Р Е Ш Е Н И Е 2-2612/2013
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд г.Омска 15.04.2013 года
В составе председательствующего судьи Мосоловой И.А.
При секретаре Сальниковой А.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании решения УФМС России по Омской области, суд
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Омской области по отказу в продлении ей статуса вынужденного переселенца, указав, что осенью ДД.ММ.ГГГГ года она со своей семьей в связи с военными действиями в Чечне переехали в <адрес>. В марте ДД.ММ.ГГГГ года ей стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Омской области ей было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с тем, что ее жилищные условия были улучшены. С данным решением не согласна, так как собственного жилья у нее не было и нет, до настоящего времени она проживает в квартире по найму. Просит признать незаконным решение УФМС России по Омской области по снятию статуса вынужденного переселенца.
ФИО2 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Омской области по снятию статуса вынужденного переселенца, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она со своей семьей в связи с военными действиями в Чечне переехали в <адрес>, к родителям ее мамы ФИО3 В марте 2001 года ею получен статус вынужденного переселенца. В марте ДД.ММ.ГГГГ года ей стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Омской области ей было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца, в связи с тем, что ее жилищные условия были улучшены. С данным решением не согласна. Просит признать незаконным решение УФМС России по Омской области об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.
Определением Куйбышевского районного суда г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по заявлениям ФИО1 об оспаривании решения УФМС России по Омской области и ФИО2 об оспаривании решения УФМС России по Омской области об отказе в продлении статуса вынужденных переселенцев объединены в одно производство.
Заявители ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
В судебном заседании представитель заявителей ФИО3 заявления поддержала в полном объеме, пояснила, что является мамой заявителей, ДД.ММ.ГГГГ она со своими детьми ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Х.Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в связи с военными действиями в Чечне переехала в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. получен статус вынужденного переселенца, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. получен статус вынужденного переселенца. По истечении пятилетнего срока статус вынужденного переселенца по заявлениям дочерей ежегодно продлевался. В марте 2013 года стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с улучшением жилищных условий. С решением УФМС России по Омской области об отказе в продлении ФИО1 и ФИО2 статуса вынужденного переселенца не согласна, так как собственного жилья у них нет и не было. В 2002 году ФИО2 вышла замуж и ее бабушка с дедушкой приобрели им жилой дом, оформив его на ФИО2 В 2006 году оформили право собственности на бабушку и дедушку. В 2007 году ФИО2 предоставили служебное жилое помещение. Просит отменить решение УФМС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 и ФИО2 в продлении статуса вынужденного переселенца.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФМС России по Омской области ФИО4 заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что решение по отказу в продлении статуса вынужденного переселенца законно и обоснованно. ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ году приобретено жилье, следовательно отпали обстоятельства, препятствующие семье вынужденного переселенца ФИО3, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства. Член семьи вынужденного переселенца ФИО2 приобрела в собственность жилой дом, однако сама распорядилась им, продав его своим бабушке и дедушке. Отчуждение ФИО2 принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося единственным жильем для семьи вынужденного переселенца, путем его продажи близким родственникам свидетельствует о намерении ухудшения ФИО2 своих жилищных условий с целью сохранения статуса вынужденного переселенца. Таким образом, отказ УФМС России по Омской области в продлении статуса вынужденного переселенца является правомерным. У вынужденного переселенца ФИО5 и членов ее семьи - ФИО1 и ФИО2 отсутствовали обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства. Статус вынужденного переселенца получен в целом на семью, следовательно, достижение совершеннолетия не меняет их семейного положения. Государственную поддержку они бы получили на семью.
Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению, заявление ФИО2 удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Статьей 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (далее Закон) установлено, что вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.
На основании ч. 2 ст. 5 Закона решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.
В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО3 вместе с членами своей семьи несовершеннолетними детьми: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Х.Т.Н., <данные изъяты> г.р., Х.Р.Н.ДД.ММ.ГГГГ г.р. вынуждена была покинуть свое место жительство в Чеченской Республике и прибыла <адрес>.
ФИО3 в соответствии с удостоверением АВ № от ДД.ММ.ГГГГ присвоен статус вынужденного переселенца на основании решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В удостоверение ФИО3 внесены сведения о несовершеннолетних детях, в том числе о заявителях ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., присвоен единый учетный номер №. ФИО1 выдано удостоверение А<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 8). ФИО2 выдано удостоверение А<адрес> ( том 1 л.д. 21-22).
