Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. ФИО2 <адрес> в составе:
председательствующего Серикова В.А.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к мэрии городского округа ФИО2 о включении в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском. Просил обязать мэрию городского округа ФИО2 включить его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В ходе рассмотрения ФИО1 дополнил требования требованием о признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № 80/р5 «Об отказе во включении в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда».
В судебном заседании истец и его представитель ФИО5, действующая на основании ордера адвоката, исковые требования поддержали, суду пояснили, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так мать ФИО1- ФИО6 лишена родительских прав на основании решения Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце были записаны со слов матери.
До лишения ФИО6 родительских прав, она отказалась от воспитания сына, в связи с чем, истец с ДД.ММ.ГГГГ находился в доме ребенка г. ФИО2 для детей психотроников, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в дошкольном отделении коррекционной школы интерната для детей-сирот <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ переведен в школу-интернат <адрес>, где обучался до 2008 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ СПО «Губернский колледж» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГБОУ НПО профессиональном училище № с Камышла.
С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в г. ФИО2 по адресу: <адрес>68.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в мэрию г.о. ФИО2 с заявлением его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Распоряжением заместителя мэра г.о. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № 80/р5 ФИО1 было отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда ввиду предоставления не в полном объеме документов.
С указанным распоряжением ФИО1 не согласен, так как при обращении в мэрию г.о. ФИО2 им были представлены все необходимые документы, данные документы были проверена работником мэрии, который не высказал никаких замечаний по документам. Документы были приняты, однако впоследствии ФИО1 стало известно о том, что ему отказали во включении в список. Из пояснений работника мэрии г.о. ФИО2 стало ясно, что отказ вызван тем, что к заявлению не была приложена справка с места прежнего жительства в <адрес>, однако такая справка к заявлению прилагалась.
На основании изложенного, просят заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика- мэрии городского округа ФИО2 ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО1 было правомерно отказано во включении его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку ФИО1 были представлены документы не в полном объеме, так ФИО1 не был представлен документ, подтверждающий постановку его на учет по прежнему месту жительства в <адрес>, выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относятся: … определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:
жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 98.1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Статьей 3 указанного <адрес> установлено, что Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В <адрес> в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 4 того же <адрес> Заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (далее - список), подается в орган местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства в случае отсутствия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список (далее - заявители).
Заявление о включении в список подается заявителями в орган местного самоуправления по месту жительства детей в течение 60 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Для включения в список одновременно с заявлением подаются документы, указанные в статье 5 настоящего Закона.
Статья 5 указанного <адрес> устанавливает, что вместе с заявлением в орган местного самоуправления должно быть по дано, в том числе, домовая (поквартирная) книга, либо поквартирная карточка, либо их копия, либо выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки, подтверждающие регистрацию по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и содержащие сведения о проживающих совместно с указанными гражданами совершеннолетних и несовершеннолетних лицах, с указанием общей площади жилого помещения, а также домовая (поквартирная) книга, либо поквартирная карточка, либо их копия, либо выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки по всем предыдущим адресам проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с адреса сохраненного за ними жилого помещения, выданные не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так мать ФИО1- ФИО6 лишена родительских прав на основании решения Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, сведения об отце были записаны со слов матери.
До лишения ФИО6 родительских прав, она отказалась от воспитания сына, в связи с чем, истец с ДД.ММ.ГГГГ находился в доме ребенка г. ФИО2 для детей психотроников, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в дошкольном отделении коррекционной школы интерната для детей-сирот <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ переведен в школу-интернат <адрес>, где обучался до 2008 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОУ СПО «Губернский колледж» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГБОУ НПО профессиональном училище № с Камышла.
С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в г. ФИО2 по адресу: <адрес>68. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО8 ФИО1 членом семьи и родственником ФИО8 не является.
