ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2615/20 от 28.08.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2020-004343-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Костиной О.В.,

при секретаре Пуртовой Д.В.,

с участием истцов Сутарминой А.С., Чирняка И.С., представителя ответчика Воронова И.Г., представителя третьего лица Сивковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2615/2020 по исковому заявлению Сутарминой Александры Сергеевны, Черняка Ивана Сергеевича к администрации Ханты-Мансийского района, администрации сельского поселения Кедровый о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, возложении обязанности включить в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями,

установил:

истцы обратились в суд с иском к администрации Ханты-Мансийского района, администрации сельского поселения Кедровый о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, возложении обязанности включить в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями. В обоснование заявленных требований указали, что они относятся к категории лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их отец ФИО1 умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 умерла в ДД.ММ.ГГГГ. С 2000 года проживали в <адрес> в семье опекуна ФИО9, с 2008 года проживали в семье опекуна ФИО10 Поскольку родители были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, с Черняк И.С. был заключен договор социального найма на указанное жилое помещение, в качестве члена семьи в договоре указана Сутармина А.С. Однако истцы договор социального найма не подписывали, не знали о его существовании, подпись истца Черняка И.С. в договоре поддельная. В настоящее время квартира используется администрацией п. Кедровый для проживания в ней рабочих, жилое помещение 1978 года, капитальный и косметический ремонт в ней не производился, находится в состоянии непригодном для проживания. Истцы неоднократно обращались в органы опеки с заявлением о постановке на учет, однако было отказано по мотивам наличия жилого помещения. По достижении 23-летнего возраста истец Сутармина А.С. повторно обратилась в органы опеки и попечительства за постановкой на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако получила устный отказ ввиду пропуска срока. На основании изложенного, просят суд признать договор социального найма жилого помещения , заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Черняком И.С. и администрацией сельского поселения Кедровый недействительным. Обязать администрацию Ханты-Мансийского района включить Черняка И.С., Сутармину А.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Представитель ответчика администрации Ханты-Мансийского района, представитель третьего лица Департамента социального развития ХМАО-Югры в суд не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительных причин неявки не представлено. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Истец Сутармина А.С., Черняк И.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Кедровый Ханты-Мансийского района Воронов И.Г. в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель третьего лица Управление опеки и попечительства Администрации Ханты-Мансийского района Сивкова А.Г. в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи ст. 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующей с 01.01.2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральным законом Российской Федерации от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принята новая редакция ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которая применяется с 01.01.2013 года.

При этом согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу 01.01.2013года, действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 01.01.2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. Федерального закона от 29.02.2012года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Правовое регулирование отношений, возникающих в области обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляется Законом ХМАО - Югры от 09.06.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Согласно п. 1 ст. 5 приведенного регионального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным пунктом 2 настоящей статьи, органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством автономного округа, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - иные лица), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Как следует из материалов дела, Черняк Александра Сергеевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Черняк А.С. заключила брак с ФИО13, присвоена фамилия ФИО16.

Истец Черняк Иван Сергеевич, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Родителями истцов являются ФИО1 и ФИО2.

Истцы в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти I-ПН ), отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти I-ПН ).

Материалами дела подтверждается, что с 2001 года несовершеннолетние Черняк А.С. и Черняк И.С. находились под опекой ФИО9, с 2008 года под опекой ФИО10

Распоряжением Главы Администрации п. Кедровый Ханты-Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ за истцами закреплено право на жилую площадь, расположенную по адресу: <адрес>.

01.10.2010 года между Администрацией сельского поселения Кедровый и Черняком И.С. заключен договор социального найма жилого помещения, находящееся в муниципальной собственности администрации сельского поселения Кедровый, состоящее из трех комнат, площадью 51,4 кв.м, в том числе жилой 36,3 кв.м, по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется Черняк Александра Сергеевна.

В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона ХМАО - Югры от 09.06.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» органы опеки и попечительства по месту жительства детей и лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по их заявлениям в письменной форме: по достижении ими возраста 18 лет; до достижения ими возраста 18 лет в случаях: приобретения ими полной дееспособности до достижения возраста 18 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации; если их родители либо единственный родитель признаны судом недееспособными вследствие психического расстройства или умерли, а близкие родственники, установившие над ними опеку, попечительство, не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений

По заявлениям в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 4 ст. 5 Закона ХМАО - Югры от 09.06.2009 № 86-оз).

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

По смыслу вышеуказанных положений Закона заявление о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, должно было быть подано Сутарминой А.С. и Черняком И.С. не позднее достижения возраста 23 лет.

Как следует из материалов дела, 30.08.2018 года Сутармина А.С. обратилась в Управление опеки и попечительства Администрации Ханты-Мансийского района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Письмом Управления опеки и попечительства Администрации Ханты-Мансийского района от 13.09.2018 года исх. 896 во включении Сутарминой А.С. и Черняка И.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений отказано в связи с достижением истцами возраста 23 года.

Судом установлено, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области истец Сутармина А.С. достигла возраста 25 лет, истец Черняк И.С. достиг возраста 26 лет, то есть с нарушением возрастных ограничений, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., указано, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

В ходе судебного разбирательства, стороной истца в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, подтверждающих невозможность в силу объективных причин в период с 18 до 23 лет обратиться в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями органами власти в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Утверждения истца Сутарминой А.С. о том, что по достижении возраста 18 лет она неоднократно обращалась в органы опеки о постановке на учет для получения жилого помещения специализированного жилого фонда, доказательствами не подтверждается. Проверяя доводы истца, судом были запрошены личные дела Сутарминой (Черняк) А.С. и Черняка И.С., материалы которых не содержат обращения последних с подобными заявлениями ранее 2018 года.

Установленный законодательством возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовывать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

При таких обстоятельствах, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Сутармина А.С. и Черняк И.С. не приняли мер к своевременному решению вопроса обеспечения себя жилым помещением.

Кроме того, следует учесть, что за истцами было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. До достижения совершеннолетия жилое помещение было сохранено и пригодно для проживания, в аварийном жилищном фонде не значился, каких-либо препятствий для вселения и проживания не имелось, доказательств обратного не представлено.

Третьим лицом представлены акты проверки сохранности жилого помещения, составленные 22.05.08 г., 11.07.11 г.

Согласно информации администрации сельского поселения Кедровый Ханты-Мансийского района от 14.09.2018 года, при заключении договора социального найма с Черняком И.С. квартира была в хорошем состоянии, с 2010 года квартирой стали распоряжаться Черняк И.С. и его родственники.

Таким образом, истцы не предоставили доказательств как уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения с соответствующим заявлением, так и нуждаемость их в жилье для получения социальной поддержки государства, напротив, по достижению 18 лет истцы в закрепленное жилье не вселялись и никакого интереса к нему не проявляли.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для возложения на администрацию Ханты-Мансийского района обязанности по включению истцов в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение вне очереди жилым помещением.

При этом, оснований для признания договора социального найма недействительным, не имеется, поскольку недействительность указанного договора правового значения не имеет, так как не повлечет право истцом на обеспечение жилыми помещениями.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Сутарминой Александры Сергеевны, Черняка Ивана Сергеевича к администрации Ханты-Мансийского района, администрации сельского поселения Кедровый о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, возложении обязанности включить в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено и подписано 4 сентября 2020 года.

Судья О.В.Костина

копия верна

Судья О.В. Костина