ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2616/20 от 06.11.2020 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу № 2-2616/2020 (23RS0037-01-2020-005233-67)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06 ноября 2020 г. г. Новороссийск

Октябрьский районный суда г. Новороссийска Краснодарского края в составе председательствующего Чанова Г.М.,

при секретаре Денисенко А.Н.,

с участием: представителя истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО3, действующего на основании доверенностей 223АВ0335933 от 25.08.2020г., 23АВ0335918 от 24.08.2020г.,

представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО5 к Акционерному обществу «Новороссийскгоргаз» об обязании выдачи технических условий для совершения работ по газификации жилых домов, а также по встречному исковому заявлению Акционерного общества «Новороссийскгоргаз» о признании права собственности на объекты недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО6 обратились в суд с иском к Акционерному обществу «Новороссийскгоргаз», в котором указали, что они обращались к ответчику с заявлениями о выдачи технических условий для проведении газификации принадлежащих им домовладений. На их заявления они получили от Акционерного общества «Новороссийскгоргаз» письма, в которых было указано, что выдача технический условий на газификацию домовладений невозможна по причине отсутствия зарегистрированных прав на газораспределительные сети, от которых осуществляется технологическое присоединение в районе расположения домовладений истцов.

В связи с чем истцы просят суд признать бездействие ответчика в газификации принадлежащих истцам домовладений, расположенных в поселке <адрес> – незаконным, обязав ответчика осуществить газификацию их домовладений. Взыскать с ответчика в пользу истцов расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Акционерное общество «Новороссийскгоргаз» обратилось к ФИО1, ФИО2, ФИО5 со встречным иском, в котором указало, что причиной отказа истцам в газификации принадлежащих им жилых домов является отсутствие зарегистрированных прав на объекты газораспределительной сети. В настоящий момент в поселке <адрес> существует и функционирует газораспределительная сеть общей протяженностью 42 768,48 метров. Единая газораспределительная сеть поселка Гайдук создана в качестве единого сооружения, используемого по одному назначению и предназначенного для выполнения производственных процессов, а именно: осуществление газоснабжения поселка <адрес> Единая газораспределительная сеть поселка <адрес> построена АО «Новороссийскгоргаз» (на дату ввода сооружения в эксплуатацию АО «Новороссийскгоргаз» осуществляло деятельность под наименованием <данные изъяты>») и введена в эксплуатацию согласно Актам о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта — наземного распределительного газопровода низкого давления. Эксплуатацию указанного сооружения осуществляет АО «Новороссийскгоргаз». Единая газораспределительная сеть поселка <адрес> соответствует проектной документации, состоит из газопроводов поселка <адрес> неразрывно физически и технологически связанных между собой и объединённых единым значением, образующих гидравлически обособленную сеть газораспределения, общей протяженностью 42 768,48 метров в имеющую единый источник газоснабжения - газораспределительная станция (ГРС-1) <адрес>, с давлением газа на выходе не менее 0,6 МПа от ДД.ММ.ГГГГ В состав Единой газораспределительной сети поселка <адрес> входят газопроводы надземные, газопроводы подземные, а также газорегуляторные пункты, входящие в состав сооружения и являющиеся неотъемлемой частью данной сети. Письмом Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что Акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов - газопроводов в <адрес> имеют даты ввода в эксплуатацию до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и утверждения Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) такие Акты признаются действительными. В этой связи, в силу положений вышеуказанного Закона, не требуется выдача разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

В <адрес> существует и функционирует газораспределительная сеть общей протяженностью 53 008 метров. Единая газораспределительная сеть поселка Верхнебаканский создана в качестве единого сооружения, используемого по одному назначению и предназначенного для выполнения производственных процессов, а именно осуществление газоснабжения <адрес>. Единая газораспределительная сеть <адрес> соответствует проектной документации, состоит из газопроводов <адрес>, неразрывно физически и технологически связанных между собой и объединённых единым значением, образующих гидравлически обособленную сеть газораспределения, общей протяженностью 53 008 метров, имеющую единый источник газоснабжения - газораспределительную станцию (ГРС) <адрес> с давлением газа на выходе не менее 0,6 Мпа, согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. В состав Единой газораспределительной сети поселка <адрес> входят газопроводы надземные, газопроводы подземные, а также газорегуляторные пункты, входящие в состав сооружения и являющиеся неотъемлемой частью данной сети. Письмом Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ. было сообщено, что Акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов - газопроводов в <адрес> имеют даты ввода в эксплуатацию до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и утверждения Правительством: Российской Федерации формы разрешения на строительство. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) такие Акты признаются действительными. В этой связи, в силу положений вышеуказанного Закона, не требуется выдача разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

