ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2614/20 от 03.12.2020 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Бирюковой Ю.В.,

при секретаре Аманмурадове Е.А.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Тулы гражданское дело №2-2614/2020 по иску ФИО1 к администрации города Тулы, управлению по городскому хозяйству администрации города Тулы о признании бездействия, выраженного в не установке индивидуального прибора учета электроэнергии, незаконным, взыскании понесенных убытков и судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации города Тулы, в котором, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просил признать бездействие по не установке индивидуального прибора учета электроэнергии в <адрес> незаконным, взыскать понесенные им убытки, связанные с применением повышающего коэффициента 1,5 к нормативу потребления электрической энергии за период с января 2017 года по февраль 2020 года в сумме 12156 рублей 30 копеек, и взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 500 рублей.

Свои требования мотивировал тем, что он со своей семьей проживает в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, которая является собственностью муниципального образования город Тула. В связи с отсутствием индивидуального прибора учета (ИПУ) электрической энергии с ДД.ММ.ГГГГ года он оплачивал потребление электрической энергии по нормативу с учетом повышающего коэффициента - 1,5, что привело к нарушению его прав. В связи с тем, что собственником жилого помещения (МО г.Тула) своевременно, до ДД.ММ.ГГГГ, не установлен прибор учета электрической энергии, он (истец) с ДД.ММ.ГГГГ вынужден оплачивать потребление электрической энергии по нормативу, с учетом повышающего коэффициента - 1,5. Согласно лицевой карте потребителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года переплата за потребляемую электроэнергию по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5 составила 12156 рублей 30 копеек. Согласно счету на оплату электроснабжения за ДД.ММ.ГГГГ года долг за предыдущие месяцы у него (истца) отсутствуют. Таким образом, бездействие администрации города Тулы по не установке индивидуального прибора учета электрической энергии, привело к применению повышающего коэффициента 1,5 к нормативу потребления, и он (истец) вынужденно понес убытки в размере 12156 рублей 30 копеек. ДД.ММ.ГГГГ он направил в адрес администрации города Тулы заявление о добровольном возмещении понесенных убытков, однако ему было отказано по тем основаниям, что им не подавалась заявка на установку индивидуального прибора учета электроэнергии, а предоставленные документы не содержат доказательств наличия переплаты денежных средств за потребленную электроэнергию. Обратил внимание, что неоднократно, начиная с 2012 года, обращался к собственнику помещения (администрации города Тулы) с заявлением на

установку прибора учета электрической энергии, а потому доводы ответчика являются незаконными, поскольку обязанность по направлению заявок на установку индивидуального прибора учета нанимателем не предусмотрена ни действующим законодательством, ни договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации города Тулы по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что администрация города Тулы не является лицом, обязанным установить в <адрес> прибор учета электрической энергии, следовательно, отсутствуют основания для признания бездействия незаконным. Кроме того, заявил о пропуске истцом ФИО1 срока исковой давности, что является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика управления по городскому хозяйству администрации города Тулы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица АО «ТНС энерго Тула» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Выслушав объяснения истца ФИО1, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1, 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации в совокупности с пунктом 3 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище, в том числе путем предоставления гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Как следует из подпункта 3 пункта 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Пунктом 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ предусмотрена обязанность нанимателя жилого помещения по договору социального найма своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом, в силу положений ч.2 ст. 15, ст.60, п.4 ч.2 ст.65 ЖК РФ наймодатель обязан не только передать нанимателю в бессрочное пользование жилое помещение, отвечающее, в том числе, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, но также обязан обеспечивать

предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя (ч.2 ст.66 ЖК РФ).

Положениями части 2 статьи 676 ГК РФ также предусмотрена обязанность наймодателя осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В силу ч.1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имуществе в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также -коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч.4 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно ч.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии,

электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч.4 ст. 13). В отношении многоквартирных домов обязанность обеспечить оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, на собственников этих помещений (п.81).

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (абзац второй пункта 81).

На основании статьи 210 ГК РФ, части 3 статьи 30 ЖК РФ бремя содержания такого прибора учета, наряду с иным имуществом, возлагается на собственника жилого помещения.

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.

В силу ч.1 ст. 157 ЖК РФ при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых Не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз.З п.42 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, величина которого с 1 января 2017 года принимается равной - 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по

оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки. При этом, отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.

Проверяя законность и обоснованность заявленных исковых требований суд установил, что <адрес>, расположенная в <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Тула, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является нанимателем вышеуказанной квартиры.

ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Сервисный центр города Тулы» (наймодатель), с одной стороны, и ФИО1 (наниматель) с другой стороны, на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ и заявления от ДД.ММ.ГГГГ о перезаключении договора социального найма, заключен договор социального найма жилого помещения .

Согласно данному договору наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящиеся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат в отдельной квартире, общей площадью - кв.м, в том числе жилой - кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела, ФИО1 неоднократно, начиная с ноября 2012 года, обращался к собственнику жилого помещения - <адрес>, с заявлениями об оснащении спорного жилого помещения прибором учета электрической энергии (ответы на обращения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ который был оборудован в обозначенной квартире и введен в эксплуатацию лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Полагая, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению индивидуальным прибором учета находящейся в собственности муниципального образования город Тула жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1 обратился к администрации города Тулы с требованием о взыскании разницы между платой за электроснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной платой за электроснабжение по нормативу потребления, уплаченной им за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 13174 рубля 20 копеек.

Разрешая заявленные истцом требования с учетом вышеприведенных норм жилищного законодательства, как исключающих возможность возложения неблагоприятных имущественных последствий (применение повышающего коэффициента) за несвоевременное совершение действий по оборудованию спорного жилого помещения прибором учета потребляемого ресурса на нанимателя ФИО1, не управомоченного в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении этого помещения приборами учета и не несущего в силу закона обязанности по их установке, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и наличии правовых оснований для взыскания с администрации города Тулы, как с лица, наделенного полномочиями по представлению интересов муниципального образования город Тула как собственника

жилого помещения, платы за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления.

Наличия правовых оснований для возложения данной обязанности на управление по городскому хозяйству администрации города Тулы суд не усматривает.

Вместе с тем, при разрешении спора суд учитывает заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, и полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения ст.ст.196, 199, 200, 204 ГК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в пунктах 17, 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года №43, взыскав в пользу ФИО1, обратившегося в суд за защитой нарушенного права ДД.ММ.ГГГГ, разницу между платой за электроснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной платой за электроснабжение по нормативу потребления, уплаченную им за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года включительно в общей сумме 7941 рубль 18 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В связи с частичным удовлетворением иска на общую сумму 7941 рубль 18 копеек с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины, подтвержденные чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 400 рублей.

Оснований для взыскания государственной пошлины в большем размере у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к администрации города Тулы, управлению по городскому хозяйству администрации города Тулы о признании бездействия, выраженного в не установке индивидуального прибора учета электроэнергии, незаконным, взыскании понесенных убытков и судебных расходов, удовлетворить частично.

Взыскать с администрации города Тулы в пользу ФИО1 денежные средства в размере 8341 (восемь тысяч триста сорок один) рубль 18 копеек, из которых:

-7941 рубль 18 копеек - убытки, понесенные в связи с применением повышающего коэффициента за период с июня 2018 года по май 2020 года;

-400 рублей - расходы по оплате государственной пошлины.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований ФИО1 к администрации города Тулы отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к управлению по городскому хозяйству администрации города Тулы отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В.Бирюкова