УИД: 78RS0014-01-2020-000195-87
Дело №2-2615/2020 16 июня 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Лемеховой Т.Л.
при секретаре Копейкине В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Московском районе Санкт-Петербурга о включении периодов работы в стаж, назначении досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга (далее – Управление Пенсионного фонда) и после уточнения исковых требований просит включить:
- в специальный стаж по Списку №2 следующие периоды работы: с 28.02.1985 по 22.03.1985 (командировка в г. <адрес>), с 22.10.1985 по 29.10.1985, с 23.10.1986 по 29.10.1986 (направлен на овощебазу), с 08.09.1986 по 30.09.1986 (курсы повышения квалификации), с 19.10.1986 по 22.10.1986, с 04.09.1987 по 10.09.1987, с 21.12.1988 по 23.12.1988 (не включено в связи с отсутствием начисления заработной платы), с 14.02.1989 по 26.06.1989 (работа в должности рабочего по проходке шурфов) в льготном (полуторном) исчислении;
- зачтенные периоды по Списку №2: с 02.07.1984 по 27.02.1985, с 23.03.1985 по 21.10.1985, с 30.10.1985 по 07.09.1986, с 01.10.1986 по 18.10.1986, с 30.10.1986 по 03.09.1987, с 11.09.1987 по 20.12.1988, с 24.12.1988 по 27.01.1989 в льготном (полуторном) исчислении;
- в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы: с 28.02.1985 по 22.03.1985 (командировка в г. <адрес>), с 22.10.1985 по 29.10.1985, с 23.10.1986 по 29.10.1986 (направлен на овощебазу), с 19.10.1986 по 22.10.1986, с 04.09.1987 по 10.09.1987, с 21.12.1988 по 23.12.1988 (не включено в связи с отсутствием начисления заработной платы), с 14.05.1996 по 31.12.2001 (в должности <данные изъяты> в ООО «МПК» не включено в связи с отсутствием уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации);
- в страховой стаж периоды работы: с 14.05.1996 по 31.12.2001 в должности директора по коммерческим вопросам в ООО «МПК» (не включено в связи с отсутствием уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), с 11.11.2002 по 27.02.2011 в ООО «О» (не включено в связи с тем, что страховой стаж не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета), и
назначить досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 20.09.2019г.
В обоснование указывал, что 20.09.2019г. обратился в Управление Пенсионного фонда за назначением досрочной пенсии по старости по основаниям п.п.2, 9 ч.1 ст.30 и п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях», однако ему в этом было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа по всем основаниям; при этом, ответчик неправомерно не включил в стаж работы истца названные выше периоды, определив, что страховой стаж истца составляет 24 года 08 месяцев 21 день, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 01 месяц 26 дней, специальный стаж работы в плавсоставе составляет 07 лет 04 месяца 10 дней, специальный стаж работы по Списку №2 составляет 08 лет 01 месяц.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик Управление Пенсионного фонда, третье лицо Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщили, доказательств уважительности причины неявки не представили, об отложении разбирательства не просили, представили письменные возражения против заявленных требований; третье лицо также просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участника процесса, изучив материалы дела, обозрев пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно трудовой книжке:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
После достижения 55 лет ФИО1 20.09.2019г. обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (л.д.58-62).
Вместе с тем, решением Управления Пенсионного фонда №1060258/19 от 30.10.2019г. в назначении досрочной страховой пенсии ФИО1 отказано в связи с отсутствием:
- необходимого в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» стажа работы с тяжелыми условиями труда (12 лет 06 месяцев),
- необходимого в соответствии с пп.9 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (12 лет 06 месяцев),
- необходимого в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» стажа работы 15 лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (л.д.45-53).
