ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/16 от 11.03.2016 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-261/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Аросланкиной Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 11 марта 2016 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района «Сосногорск» об обязании включить периоды работы в стаж государственной гражданской службы, назначении пенсии за выслугу лет,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Сосногорский городской суд с иском к администрации МР «Сосногорск» о восстановлении пенсионных прав.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ УПФР в <адрес> истцу назначена страховая пенсия по старости. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию МР «Сосногорск» с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в назначении пенсии, указав, что период работы истца в Учреждении У-235/4 в должности мастера жилищно-коммунального хозяйства не может быть включен в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет. Данный отказ истица ФИО1 полагает незаконным, указав, что в силу ч.2 ст.16 Закона РК от 25.03.1996 г. №12-РЗ (в ред. от 12.05.1998 г.) истцу, как уволенной ДД.ММ.ГГГГ с государственной службы в связи с ликвидацией администрации, предоставлена гарантия по сохранению в течение года непрерывного стажа государственной службы. При наличии у истца стажа работы в администрации г.Сосногорска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты>, непрерывный стаж истца с условием о его продлении на год составит <данные изъяты>, что дает истцу право на пенсию по выслуге лет. Кроме того, полагает, что период работы истца в Учреждении У-235/4 в должности мастера жилищно-коммунального хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве <данные изъяты> также подлежит включению в стаж муниципальной службы в силу ст.ст.24, 36 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», других нормативных актов. Просит обязать ответчика зачесть в непрерывный стаж государственной гражданской службы истца в администрации города Сосногорска <данные изъяты> путем прибавления к периоду работы истца в администрации г.Сосногорска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), исчислив суммарный стаж <данные изъяты>; обязать ответчика включить в стаж государственной гражданской службы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в исправительно-трудовой колонии Красноярского управления лесных исправительно-трудовых учреждений МВД СССР (Учреждение У-235/4) в должности мастера жилищно-коммунального хозяйства; обязать ответчика назначить и выплачивать истцу пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости с момента обращения за назначением пенсии.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, в т.ч. путем размещения информации на сайте суда, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика администрации МО МР «Сосногорск» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против иска, указав по первому требованию, что ФИО3, как уволенной со службы до вступления в силу Закона РК №133-РЗ от 21.12.2007 г., пенсия за выслугу лет может быть назначена при условии, что на дату увольнения из органов местного самоуправления она имела право на пенсию за выслугу лет в соответствии с действовавшим законодательством (п.2 ч.2 ст.16 Закона РК №133-РЗ). По действующему законодательству право на получение пенсии за выслугу лет возникает после назначения страховой пенсии по старости (инвалидности). Поскольку право на пенсию по старости у истца возникло с ДД.ММ.ГГГГ, на момент увольнения из администрации г.Сосногорска истица такого права не имела. По требованию о включении в стаж государственной гражданской службы периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении У-235/4 представитель ответчика возражала, указав, что в данный стаж включается время работы в органах внутренних дел на офицерских должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Истица, занимая должность мастера жилищно-коммунального хозяйства, к данным должностям не относилась, специальное звание ей не присваивалось. Поскольку стаж государственной гражданской службы истца составляет <данные изъяты>, т.е. менее установленных 10 лет, оснований для начисления и выплаты истцу надбавки к пенсии за выслугу лет не имеется.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, истец ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Исправительно-трудовой колонии Красноярского управления лесных исправительно-трудовых учреждений МВД ССР (далее - Учреждение У-235/4) в должности мастера жилищно-коммунального хозяйства. Как следует из представленной истцом в материалы дела копии трудовой книжки, уволена истица ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.33 п.1 КЗоТ РФСР в связи с ликвидацией учреждения.

Согласно архивной выписке ГУФСИН России по Красноярскому краю, приказом начальника Красноярского УЛИТУ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден штат Исправительно-трудовой колонии , в т.ч. к непромышленному персоналу отнесен мастер участка жилищно-коммунального хозяйства, категория персонала – ИТР, служащий. Согласно информации ГУФСИН по Красноярскому краю, указанная занимаемая истцом должность относилась к категории гражданского персонала, к должностям рядового и начальствующего состава не относилась.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в администрации города Сосногорска, уволена распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ в отставку в связи с ликвидацией администрации согласно ст. 33 п.1 КЗоТ РФ и ст.16 ч.2 Закона РК «О государственной гражданской службе РК».

