ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/18 от 30.01.2019 Воскресенского районного суда (Нижегородская область)

Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п.ФИО6 30 января 2019 года

Воскресенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Лебедева А.Е.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО6<адрес>ФИО8 в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации ФИО6 муниципального района <адрес> об обязании администрацию ФИО6 муниципального района организовать транспортное обслуживание населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ФИО6<адрес>ФИО8 обратился в суд с указанным иском, в котором указывает, что прокуратурой ФИО6<адрес> по обращению ФИО2 проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления ФИО6<адрес> требований законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения. Проверкой установлено, что администрацией ФИО6 муниципального района <адрес>, осуществляющей деятельность в соответствии с Уставом ФИО6 муниципального района, не исполняются требования вышеуказанного законодательства.

Конституцией Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1 ст.130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132).

Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст.5 Закона №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Кроме того, в соответствии с п.1 ст.24 Закона №196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу п.6 ч.1 ст.15 Закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Согласно п.6 ч.1 ст.5 Устава ФИО6 муниципального района <адрес>, к вопросам местного значения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах района ФИО6 муниципального района <адрес>.

Постановлением администрации ФИО6 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок установления, изменения, отмены, муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории ФИО6 муниципального района <адрес>.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №259 -ФЗ «Устав автомобильного транспорта городского наземного электрического транспорта», перевозки пассажиров подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Процедуры установления, изменения и отмены маршрутов определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> установлен единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) при наличии единого социального проездного билета и (или) при наличии единого социального проездного абонемента к соответствующему документу, дающему право на льготы.

Проверкой было установлено, что на территории ФИО6<адрес> населенный пункт д.ФИО1 не обеспечен транспортным сообщением с районным центром р.п.ФИО6. В реестре маршрутов регулярных перевозок транспортном общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории ФИО6 муниципального района <адрес> (для лиц обладающих льготами по проезду в общественном транспорте на территории ФИО6 муниципального района), утвержденного постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ, данный маршрут не значится. Наличие организованного транспортного обслуживания предполагает стабильную, регулярную, независимую от самостоятельных либо осуществляемых по собственной инициативе действий частных лиц транспортную доступность населенного пункта. В связи с тем, что транспортное сообщение между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1 надлежащим образом не организовано нарушаются права на обеспечение транспортной доступности не только постоянно проживающих в указанных населенных пунктах жителей, но и иных граждан. Лица, имеющие право на льготы, лишены права на их реализацию при проезде по маршруту р.п.ФИО6 - д.ФИО1, так как имеющие маршруты р.п.ФИО6 - <адрес> и р.п.ФИО6 - г.Н.Новгород являются междугородними. Обязанность по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к полномочиям администрации ФИО6 муниципального района <адрес>. Выявленные в ходе проведения проверки нарушения стали возможны в результате неисполнения должностными лицами администрации района законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения, недооценки ими возможных негативных последствий допускаемых нарушений.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации ФИО6 муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения которого администрацией района нарушения не устранены.

Транспортное сообщение между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1<адрес> пассажирским транспортом отсутствует и в настоящее время, из-за чего жители не имеют возможности посетить учреждения здравоохранения, а также органы государственной власти и социальные службы, расположенные в р.п.ФИО6.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит обязать администрацию ФИО6 муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать транспортное обслуживание лиц обладающих льготами по проезду в общественном транспорте на территории ФИО6 муниципального района между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д. ФИО1<адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО6<адрес>ФИО9 исковые требования поддержала, просит их удовлетворить. Не возражает против установления срока в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда.

Представитель ответчика администрации ФИО6 муниципального района <адрес>ФИО10 в судебном заседании пояснил, что администрация ФИО6 муниципального района <адрес> не признает исковые требования в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно п.6 4.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением администрации ФИО6 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории ФИО6 муниципального района <адрес>.

Данным порядком установлено, что установление муниципального маршрута осуществляется по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющего намерение осуществлять регулярные перевозки по данному маршруту и лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом с видом работ, соответствующим виду сообщения на устанавливаемом маршруте. В случае поступления в администрацию ФИО6 муниципального района <адрес> обращений органов исполнительной власти <адрес>, органов местного самоуправления поселений ФИО6 муниципального района, организаций, не указанных в пункте 2.1 Порядка, неоднократных или коллективных обращений граждан о необходимости установления муниципального маршрута администрация ФИО6 муниципального района размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предложение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или уполномоченным участникам договора простого товарищества инициировать установление муниципального маршрута в соответствии с порядком.