В поселке <адрес> существует и функционирует газораспределительная сеть (согласно прилагаемому Техническому плану) общей протяженностью 15 186,9 метров. Единая газораспределительная сеть поселка <адрес> создана в качестве единого сооружения, используемого по одному назначению и предназначенного для выполнения производственных процессов, а именно осуществление газоснабжения <адрес>. В состав Единой газораспределительной сети поселка <адрес> входят газопроводы надземные, газопроводы подземные, а также газорегуляторные пункты, входящие в состав сооружения и являющиеся неотъемлемой частью данной сети. Письмом Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ. было сообщено, что Акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов - газопроводов в селе <адрес> имеют даты ввода в эксплуатацию до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и утверждения Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) такие Акты признаются действительными. В этой связи, в силу положений вышеуказанного Закона, не требуется выдача разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Прилагаемыми актами о приемке законченных строительством объектов системы газоснабжения подтверждается, что строительство и ввод в эксплуатацию составных частей объекта газового хозяйства производилось в соответствии с действующим в тот период законодательством. При этом, отдельные объекты газораспределительной сети, в частности газопроводы, не рассматривались как объекты недвижимости. Без решения правовой судьбы единого сооружения – газораспределительной сети каждого из указанных выше населенных пунктов, входящих в состав города Новороссийск – реализация физическими лицами своих прав в надлежащем объеме не представляется возможной, поскольку газификация жилых домов может осуществляться исключительно путем подключения потребителей к газораспределительной сети, право собственности на которую зарегистрировано за эксплуатирующей организацией.

В связи с чем Общество просит суд признать право собственности Акционерного общества «Новороссийскгоргаз» на объекты недвижимого имущества: Газораспределительная сеть поселка <адрес> общей протяженностью 42 768,48 метров; газораспределительная сеть поселка <адрес>, общей протяженностью 53 008 метров; газораспределительная сеть поселка <адрес>, общей протяженностью 15187 метров; считать решение суда основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для осуществления действий, необходимых для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности.

В судебном заседании представитель истцов ФИО1 и ФИО2 по доверенности ФИО3 поддержал заявленные исковые требования, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства, и просил их удовлетворить. Против удовлетворения встречного иска не возражал. Истец ФИО6 просила исключить её из числа истцов, т.к. она не является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>. По ходатайству ФИО5 он был привлечен в качестве соистца к участию в деле. Извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело без его участия, настаивал на удовлетворении исковых требований, против удовлетворения встречного иска не возражал.

Представитель АО «Новороссийскгоргаз» просила встречный иск удовлетворить, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства, по первоначальному иску сослалась на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - администрации МО г. Новороссийск, надлежащим образом уведомленный о дне и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил. В своём заключении указал, что газопроводы, указанные в исковом заявлении, не принадлежат администрации МО г. Новороссийск.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и предоставленные документы, суд приходит к выводу, что первоначальное исковое заявление не подлежит удовлетворению, а встречный иск суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, гр. ФИО1, являясь собственником жилого дома, расположенного в поселке <адрес>, обратился в адрес Акционерного общества «Новороссийскгоргаз» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче технических условий для проведения газификации принадлежащего ему на праве собственности домовладения. На что им получено от Акционерного общества «Новороссийскгоргаз» письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что выдача технических условий для газификации домовладения невозможна по причине отсутствия зарегистрированных прав на Газораспределительную сеть в данном районе.

ФИО7 М.Р., являясь собственником жилого дома, расположенного в поселке Верхнебаканский <адрес>, обратилась в адрес Акционерного общества «Новороссийскгоргаз» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. о проведении газификации принадлежащего ей домовладения. На что получила от Акционерного общества «Новороссийскгоргаз» письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что выдача технических условий для газификации домовладения невозможна по причине отсутствия зарегистрированных прав на Газораспределительную сеть в данном районе.

