ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2619/2022 от 25.08.2022 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-2619/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2022 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе: председательствующего судьи Бабаковой А.В.

при секретаре Смаглиеве Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Ростова-на-Дону к Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» третье лицо: Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области об обязании осуществить снос аварийных домов,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Кировского района г.Ростова-на-Дону обратилась в суд с настоящим иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» об обязании осуществить снос аварийных домов, ссылаясь на то, что Прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», приказа прокурора Ростовской области от 03.112017 проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления г.Ростова-на-Дону законодательства при сносе аварийного жилищного фонда. Постановлением мера г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: литер «а,б,г», литер «а1,б,в» признаны аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с п. 3.2. указанного постановления в срок до ДД.ММ.ГГГГ должны быть принять меры к сносу данных многоквартирных домов. Согласно сведениям Департамента координации строительства и перспективного развития, г.Ростова-на-Дону указанные дома полностью расселены. С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд. В настоящее время процедура изъятия для муниципальных нужд земельных участков под вышеуказанными домами и объектами недвижимости, расположенными на них, завершена, муниципальное образование «Город Ростов- на-Дону» является собственником данных объектов. Жители дома переселены. При этом, указанные многоквартирные дома, в нарушение установленного Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ срока до настоящего времени не снесены. Согласно ч. 1 ст. 44 Устава города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительно распорядительным органом городского самоуправления является администрация города. В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте ЖКХ и энергетики , утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации , осуществляющим функции по реализации полномочий органа местного самоуправления по обеспечению необходимых условий для решения вопросов местного значения в области развития жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. В силу п. 2.3. Положения Департамент осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, формирование бюджетной политики в части потребности в средствах по статьям жилищно-коммунального хозяйства, а также обеспечения учета объектов инженерной инфраструктуры города Ростова-на-Дону. Уставом МКУ «УЖКХ Кировского района г. Ростова-на-Дону» предусмотрено, что орган осуществляет снос аварийного жилищного фонда. МКУ «УЖКХ Кировского района г. Ростова-на-Дону» находится в подведомственном подчинении отраслевого органа администрации города - Департамент ЖКХ и энергетики г.Ростова-на-Дону. Таким образом, снос расселенных аварийных домов на территории Кировского района г.Ростова-на-Дону, изъятых администрацией г. Ростова-на-Дону для муниципальных нужд, является обязанностью администрации г. Ростова-на-Дону, Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ Кировского района г. Ростова-на-Дону».

На основании изложенного, истец просит суд обязать администрацию г.Ростова-на-Дону, Департамент ЖКХ и энергетики г.Ростова-на-Дону, МКУ «УЖХК Кировского района г.Ростова-на-Дону» в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос авариных многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам : б,в».

Протокольным определением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону, от 28.06.2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющих самостоятельных требований привлечен Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области.

В процессе рассмотрения дела истцом были уточнены исковые требования в порядке 39 ГПК РФ истец просит суд обязать администрацию г. Ростова-на-Дону, Департамент ЖКХ и энергетики г.Ростова-на-Дону, МКУ «УЖХК Кировского района г. Ростова-на-Дону» в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос авариного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:».

Представитель истца - помощник прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону Беллуян Г.А. в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель Администрации города Ростова-на-Дону в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, согласно которому просили отказать в полном объеме.

Представитель Департамента ЖКХ и энергетики г.Ростова-на-Дону – Касьян И.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила суд отказать в удовлетворении уточненных исковых требований, обращала внимание суда на то, что у Департамента нет полномочий по сносу зданий, считала, что Департамент является ненадлежащим ответчикам по настоящему делу. Согласно положений устава МКУ, они являются самостоятельным юридическим лицом, обладающие полномочиями по сносу дома. Данная позиция подробно изложена в материалах дела, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, в части Департамента, пояснила, что на этот счет есть множество судебной практики, подтверждающей данную позицию.

Представитель МКУ «УЖКХ» Кировского района г.Ростова-на-Дону – Горбанева Н.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении уточненных исковых требований, поскольку данный дом уже на этапе сноса, временно снос приостановлен, в связи с назначением экспертизы, но дом однозначно будет снесен.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дате судебного заседания извещено надлежащим образом, в материалах дела имеется отзыв, согласно которому просили исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону и представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Частью 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии со статьей 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

По правилам части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.

В соответствии с пунктом 4 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗКРФ) с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае если земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 03 марта 2017 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», приказа прокурора Ростовской области от 03 ноября 2017 г. № 123 проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления г. Ростова-на-Дону законодательства при сносе аварийного жилищного фонда.

В судебном заседании установлено, что Постановлением мера г. Ростова-на-Дону от 22.08.2008 № 835 многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: признаны аварийными и подлежащими сносу.

В соответствии с п. 3.2. указанного постановления в срок до 01.02.2009 должны быть принять меры к сносу данных многоквартирных домов.

Согласно сведениям Департамента координации строительства и перспективного развития, г. Ростова-на-Дону указанные дома полностью расселены.

С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.