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия по старости в соответствии со ст.32 Федерального закона РФ №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию МР «Сосногорск» с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано в назначении пенсии за выслугу лет ввиду отсутствия необходимого стажа муниципальной службы, при этом указано на невключение в указанный стаж периода работы в должности мастера жилищно-коммунального хозяйства в Учреждении У-235/4.

Указанные фактические обстоятельства позволяют суду сделать следующие выводы.

Статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрены виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в т.ч. пенсия за выслугу лет; пенсия по старости и другие виды.

Согласно ч.1 ст. 4, ч.2 ст.5 указанного Закона, пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим.

В силу положений ч.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-Ф, условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Статьей 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.25 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ, в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:

1) должностей муниципальной службы;

2) муниципальных должностей;

3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;

4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" (ч.2) предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в Республике Коми (далее - должность муниципальной службы), предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Республике Коми, при одновременном наличии следующих условий:

1) стаж муниципальной службы, определенный в порядке для определения стажа государственной гражданской службы лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, для назначения пенсии за выслугу лет, не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин;

2) увольнение с муниципальной службы (прекращение трудового договора (контракта) по основаниям, предусмотренным п.п.1,2,3,8 ч. 1 статьи 77, п.2 ч.1 ст. 81, п. 5 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации; п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации, а также в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ);

3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, включаются периоды службы (работы), установленные для включения в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы Республики Коми, Законом Республики Коми "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми".Аналогичные положения предусмотрены "Правилами рассмотрения заявления о назначении, выплате и изменении размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Администрации муниципального района "Сосногорск" и отраслевых (функциональных) органах администрации муниципального района "Сосногорск", являющихся юридическими лицами, Совете муниципального района "Сосногорск", Ревизионной комиссии муниципального района "Сосногорск" и ее приостановления, возобновления, прекращения и восстановления", утвержденными Постановлением администрации муниципального района "Сосногорск" от 24.09.2013 N 1305.

Согласно ч.2 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ч.6 ст.10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ, пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.

Статьей 16 Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, уволенных из органов местного самоуправления до вступления в силу настоящего Закона, осуществляется в соответствии с настоящим Законом в случае, если указанные лица имели право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к трудовой пенсии) в соответствии с законодательством Республики Коми, действовавшим на дату увольнения указанных лиц из органов местного самоуправления.

На момент увольнения ФИО1 из администрации г.Сосногорска (ДД.ММ.ГГГГ) указанные правоотношения регулировались Законом Республики Коми от 25.03.1996 N 12-РЗ "О государственной службе Республики Коми" в редакции Закона РК от 12.05.1998 г.

Согласно ч.1 ст. 20 указанного закона, стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, денежного вознаграждения при выходе на пенсию и доплаты к пенсии, включает в себя время работы в органах федеральной службы безопасности, внутренних дел, министерства обороны в офицерских должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава.

Суд полагает, что ответчиком обоснованно не был включен в стаж службы истца, дающий право на пенсию за выслугу лет, период работы ФИО1 в Учреждении У-235/4 в должности мастера жилищно-коммунального хозяйства, поскольку названная должность не относится к офицерским должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава.

Доводы истца в этой части суд находит основанными на неверном толковании материального права.

Согласно положениям ст. 24 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в действующей редакции, к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

На момент увольнения ФИО1 из администрации г.Сосногорска указанная норма действовала в ред. от 13.04.1998, предусматривая, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно - исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, нормативно - правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Таким образом, как на момент увольнения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент принятия ответчиком оспариваемого отказа в назначении пенсии, действующее законодательство предусматривало различный порядок регулирования труда сотрудников уголовно-исполнительной системы, т.е. лиц, имеющих специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, и рабочих и служащих учреждений данной системы.