Гр. ФИО6 обратилась в адрес Акционерного общества «Новороссийскгоргаз» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. о проведении газификации жилого дома, расположенного в поселке <адрес>. На что, также получила от Акционерного общества «Новороссийскгоргаз» письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что выдача технических условий для газификации домовладения невозможна по причине отсутствия зарегистрированных прав на Газораспределительную сеть в данном районе.

Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", который определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения.

Согласно нормам статьи 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается, в первую очередь, на нормах Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, и состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Согласно части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу частей 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Непосредственно осуществление деятельности специализированных организаций по заключению с гражданами договоров газоснабжения для обеспечения коммунально – бытовых нужд регламентируется "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (в редакции от 19.03.2020) "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (далее по тексту – Правила поставки газа»)

Согласно содержанию пунктов 7 - 9 Правил поставки газа, истцами по первоначальному иску для заключения договора газоснабжения были направлены соответствующие оферты в адрес Акционерного общества «Новороссийскгоргаз».

Согласно содержанию пунктов 11 - 12 Правил поставки газа газоснабжающая организация в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений.

Согласно Правилам подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года N 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. В целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.

По смыслу положений, закрепленных в пунктах 16 - 18 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения и статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подключение объектов недвижимости к газопроводам осуществляется за счет правообладателей земельных участков на основании их заявлений поданных в газораспределительную организацию.

В письмах, направленных Акционерным обществом «Новороссийскгоргаз» в адрес истцов по первоначальному иску, указано, что выдача технических условий для газификации домовладения невозможна по причине отсутствия зарегистрированных прав на Газораспределительную сеть в данном районе.

В связи с указанным выше, суд приходит к выводу, что отказ Акционерного общества «Новороссийскгоргаз» от выдачи технических условий для газификации домовладений, принадлежащих истцам по первоначальному иску, вызван объективными причинами и является правомерным.

Исковые требования по встречному иску мотивированы необходимостью легализации спорных объектов недвижимости, признания прав собственности на указанные объекты, что необходимо для организации надлежащей эксплуатации данных объектов недвижимости и обеспечения граждан газом.

Изучив представленные истцом по встречному иску доводы, суд пришел к следующему выводу.

Согласно техническому плану в поселке <адрес> существует и функционирует газораспределительная сеть общей протяженностью 42 768,48 метров.

Эксплуатацию указанного сооружения осуществляет АО «Новороссийскгоргаз», что подтверждается картами учета опасных производственных объектов и Свидетельством о регистрации в реестре опасных производственных объектов.

Газораспределительная сеть поселка Гайдук соответствует проектной документации, состоит из газопроводов поселка Гайдук, неразрывно физически и технологически связанных между собой и объединённых единым значением, образующих гидравлически обособленную сеть газораспределения, общей протяженностью 42 768,48 метров в, имеющую единый источник газоснабжения – газораспределительная станция (ГРС-1) <адрес>, с давлением газа на выходе не менее 0,6 МПа от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено справкой <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

В состав Газораспределительной сети поселка Гайдук входят газопроводы надземные, газопроводы подземные, а также газорегуляторные пункты, входящие в состав сооружения и являющиеся неотъемлемой частью данной сети.

В состав указанной сети согласно содержанию Технического плана входят 85 сооружений.

Из заключения кадастрового инженера следует, что в результате проведенных кадастровых работ установлено, что Газораспределительная сеть поселка Гайдук является протяженным многоконтурным линейным сооружением, протяженностью 42 768,48 метров, состоящим из надземных (контур 1, 1.1 - 1.276) и подземных (контур 2, 2.1 - 2.414) конструктивных элементов, и расположена в границах кадастровых кварталов, перечень которых указан в Техническом плане.

Письмом Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что Акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов – газопроводов <адрес> имеют даты ввода в эксплуатацию до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и утверждения Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) такие Акты признаются действительными. В этой связи, в силу положений вышеуказанного Закона, не требуется выдача разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Согласно техническому плану в <адрес> существует и функционирует Газораспределительная сеть общей протяженностью 53 008 метров.

