ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261 от 20.04.2012 Княжпогостского районного суда (Республика Коми)

                                                                                    Княжпогостский районный суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Княжпогостский районный суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-261/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Черниковой О.В.,

при секретаре Латыповой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 20 апреля 2012г. дело по иску прокурора Княжпогостского района к МАДОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Княжпогостского района о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда,

установил:

Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении обязанности на МАДОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Княжпогостского района в срок до 01 ноября 2012г. провести аттестацию по условиям труда следующих рабочих мест: директор; уборщик служебных помещений; кладовщик; рабочий по комплексному обслуживанию здания; тренер- преподаватель «Спортивный туризм»; тренер- преподаватель «Лыжные гонки»; тренер- преподаватель «Волейбол»; тренер- преподаватель «Легкая атлетика»; тренер- преподаватель «Футбол»; и направить сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в Государственную инспекцию труда в Республике Коми для внесения содержащихся в них сведений в Реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда хозяйствующих субъектов, с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В обоснование иска указано, что в нарушение статьи 212 Трудового кодекса РФ и Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н, аттестация по условиям труда имеющихся рабочих мест ответчиком не проводилась, аттестационная комиссия не создавалась, график проведения работ по аттестации не определялся.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечен учредитель ответчика- Отдел образования и молодежной политики Администрации муниципального района «Княжпогостский» и Государственная инспекция в Республике Коми.

Помощник прокурора Федорова В.С. в судебном заседании уточнила требования в части исполнения обязанности в срок 31 декабря 2012г.

Представители ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском согласен, просит установить срок исполнения обязанности –в срок до 01 января 2013г.

Представитель Отдела образования и молодежной политики Администрации муниципального района «Княжпогостский» ФИО1 в судебном заседании с иском согласилась, просила увеличить срок исполнения обязанности до 31 декабря 2012г., порядок проведения сертификации организации работы по охране труда ей не известен.

Государственная инспекция труда в Республике Коми представила отзыв относительно иска, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции, указав в отзыве, что порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регламентирован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2011г. № 342н.

Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явящихся участников процесса.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив их, находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению.

Как следует из материалов дела, МАДОУ ДОД «Детско- юношеская спортивная школа» Княжпогостского района является юридическим лицом, осуществляющим образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статья 212 Трудового кодекса РФ предусматривает обязательное проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Целью аттестации рабочих мест по условиям труда является оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н, введен в действие с 01 сентября 2011г.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1). Аттестации подлежат все рабочие места работодателя (пункт 4).Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; оценку травмоопасности рабочих мест; оценку обеспеченности работников СИЗ; комплексную оценку условий труда на рабочих местах (пункт 13). Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, а аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (пункт 8).Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в виде пакета документов, перечисленных в пункте 44 настоящего Порядка.

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (пункт 45 Порядка).

Документы, указанные в пункте 45 Порядка, на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных (пункт 46 Порядка).

Приказом Роструда от 31.08.2011 № 193 утвержден Порядок организации формирования и анализа сведений о результатах проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, получаемых Государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации от работодателей, согласно которому государственный инспектор труда после получения документов, указанных в пункте 45 Порядка проведения аттестации, вносит содержащиеся в них сведения в Реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в хозяйствующих субъектах; проводит анализ поступивших от работодателя материалов по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в целях осуществления планирования и проведения мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в данном хозяйствующем субъекте.

Результаты анализа аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться государственными инспекторами труда при рассмотрении вопросов, связанных с: принятием в установленном порядке решений о приостановлении деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; принятием в установленном порядке решений о временном приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; предъявлением требований по обеспечению безопасных условий труда работников; оценке деятельности организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (аттестующих организаций).

Судом установлено, что ответчиком аттестация имеющихся рабочих мест по условиям труда не проводилась и не проводится.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности по проведению аттестации по условиям труда имеющихся рабочих мест и направления результатов аттестации в Государственную инспекцию труда в Республике Коми для внесения содержащиеся в них сведения в Реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда хозяйствующих субъектов, иск в указанной части подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Прокурор в иске и в судебном заседании не указал на порядок проведения работодателями сертификации организации по охране труду.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация-форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие, в том числе при оценке соответствия.

В силу статьи 20 настоящего Закона подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (часть 1). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (часть 2). Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);обязательной сертификации (часть 3).

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента (статья 23).

В статье 19 Федерального закона «О техническом регулировании» закреплены принципы подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов.

В части 5 статьи 216 Трудового кодекса РФ указано, что разработка порядка проведения и подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливают Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Таковым органом Постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 № 137 определено Министерство здравоохранения и социального развития РФ. К полномочиям Министерства отнесено принятие нормативных правовых актов, в том числе об установлении порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (пункт 5.2.65.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321).

На день рассмотрения настоящего дела нормативный правовой акт об установлении порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда Минздравсоцразвитием России не принят.

Соответственно, действующим законодательством РФ об охране труда не определена процедура проведения обязательной сертификации организации работ по охране труда.

Более того, приказом Минздравсоцразвития России от 01.09.2010г. № 779н признано утратившим силу Постановление Минтруда России от 24.04.2002 г. № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях», и Постановление Минтруда России от 10.12.2002 г. № 77 «Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий», регламентировавшие порядок сертификации работ по охране труда в организациях.

Таким образом, требования абзаца 9 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ об обязательной сертификации организации работ по охране труда, а также требования абзаца 5 части 6 статьи 216 настоящего Кодекса об организации проведения на территории субъекта РФ подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, не могут быть реализованы работодателями и органами исполнительной власти субъекта РФ в области охраны труда, до момента установления порядка проведения данной сертификации (как формы подтверждения соответствия) на федеральном уровне.

При установленных обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности по сертификации организации работы по охране труда, так как заявлен без учета действующего законодательства, поэтому в иске в указанной части следует отказать.

Поскольку прокурор в силу подп. 9 пункта 1 статьи 333. 36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, а деятельность ответчика финансируется за счет средств местного бюджета, суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования прокурора Княжпогостского района удовлетворить частично.

Обязать МАДОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Княжпогостского района в срок до 31 декабря 2012 года провести аттестацию по условиям труда рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием, и направить результаты аттестации рабочих мест в Государственную инспекцию труда Республики Коми для внесения содержащиеся в них сведений в Реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда хозяйствующих субъектов.

В иске о возложении на МАДОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Княжпогостского района обязанности по проведению сертификации организации работ по охране труда- отказать.

Освободить МАДОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» Княжпогостского района от уплаты государственной пошлины в доход муниципального образования муниципального района «Княжпогостский».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья О.В. Черникова

Решение в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2012 г.