ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-260/2022 от 10.06.2022 Дубовского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-260/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дубовка 10 июня 2022 года

Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Генералова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Коробовой О.М..,

с участием старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Деревянченко Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации, к администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области об обязывании действий,

установил:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области с требованиями возложить на администрацию городского поселения г. Дубовка Дубовского муниципального района Волгоградской области обязанность создать специализированную площадку для размещения загрязнённого снега соответствующие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85».

При подаче искового заявления в обосновании заявленного требования указано, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства по вопросам реализации полномочий органов местного самоуправления по размещению загрязнённого от уборки территории снега в деятельности администрации городского поселения г. Дубовка Дубовского муниципального района Волгоградской области. В нарушение пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и пункта 6.11 «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» на территории городского поселения г. Дубовка отсутствуют специализированные площадки, снегоплавильные установки. К полномочиям администрации городского поселения г. Дубовка Дубовского муниципального района Волгоградской области относится обустройство специализированной площадки для размещения загрязнённого снега. Нарушение было выявлено в ходе прокурорской проверки деятельности администрации, в связи с чем в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды № от 28 февраля 2022 г. Согласно поступившему ответу на представление от 21 марта2022 № требования представления признаны законными, вместе с тем до настоящего времени площадка в соответствии с санитарными правилами не создана, данное свидетельствует о том, что меры по устранению отмеченных нарушений органом местного самоуправления до настоящего времени не приняты.

В судебном заседании старший помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Деревянченко Н.О. просил удовлетворить заявленные требования по основаниям указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, надлежащим образом уведомлённого о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Также в судебное заседание не явился представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела.

Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ было определено рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав объяснения старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Деревянченко Н.О., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах).

В силу требований СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» вывоз снега должен осуществляться в специально подготовленные места для приёма снега площадки для вывоза и временного складирования снега, оборудованные водонепроницаемым покрытием, и обвалованных сплошным земляным валом, предотвращающим попадание талых вод на прилегающую территорию и ближайшие поверхностные водные объекты, или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоёмов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

На основании требований «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» устройство снегоплавильных пунктов допускается при сооружениях водоотведения с применением для плавления снега и льда, убираемого с улиц, тепловой энергии сточных вод, со сбросом получаемой талой воды в самотёчную сеть водоотведения. Количество подаваемых на плавление снега сточных вод должно определяться теплотехническим расчётом. Снегоплавильные пункты следует проектировать на основании генеральной схемы их размещения, учитывающей близость расположения основных убираемых от снега территорий, наличие точек подачи сточной воды и отвода талой на очистные сооружения, доступность относительно дорожной сети, удобство подъездов и организации встречного движения грузового автотранспорта, возможность возникновения очередей в периоды после сильных снегопадов, удалённость от жилья и т.п.

В судебном заседании установлено, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства по вопросам реализации полномочий органов местного самоуправления по размещению загрязнённого от уборки территории снега в деятельности администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области.

В соответствии п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Суд считает, что к полномочиям администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области относится обустройство специализированной площадки для размещения загрязнённого снега.

Установлено, что на 8 февраля 2022 года специализированных мест для приема снега на территории городского поселения г. Дубовки Волгоградской области нет.

Согласно представления Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора № от 28 февраля 2022 года направленного в адрес главы городского поселения г. Дубовки, на территории поселения отсутствует специализированная площадка для размещения загрязнённого снега. В связи с чем в представлении было заявлено требование об устранении нарушений природоохранного законодательства причин и условий, им способствующих в области охраны окружающей среды.

Согласно ответ на представление от 21 марта 2022 года требования представления удовлетворены.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суду на момент рассмотрения дела, ответчиком не представлено доказательств того, что на территории городского поселения г. Дубовки Волгоградской области имеется специализированная площадка для размещения загрязнённого снега соответствующая требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85»

Отсутствие специализированной площадки для размещения загрязнённого снега в соответствии с санитарными правилами не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории поселения.

Таким образом, суд приходи к выводу, что нарушены права неопределённого круга лиц на благоприятную среду, а следовательно требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора к администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области об обязывании действий, удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения г. Дубовка Дубовского муниципального района Волгоградской области создать специализированную площадку для размещения загрязнённого снега соответствующие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и «СП 32.13330.2018. Свод правил Канализация, Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85», в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.

Мотивированный текст решения изготовлен 10 июня 2022 года

Судья А.Ю. Генералов