ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/17 от 31.01.2017 Конаковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-261/2017

Решение

Именем Российской Федерации

31 января 2017 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе

Председательствующего судьи Мошовец Ю.С.

При секретаре Тархановой НТО.

с участием помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Селезовой К.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «<адрес>» <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, об обязывании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представить заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов на образование отходов и лимитов на их размещение,

установил:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор с обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации городского поселения «<адрес>» <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, об обязывании разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представить заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект нормативов на образование отходов и лимитов на их размещение.

В обоснование иска указано, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в декабре 2016 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации городского поселения <адрес>.

Установлено, что Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения <адрес>» (ИНН 6911024007) в качестве юридического лица осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе эксплуатирует здание, расположенное по адресу: 171268, <адрес>, городское поселение <адрес>.

В результате указанной деятельности, у администрации образуются следующие отходы производства и потребления: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класса опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класса опасности (код по ФККО 4 05 122 02 60 5) и другие виды отходов.

Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения <адрес>» не входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 687 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, подлежит региональному государственному экологическому надзору.

Вопреки изложенным требованиям законодательства, администрации городского поселения <адрес> осуществляет свою деятельность без разработанного проекта нормативов образования отходов и утвержденных лимитов на и размещение.

Данные нарушения выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности администрации, в связи с чем в адрес администрации направлено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно поступившему ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ администрацией реальных мен по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на и размещение не принято, подтверждающих документов об устранения выявленных нарушений не приложено.

Причиной допущенных нарушений является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранное законодательства со стороны администрации городского поселения <адрес>.

По иску просят обязать Администрацию городского поселения <адрес>:

- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N87-нп;

- представить в Министерство природных ресурсов и экологий <адрес> заявление об установлении нормативов образование отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект норматива образования отходов и лимитов на их размещение.

Представитель Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности помощник Селезова К.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, просила иск удовлетворить, установив срок для исполнения решения суда два месяца.

Ответчик МУ «Администрация городского поселения «<адрес>» <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, исковые требования признают в полном объеме.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, о дне, времени и месте рассмотрения спора извещено надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

Рассмотрев материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ).

Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

На основании ст. 18 вышеуказанного закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

МУ «Администрация городского поселения «Поселка Радченко» зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д.12-13).

МУ «Администрация городского поселения «<адрес>» <адрес> Тверской «области» не входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 687 (ред. от

ДД.ММ.ГГГГ) , подлежит региональному государственному экологическому надзору.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и размещение для объектов, подлежащих региональному надзору, определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 8-нп (далее - Порядок).

Согласно п. 4 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> (далее - Министерство) на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемых хозяйствующими субъектами.

Из вышеизложенных правовых норм следует, что юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым администрация не относится) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также получать в уполномоченных органах нормативы образования и лимиты на размещение отходов.

В декабре 2016 года Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности Администрация городского поселения <адрес>. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ главе администрации городского поселения <адрес> было направлено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих (л.д.9-11).

По результатам рассмотрения представления истцу был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в настоящее время проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в МУ «Администрация городского поселения «<адрес>» отсутствуют. МУ «Администрация городского поселения «<адрес>» принимает меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а именно приступило к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д.12).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ услуги по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритных отходов (КТО) на полигон ТБО, расположенный по адресу: д. Шорново Новозавидовского поселения, <адрес>, для сдачи на утилизацию от здания администрации, принадлежащего администрации городского поселения «<адрес>», предоставляет МУП «Коммунальное хозяйство Радченко» (л.д.15-18).

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности н. природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественны экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Несоблюдение требований природоохранного законодательства является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства.

Именно через утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридическое лицо обеспечивает безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - V класса опасности, их накопление, последующую транспортировку, использование и размещение.

Доказательств исполнения ответчиком требований законодательства о разработке и направлении на утверждение проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение суду не представлено.

Требование Тверского межрайонного природоохранного прокурора об обязывании Администрации городского поселения <адрес>:

- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 87-нп;

- представить в Министерство природных ресурсов и экологий <адрес> заявление об установлении нормативов образование отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект норматива образования отходов и лимитов на их размещение, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ установление определенных порядка и срока исполнения решения суда при его вынесении является правом суда, которое подлежит реализации в случаях, когда суд с учетом конкретных обстоятельств дела признает это необходимым.

Положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ об установлении в решении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, подлежат применению при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм.

Учитывая мнение истца, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Тверского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация городского поселения «<адрес>»:

- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N87-нп;

- представить в Министерство природных ресурсов и экологий <адрес> заявление об установлении нормативов образование отходов и лимитов на их размещение, разработанный проект норматива образования отходов и лимитов на их размещение, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.С. Мошовец

Решение в окончательной форме изготовлено 03 февраля 2017 года.

Председательствующий Ю.С. Мошовец