Эксплуатацию указанного сооружения осуществляет АО «Новороссийскгоргаз», что подтверждается картами учета опасных производственных объектов и свидетельством о регистрации в реестре опасных производственных объектов.

Газораспределительная сеть <адрес> соответствует проектной документации, состоит из газопроводов поселка Верхнебаканский, неразрывно физически и технологически связанных между собой и объединённых единым значением, образующих гидравлически обособленную сеть газораспределения, общей протяженностью 53 008 метров, имеющую единый источник газоснабжения – газораспределительную станцию (ГРС) <адрес> с давлением газа на выходе не менее 0,6 Мпа, согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

В состав Газораспределительной сети поселка Верхнебаканский входят газопроводы надземные, газопроводы подземные, а также газорегуляторные пункты, входящие в состав сооружения и являющиеся неотъемлемой частью данной сети. В состав указанной сети согласно содержанию Технического плана входят 83 сооружения согласно приложения к техническому плану.

И заключения кадастрового инженера следует, что в результате проведенных кадастровых работ установлено, что Газораспределительная сеть поселка Верхнебаканский является протяженным многоконтурным линейным сооружением, протяженностью 53 007,84 метров (в соответствии с пунктом. 47 Приказа № 693 Министерства Экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ произведено округление до 53 008 метров), состоящим из надземных (контур 1, 1.1-1.91) и подземных (контур 2, 2.1- 2.9) конструктивных элементов.

Письмом Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ. было сообщено, что Акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов – газопроводов в <адрес> имеют даты ввода в эксплуатацию до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и утверждения Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) такие Акты признаются действительными. В этой связи, в силу положений вышеуказанного Закона, не требуется выдача разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Согласно представленному техническому плану в поселке <адрес> существует и функционирует газораспределительная сеть общей протяженностью 15 186,9 метров.

Эксплуатацию указанного сооружения осуществляет АО «Новороссийскгоргаз», что подтверждается картами учета опасных производственных объектов и свидетельством о регистрации в реестре опасных производственных объектов.

Газораспределительная сеть поселка Борисовка соответствует проектной документации (проект № от ДД.ММ.ГГГГ), состоит из газопроводов поселка Борисовка, неразрывно физически и технологически связанных между собой и объединённых единым значением, образующих гидравлически обособленную сеть газораспределения, общей протяженностью 15187 метров, имеющую единый источник газоснабжения – газораспределительную станцию (ГРС) <адрес> с давлением газа на выходе не менее 0,6 Мпа, согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

В состав Газораспределительной сети поселка Борисовка входят газопроводы надземные, газопроводы подземные, а также газорегуляторные пункты, входящие в состав сооружения и являющиеся неотъемлемой частью данной сети. В состав указанной сети согласно содержанию технического плана входят 28 сооружений.

Согласно заключению кадастрового инженера в результате проведенных кадастровых работ установлено, что единая газораспределительная сеть поселка Борисовка является протяженным многоконтурным линейным сооружением, протяженностью 15186,9 метров (в соответствии с пунктом. 47 Приказа № 693 Министерства Экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ произведено округление до 15187,0 метров), состоящим из надземных (контур 1, 1.1-1.91) и подземных (контур 2, 2.1- 2.9) конструктивных элементов.

Из письма Управления Архитектуры и градостроительства администрации МО г. Новороссийск от ДД.ММ.ГГГГ., следует, что Акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов – газопроводов в <адрес> имеют даты ввода в эксплуатацию до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и утверждения Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) такие Акты признаются действительными. В этой связи, в силу положений вышеуказанного Закона, не требуется выдача разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Прилагаемыми актами о приемке законченных строительством объектов системы газоснабжения подтверждается, что строительство и ввод в эксплуатацию составных частей объекта газового хозяйства производилось в соответствии с действующим в тот период законодательством. При этом, отдельные объекты газораспределительной сети, в частности газопроводы, не рассматривались как объекты недвижимости.