С момента утверждения данного порядка предложений и обращений об установлении муниципального маршрута до д.ФИО1, а также в других направлениях, не поступало.

Положением о едином социальном проездном билете и едином социальном проездном абонементе, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории <адрес>» установлено, что положение действует на территории <адрес> и распространяется на все виды городского пассажирского транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы, метро), кроме такси, маршрутного такси, а также распространяется на пригородный автотранспорт, за исключением такси, маршрутного такси.

Согласно решению Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу меры социальной поддержки в виде предоставления льготного проезда, вводимые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, перечисленных в приложении 1 к постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О введении на территории <адрес> единого социального проездного билета» являются дополнительными мерами социальной поддержки. Следовательно, определение оснований, порядка, размера и условий реализации установленных постановлениями <адрес> мер социальной поддержки относится к полномочиям <адрес> и зависит от финансовых возможностей бюджета <адрес>. Таким образом, устанавливая такую меру социальной поддержки, <адрес> реализовало закрепленное федеральным законодательством право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительную меру социальной поддержки в виде льготного проезда для отдельных категорий граждан.

Действующим в настоящее время расписанием движения автобусов, остановки в остановочном пункте д.ФИО1 предусматривают 6 маршрутов, как в направлении из ФИО12 и Н.Новгорода в ФИО6, так и в направлении из ФИО6 в Семенов и Н.Новгород, то есть в день производится 13 рейсов на которых граждане, проживающие в д.ФИО1, могут добраться до своего населенного пункта (Информация с сайта Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> с приложением реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории <адрес> - прилагаются к настоящему возражению).

Таким образом, населенный пункт д.ФИО1 обеспечен стабильным и регулярным транспортным сообщением не только с населенными пунктами ФИО6<адрес>, но и с населенными пунктами, указанными в маршрутах по направлению <адрес> и <адрес>.

Согласно информации администрации Владимирского сельсовета в д.ФИО1 муниципального района <адрес> зарегистрировано 22 человека (информация прилагается к настоящему возражению). Из числа зарегистрированных по месту жительства в д.ФИО1 жителей (22 человека) по данным ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения ФИО6<адрес>» и ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ФИО6<адрес> право на льготный проезд имеют 9 человек. Так, согласно информации ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ФИО6<адрес> из числа граждан, проживающих на территории д.ФИО1, в настоящее время отсутствуют лица, имеющие право на социальную услугу, предусмотренную ст.6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Исходя из информации ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ФИО6<адрес> 7 граждан, проживающих на территории д.ФИО1 и имеющие право на социальную услугу, по своему волеизъявлению, отказались от получения набора социальных услуг и воспользовались ежемесячной денежной выплатой, а именно материальной помощью государства, предусмотренной для отдельных категорий граждан с целью их социальной поддержки и компенсации в случае отказа от набора бесплатных услуг (письмо ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ФИО6<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О ежеквартальной денежной компенсации на проезд для отдельных категорий граждан» в качестве меры социальной поддержки установлена ежеквартальная денежная компенсация на проезд для отдельных категорий граждан. Данная компенсация установлена взамен ранее предоставляемых льгот по проезду на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта, а также на всех видах автобусных маршрутов в сельской местности. Выплата данной компенсации осуществляется органами социальной защиты населения. Согласно информации ГКУ НО «Управление социальной защиты населения ФИО6<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГФИО3 и ФИО4 получают денежную компенсацию на проезд в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (письмо УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ прилагается к настоящему возражению).

В связи с вышеизложенным, и учитывая то, что граждане д.ФИО1, имеющие право на льготный проезд, постоянно выбирают денежные компенсации и отказываются от набора бесплатных услуг Администрация ФИО6 муниципального района <адрес> считает, что введение маршрута ФИО6-д.Б.ФИО1 повлечет необоснованные затраты для районного бюджета, а требования в исковом заявлении основаны на формальном применении действующего законодательства без учета экономической обоснованности заявляемых требований.

Исходя из изложенного администрация ФИО6 муниципального района <адрес> в удовлетворении исковых требований по исковому заявлению прокурора ФИО6<адрес> к администрации ФИО6 муниципального района <адрес> об обязании организовать транспортное обслуживание лиц, обладающих льготами по проезду в общественном транспорте на территории ФИО6 муниципального района между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1, отказать в полном объеме.

Кроме того представитель ответчика администрации ФИО6 муниципального района <адрес>ФИО10 в судебном заседании показал, что автобус могут выделить не более 1 раза в месяц, в день получения пенсии. Для организации выделения автобуса им необходимо три месяца с момента вступлении решении в законную силу.

Истец ФИО5 в судебном заседании показал, что междугородний автобус Семенов-ФИО6 он оплачивает в полном объеме. Про ЕДВ не знает, получает только пенсию 9000 руб. В р.п.ФИО6 ездит только раз в полгода, т.к. нет необходимости часто ездить. Может быть, ездил бы в магазин за продуктами, 2 раза в неделю за медикаментами и в больницу. Доплату за проезд получает 300 руб. Просит, что бы автобус ездил хотя бы 2 раза в месяц.

Истец ФИО3 в судебном заседании показала, что она ездит в р.п.ФИО6 1-2 раза в месяц. В д.ФИО1 магазина нет, больницы тоже нет. Доплату за проезд получает 600 руб. Иск поддерживает и просит, чтобы автобус ездил хотя бы 1-2 раза в месяц.

Истцы ФИО2, ФИО5, ФИО4 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.

Третьи лица ФИО11, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО13 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просят о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что транспортное обслуживание населения между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1<адрес> отсутствует, перевозки регулярными маршрутами автомобильным транспортом общего пользования не осуществляются. Условия для предоставления транспортных услуг населению в границах МО «<адрес>» не созданы.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором ФИО6<адрес> главе администрации ФИО6 муниципального района <адрес> было внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, согласно которому установлено, что на территории ФИО6<адрес> населенный пункт д.ФИО1 не обеспечен транспортным сообщением с районным центром р.п.ФИО6. В реестре маршрутов регулярных перевозок транспортном общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории ФИО6 муниципального района <адрес> (для лиц обладающих льготами по проезду в общественном транспорте на территории ФИО6 муниципального района), утвержденного постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ, данный маршрут не значится.

По результатам рассмотрения данного представления, администрацией района нарушения не устранены. Транспортное сообщение между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1<адрес> пассажирским транспортом отсутствует и в настоящее время, из-за чего жители не имеют возможности посетить учреждения здравоохранения, а также органы государственной власти и социальные службы, расположенные в р.п.ФИО6.

Согласно п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Система отношений между перевозчиками на конкретных автобусных маршрутах и органами местного самоуправления устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п.6 ч.1 ст.5 Устава ФИО6 муниципального района <адрес>, к вопросам местного значения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах района ФИО6 муниципального района <адрес>.

Постановлением администрации ФИО6 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок установления, изменения, отмены, муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории ФИО6 муниципального района <адрес>.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №259 -ФЗ «Устав автомобильного транспорта городского наземного электрического транспорта», перевозки пассажиров подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

Процедуры установления, изменения и отмены маршрутов определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> установлен единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) при наличии единого социального проездного билета и (или) при наличии единого социального проездного абонемента к соответствующему документу, дающему право на льготы.

К вопросам местного значения администрации ФИО6 муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах ФИО6 муниципального района, что указано в п.6 ч.1 ст.5 Устава ФИО6 муниципального района <адрес>.

В настоящий момент, транспортное обслуживание населения между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1<адрес>, администрацией района не организовано.

Выявленные нарушения закона нарушают права жителей населенных пунктов муниципального образования д. ФИО1<адрес> на обеспечение транспортной доступности органов государственной власти и местного самоуправления, медицинских и иных учреждений, которые расположены в значительном удалении от места их проживания в административном центре р.п.ФИО6.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ФИО6<адрес> в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, удовлетворить.

Обязать администрацию ФИО6 муниципального района <адрес> организовать транспортное обслуживание лиц обладающих льготами по проезду в общественном транспорте на территории ФИО6 муниципального района между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1<адрес>, в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке, через Воскресенский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня его вынесения.

Судья А.Е. Лебедев