Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года
Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шерстюкова И.В., при секретаре судебного заседания Тупицыной П.В.,
с участием: представителей истца - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ№Конюхова К.С.(ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ№Шамбуровой А.Н.(09.06.2022г.), от ДД.ММ.ГГГГ№Щукиной А.А., от ДД.ММ.ГГГГ№Спренгель А.И.(ДД.ММ.ГГГГ),
ответчика - индивидуального предпринимателя Хомякова С.Н.,
представителя ответчика – адвоката Павловой Е.В.,
рассмотрев путем использования систем видеоконференц-связи в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края к индивидуальному предпринимателю Хомякову С. Н. о возмещении вреда, причиненного в результате самовольного пользования недрами,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Хомякову С. Н. о возмещении вреда, причиненного в результате самовольного пользования недрами в размере 506296 рублей 37 копеек.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
В Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) из МО МВД России «Кочевский» поступили материалы проверок КУСП №, № от ДД.ММ.ГГГГ по факту добычи и вывоза песчано-гравийной смеси в русле вблизи д.Гаинцево Кочевского муниципального округа Пермского края. На основании вышеуказанных материалов Министерством установлено, что ИП Хомяков С.Н. имея умысел на хищение общераспространённого полезного ископаемого – песчано-гравийной смеси, являющейся собственностью Российской Федерации, организовал добычу и вывоз песчано-гравийной смеси в русле вблизи д.Гаинцево Кочевского муниципального округа Пермского края в количестве 1126,53 м3. По данному факту ИП Хомяков С.Н. постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Данное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно стоимости полезного ископаемого, определяемой по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения за август 2020 года – январь 2021 года, размещенной в свободном доступе на официальном сайте Росстата (www.gk.ru): раздел «официальная статистика» > «цены» > «цены производителей» > «промышленные товары» > «индексы цен» или «средние цены» > «база данных», средняя стоимость песчано-гравийной смеси составляет 449,43 рублей за 1 кубический метр (без НДС и акцизов). Актом визуального осмотра территории Министерством от ДД.ММ.ГГГГ следует, что из русла было добыто 1126,53 кубических метра песчано-гравийной смеси. Кроме того, факт причинения вреда ИП Хомяковым С.Н. в количестве 1126,53 кубических метра подтверждается протоколом осмотра места происшествия МО МВД России «Кочевский» от ДД.ММ.ГГГГ, актом визуального осмотра территории Министерством от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами проверок МО МВД России «Кочевский» от ДД.ММ.ГГГГ КУСП № и от ДД.ММ.ГГГГ КУСП №. Стоимость добытой песчано-гравийной смеси ИП Хомяковым С.Н. из русла вблизи д.Гаинцево Кочевского муниципального округа Пермского края составляет 506 296,37 рублей (1126,53 м3 х 449,43 рублей = 506 296,37 рублей). Лицензия на право пользования недрами на рассматриваемом участке у ИП Хомякова С.Н. отсутствует. Истцом в адрес ответчика была направлена претензия о добровольном возмещении вреда в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которая оставлена без удовлетворения.
На основании изложенного, просит взыскать с ИП Хомякова С.Н. вред, причиненный недрам, в размере 506 296,37 рублей.
В судебном заседании представители истца Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Конюхов К.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, Шамбурова А.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, Щукина А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, Спренгель А.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, принявшими участие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, исковые требования поддержали в полном объеме, по изложенным в иске основаниям. С доводами ответчика и представителя ответчика по доверенности не согласились. В Министерство поступили материалы проверок ММО МВД России «Кочевский» от ДД.ММ.ГГГГ КУСП №, 237 по факту добычи и вывоза песчано – гравийной смеси в русле реки Коса вблизи , на основании материалов было установлено, что ответчик Хомяков С.Н., имея умысел на хищение общераспространенного полезного ископаемого - песчано – гравийной смеси (ПГС), являющейся собственностью Российской Федерации, организовал добычу и вывоз ПГС в количестве 1 126,53 м3. По данному факту было вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного штрафа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 000 рублей, штраф уплачен. Привлечение к административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный вред. Доводы Хомякова С.Н. о привлечении ООО «ЭкоГеоМарк» в качестве специализированной организации для определения объема песчано – гравийной смеси, добытой ответчиком, не могут быть приняты, так как событие, в результате которых был причинен недрам произошло ДД.ММ.ГГГГ, а госконтракт заключен с ООО «ЭкоГеоМарк» ДД.ММ.ГГГГ. Отметили, что у ООО «ЭкоГеоМарк» также имеются договорные отношения с ИП Хомяковым С.Н. В отношении технического отчета специалиста Свидетель №2 полагали, что ссылка на данный отчет ответчиком не состоятельна, так за период с февраля 2021 года по август 2021 года объем складированной песчано – гравийной смеси мог значительно измениться. Правила расчета размера вреда, причиненного недрам утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, данный правовой акт применён при определении размера вреда.