В соответствии с п. 5 ст. 36 Градостроительного кодекса Краснодарского края (в редакции от 08.08.2016 г.) не требуется получение разрешения на строительство и (или) реконструкцию газопроводов низкого и (или) среднего давления в случаях, когда проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет не более 0,3 МПа и когда расстояние от газоиспользующего оборудования до существующих сетей газораспределения и газопотребления, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров в границах городских поселений и не более 500 метров в границах сельских поселений, и мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство только газопроводов-вводов в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения, а указанная сеть газораспределения и газопотребления пролегает по территории не более чем одного муниципального образования. В соответствии со статьей 55 ГрК РФ в части 1 и части 17 п.4.4. статьи 51 ГрК РФ, в случае, если для строительства объекта в соответствии с действующим законодательством не требуется получение разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным органом также не выдается, что подтверждено письмом Департамента по архитектуре и градостроительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и письмами Управления Архитектуры и Градостроительства МО г. Новороссийска о подготовке и выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию газопроводов, построенных после введения в действие Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (указанные документы прилагаются к техническим планам в разделе «Приложение»).

Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения РФ, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих <данные изъяты>» и его дочерним организациям» установлен порядок проведения технической инвентаризации и технического учета с учетом специфики объектов газовой отрасли.

Правообладателем определяется состав объектов, составляющих передаточное устройство и подлежащий техническому описанию, уточняется объем детализации материалов технической документации и предоставляются копии правоустанавливающих документов, а при отсутствии таковых - иные документы, подтверждающие принадлежность имущества правообладателю.

При этом единицами технического учета являются как группы зданий и (или) сооружений (на передаточных устройствах комплексы сооружений, в том числе сети линейных, распределительных газопроводов), включающие в себя используемые в производственном процессе оборудование, установки и устройства, так и наружные трубопроводы, продуктопроводы, кабели передаточного устройства, включая отдельно стоящее здание, сооружение, устройство, элементы оборудования и др.

Таким образом, нормативными правовыми актами уполномоченных органов государственной власти было определено, что объекты газового хозяйства в их технологической взаимосвязи соответствуют критериям Газораспределительной сети.

В соответствии со ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные элементы.

Из анализа вышеприведенных норм ГК РФ, Правил охраны газораспределительных сетей и с учетом правовой позиции Пленума ВС РФ № 25 от 23.06.2015 г., суд приходит к выводу, что отдельные участки газопроводов, присоединяемые к единой сети газораспределения города и иного населенного пункта, обеспечивающие технологическое подключение сетей газопотребления граждан и организаций (потребителей) к газораспределительной сети населенного пункта, являются частями единого имущественного комплекса (неделимой вещи) – газораспределительной сети города (иного населенного пункта).

Именно единство объектов газораспределительной сети обеспечивает достижение цели создания газораспределительной сети – доставки газа от производителя (поставщика) конечному получателю (потребителю).

В соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Необходимость государственной регистрации права на газораспределительные сети как на единое сооружение вызвана необходимостью проведения работ по установлению охранных зон газораспределительных сетей, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей». Согласно данному постановлению «охранная зона газораспределительной сети» - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.

Осуществить подобную защиту прав собственника газораспределительных сетей возможно только после государственной регистрации прав на объект недвижимости в установленном законодательством порядке.

Согласно пункту 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Поскольку строительство гидравлически обособленной газораспределительной сети населенных <адрес><адрес> завершено задолго до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, а приемка в эксплуатацию отдельных участков газопроводов в составе этой сети производилось в соответствии с действующим на тот период времени законодательством, в соответствии со ст.ст. 46, 69 Федерального закона РФ «О государственной регистрации недвижимости», суд приходит к выводу, что государственной регистрации как единые сооружения подлежат газораспределительные сети в населенных пунктах <адрес>, принадлежащие на праве собственности АО «Новороссийскгоргаз» <данные изъяты>»).

При этом суд исходит из того, что акты приемки в эксплуатацию, акты приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ), признаются действительными (часть 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ).

До даты введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты газораспределительной системы вводились в эксплуатацию (согласно пункту 8 постановления Совмина СССР от 23 января 1981 г. N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов") актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, оформленным в соответствии, в том числе, со СНиП "42-01-2002. Газораспределительные системы", принятым и введенным в действие постановлением Госстроя России от 23 декабря 2002 г. N 163 (далее - СНиП 42-01-2002), а до 23 декабря 2002 г. – в соответствии со СНиП "3.05.02-88*. Газоснабжение", утвержденным постановлением Госстроя СССР от 17 марта 1988 г. N 39.