В настоящее время процедура изъятия для муниципальных нужд земельных участков под вышеуказанными домами и объектами недвижимости, расположенными на них, завершена, муниципальное образование «Город Ростов- на-Дону» является собственником данных объектов. Жители дома переселены. При этом, указанные многоквартирные дома, в нарушение установленного Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 22.08.2008 № 835 срока до настоящего времени не снесены.

Согласно части 1 ст. 44 Устава города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09 апреля 1996 г. № 211, исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является Администрация города.

В соответствии с Уставом МКУ «УЖКХ» Кировского района г.Ростова-на-Дону, МКУ находится в ведомственном подчинении отраслевого органа Администрации города Ростова-на-Дону - Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, который является главным распорядителем бюджетных средств (т. 1 л.д. 34-53).

Согласно решению Ростовской-на-Дону городской Думы от 21 июня 2011 г. № 138 «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий органа местного самоуправления города Ростова-на-Дону по обеспечению необходимых условий для решения вопросов местного значения в области развития жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Администрацией города Ростова-на-Дону в целях улучшения жилищных условий граждан были вынесены постановления об утверждении перечня мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г.Ростова-на-Дону.

Согласно Уставу, МКУ «УЖКХ» Кировского района города Ростова-на-Дону является некоммерческой организацией. Учредителем МКУ является администрация Кировского района города Ростова-на-Дону. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кировского района города Ростова-на-Дону. МКУ осуществляет оперативное управление закрепленным за ним движимым и недвижимым имуществом, обеспечивает его содержание в надлежащем состоянии в пределах выделенного финансирования. Как учредитель администрация Кировского района города Ростова-на-Дону осуществляет контроль за деятельностью МКУ «УЖКХ» Кировского района в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Принимает меры дисциплинарного воздействия к руководителю МКУ в соответствии с законодательством.

Согласно п. 2.4.22 Устава МКУ «УЖКХ», Учреждение осуществляет снос аварийного жилищного фонда. Учредителем МКУ «УЖКХ» является муниципальное образование «Город Ростов-на-Дону». Функции и полномочия учредителя осуществляет - администрация района города Ростова-на-Дону.

К уставной деятельности МКУ «УЖКХ» района города Ростова-на-Дону относится, в том числе: составление акта о неисполнении собственниками сноса аварийного дома в случае, если собственники жилых и нежилых помещений в установленный срок не осуществили снос аварийного строения; включение выкупленного у собственника жилого или нежилого помещения в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону; снос аварийного жилищного фонда, передача акта о сносе и пакета документов (по аварийному дому, подлежащему сносу) в Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-До ну; формирование реестра отселенного аварийного жилого фонда, подлежащего сносу.

Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 16.03.2018 № 285 «Об утверждении Перечня получателей бюджетных средств, подведомственных главным распорядителям бюджетных средств города Ростова-на-Дону, и Перечня муниципальных учреждений, включенных в территориальные сметы районов города Ростова-на-Дону», получателем бюджетных средств, подведомственные главному распорядителю бюджетных средств - Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону является, в том числе, муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Кировского района города Ростова-на-Дону.

Согласно статье 162 Бюджетного Кодекса получатель бюджетных средств, а именно МКУ «УЖКХ» районов города Ростова-на-Дону обладают следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

МКУ «УЖКХ» районов города Ростова-на-Дону являются получателями бюджетных средств и находятся в ведении и непосредственном подчинении глав администраций районов города Ростова-на-Дону, в соответствии со статьей 162 Бюджетного Кодекса РФ одним из полномочий получателя бюджетных средств является обеспечение результативности и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. МКУ «УЖКХ» районов самостоятельно определяет целесообразность выделения бюджетных средств.

Согласно постановлениям Администрации города Ростова-на-Дону об аварийности многоквартирных домов на МКУ «УЖКХ» соответствующих районов города возложена обязанность поосуществлении координационно организационной функции по решению вопроса о сносе многоквартирных домов, признанных аварийными. В случае, если собственниками помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными не осуществлен снос многоквартирного дома своими силами, МКУ «УЖКХ» соответствующих районов города готовит документы и передает в Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону документы для последующего проведения процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом а также каждого жилого помещения в данном многоквартирном доме в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

После мероприятий по расселению и изъятию земельных участков, расположенных под многоквартирными домами, МКУ «УЖКХ» соответствующих районов города проводит мероприятия по сносу аварийных домов (заключение договора со специализированной проектной организацией о разработке проекта организации работ по сносу строения; утверждение проекта и сметы, передача их заказчику и подрядчику в установленные сроки; разрешение вопроса обеспечения объекта материалами и изделиями; разработка проекта производства работ; оформление разрешения на установку временного ограждения, вскрытие дорожных покровов, перенос зеленых насаждений и пр.; переселение из подлежащего сносу здания проживающих и арендаторов; проведение демонтажа рекламных устройств, антенных сооружений, оттяжек осветительной и контактных сетей, установленных на подлежащем сносу здании; отключение газа, водопровода, канализации, теплосети, кабельной и воздушной линий электропередач, линий телефонной связи и других коммуникаций, в связи со сносом многоквартирного дома; временное ограждение здания; установка и пуск грузоподъемных машин; подводка к контрольно-измерительным приборам и разводка по объекту временных линий электропередачи и водопровода; устройство временного освещения территории объекта; оборудование складских помещений и площадок; оборудование (доставка и установка) временных административно-бытовых помещений; выполнение работ по сносу строения подрядной организацией).