В судебном заседании ответчик ИП Хомяков С.Н., представитель ответчика адвокат Павлова Е.В. в судебном заседании исковые требования признали частично, фактические обстоятельства, связанные с добычей песчано – гравийной смеси не оспаривали, пояснив, что Хомяков С.Н. исполнил административное наказание в виде административного штрафа, уплатил штраф, не согласен с размером определения объема добытой песчано – гравийной смеси и размера ущерба. Исковые требования в части среднерыночной рыночной цены песчано – гравийной смеси по Российской Федерации в размере 49939 рублей 20 копеек либо Приволжскому федеральному округу в размере 70148 рублей 97 копеек (на усмотрение суда) признали. В пояснениях в судебном заседании и отзыве на исковое заявление приведено следующее. Истцом не определен фактический объем песчано – гравийной смеси, добытый ответчиком и складированный около реки Коса вблизи д. Гаинцево Кочевского муниципального округа Пермского края, подсчитан без привлечения специалиста - маркшейдера, истец умножил приблизительную среднюю высоту кучи ПГС в виде 3 метров на приблизительную площадь кучи ПГС 375,51 кв.м ( 3м.х 375,51 кв.м = 1126,53 куб.м). Не согласен с результатами акта визуального осмотра должностного лица Свидетель №1, методом и способом определения высоты и объема кучи ПГС, не соответствие акта, составленного главным специалистом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Свидетель №1 и протокола осмотра места происшествия, проведенного начальником отделения уголовного розыска МО МВД России «Кочевский» ФИО2, указавшего, что куча ПГС имеет два конуса(2 м 50 см и 2 м. 80 см.), считая акт визуального осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ недопустимым доказательством, полагая, что истец в соответствии со статьей 56 ГПК РФ истец не представил доказательства, подтверждающие заявленную сумму ущерба. Приведены ссылки на технический отчет специалиста Свидетель №2, который на объекте на ДД.ММ.ГГГГ объем грунта определил в размере 156,06 куб. м, а площадь участка в размере 236,925 кв. м., из данных показателей произведен альтернативный расчет суммы ущерба: 49939 рублей 20 копеек исходя из рыночной цены песчано – гравийной смеси по Российской Федерации, либо 70 148 рублей 97 копеек исходя из средней рыночной цены по Приволжскому федеральному округу.
Суд, исследовав материалы дела и представленные доказательства, изучив мнение сторон, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно ст.77 вышеназванного закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах» (далее по тексту – «Закон о недрах») регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее - углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, согласно ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В силу п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 9 Закона о недрах определено, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Из положений ст. 11 Закона о недрах следует, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (пункт 1 части 1 статьи 23).
В соответствии со ст. 49 Закона о недрах лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным поведением, согласно статье 51 Закона о недрах, влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами расчета размера вреда.
Исходя из положений пункта 2 Правил, вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Статьей 51 Закона о недрах определено, что лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии со ст. 51 Закона РФ "О недрах" утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.
Согласно п. 2 Правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Пунктом 3 данных Правил предусмотрено, что расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами с привлечением подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений на основании государственного задания, а также иных лиц, привлекаемых на основании Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за исключением расчета размера вреда в отношении участков недр местного значения. Расчет размера вреда в отношении участков недр местного значения производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с привлечением подведомственных организаций, а также иных лиц, привлекаемых на основании Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, проведение расчета вреда Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края соответствует установленному порядку.
Стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле: Lз = Nбз x Р, где: Nбз - объем учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами; Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершенное правонарушение (рублей).
Согласно пункта 6 Правил, для целей настоящих Правил объем утраченного в результате самовольного пользования недрами полезного ископаемого, запасы которого не учтены государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых, принимается равным объему извлеченных полезных ископаемых, выявленному в результате соответствующего расследования по факту самовольного пользования недрами.
В соответствии с п. 7 Правил, сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с положениями ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, для возложения на лицо имущественной ответственности за вред, причиненный недрам, необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: факт нарушения законодательства Российской Федерации о недрах в части порядка использования и охраны недр на территории Российской Федерации, наступления вреда и его размер, противоправности поведения причинителя вреда, его вины, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
Недоказанность хотя бы одного из вышеназванных обстоятельств исключает возможность о возложении на ответчика имущественной ответственности за вред, причиненный недрам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИП Хомяков С.Н. осуществлял добычу песчано-гравийной смеси из русла вблизи д. Гаинцево Кочевского муниципального округа Пермского края.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ИП Хомякову С.Н. разрешено использовать земельный участок, находящийся по адресу:в кадастровом квартале 81:03:0803011, в целях складирования строительных материалов для обеспечения ремонтных работ в рамках содержания автомобильных дорог Кочевского муниципального округа на срок до ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 121-124).
