Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п.ФИО6 30 января 2019 года
Воскресенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Лебедева А.Е.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ФИО6<адрес>ФИО8 в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации ФИО6 муниципального района <адрес> об обязании администрацию ФИО6 муниципального района организовать транспортное обслуживание населения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ФИО6<адрес>ФИО8 обратился в суд с указанным иском, в котором указывает, что прокуратурой ФИО6<адрес> по обращению ФИО2 проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления ФИО6<адрес> требований законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения. Проверкой установлено, что администрацией ФИО6 муниципального района <адрес>, осуществляющей деятельность в соответствии с Уставом ФИО6 муниципального района, не исполняются требования вышеуказанного законодательства.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1 ст.130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132).
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.5 Закона №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.24 Закона №196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п.6 ч.1 ст.15 Закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Согласно п.6 ч.1 ст.5 Устава ФИО6 муниципального района <адрес>, к вопросам местного значения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах района ФИО6 муниципального района <адрес>.
Постановлением администрации ФИО6 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок установления, изменения, отмены, муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории ФИО6 муниципального района <адрес>.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №259 -ФЗ «Устав автомобильного транспорта городского наземного электрического транспорта», перевозки пассажиров подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Процедуры установления, изменения и отмены маршрутов определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на территории <адрес> установлен единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) при наличии единого социального проездного билета и (или) при наличии единого социального проездного абонемента к соответствующему документу, дающему право на льготы.
Проверкой было установлено, что на территории ФИО6<адрес> населенный пункт д.ФИО1 не обеспечен транспортным сообщением с районным центром р.п.ФИО6. В реестре маршрутов регулярных перевозок транспортном общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории ФИО6 муниципального района <адрес> (для лиц обладающих льготами по проезду в общественном транспорте на территории ФИО6 муниципального района), утвержденного постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№, данный маршрут не значится. Наличие организованного транспортного обслуживания предполагает стабильную, регулярную, независимую от самостоятельных либо осуществляемых по собственной инициативе действий частных лиц транспортную доступность населенного пункта. В связи с тем, что транспортное сообщение между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1 надлежащим образом не организовано нарушаются права на обеспечение транспортной доступности не только постоянно проживающих в указанных населенных пунктах жителей, но и иных граждан. Лица, имеющие право на льготы, лишены права на их реализацию при проезде по маршруту р.п.ФИО6 - д.ФИО1, так как имеющие маршруты р.п.ФИО6 - <адрес> и р.п.ФИО6 - г.Н.Новгород являются междугородними. Обязанность по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к полномочиям администрации ФИО6 муниципального района <адрес>. Выявленные в ходе проведения проверки нарушения стали возможны в результате неисполнения должностными лицами администрации района законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения, недооценки ими возможных негативных последствий допускаемых нарушений.
По результатам проведенной проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации ФИО6 муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения которого администрацией района нарушения не устранены.
Транспортное сообщение между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1<адрес> пассажирским транспортом отсутствует и в настоящее время, из-за чего жители не имеют возможности посетить учреждения здравоохранения, а также органы государственной власти и социальные службы, расположенные в р.п.ФИО6.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит обязать администрацию ФИО6 муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать транспортное обслуживание лиц обладающих льготами по проезду в общественном транспорте на территории ФИО6 муниципального района между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д. ФИО1<адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО6<адрес>ФИО9 исковые требования поддержала, просит их удовлетворить. Не возражает против установления срока в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Представитель ответчика администрации ФИО6 муниципального района <адрес>ФИО10 в судебном заседании пояснил, что администрация ФИО6 муниципального района <адрес> не признает исковые требования в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п.6 4.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» постановлением администрации ФИО6 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории ФИО6 муниципального района <адрес>.
Данным порядком установлено, что установление муниципального маршрута осуществляется по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющего намерение осуществлять регулярные перевозки по данному маршруту и лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом с видом работ, соответствующим виду сообщения на устанавливаемом маршруте. В случае поступления в администрацию ФИО6 муниципального района <адрес> обращений органов исполнительной власти <адрес>, органов местного самоуправления поселений ФИО6 муниципального района, организаций, не указанных в пункте 2.1 Порядка, неоднократных или коллективных обращений граждан о необходимости установления муниципального маршрута администрация ФИО6 муниципального района размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предложение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или уполномоченным участникам договора простого товарищества инициировать установление муниципального маршрута в соответствии с порядком.
С момента утверждения данного порядка предложений и обращений об установлении муниципального маршрута до д.ФИО1, а также в других направлениях, не поступало.
Положением о едином социальном проездном билете и едином социальном проездном абонементе, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории <адрес>» установлено, что положение действует на территории <адрес> и распространяется на все виды городского пассажирского транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы, метро), кроме такси, маршрутного такси, а также распространяется на пригородный автотранспорт, за исключением такси, маршрутного такси.
Согласно решению Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № меры социальной поддержки в виде предоставления льготного проезда, вводимые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, перечисленных в приложении 1 к постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении на территории <адрес> единого социального проездного билета» являются дополнительными мерами социальной поддержки. Следовательно, определение оснований, порядка, размера и условий реализации установленных постановлениями <адрес> мер социальной поддержки относится к полномочиям <адрес> и зависит от финансовых возможностей бюджета <адрес>. Таким образом, устанавливая такую меру социальной поддержки, <адрес> реализовало закрепленное федеральным законодательством право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительную меру социальной поддержки в виде льготного проезда для отдельных категорий граждан.
Действующим в настоящее время расписанием движения автобусов, остановки в остановочном пункте д.ФИО1 предусматривают 6 маршрутов, как в направлении из ФИО12 и Н.Новгорода в ФИО6, так и в направлении из ФИО6 в Семенов и Н.Новгород, то есть в день производится 13 рейсов на которых граждане, проживающие в д.ФИО1, могут добраться до своего населенного пункта (Информация с сайта Министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> с приложением реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории <адрес> - прилагаются к настоящему возражению).
Таким образом, населенный пункт д.ФИО1 обеспечен стабильным и регулярным транспортным сообщением не только с населенными пунктами ФИО6<адрес>, но и с населенными пунктами, указанными в маршрутах по направлению <адрес> и <адрес>.
Согласно информации администрации Владимирского сельсовета в д.ФИО1 муниципального района <адрес> зарегистрировано 22 человека (информация прилагается к настоящему возражению). Из числа зарегистрированных по месту жительства в д.ФИО1 жителей (22 человека) по данным ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения ФИО6<адрес>» и ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ФИО6<адрес> право на льготный проезд имеют 9 человек. Так, согласно информации ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ФИО6<адрес> из числа граждан, проживающих на территории д.ФИО1, в настоящее время отсутствуют лица, имеющие право на социальную услугу, предусмотренную ст.6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Исходя из информации ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ФИО6<адрес> 7 граждан, проживающих на территории д.ФИО1 и имеющие право на социальную услугу, по своему волеизъявлению, отказались от получения набора социальных услуг и воспользовались ежемесячной денежной выплатой, а именно материальной помощью государства, предусмотренной для отдельных категорий граждан с целью их социальной поддержки и компенсации в случае отказа от набора бесплатных услуг (письмо ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ФИО6<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№).
Кроме того, законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ежеквартальной денежной компенсации на проезд для отдельных категорий граждан» в качестве меры социальной поддержки установлена ежеквартальная денежная компенсация на проезд для отдельных категорий граждан. Данная компенсация установлена взамен ранее предоставляемых льгот по проезду на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта, а также на всех видах автобусных маршрутов в сельской местности. Выплата данной компенсации осуществляется органами социальной защиты населения. Согласно информации ГКУ НО «Управление социальной защиты населения ФИО6<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3 и ФИО4 получают денежную компенсацию на проезд в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (письмо УСЗН № от ДД.ММ.ГГГГ прилагается к настоящему возражению).
В связи с вышеизложенным, и учитывая то, что граждане д.ФИО1, имеющие право на льготный проезд, постоянно выбирают денежные компенсации и отказываются от набора бесплатных услуг Администрация ФИО6 муниципального района <адрес> считает, что введение маршрута ФИО6-д.Б.ФИО1 повлечет необоснованные затраты для районного бюджета, а требования в исковом заявлении основаны на формальном применении действующего законодательства без учета экономической обоснованности заявляемых требований.
Исходя из изложенного администрация ФИО6 муниципального района <адрес> в удовлетворении исковых требований по исковому заявлению прокурора ФИО6<адрес> к администрации ФИО6 муниципального района <адрес> об обязании организовать транспортное обслуживание лиц, обладающих льготами по проезду в общественном транспорте на территории ФИО6 муниципального района между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1, отказать в полном объеме.
Кроме того представитель ответчика администрации ФИО6 муниципального района <адрес>ФИО10 в судебном заседании показал, что автобус могут выделить не более 1 раза в месяц, в день получения пенсии. Для организации выделения автобуса им необходимо три месяца с момента вступлении решении в законную силу.
Истец ФИО5 в судебном заседании показал, что междугородний автобус Семенов-ФИО6 он оплачивает в полном объеме. Про ЕДВ не знает, получает только пенсию 9000 руб. В р.п.ФИО6 ездит только раз в полгода, т.к. нет необходимости часто ездить. Может быть, ездил бы в магазин за продуктами, 2 раза в неделю за медикаментами и в больницу. Доплату за проезд получает 300 руб. Просит, что бы автобус ездил хотя бы 2 раза в месяц.
Истец ФИО3 в судебном заседании показала, что она ездит в р.п.ФИО6 1-2 раза в месяц. В д.ФИО1 магазина нет, больницы тоже нет. Доплату за проезд получает 600 руб. Иск поддерживает и просит, чтобы автобус ездил хотя бы 1-2 раза в месяц.
Истцы ФИО2, ФИО5, ФИО4 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Третьи лица ФИО11, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО13 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просят о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что транспортное обслуживание населения между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1<адрес> отсутствует, перевозки регулярными маршрутами автомобильным транспортом общего пользования не осуществляются. Условия для предоставления транспортных услуг населению в границах МО «<адрес>» не созданы.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором ФИО6<адрес> главе администрации ФИО6 муниципального района <адрес> было внесено представление об устранении нарушений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, согласно которому установлено, что на территории ФИО6<адрес> населенный пункт д.ФИО1 не обеспечен транспортным сообщением с районным центром р.п.ФИО6. В реестре маршрутов регулярных перевозок транспортном общего пользования в городском и пригородном сообщении на территории ФИО6 муниципального района <адрес> (для лиц обладающих льготами по проезду в общественном транспорте на территории ФИО6 муниципального района), утвержденного постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ№, данный маршрут не значится.
По результатам рассмотрения данного представления, администрацией района нарушения не устранены. Транспортное сообщение между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1<адрес> пассажирским транспортом отсутствует и в настоящее время, из-за чего жители не имеют возможности посетить учреждения здравоохранения, а также органы государственной власти и социальные службы, расположенные в р.п.ФИО6.
Согласно п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Система отношений между перевозчиками на конкретных автобусных маршрутах и органами местного самоуправления устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п.6 ч.1 ст.5 Устава ФИО6 муниципального района <адрес>, к вопросам местного значения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах района ФИО6 муниципального района <адрес>.
Постановлением администрации ФИО6 муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок установления, изменения, отмены, муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории ФИО6 муниципального района <адрес>.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №259 -ФЗ «Устав автомобильного транспорта городского наземного электрического транспорта», перевозки пассажиров подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Процедуры установления, изменения и отмены маршрутов определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ на территории <адрес> установлен единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) при наличии единого социального проездного билета и (или) при наличии единого социального проездного абонемента к соответствующему документу, дающему право на льготы.
К вопросам местного значения администрации ФИО6 муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах ФИО6 муниципального района, что указано в п.6 ч.1 ст.5 Устава ФИО6 муниципального района <адрес>.
В настоящий момент, транспортное обслуживание населения между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1<адрес>, администрацией района не организовано.
Выявленные нарушения закона нарушают права жителей населенных пунктов муниципального образования д. ФИО1<адрес> на обеспечение транспортной доступности органов государственной власти и местного самоуправления, медицинских и иных учреждений, которые расположены в значительном удалении от места их проживания в административном центре р.п.ФИО6.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае, суд считает приемлемым установить срок для исполнения решения суда в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ФИО6<адрес> в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, удовлетворить.
Обязать администрацию ФИО6 муниципального района <адрес> организовать транспортное обслуживание лиц обладающих льготами по проезду в общественном транспорте на территории ФИО6 муниципального района между населенными пунктами р.п.ФИО6 и д.ФИО1<адрес>, в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке, через Воскресенский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня его вынесения.
Судья А.Е. Лебедев