При этом, Управлением Пенсионного фонда установлено, что страховой стаж ФИО1, исчисленный по наиболее выгодному для него варианту, составляет 24 года 08 месяцев 21 день (в страховой стаж включен период учебы, периоды работы в районе Крайнего Севера до 01.01.2002 учтены в полуторном размере); специальный стаж в плавсоставе составляет 07 лет 04 месяца 10 дней (период работы в плавсоставе в районах Крайнего Севера учтены в полуторном размере); специальный стаж по Списку №2 составляет 08 лет 01 месяц 00 дней; календарный стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 12 лет 01 месяц 26 дней.
При исчислении страхового стажа ФИО1 Управлением Пенсионного фонда, в том числе, не включены периоды работы истца с 14.05.1996г. по 26.04.2002г. в должности <данные изъяты> в ООО «МПК» в связи с отсутствием уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), а также с 11.11.2002 по 27.02.2011 в должности <данные изъяты> ООО «О в связи с тем, что страховой стаж не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета.
Согласно п.1 ст.11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом, в соответствии со ст.ст.8 и 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель – плательщик страховых взносов.
В соответствии с положениями пп.1 п.1 ст.6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также п.4 ранее действовавшего Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 №2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации также возложена на работодателя.
Осуществление обязательного социального страхования работников отнесено к обязанностям работодателя также ст.ст.1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации и ст.237 Кодекса законов о труде РСФСР (далее – КЗОТ РСФСР), действовавшего до 01.02.2002г., которая прямо предусматривала, что неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что неуплата работодателем ООО «МПК» страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении истца за период с 14.05.1996 по 26.04.2002, а также непредставление работодателем ООО «О» сведений индивидуального персонифицированного учета в отношении истца за период с 11.11.2002 по 27.02.2011, не может служить основанием для невключения данных периодов работы ФИО1 как работника в страховой стаж при наличии иных допустимых и достаточных доказательств факта его работы в этих организациях в указанные периоды времени и, соответственно, влиять на права истца на учет стажа его работы в указанные периоды времени.
Данный вывод подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении №9-П от 10.07.2007, согласно которому п.1 ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абз.3 п.7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц – позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные ФИО1 требования о включении периодов его работы в ООО «МПК» и ООО «О» в страховой стаж подлежат удовлетворению.
При этом, поскольку работу в ООО «МПК» истец просит включить в страховой стаж только за период с 14.05.1996г. по 31.12.2001г., суд, руководствуясь ч.3 ст.196 ГПК РФ, не находит оснований для выхода за пределы заявленных требований и полагает необходимым включить в страховой стаж истца работу в указанной организации только за требуемый истцом период.
Требований о включении каких-либо периодов в специальный стаж по пп.9 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» (плавсостав) истцом ФИО1 в рамках настоящего спора не заявлено.
Согласно пп.2 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Из материалов дела следует, что Управлением Пенсионного фонда в специальный стаж работы истца по пп.2 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» (по Списку №2) включены:
- периоды работы с 02.07.1984 по 27.02.1985, с 23.03.1985 по 21.10.1985, с 30.10.1985 по 07.09.1986, с 01.10.1986 по 18.10.1986, с 30.10.1986 по 03.09.1987, с 11.09.1987 по 20.12.1988, с 24.12.1988 по 27.01.1989 – в должности <данные изъяты> по Списку №2 от 22.08.1956, так как Списком №2 от 26.01.1991 данные должности не предусмотрены (в календарном исчислении, поскольку Положением №590 не предусматривался учет данных периодов в льготном исчислении),
- период учебы с <данные изъяты> в соответствии с п.109 Положения №590.