В связи с сообщением о незаконной добыче песчано-гравийной смеси ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр места происшествия с привлечением специалиста Отдела геологического надзора Управления минеральных ресурсов Министерства природных ресурсов.
В ходе осмотра установлено, что объектом осмотра является место складирования песчано-гравийной смеси вблизи д. Гаинцево Кочевского муниципального округа. В данном месте имеется насыпь ПГС. Для определения объема ПГС произведен замер путем обхода периметра насыпи с использованием навигатора с обозначением границ. Куча состоит из основной плоскости высотой 2,5 м и части конусной формы (заостренная гора) высотой 2,8 м, соответственно общая высота 5,3 м. Замеры произведены специалистом Свидетель №1 Ранее данная насыпь осмотрена ДД.ММ.ГГГГ по материалу проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ. (т.1, л.д.197-199).
При осмотре места происшествия участка местности ДД.ММ.ГГГГ с привлечением эксперта ФИО с использованием фотоаппарата и рулетки, возле в районе старого сооружения, обнаружен экскаватор, вблизи размещена насыпь песчано-гравийно смеси. Размеры насыпи, размещенной рядом с экскаватором 24мх26м высотой до 3,5 м (т. 1 л.д.67-83). Вопреки доводам представителя ответчика, акт осмотра и протокол осмотра места происшествия не противоречат один другому, а дополняют в совокупности фактические обстоятельства дела. Целевое назначение протокола осмотра места происшествия - предназначен для принятия правового решения в соответствии с УПК РФ, акт осмотра – в целях расчета размера вреда.
Согласно акту визуального осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ и приложений к нему, составленным главным специалистом отдела геологического надзора управления минеральных ресурсов Министерства Свидетель №1 при участи начальника ОУР МО МВД России «Кочевский» ФИО2 в русле вблизи д.Гаинцево Кочевского муниципального округа Пермского края имеется насыпь песчано-гравийной смеси, разработанная с помощью гусеничной техники. Средняя высота насыпи песчано-гравийной смеси составляет 3 метра, площадь кучи составляет 375,51 м2 (т. 2 л.д.36-37).
Постановлением Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ ИП Хомяков С.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в сфере недропользования по факту, указанному в протоколе об административном правонарушении №, назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей (т. 1 л.д. 17-27).
Постановлением Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен объем добытого общераспространённого полезного ископаемого (песчано – гравийной смеси) 1126, 53 м3., стоимость добытой песчано – гравийной смеси 506 296 рублей 37 копеек.
Данное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, штраф ИП Хомяковым С.Н. оплачен ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 14а).
Лицензия на пользование участком недр в русле вблизи д.Гаинцево Кочевского муниципального округа Пермского края у ИП Хомякова С.Н., отсутствует, что ответчиком не оспаривается.
По данным Пермьстата средние цены производителей на песчано-гравийные смеси, реализуемые на внутреннем рынке по Приволжскому федеральному округу, за август - декабрь 2020 года и январь 2021 года составили: за август 2020 года – 440,76 рублей, за сентябрь 2020 года – 436,99 рублей, за октябрь 2020 года – 454,94 рублей, за ноябрь 2020 года – 467,54 рублей, за декабрь 2020 года – 475,10 рублей, за январь 2021 года – 421,30 рублей (т. 2 л.д.39). Представленные ответчиком средние цены производителей на смеси песчано – гравийные за август 2020 года – январь 2021 года не противоречат данным ценам, представленные ответчиком цены указаны с округлением, без показателей в сотых долей.
Таким образом, среднее значение рыночной цены за 6 месяцев, предшествующих дате начала совершения длящегося административного правонарушения, составляет 449,43 рублей за 1 кубический метр ((440,76+436,99+454,94+467,54+475,10+421,30)/6).
Согласно данным Пермьстата, средние цены производителей промышленных товаров на песчано-гравийные смеси, реализуемые на внутреннем рынке по федеральным округам и России, за август - декабрь 2020 года и январь 2021 года составили: за август 2020 года - 286 рублей, за сентябрь 2020 года - 295 рублей, за октябрь 2020 года - 330 рублей, за ноябрь 2020 года - 321 рубль, за декабрь 2020 года - 332 рубля, за январь 2021 года – 354 рубля (т. 2 л.д.50).
Специалистом ООО «ЭкоГеоМарк» на основании заключенного с ИП Хомяковым С.Н. договора подготовлен технический отчет «О выполнении маркшейдерских работ на объекте вблизи д. », из заключения составленного по результатам осмотра объекта (грунта) сделан вывод о том, что объем грунта составляет 156,06 м3 (т.2, л.д. 68-92). Выезд специалиста осуществлен ДД.ММ.ГГГГ, согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении более полугода с момента добычи песчано-гравийной природной смеси, поэтому не могут быть признаны достоверными. Закрепленное в части первой статьи 67 ГПК РФ дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия, следует из принципов судейского руководства процессом и самостоятельности судебной власти. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Уполномоченным органом исполнительной власти Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр места происшествия
Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИП Хомякова С.Н. направлена претензия о возмещении вреда, причиненного недрам в размере 506296,37 рублей в добровольном порядке (т. 1 л.д. 11-14).