Согласно пункту 10.6.4 СНиП 42-01-2002 приемка заказчиком законченного строительством объекта газораспределительной системы должна быть оформлена актом по форме обязательного Приложения Б. Данный акт подтверждает факт создания объекта и его соответствие проекту и обязательным требованиям нормативных документов. Он является окончательным для отдельно возводимого объекта газораспределительной системы.

Представленными истцом по встречному иску техническими планами Газораспределительных сетей населенных пунктов Гайдук<адрес> подтверждается, что газораспределительные сети указанных выше населенных пунктов являются гидравлически обособленными и эксплуатируются как единый технологически обособленный комплекс каждая. Целью эксплуатации каждой из указанных газораспределительных сетей является обеспечение доставки (транспортировки) газа до потребителей (покупателей) газа, расположенных на территории указанных выше населенных пунктов, входящих в состав <адрес>.

При этом, суд учитывает, что каждая из указанных выше газораспределительных сетей, является единым сооружением и АО «Новороссийскгоргаз» как собственник газораспределительной сети вправе принять необходимые меры по кадастровому учету указанных объектов недвижимости и государственной регистрации права в установленном законодательством порядке.

В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

По смыслу пунктов 10 и 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередач, автомобильные дороги, железнодорожные линии, линейно-кабельные сооружения связи, водопроводы, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы относятся к линейным объектам, которые являются объектами капитального строительства. Объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В силу пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем совместном постановлении Пленумов от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. (п.52 Пленумы ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

В соответствии с п.6 статьи 1 Федерального закона РФ «О государственной регистрации недвижимости» №218-ФЗ от 13.07.2015, вступившего в силу с 02.01.2017, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также суд при вынесении настоящего решения принимает во внимание то обстоятельство, что без решения правовой судьбы единого сооружения – газораспределительной сети каждого из указанных выше населенных пунктов, входящих в состав <адрес> – реализация физическими лицами своих прав в надлежащем объеме не представляется возможной, поскольку газификация жилых домов может осуществляться исключительно путем подключения потребителей к газораспределительной сети, право собственности на которую зарегистрировано за эксплуатирующей организацией.

Материалами дела подтверждается, что вышеуказанные газопроводы низкого давления (сооружения) не являются ни федеральной собственностью, ни государственной собственностью, ни муниципальной собственностью, сведения о регистрации права собственности на данные объекты недвижимости не зарегистрированы, правопритязания иных лиц на данные объекты отсутствуют.

Каких-либо иных споров о праве собственности на данные объекты не имеется. Установление права собственности на указанное недвижимое имущество необходимо для установления определенности гражданско-правовых отношений.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 и ФИО5 к Акционерному обществу «Новороссийскгоргаз» об обязании выдачи технических условий для совершения работ по газификации жилых домов отказать.

Встречный иск Акционерного общества «Новороссийскгоргаз» удовлетворить полностью.

Признать право собственности Акционерного общества «Новороссийскгоргаз», зарегистрированного и расположенного по адресу: <адрес>, ИНН ОГРН , на объект недвижимого имущества: Газораспределительная сеть поселка <адрес> общей протяженностью 42 768,48 метров.

Признать право собственности Акционерного общества «Новороссийскгоргаз», зарегистрированного и расположенного по адресу: <адрес>, ИНН ОГРН на объект недвижимого имущества: Газораспределительная сеть поселка <адрес>, общей протяженностью 53 008 метров.

Признать право собственности Акционерного общества «Новороссийскгоргаз», зарегистрированного и расположенного по адресу: 353907, <адрес>, ИНН ОГРН на объект недвижимого имущества: Газораспределительная сеть поселка <адрес> общей протяженностью 15187 метров.

Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности за Акционерным обществом «Новороссийскгоргаз», зарегистрированного и расположенного по адресу: <адрес>, ИНН ОГРН

- на объект недвижимого имущества: «Газораспределительная сеть поселка <адрес>», общей протяженностью 15187 метров;

- на объект недвижимого имущества: «Газораспределительная сеть поселка <адрес> общей протяженностью 42 768,48 метров;

- на объект недвижимого имущества: «Газораспределительная сеть поселка <адрес>», общей протяженностью 53 008 метров.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья /подпись/ Г.М. Чанов

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