В соответствии с приказом Департамента ЖКХ и энергетики от 01.03.2022 № 31 «Об утверждении регламента Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону по взаимодействию с получателями бюджетных средств по подготовке и рассмотрению предложений о выделении дополнительных средств из бюджета города по жилищно-коммунальному хозяйству» для рассмотрения на очередном заседании Ростовской-на-Дону городской Думы вопроса выделения дополнительных средств из бюджета города по жилищно- коммунальному хозяйству, получатели бюджетных средств - МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» районов города (далее - ПБС) представляют главному распорядителю бюджетных средств -Департаменту ЖКХ и энергетики (далее - ГРБС) следующие документы:заверенная копия распоряжения главы Администрации города о признании дома аварийным и подлежащим сносу;справка от управляющей организации (паспортиста), подтверждающая полное отселение дома;заверенные копии смет, проектной документации, экспертизы и оценки достоверности определения сметной стоимости работ (в соответствии с действующим законодательством);иные документы по запросу ГРБС.

Соответственно, снос многоквартирных домов носит заявительный характер, в этой связи Департамент ЖКХ и энергетики по факту поступления документов от МКУ «УЖКХ» районов рассматривается вопрос о выделении бюджетных средств для осуществления сноса многоквартирного дома, признанного аварийным для проживания.

Направляемые на рассмотрение документы на выделение бюджетных средств должным быть надлежащим образом оформленные, заявки обоснованными и советующими требованиям действующего законодательства.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.06.2021 № 125 МКУ «УЖКХ» Кировского района города Ростова-на-Дону было выделено дополнительное финансирование в сумме 487 870,22 руб. на разработкутехнической документации необходимой для проведения работ по сносу аварийного дома, расположенного по адресу:

Подрядной организацией была разработана проектно-сметная документация.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.08.2021 № 156 МКУ «УЖКХ» Кировского района города Ростова-на-Дону было выделено дополнительное финансирование в сумме 11 521,9 млн.руб. на снос аварийного дома.

Письмом Комитета по охране объектов культурного наследия по Ростовской области от 19.10.2021 № 20/4024 в отношении аварийного домапо , были выявлены признаки объекта культурного наследия.

Работы по демонтажу (сносу) дома были приостановлены.

Выделенное финансирование на демонтаж (снос) аварийного дома было возвращено в бюджет города Ростова-на-Дону.

Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области отказано во включении дома в перечень выявленных объектов культурного наследия Ростовской области (Приказ Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "», расположенного по адресу: , литеры Б, Б1).

Письмом Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области представлена информация о том, что объект недвижимости - здание (строение), расположенное по адресу: объектом культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения и выявленным объектом культурного наследия не является.

Письмом от 11.05.2022 № 938-01/1 МКУ «УЖКХ» Кировского района города Ростова-на-Дону запрошено дополнительное финансирование на проведение государственной экспертизы проектной документации на демонтаж (снос) аварийного дома, письмом от ДД.ММ.ГГГГ на разработку раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия в соответствии с 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (далее - Департамент) рассмотрен предоставленный пакет документов МКУ «УЖКХ» на выделение финансирования на вышеуказанные работы.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2022 № 259 МКУ «УЖКХ» Кировского района города Ростова-на-Дону выделено дополнительное финансирование в сумме 788 307,36 руб. на разработку технической документации необходимой для проведения работ по демонтажу (сносу) аварийного дома по

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2022 № 259 МКУ «УЖКХ» Кировского района города Ростова-на-Дону выделено дополнительное финансирование в сумме 6 000 000,00 руб. на демонтаж (снос) аварийного дома.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что переселение жителей их многоквартирного дома окончено, однако до настоящего времени данный дом не снесен.

Доводы ответчиков о том, что дом на этапе сноса и временно снос приостановлен, в связи с назначением экспертизы и об отсутствии денежных средств в бюджете муниципального образования не являются основаниями для отказа в удовлетворении иска, поскольку вопросы финансирования, выделения бюджетных средств, их наличия для осуществления сноса аварийного здания не являются юридически значимыми обстоятельствами для настоящего спора.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что длительное бездействие должностных лиц по сносу аварийного дома нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, что является недопустимым.

Требования к Администрации и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики обязании осуществить снос аварийного дома по адресу не подлежат удовлетворению поскольку компетенция данного вопроса законодателем возложена именно на МКУ «УЖКХ» . После издания вышеуказанных постановлений МКУ «УЖКХ» Кировского района города Ростова-на-Дону не предприняла мер к сносу аварийного дома.

При таких обстоятельствах, требования прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании осуществить снос аварийного дома по адресу подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок сноса аварийного дома по адресу » в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону удовлетворить частично.

Обязать МКУ «УЖКХ» Кировского района города Ростова-на-Донуобеспечить снос аварийного дома по адресу », в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к Администрации г. Ростова-на-Дону, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Донуотказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Бабакова А.В

Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2022 года.