Данное требование ответчиком не исполнено.
Истом предоставлен расчет стоимости добытой песчано-гравийной смеси ИП Хомяковым С.Н. из русла вблизи д.Гаинцово. Из данного расчета следует, что объем добытой песчано-гравийной смеси составил – 1126,53 м3. Средняя стоимость песчано-гравийной смеси составила 449 рублей 43 копейки за 1 м3.
Стоимость добытой песчано-гравийной смеси составила: 1126,53 *449,43 = 506296 рублей 37 копеек.
Ответчиком представлен контррасчет, основанный на техническом отчете «О выполнении маркшейдерских работ на объекте вблизи ». Подсчет объема грунта осуществлялся в сертифицированном программном продукте CREDO Объемы. Согласно результатам подсчета: объем грунта на объекте вблизи д. Гаинцево - 156,06 куб.м. (л.д. 68-91 том 2). Истцом расчет произведен исходя из определенного объема ущерба в размере 156,06 куб.м., исходя из средней российской стоимости, которая им была представлена ранее в размере 49939,20 рублей. С данным расчетом суд не соглашается в силу следующего.
Судом не принимается в качестве доказательства объема добытого ископаемого представленное ответчиком заключение специалиста, поскольку оно осуществлено по результатам осмотра, проведенного по истечении более 6 месяцев после выявления факта добычи песчано-гравийной смеси и не содержит исследований и выводов, указывающих на недостоверность сведений, полученных с участием специалиста в результате осмотра ДД.ММ.ГГГГ. Государственный контракт на выполнение маркшейдерских работ не указывает на то, что при исчислении объема добытого полезного ископаемого, нарушены требования Правила расчета размера вреда, поскольку привлечение специалиста и наличие инструментального исследования, факт которых подтвержден как протоколом осмотра места происшествия, так и актом осмотра, свидетельствуют о соблюдении обязательных требований. Доводы ответчика и его представителя, направленные на минимизацию возмещения вреда, являются допустимым способом реализации процессуальных прав, предоставленных лицам, участвующим в деле, статьями 2,12, 35,56,57 ГПК РФ в условиях состязательности и равенства сторон. Суд оценил доказательства, предоставленные сторонами на основании статьей 67, 198 ГПК РФ и приводит основания и мотивы, доводы на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, приводится оценка доказательств сторон. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (часть 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Отвергается также ссылка ответчика о необходимости учета средней стоимости песчано-гравийной смеси за 1 кубический метр по Российской Федерации. Добыча производилась на территории Пермского края, при этом с учетом анализа Правил определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и требований ст. 338,340 Налогового кодекса РФ обоснованно использованы данные о стоимости по Приволжскому федеральному округу, поскольку оценка стоимости добытых полезных ископаемых, определяется исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации.
Объем полезного ископаемого (песчано-гравийной смеси) рассчитан истцом на основании размеров бурта добытой ответчиком песчано-гравийной смеси, определенных сотрудниками полиции при осмотре места происшествия. Указанный объем и размер ущерба не оспаривался ответчиком при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ и не был обжаловано в части объема ущерба (т.2, л.д. 130). Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ ответчиком не заявлялось, о не согласии с объемом и размером ущерба.
Таким образом, судом принимается выполненный истцом расчет суммы вреда, причиненного ответчиком недрам, он признается верным, осуществленным в соответствии с действующим законодательством.
Размер ущерба причиненного ответчиком недрам составляет 506 296,37 рублей (1126,53 х 449,43).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о доказанности причинения ответчиком вреда недрам (природным водным объектам) в результате незаконной (самовольной) добычи полезного ископаемого (песчано-гравийной смеси). Извлеченная песчано-гравийной смесь привела к утрате запасов полезных ископаемых, влечет негативные последствия для окружающей среды, выразившихся, в деградации естественных экологических систем, истощении природных ресурсов, в результате снятия и перемещения песчано-гравийной смеси в отсутствие лицензии, в связи с чем имеются основания для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения вреда.
В добровольном порядке причиненный государству вред до настоящего времени не возмещен, в связи чем, названная сумма подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
В соответствии с пунктом 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, подтверждается Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ№, при этом привлечение соответствующих финансовых органов к участию в деле не является обязательным.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Хомякова С. Н. ( в бюджет муниципального образования «Кочевский муниципальный округ Пермского края» ущерб, причиненный недрам, в размере 506 296 рублей 37 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Шерстюков