На основании ч. 4 ст. 5 Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
В установленный Законом пятилетний срок меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца ФИО3 и членов ее семьи компетентными органами приняты не были.
В соответствии с ч.4 ст. 5 Закона, при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
По заявлениям ФИО1 и ФИО2 статус вынужденного переселенца им ежегодно продлевался вплоть до 2013 года.
На основании ч. 1 ст. 10 Закона к основным направлениям работы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов с вынужденными переселенцами относятся прием вынужденных переселенцев, предоставление им статуса вынужденного переселенца, ведение учета вынужденных переселенцев, оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди стоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев, постоянно проживающих в жилых помещениях, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящимся в общей собственности нескольких членов семьи.
Постановлением Главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 с членами ее семьи поставлена на очередь на получение жилой площади как вынужденный переселенец (том 1 л.д. 212).
В соответствии с п. 50 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом ФМС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ заявление о продлении срока действия статуса подается каждым членом семьи вынужденного переселенца, достигшим возраста 18 лет.
ДД.ММ.ГГГГ совершеннолетними членами семьи ФИО3 - ФИО1 и ФИО2 были поданы заявления о продлении статуса вынужденного переселенца, поскольку срок действия статуса вынужденного переселенца у них истекал ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 56 Административного регламента решение о продлении либо об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем в течение 21 дня с даты регистрации заявления о продлении срока действия статуса в территориальном органе и оформляется протоколом, в котором указываются основания продления либо отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Протокол утверждается руководителем территориального органа либо его заместителем. На основании утвержденного протокола о продлении либо отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца издается соответствующий приказ территориального органа.
На основании п. 34 Административного регламента в перечень административных процедур составляющих государственную услугу по продлению статуса вынужденного переселенца входит обязанность территориального органа направить уведомление о продлении либо отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.
Заявления ФИО1 и ФИО2 разрешены территориальным органом с оформлением не протокола, а решения без ссылки на приказ. Решением УФМС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и членам ее семьи (ФИО1 и ФИО2) было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца по п. 4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах», в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства. ФИО3 направлено уведомление ДД.ММ.ГГГГ. В данном уведомлении имеется ссылка на членов семьи ФИО3, отдельные уведомления совершеннолетним членам семьи ФИО1 и ФИО2, обратившимся с самостоятельными заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, суду не представлены.
На основании п. 55 Административного регламента в случае непредставления вынужденным переселенцам выписки из ЕГРП в отношении себя и членов своей семьи, не являющихся вынужденными переселенцами, сотрудник территориального органа, уполномоченный на оформление и направление межведомственных запросов, в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления о продлении срока действия статуса направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним межведомственный запрос о предоставлении сведений из ЕГРП.
По запросу УФМС России по Омской области получены сведения о наличии в собственности у ФИО2 жилого помещения.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на жилой дом (площадью 62,6 кв.м.), расположенный по адресу: <адрес>, которое прекращено ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 159, 160). Вышеуказанный жилой дом был продан дедушке и бабушке ФИО2, т.е. родителям ФИО3
В судебном заседании представитель УФМС России по Омской области ФИО4 пояснила, что присвоение одного номера семье вынужденного переселенца свидетельствует о рассмотрении статуса вынужденного переселенца в целом для всей семьи. Жилищные условия данной семьи оцениваются с позиции совместного проживания.
В органах местного самоуправления вынужденные переселенцы ФИО3, ФИО1 и ФИО2 в сводном списке нуждающихся в жилом помещении и в сводном списке вынужденных переселенцев числились как одна семья. В подтверждение представлены списки семей вынужденных переселенцев, подавших заявления на участие в программе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (т.1, л.д.31-32). Протоколом заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ семье ФИО3 отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма (т.1. д.л.35).
В судебном заседании представитель заявителей ФИО3 указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживают в доме, принадлежащем на праве собственности ее отцу, однако, он имеет намерении продать дом, поскольку проживает в другой дочерью. С ее семьей никогда совместно не проживал, что подтверждается регистрациями по месту жительства. Дочь ФИО2 имеет свою семью, проживают в жилом помещении предоставленном по месту работы. Не согласна с тем, что ее семье не продлили статус вынужденного переселенца только потому, что на дочери ФИО2, имеющей свою семью, числилось в собственности жилое помещение, купленное на деньги ее дедушки, которое он впоследствии забрал.