Поскольку ФИО1, занимая должность мастера жилищно-коммунального хозяйства в Учреждении У-235/4, относилась к категории персонала – служащий, специальное звание ей не присваивалось, увольнение истца из Учреждении У-235/4 состоялось в соответствии с трудовым законодательством, то оснований для отнесения ее к категории сотрудников уголовно-исполнительной системы, не имеется.

К числу лиц, предусмотренных ч.1 ст. 20 Закона Республики Коми от 25.03.1996 N 12-РЗ "О государственной службе Республики Коми" в редакции Закона РК от 12.05.1998 г., ФИО1 не относится, поскольку не осуществляла работу на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава
в органах внутренних дел, в систему которых до реформирования уголовно-исполнительной системы Федеральным законом от 21.07.1998 N 117-ФЗ, входили учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы.

Таким образом, период работы истца в Учреждении У-235/4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обоснованно не был включен ответчиком в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет. Не оспариваемый сторонами стаж муниципальной службы истца составляет <данные изъяты>, что менее установленного ст. 10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет, - 10 лет у женщин. При указанных обстоятельствах в удовлетворении иска ФИО1 в этой части следует отказать.

Требование истца о возложении обязанности зачесть в непрерывный стаж государственной гражданской службы 1 календарный год, предусмотренный ч.2 ст.16 Закона РК от 25.03.1996 г. №12-РЗ «О государственной гражданской службе РК», суд находит также не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям ч.1 ст.2 Закона Республики Коми от 04.05.2008 N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми", под стажем гражданской службы Республики Коми для целей настоящего Закона понимается суммарная продолжительность периодов осуществления гражданской службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших должности гражданской службы Республики Коми, и при исчислении размера этой пенсии. Исчисление стажа гражданской службы Республики Коми производится в календарном порядке, за исключением периодов, которые включаются в стаж гражданской службы в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Согласно положениям ч.3 ст. 16 Закона Республики Коми от 25.03.1996 N 12-РЗ (ред. от 11.02.1998) "О государственной службе Республики Коми", на которую ссылается истец, при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращении штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение 6 месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием "в резерве") и сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.

Указанная норма не предусматривает возможности суммирования 1 календарного года к периоду фактического осуществления гражданской службы и увеличения тем самым стажа службы, как на то указывает истец, а предусматривает срок перерыва в службе, в течение которого сохраняется непрерывный стаж, дающий в свою очередь право на ряд льгот и компенсаций.

Согласно действовавшему на момент увольнения истца из администрации г.Сосногорска ДД.ММ.ГГГГ Положению о порядке определения стажа государственной службы государственного служащего Республики Коми, назначения и выплаты надбавки за выслугу лет, предоставления доплаты к пенсии и дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденному Указом Главы Республики Коми от 6 июня 1996 г. N 161 (п.2), в непрерывный стаж государственной службы для получения права на дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет на государственной службе и ежемесячной надбавки за выслугу лет включается работа непосредственно в данном органе, а также предшествующая ей работа в органах, перечисленных в пункте 1 настоящего порядка, в должностях руководителей и специалистов, за исключением работы по хозяйственному, инженерно - техническому обслуживанию, при условии, что продолжительность перерывов в работе не превысила сроков применительно к перерывам, установленным законодательством о труде Российской Федерации и пунктами 23-24 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

Указанной нормой также предусматривалось, что при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата в случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в Реестре государственных служащих с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.

Таким образом, приведенные нормы устанавливают продолжительность перерыва в работе сроком 1 год, в течение которого сохраняется непрерывный стаж службы, но не увеличивают стаж муниципальной (государственной) службы на указанный срок.

Поскольку под стажем гражданской службы понимается суммарная продолжительность периодов осуществления гражданской службы и иной учитываемой деятельности, таковая деятельность истцом после увольнения из администрации г.Сосногорска ДД.ММ.ГГГГ не осуществлялась до ДД.ММ.ГГГГ, оснований для удовлетворения иска в этой части не установлено.

На основании изложенного, правовые основания для удовлетворения требований ФИО1 отсутствуют, в связи с чем в иске следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального района «Сосногорск» об обязании включить периоды работы в стаж государственной гражданской службы, назначении пенсии за выслугу лет отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Сосногорский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2016 г.

Судья О.Н.Судовская

<данные изъяты>