Одновременно, в специальный стаж работы истца по указанному основанию не включены периоды:
- с 28.02.1985 по 22.03.1985 – командировка в г. <адрес> пансионат «<данные изъяты>»,
- с 22.10.1985 по 29.10.1985, с 23.10.1986 по 29.10.1986 – направлен на овощную базу,
- с 08.09.1986 по 30.09.1986 – курсы повышения квалификации, так как Правилами №516 не предусмотрено включение в специальный стаж данного периода,
- с 19.10.1986 по 22.10.1986, с 04.09.1987 по 10.09.1987, с 21.12.1988 по 23.12.1988, так как в указанные периоды отсутствует начисление заработной платы,
- с 28.01.1989 по 07.02.1989 – период нахождения в резерве без оплаты,
- с 08.02.1989 по 13.02.1989 – период отпуска без сохранения заработной платы, так как Правилами №516 не предусмотрено включение в специальный стаж данного периода.
Как следует из п.2 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям пп.«б» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992г.
При этом, в соответствии с п.3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации №665 от 16.07.2014г. исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных, в том числе в абзаце третьем подпункта «б» пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972г. №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Списком №2 от 22.08.1956г. в разделе XXIV «Пищевая промышленность», в пункте <данные изъяты> «<данные изъяты>» в подразделе «<данные изъяты>» предусмотрены, в том числе:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Таким образом, по Списку №2 от 22.08.1956г. ответчиком правомерно были учтены периоды работы истца ФИО1 в должности <данные изъяты>.
Списком №2 от 26.01.1991г. какие-либо должности истца ФИО1 не предусмотрены, в связи с чем Управление Пенсионного фонда обоснованно не включило в специальный стаж работы по Списку №2 от 26.01.1991г. никаких периодов работы истца.
Одновременно, суд считает необходимым согласится с доводами Управления Пенсионного фонда о том, что исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж, предусмотренный пп.2 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», периода его работы с 14.02.1989 по 26.06.1989 в должности рабочего по проходке шурфов, удовлетворению не подлежат, поскольку данная должность не предусмотрена ни Списком №2 от 22.08.1956г., ни Списком №2 от 26.01.1991г.
При этом, содержащаяся в Списке №2 от 22.08.1956г. должность «проходчики (забойщики, канавщики)» пункта «Рабочие» параграфа II «Геологоразведочные работы», а также содержащаяся в Списке №2 от 26.01.1991г. должность «Проходчики на поверхностных работах» (№102010100а-17495) не являются идентичными должности «рабочий по проходке шурфов».
В свою очередь, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Согласно пп.6 п.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029, от 03.01.1983 №12, Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что Управлением Пенсионного фонда в стаж работы ФИО1 в районах Крайнего Севера включены периоды его работы:
- с <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Одновременно, в стаж работы истца в районах Крайнего Севера не включены периоды:
- с 28.02.1985 по 22.03.1985 – период командировки в г. <адрес> пансионат «<данные изъяты>»,
- с 22.10.1985 по 29.10.1985, с 23.10.1986 по 29.10.1986 – направлен на овощебазу,
- с 08.09.1986 по 30.09.1986 – курсы повышения квалификации,
- с 01.01.2018 по 31.12.2018 – в ООО «1».
Разрешая требования ФИО1 о включении с стаж работы в стаж работы в районах Крайнего Севера указанные им спорные периоды, суд приходит к выводу о том, что в данный стаж подлежит включению период работы истца с 14.05.1996 по 31.12.2001 в должности <данные изъяты> в ООО «МПК», поскольку факт работы в данной организации, расположенной в Мурманской области, подтверждается трудовой книжкой истца; в страховой стаж истца указанный период включен судом ранее.
ФИО1 просит включить в специальный стаж по Списку №2, а также в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды его работы с 28.02.1985 по 22.03.1985 (командировка в <адрес>), с 22.10.1985 по 29.10.1985, с 23.10.1986 по 29.10.1986 (направлен на овощебазу), с 08.09.1986 по 30.09.1986 (курсы повышения квалификации), с 19.10.1986 по 22.10.1986, с 04.09.1987 по 10.09.1987, с 21.12.1988 по 23.12.1988 (отсутствие начисления заработной платы).
