интернет (http://tula.msk-nt.ru/"), а также в газете «<данные изъяты>» от 07 декабря 2018 года размещена информация о том, что с 1 января 2019 г. транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов образующихся на территории <данные изъяты> области, куда входит <данные изъяты> район, осуществляется региональным оператором ООО "МСК-НТ". Также доведена информация, в виде адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и проект типового договора, указано место нахождения Тульского филиала ООО "МСК-НТ" и телефон для справок.

Судом также установлено, что ООО "МСК-НТ" оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования <данные изъяты><данные изъяты> района <данные изъяты> области, именно в <адрес>, в качестве регионального оператора с 01 февраля 2020 г (с момента установки контейнеров по сбору ТКО на отведенных органом местного самоуправления площадках в <адрес>), в связи с чем в адрес истцов направляются платежные документы по оплате услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная с февраля 2020 года, исходя из объема оказанной услуги 1,104165 куб.м и тарифа (670,30 руб. за куб. м) по 740,12 руб., ежемесячно.

Из содержания п. 8 (17) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Вместе с тем, истцами, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, суду не представлены доказательства, что ими были направлены региональному оператору заявка потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, в связи с чем, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между истцами Ведниковым Н.П., Ведниковой Г.Н., Ведниковым Д.Н., Ведниковым В.Н. и ответчиком ООО «МСК-НТ» считается заключенным.

Таким образом, истцам в связи с заключенным договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора, обоснованно начисляется плата за обращения с ТКО, из расчета пяти зарегистрированных лиц в указанном жилом помещении, поскольку ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован только 19.10.2020 года.

Доводы истцов о том, что один из них, Ведников Д.Н., с 18 ноября 2018 года временно зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> вместе с несовершеннолетними детьми, и на них не должна была с этого времени начисляться плата за обращения с ТКО, являются необоснованными, поскольку истец Ведников Д.Н. обратился к региональному оператору с заявлением о перерасчете только 02.03.2021 года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 02.03.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги (п.91).

После обращения истца Ведникова Д.Н. с заявлением о перерасчете коммунальной услуги плата за ТКО была уменьшена, что следует из его пояснений в судебном заседании.

В связи с чем, на момент рассмотрения данных исковых требований данный довод истцов не имеет правового значения.

Доводы истцов Ведникова Н.П., Ведниковой Г.Н., Ведникова Д.Н., Ведникова В.Н. о том, что они не пользуются контейнером для мусора, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку нежелание потребителя пользоваться предоставленными услугами и выполнять требования закона не является основанием для освобождения его от оплаты оказываемой коммунальной услуги.

Факт установки контейнерной площадки на более длительном расстоянии, чем это предусмотрено нормами действующего законодательства, также не является основанием для освобождения истцов от оплаты оказываемой коммунальной услуги.

Доводы истцов о том, что они сами утилизируют мусор, являются не состоятельными, поскольку предоставление лицензии физическому лицу на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности законом не предусмотрено.

Оценивая представленные истцами договор купли-продажи вторсырья от 10.03.2021 года, заключенный ИН ФИО14 и Ведниковым Н.П., товарный чек от 10.03.2021 года на сумму 225 рублей за сдачу бытового пластика, приемо-сдаточный акт от 17.11.2020 года металлолома на сумму 851,2 руб., суд приходит к выводу, что данные документы не подтверждают факта заключения истцами договора на вывоз ТКО с другой специализированной организацией.

Доводы истцов о том, что им оказывается услуга не надлежащего качества, которая бы свидетельствовала о невозможности пользоваться услугами регионального оператора, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку доказательства данным обстоятельствам истцами не представлены.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истцы проживают в индивидуальном жилом доме, в котором они зарегистрированы, в процессе их жизнедеятельности, безусловно, образуются твердые коммунальные отходы, вывоз которых, в силу положений закона, является обязательным, а их утилизация потребителем запрещена законом, факт оказания ответчиком услуг по вывозу твердых коммунальных отходов по <адрес> истцами не оспорен, как и не оспорен факт выставления квитанций на оплату услуг ответчиком по вывозу ТКО, в связи с чем, между истцами и ответчиком заключен публичный договор на предоставление услуг по вывозу ТКО.

Принимая во внимание непредставление истцами доказательств того, что между ними и ответчиком отсутствует договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, что в спорный период истцы осуществляли вывоз ТКО собственными силами без нарушения требований закона, что они заключили договор на вывоз ТКО с другой специализированной организацией, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Ведникова Н.П., Ведниковой Г.Н., Ведникова Д.Н., Ведникова В.Н. к ООО «МСК-НТ» о признании незаконными действий ООО «МСК-НТ» по начислению и взиманию им платы за услуги сбора, вывоза, утилизации твердых бытовых отходов, возложении на ООО «МСК-НТ» обязанности по прекращению действий по начислению платы за услуги сбора, вывоза, утилизации твердых бытовых отходов, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 27.03.2021 года