Согласно п. 41 Административного регламента жилое помещение для постоянного проживания предоставляется, как правило, в виде отдельной квартиры с учетом норм предоставления жилья, установленных жилищным законодательством.
Из указанного ведомственного нормативного акта следует, что обязательным условием является то, что жилое мощение для постоянного проживания должно соответствовать по площади нормам предоставления жилья, иные условия не являются обязательными. Оценивая данную норму в совокупности с положениями подпункта «б» пункта 40 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации следует сделать вывод, что жилищные условия вынужденных переселенцев оцениваются с позиции совместного проживания. Соответственно, права и обязанности лиц, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами должны соответствовать нормам действующего гражданского законодательства, в частности ст. 209 ГК РФ, которая гласит, что только собственнику принадлежат права распоряжения своим имуществом.
Довод о том, что сделка купли-продажи жилого дома являлась фиктивной и никогда жилой дом не принадлежал ФИО2, не может быть принят и оценен в рамках настоящего гражданского дела, поскольку суд проверяет законность и обоснованность действий и решений УФМС России по Омской области по принятию решения об отказе в продлении ФИО2 статуса вынужденного переселенца, исходя из представленных им документов и соответствия их требованиям закона.
Таким образом, у ФИО2 отсутствовали обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства. ФИО2 приобрела в собственность жилой дом, однако сама распорядилась им, продав его своим бабушке и дедушке.
Поскольку отчуждение ФИО2 принадлежащего на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося единственным жильем для вынужденного переселенца ФИО2, путем продажи близким родственникам (родителям ее матери), свидетельствует о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий с целью создания условий для последующего обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, отказ УФМС России по Омской области в продлении статуса вынужденного переселенца является правомерным.
Основанием для отказа в продлении ФИО1 статуса вынужденного переселенца послужило отсутствие обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства, а именно приобретение ее сестрой - ФИО2 в собственность жилого дома. Указанное решение УФМС России по Омской области суд считает незаконным и не обоснованным по следующим основаниям. ФИО1 приобрела статус вынужденного переселенца вместе с сестрой ФИО2 в соответствии с заявлением их матери ФИО3 За время продления статуса вынужденного переселенца ФИО2 перестала проживать совместно с семьей своей матери ФИО3, поскольку у нее появилась своя семья. В материалы дела представлена копия заявления ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он является членом семьи ФИО2, согласен на обработку своих персональных данных (л.д.т.1, л.д. 51). Также в материалы дела представлена копия свидетельства о рождении у ФИО7 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ сына Степана (т.1, л.д.58). Из представленных в материалы дела адресных справок следует, что период времени, когда у ФИО2 в собственности находился жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес> (т.1, л.д. 117), где также была зарегистрирована ее мать ФИО3 (т.1, л.д. 115).
Кроме того, в материалы дела заинтересованным лицом УФМС России по Омской области не представлено безусловных доказательств того, что ФИО2 предоставила ФИО1 право на проживание в приобретенном ею в собственность жилом доме, в соответствии со ст. 209 ГК РФ. Доводы о предполагаемом праве на проживание в доме, принадлежащем сестре, суд не может принять в качестве доказательства намеренного ухудшения ФИО1 своих жилищных условий с целью создания условий для последующего обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Жилищные условия ФИО1 в настоящее время не является предметом рассмотрения в рамках требований заявленных в порядке оспаривания решения УФМС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что УФМС России по Омской области не представлено суду доказательств соответствия действующему законодательству оспариваемого ФИО1 решения об отказе в продлении ей статуса вынужденного переселенца от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО1 об оспаривании решения УФМС России по Омской области по отказу в продлении ей статуса вынужденного переселенца удовлетворить.
Признать незаконным решение УФМС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по отказу в продлении ФИО1 статуса вынужденного переселенца.
Обязать УФМС России по Омской области восстановить ФИО1 статус вынужденного переселенца.
Заявление ФИО2 об оспаривании решения УФМС России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по отказу в продлении ей статуса вынужденного переселенца оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский облсуд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца.
Решение вступило в законную силу 03.07.2013