Согласно ст.116 КЗОТ РСФСР, действовавшего в спорные периоды времени, работникам, направляемым в служебные командировки, оплачивались: суточные за время нахождения в командировке; расходы по проезду к месту назначения и обратно; расходы по найму жилого помещения. За командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность) и средний заработок.
В силу ст.112 КЗОТ РСФСР при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Таким образом, на период служебных командировок, а также на период профессиональной подготовки и повышения квалификации за работником сохранялось рабочее место и средний заработок.
Учитывая изложенное, а также то, что направление работника в служебную командировку, а также на курсы повышения квалификации осуществляется работодателем и не зависит от усмотрения работника, принимая во внимание, что место постоянной работы истца (Мурманская область) при направлении в командировку и на курсы повышения квалификации не изменилось, суд приходит к выводу о том, что период командировки истца в <адрес> с 28.02.1985 по 22.03.1985, а также период его нахождения на курсах повышения квалификации с 08.09.1986 по 30.09.1986 подлежат включению в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» (по Списку №2), а также в стаж его работы в районах Крайнего Севера.
Одновременно, суд не находит правовых оснований для включения в специальный стаж работы истца по обоим основаниям периодов с 22.10.1985 по 29.10.1985 и с 23.10.1986 по 29.10.1986 (направление на овощебазу), а также с 04.09.1987 по 10.09.1987, с 21.12.1988 по 23.12.1988 (отсутствие начисления заработной платы).
Так, согласно п.4 Правил №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется – стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
При этом, с учетом того, что в период до 01.01.1991г. в СССР и РСФСР имела место плановая экономика и, соответственно, стабильность экономических отношений, суд исходит из того, что при подтверждении факта сохранения за работником в какой-либо период среднего заработка факт уплаты за него работодателем страховых взносов предполагается.
Вместе с тем, согласно архивной справке ГОКУ «Государственный архив Мурманской области» от 04.02.2016г. №Ч-448 в архиве имеется приказ от 22.10.1985 №209 о направлении истца с 22.10.1985 на овощную базу Горплодовощторг, при этом начисления заработной платы с 26.10.1985 (так в документе) по 29.10.1985 отсутствуют; также имеется приказ от 27.10.1986 №211 о направлении с 23.10.1986 на овощную базу ОРПС с оплатой 75% от должностного оклада, однако начисления заработной платы с 23.10.1986 по 29.10.1986 отсутствуют (л.д.74-75).
Таким образом, факт сохранения за истцом среднего заработка на период его направления на овощебазу и, соответственно, уплаты за этот период страховых взносов документальными доказательствами не подтверждается.
Кроме того, в ходе настоящего судебного разбирательства суду не представлено доказательств того, что направление ФИО1 на овощебазу в указанные периоды было вызвано производственной необходимостью, являлось служебной командировкой или направлением на повышение квалификации, то есть работой, от которой истец не мог отказаться, либо было осуществлено по инициативе самого ФИО1 без сохранения на данный период времени заработной платы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для включения в специальный стаж работы ФИО1 по Списку №2 и в стаж его работы в районах Крайнего Севера периодов его направления на овощебазу, за которые отсутствуют начисления заработной платы, а также периодов, в которые ему не выплачивалась заработная плата и не производились страховые отчисления, и, соответственно, не подтверждена его занятость на работе, в рассматриваемом случае не имеется.
Разрешая требования ФИО1 об исчислении периодов его работы по Списку №2 и в районах Крайнего Севера в льготном (полуторном) исчислении, суд учитывает, что истец обратился к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости по нормам действующего законодательства, однако действующим законодательством такое исчисление специального стажа не предусмотрено.
При этом, суд принимает во внимание разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в пп.4 «б» п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которым продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).
Истец в обоснование требований об исчислении его стажа в полуторном размере ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации №2-П от 29.01.2004, однако данным постановлением на необходимость исчисления специального стажа в полуторном размере не указано.