ФИО1 жильем по договору социального найма не обеспечен, в собственности жилья не имеет, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и справками, органов, осуществляющих техническую инвентаризацию жилого фонда.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. до достижения возраста 23 лет, ФИО1 обратился в мэрию г.о. ФИО2 с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Распоряжением заместителя мэра г.о. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № 80/р-5 ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, на основании ч. 3 ст. <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», в связи с предоставлением не в полном объеме документов.
Указанное извещение было направлено в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ почтой.
ФИО1, не согласившись с указанным распоряжением, обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. с соблюдением срока, установленного ст. 256 ГПК РФ, оспаривая указанное распоряжение, указал, что все необходимые документы им были предоставлены.
Из письменного отзыва представителя мэрии г.о. ФИО2 явствует, что при обращении с заявлением в мэрию г.о. ФИО2 ФИО1 в нарушение положений ст. <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» не был предоставлен документ (домовая (поквартирная) книга, либо поквартирная карточка, либо их копия, либо выписка из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки) с прежнего места жительства в <адрес>.
Из материалов учетного дела, копия которого приобщена к материалам гражданского дела, явствует, что при обращении с заявлением в мэрию г.о. ФИО2 ФИО1 было предоставлено свидетельство о регистрации по месту пребывания в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, указанное свидетельство датировано ДД.ММ.ГГГГ года. Однако, ст. <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что документ, подтверждающий факт регистрации заявителя по месту жительства (пребывания), подлежащий предоставлению вместе с заявлением о включении в Список, должен быть выдан не позднее трех месяцев, предшествующих обращению с заявлением. Таким образом, свидетельство о регистрации, выданное ДД.ММ.ГГГГ года, не могло быть принято во внимание при рассмотрении заявления ФИО1
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку судом установлено, что на момент подачи ФИО1 заявления о включении его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, им не был представлен документ, подтверждающий регистрацию с прежнего места жительства в <адрес>, удовлетворяющий требованиям ст. <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», оснований для признания указанного распоряжения заместителя мэра незаконным не имеется.
Вместе с тем, суд полагает необходимым удовлетворить требования ФИО1 о включении его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, исходя из следующего.
Как уже было указано выше ФИО1 относился к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До достижения возраста 23 лет ФИО1 обратился в мэрию г.го. ФИО2 с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Из пояснений свидетеля ФИО9, допрошенной в ходе судебного заседания, явствует, что при обращении в мэрию г.о. ФИО2 специалист мэрии г.о. ФИО2 проверил, поданное ФИО1 заявление и приложенные к нему документы, сказал, что все документы в порядке и принял заявление. Данный специалист дал понять, что заявление подано надлежащим образом, с приложением всех необходимых документов, и ничего не пояснил, о том, что в приложенных документах чего-то не хватает. Через несколько дней данный специалист перезвонил и сказал, что нет справки с места жительства в <адрес>. Данная справка была получена и в декабре 2013 года могла быть представлена в мэрию, однако тот же специалист пояснил, что поскольку он находится в отпуске, справку нужно будет привезти после новогодних праздников. Несмотря на это, свидетель вместе с ФИО1 привезла недостающую справку в конце декабря 2013 года, однако справку у нее не взяли, а после праздников выяснилось, что ФИО1 отказали во включении в список детей-сирот.
Не доверять показаниям указанного свидетеля у суда оснований не имеется, поскольку свидетель является незаинтересованным лицом, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Показания свидетеля также подтверждаются материалами дела, из которых видно, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ была выдана справка о регистрации по месту пребывания в <адрес> (л.д. 35).
Таким образом, ФИО1 до принятия решения по его заявлению был получен недостающий документ, необходимый, для включения его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, однако данный документ не был приложен к заявлению ФИО1 не по его вине.
В настоящее время без судебного решения ФИО1 не может быть включен в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, ввиду того, что ФИО1 исполнилось 23 года, что подтвердил представитель мэрии г.о. ФИО2.
Таким образом, реализация законных прав ФИО1 на включение его в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда не возможна без вынесения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Мэрию городского округа ФИО2 включить ФИО1 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. ФИО2 в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий: