ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-260/2022 от 30.03.2022 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2022-000292-38

Дело № 2-260/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2022 года г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при секретаре Щербаковой А.И.,

с участием истца, представителя истца адвоката Олиферова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Зеи, министерству социальной защиты населения Амурской области об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации города Зеи, министерству социальной защиты населения Амурской области, просит установить факт невозможности её проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: , обязать министерство социальной защиты населения Амурской области включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать администрацию города Зеи предоставить ей жилое помещение в городе Зее Амурской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения. Также просит взыскать с ответчиков в её пользу судебные расходы в сумме 25000 руб.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является уроженкой . Её мать ФИО5 решением Зейского районного суда от 30.10.2006 лишена в отношении неё родительских прав. Сведения об отце ФИО6 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Постановлением главы г.Зеи от 05.09.2006 «О сохранении жилого помещения за несовершеннолетней ФИО7» за нею сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: . Постановлением главы г.Зеи от 18.08.2006 над нею установлена опека, опекуном назначена ФИО8 На основании договора дарения 1/3 доли в праве собственности на квартиру от 19.10.2009 ей на праве общей долевой собственности принадлежала 1/3 доля жилого помещения, общей площадью 44,3 кв.м. Постановлением главы г.Зеи от 04.12.2009 «О сохранении жилого помещения за несовершеннолетней ФИО7» за нею сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: .

28.09.2021 она обратилась в администрацию г.Зеи с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из ответа министерства социальной защиты населения Амурской области от 06.12.2021 следует, что ей отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Основанием для отказа явилось отсутствие документов, подтверждающих факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: . 09 февраля 2022 года она обратилась в администрацию г.Зеи с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: . Из ответа администрации г.Зеи от 17.02.2022 следует, что ей отказано в проведении обследования с целью установления факта невозможности проживания в жилом помещении по причине достижения пресекательного возраста (23-х лет).

ФИО8, являющаяся собственником и проживающая в настоящее время в жилом помещении, расположенном по адресу: , , не является членом её семьи. У неё есть дочь ФИО9, года рождения. В результате вселения её и её дочери ФИО9 в жилое помещение по адресу: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составит менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в г.Зее Амурской области. До настоящего времени администрацией г.Зеи решение о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о предоставлении ей жилого помещения не принято, чем существенным образом нарушаются её жилищные права.

В судебном заседании истец и ее представитель на удовлетворении иска настаивали по основаниям, указанным в иске, из их объяснений следует, что с заявлением в адрес министерства социальной защиты населения Амурской области о включении в соответствующий список для обеспечения жилым помещением истец успела обратиться за день до достижения ею возраста 23-х лет, часть документов, приложенных к заявлению, предоставлялись администрацией города Зеи. Ее бабушка – опекун ФИО8 была вынуждена подарить истцу 1\3 долю в праве собственности на квартиру по адресу: для оформления опеки на истцом. После достижения 18 лет истец возвратила данную долю в праве собственности ФИО8ФИО8 членом семьи истца не является, судебное решение по данному вопросу не принималось. Истец со своей семьёй проживает отдельно. Считают, что после достижения 23 лет истцу необоснованно отказано в установления факта невозможности проживания по адресу: . Просят возложить оплату судебных расходов на ответчиков в равных долях.

Представитель ответчика администрации города Зеи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен, из отзыва на иск следует, что постановлением администрации города Зеи от 05.09.2006 за несовершеннолетней ФИО2 было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: . Учитывая то, у несовершеннолетней ФИО2 имелось в собственности 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: постановление администрации города Зеи от 05.09.2006 было отменено.

Согласно выписке из ЕГРН от 05.10.2021 в собственности ФИО15 (ФИО1) Я.А. имелась 1/3 доли в квартире по адресу: , право на которую было прекращено 26.12.2017.

С целью планирования бюджетных средств, направляемых на реализацию жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация города Зеи направила в адрес министерства социальной защиты населения Амурской области копию учетного дела ФИО1

Согласно выписке из приказа министерства социальной защиты населения Амурской области от 03.12.2021 , ФИО1 было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области.

Согласно письму министерства социальной защиты населения Амурской области от 06.12.2021 отказ мотивирован тем, что отсутствует подтвержденный факт, оформленный документально о невозможности совместного проживания в жилых помещениях по вышеуказанным адресам, либо заключение межведомственной комиссии о признании непригодным для проживания по основаниям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 вышеуказанных жилых помещений.

9 февраля 2022 года истица обратилась в администрацию города Зеи с заявлением о создании комиссии по установлению факта невозможности проживания по адресу: . Механизм установления факта невозможности совместного проживания закреплен в Порядке установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (утв. постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144). Согласно п. 1 данный Порядок распространяется на лиц в возрасте до 23 лет.

В связи с достижением истцом возраста 23 лет (на дату подачи заявления) ей было отказано в проведении межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются. Данный отказ истицей не обжалован.

Жилые помещения для детей-сирот приобретаются исключительно за счет средств бюджета Амурской области, передаваемых городскому округу на осуществление государственных полномочий в виде субвенции, выделяемых из областного бюджета денежных средств недостаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями всех лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма, администрации г.Зеи необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений. На основании вышеизложенного, считает необходимым рассмотреть вопрос об установлении срока предоставления жилого помещения по данному заявленному иску.

В связи с отсутствием вины администрации города Зеи в отказе во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области полагает невозможным возложение на администрацию города Зеи обязанности по возмещению истцу судебных расходов.

Представитель ответчика министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен, из отзыва на иск следует, что на момент обращения в министерство с заявлением о включении в Список истец была обеспечена жилым помещением. При этом заключение уполномоченного органа о том, что проживание в указанном жилом помещении невозможно, представлено не было. При указанных обстоятельствах, оснований для включения истца в список у министерства не имелось. Установление факта невозможности проживать в жилом помещении, расположенном по адресу: не препятствует истице обратиться повторно в министерство с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Удовлетворение требований в части возложения на министерство включить ФИО1 в Список повлечет нарушение процедуры формирования Списка. Истец не представила обоснование заявленной суммы судебных расходов.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее Правила).

Согласно п. 2 данных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

В список включаются дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (п. 3 Правил).

Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Названным законом государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

В соответствии с ч.10 ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 (ранее ФИО16), года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что мать истца лишена родительских прав решением Зейского районного суда от 30 октября 2006 года. Сведения об отце ребенка в записи акта о рождении истца внесены по заявлению матери.

Постановлением главы г.Зеи от 18.08.2006 над истцом установлена опека, опекуном назначена ФИО8

Постановлением главы г.Зеи от 05.09.2006 «О сохранении жилого помещения за несовершеннолетней ФИО7» за истцом было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: .

На основании договора дарения 1/3 доли в праве собственности на квартиру от 19.10.2009 истцу на праве общей долевой собственности принадлежала 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение по адресу: , общей площадью 44,3 кв.м.

Постановлением главы г.Зеи от 04.12.2009 «О сохранении жилого помещения за несовершеннолетней ФИО7» за нею сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: , постановление администрации города Зеи от 05.09.2006 о сохранении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: , отменено.

Согласно выписке из ЕГРН от 05.10.2021 в собственности ФИО17 (ФИО1) Я.А. имелась 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: , право собственности на которую было прекращено 26.12.2017.

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 04 марта 2022 года в ЕГРН отсутствует информация зарегистрированных правах истца на жилые помещения на территории России

По данным из ЕГРН от 11 марта 2022 года жилое помещение по адресу: принадлежит ФИО8, дата регистрации права собственности - 26 декабря 2017 года.

Как следует из материалов дела, истец окончила МОБУ Центр образования, получила среднее общее образование, согласно сведениям ОВМ МО МВД России «Зейский» зарегистрирована по адресу: .

Судом установлено, что истец ФИО1, года рождения, 28 сентября 2021 года (то есть до достижения ею возраста 23-х лет) через администрацию города Зеи обратилась в министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Письмом от 06.10.2021 ) администрация города Зеи направила в адрес министерства социальной защиты населения Амурской области копию учетного дела ФИО1

Согласно выписке из приказа министерства социальной защиты населения Амурской области от 03.12.2021 , ФИО1 было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области.

Согласно письму министерства социальной защиты населения Амурской области от 06.12.2021 , направленному в администрацию города Зеи и истцу, отказ мотивирован отсутствием документов, подтверждающих факт невозможности проживания истца по адресу:

09 февраля 2022 года истец обратилась в администрацию города Зеи с заявлением о создании комиссии по установлению факта невозможности ее проживания по адресу: .

Письмом администрации города Зеи от 17.02.2022 в установлении факта невозможности проживания истца по адресу: отказано в связи с достижением истцом пресекательного возраста 23 лет.

Как указано выше, при наличии у лица, подлежащего включению в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на праве собственности или праве пользования по договору социального найма нуждаемость в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения определяется по обстоятельствам невозможности проживания в этом жилом помещении.

Обстоятельства невозможности проживания в жилом помещении определяются статьей 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Порядком установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 № 144.

Согласно ч. 3 ст. 4 закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается органом местного самоуправления невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, установленных в части 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 4 данного закона Амурской области обстоятельствами, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, являются:

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) проживание на любом законном основании в таких жилых

помещениях (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ) лиц:

являвшихся опекунами или попечителями, освобожденных либо отстраненных в установленном порядке от выполнения возложенных на них обязанностей, являвшихся усыновителями (усыновителем), если усыновление отменено, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченными в дееспособности.

Согласно пункту 11 Порядка от 08.04.2013 № 144 решение об установлении факта невозможности проживания или об отказе в установлении факта невозможности проживания оформляется муниципальным правовым актом органа местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

По результатам анализа представленных доказателств судом установлено, что ФИО1, являющаяся лицом, оставшимся без попечения родителей, своевременно, то есть до достижения ею возраста 23-х лет, обратилась в уполномоченный орган с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

С учётом изложенного, отказ администрации города Зеи в установлении факта невозможности проживания истца по адресу: , связи с достижением истцом пресекательного возраста 23 лет является неправомерным, нарушающим гарантированные законом права истца, относящегося к льготной категории граждан, на обеспечение жильем.

Из материалов дела следует, что на дату подачи заявления истец не являлась (и не является в настоящее время) нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилых помещений, проживание истца в ранее занимаемом помещении по адресу: невозможно, противоречит интересам истца в связи с тем, что она не является членом семьи собственника квартиры ФИО8 Данное обстоятельство сторонами не оспорено.

При такой ситуации, отказ министерства социальной защиты населения Амурской области во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области нельзя признать правомерным, истец подлежит включению в указанный список.

Поскольку истец является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на дату рассмотрения дела жильем не обеспечен, требование о предоставлении истцу жилого помещения в г.Зея является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии со ст.7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г №38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (с изменениями и дополнениями), Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. (ч.1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. (ч.2). Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (ч.3). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. (ч.4).

Согласно п.5.5 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов от 03 апреля 2013 года №91/30 (с изменениями внесенными решением Зейского городского Совета народных депутатов от 26 марта 2014 г. № 16/22), норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается в размере 28 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Таким образом, истцу должно быть предоставлено жилое помещение в городе Зея Амурской области по договору специализированного найма общей площадью не менее 28 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Ответчик просит при вынесении решения установить срок предоставления жилого помещения, ссылаясь на то, что у администрации города Зеи отсутствуют жилые помещения, формируемые за счет местного бюджета, для предоставления гражданам. Кроме того, для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений.

Давая оценку указанным доводам ответчика суд учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.

В связи с этим, срок для исполнения решения суда установлен судом быть не может.

Учитывая изложенное выше, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из разъяснений, содержащихся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 1 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", следует, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Истец настаивает на взыскании расходов на оплату услуг представителя адвоката Олиферова М.Ю. в сумме 25000 руб. Как следует из материалов дела, представитель истца составил исковое заявление и представлял интересы истца по данному иску в одном судебном заседании.

Согласно представленной квитанции к приходному кассовому ордеру от 25 февраля 2022 года истец оплатил адвокату за составление иска, представление интересов в суде по данному делу 25000 руб. Указанная квитанция является надлежащим доказательством несения судебных расходов.

Определяя размер расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает характер данного гражданского дела, его сложность, время рассмотрения дела в суде первой инстанции, объем оказанных представителем услуг, заявление стороны ответчика о чрезмерности судебных расходов истца.

С учетом изложенного, суд признаёт разумными, оправданными и соразмерными оказанной юридической помощи понесенные расходы истца на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.

Суд находит, что определенная судом сумма расходов по оплате услуг представителя позволяет соблюсти необходимый баланс между правами лиц, участвующих в деле, учитывает соотношение расходов с объемом получившего защиту права ответчика по делу.

Исходя их характера спорного правоотношения судебные расходы подлежат возмещению двумя ответчиками в равных долях (по 10000 рублей).

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Установить факт невозможности проживания ФИО1, года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: .

Обязать министерство социальной защиты населения Амурской области включить ФИО1, года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязать администрацию города Зеи предоставить ФИО1 жилое помещение в городе Зее Амурской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения Амурской области в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 10000 руб. 00 коп.

Взыскать с администрации города Зеи в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 10000 руб. 00 коп.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий О.Б. Ворсина

Мотивированное решение составлено 01 апреля 2022 года

Судья О.Б. Ворсина