Более того, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации №2-П от 29.01.2004 норма п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в той части, в какой она во взаимосвязи с п.2 ст.31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
При этом, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Следовательно, норма п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила.
Кроме того, предусмотренные ею правила соответствуют действовавшим с 1 февраля 1998 года условиям и нормам (в том числе в части, касающейся календарного исчисления трудового стажа), установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а также ст.7 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных в нее этим актом. Пенсионер – в тех случаях, когда исчисленный на их основании размер пенсии не достигал размера пенсии, уже получаемой им по Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в прежней редакции, - был вправе выбрать исчисление пенсии в соответствии со старым порядком. Тем самым законодатель, вводя с 1 февраля 1998 года иные условия и нормы пенсионного обеспечения наряду с предусмотренными Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям в пенсионном законодательстве.
Что касается лиц, на которых в соответствии со ст.28 РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» распространялось правило об исчислении в полуторном размере трудового стажа для назначения трудовой пенсии, то в отношении них законодатель предусмотрел дополнительный компенсационный механизм в виде более высокого, чем для других граждан, соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, учитываемого при оценке пенсионных прав.
Одновременно, суд также считает заслуживающими внимания доводы Управления Пенсионного фонда о том, что ранее действовавшим Положением №590, на которое ссылается истец, исчисление периодов работы гражданина в должности мастера по добыче рыбы, мастера лова в плавсоставе в районах Крайнего Севера в полуторном размере также предусмотрено не было.
Так, согласно п.110 Положения №590 работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Статья 5 названного Указа содержит указание на категории работников, которым специальный стаж в районах Крайнего Севера может быть исчислен в полуторном размере, а именно: работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года.
Вместе с тем, истец к указанным в ст.5 названного Указа категориям работников не относится, следовательно, нормы п.110 Положения №590 на него не распространяются.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 об исчислении стажа в спорные периоды времени в полуторном размере удовлетворению не подлежат.
Согласно п.1 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что к моменту обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда (20.09.2019г.) истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг 55 лет; его страховой стаж с учетом включенных настоящим решением суда периодов составляет (24 года 08 мес. 21 дн. (учтено Управлением Пенсионного фонда) + 5 лет 7 мес. 17 дн. (работа в ООО «МПК») + 8 лет 01 мес. 16 дн. (работа в ООО «О»)) = 38 лет 5 мес. 24 дн., то есть не менее 25 лет; его стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом включенных настоящим решением суда периодов составляет (12 лет 01 мес. 26 дн. (учтено Управлением Пенсионного фонда) + 5 лет 7 мес. 17 дн. (работа в ООО «МПК») + 0 лет 0 мес. 23 дн. (командировка) + 0 лет 0 мес. 23 дн. (повышение квалификации)) = 17 лет 10 мес. 29 дн., то есть не менее 15 календарных лет, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения за назначением досрочной пенсии по старости истец приобрел право на досрочную пенсию по основанию п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом, специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости по основанию пп.2 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», даже с учетом включения настоящим решением суда ряда периодов работы в стаж истца по Списку №2 у истца отсутствует.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 об обязании назначить ему досрочную пенсию по старости подлежат удовлетворению с назначением данной пенсии в соответствии с требованиями п.1 ст.22 указанного выше закона, т.е. с 20.09.2019г., в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании изложенного, руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с 14.05.1996г. по 31.12.2001г. в должности <данные изъяты> в ООО «МПК» и с 11.11.2002г. по 27.02.2011г. в должности в ООО «О».
Включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в районах Крайнего Севера периоды работы с 28.02.1985г. по 22.03.1985г., с 08.09.1986г. по 30.09.1986г., с 14.05.1996г. по 31.12.2001г.
Включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по основанию п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 28.02.1985г. по 22.03.1985г., с 08.09.1986г. по 30.09.1986г.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга назначить ФИО1 досрочную пенсию по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с 20.09.2019г.
В остальной части иска – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Л. Лемехова