ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/19 от 14.06.2019 Угличского районного суда (Ярославская область)

Мотивированное решение вынесено

14.06.2019г. Дело № 2-261/2019 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2019 г. г. Углич

Угличский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Трусовой Н.В.,

при секретаре Малютиной А.В.,

с участием помощника Угличского межрайонного прокурора Андреева М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области» к ФИО1 о признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении,

у с т а н о в и л :

ФГКУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области» обратилось в суд с настоящим иском к ФИО1 о признании его утратившим право пользования жилым помещением- квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, выселении из указанного жилого помещения и снятии его с регистрационного учета по месту жительства. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 проходил военную службу по контракту в пожарной части № 25, с которой он уволен по достижению предельного возраста. В период прохождения службы ответчику была представлена служебная квартира общей площадью 42,8 кв.м. Занимаемое ответчиком жилое помещение располагается в здании пожарного депо и находится в оперативном управлении истца. Поскольку жилое помещение ответчику было предоставлено в связи с прохождением им службы, с которой в настоящее время он уволен, считает, что ФИО1 утратил право пользования жилым помещением и должен его освободить. Договор найма специализированного жилого помещения между истцом и ответчиком отсутствует. ФИО1 в добровольном порядке выселяться не желает.

В судебном заседании представитель истца ФГКУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы по Ярославской области» ФИО2 иск поддержал по указанным в нем основаниям, отказался от исковых требований о снятии ФИО1 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> в связи с тем, что ответчик по указанному адресу не зарегистрирован. В данной части производство по делу судом прекращено, вынесено соответствующее определение.

Дополнительно представитель истца пояснил, что в настоящее время ответчик в подразделениях, которые принадлежат главному управлению МЧС по Ярославской области, не работает. С 2008г. по настоящее время ФИО1 работает в 5 отряде ПЧ-56 ЯО, который является региональной, а не федеральной структурой. Ответчик утратил служебную связь с истцом, оснований для сохранения за ним данного жилого помещения не имеется. ФИО1 прослужил не менее 10 лет, однако на сегодняшний момент он не является нуждающимся в жилых помещения, на очереди таких граждан в органе местного самоуправления не состоит.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что проходил службу в пожарной части с 1992 по 2008г. Спорное жилое помещение ему было предоставлено в 2002г. после того, как он обратился с соответствующим заявлением к руководству. На тот момент ему было предоставлено 2 комнаты в общежитии. В то время он состоял в браке с ФИО3, у которой было 2 несовершеннолетних детей об другого брака. Затем, примерно в 2003г. ему было разрешено руководством переоборудовать две комнаты в отдельную квартиру, что он и сделал за счет собственных денежных средств. После переоборудования квартира значится под площадь ее составляет 42,8 кв.м. В настоящее время в данном жилом помещении он проживает один, т.к. брак с ФИО3 он расторг, она проживает в собственном жилом помещении. Собственного жилого помещения он не имеет. Зарегистрирован по месту жительства в жилом доме, принадлежащем его родственникам в <адрес>. В данном жилом помещении он никогда не проживал, прав на него никаких не имеет. В служебном жилом помещении он был зарегистрирован временно сроком на 5 лет- с 2013г. по 2018г. В настоящее время регистрации по месту пребывания и по месту жительства в спроном жилье не имеет. Он обратился с заявлением в Администрацию Отрадновского сельского поселения с заявлением о постановке его на очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, однако ему в этом было отказано, т.к. он не является малоимущим - у него имеется доход по месту работы, пенсия, а также автомобиль в собственности. Считает, что по ранее действовавшему ЖК РСФСР за ним должно быть сохранено право на служебное жилье, поскольку от прослужил более 10 лет.

Представитель третьего лица- Главного управления МЧС России по Ярославской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьих лиц УМВД России по Ярославской области и отдела по вопросам миграции ОМВД России по Угличскому р-ну ФИО4 в судебном заседании разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда. Пояснила, что в архиве УМВД по ЯО каких-либо документов, относящихся к спорному жилому помещению, не имеется. Ответчик ФИО1 в настоящее время в спорном жилом помещении по данным отдела по вопросам миграции ОМВД России по Угличскому р-ну, зарегистрированным не значится.

Выслушав представителя истца ФИО2, ответчика ФИО1, представителя третьих лиц- УМВД России по Ярославской области и отдела по вопросам миграции ОМВД России по Угличскому р-ну ФИО4, заключение прокурора Андреева, М.М., полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить, изучив письменные материалы дела, гражданские дела № 2-1438/05 и 2-70/2014г., суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований истца.

Из материалов дела следует, что спорная квартира по адресу: <адрес> расположена в 4-х этажном здании пожарного депо. Назначение строения – нежилое. В здании находятся гаражи на 4 пожарных машины, производственные помещения пожарного депо, а также жилые помещения. Пожарное депо находится на земельном участке, выделенном для его строительства решением исполкома Угличского городского Совета народных депутатов № 131 от 12.04.1977 г. Решением исполкома Угличского городского Совета народных депутатов № 175 от 13.05.1977 г. жилая площадь пожарного депо признана ведомственно-служебной, предназначенной для общежития. Решением исполкома Угличского городского Совета народных депутатов от 05.04.1989 г. № 198 квартиры с номерами с 1 по 6 в <адрес> признаны служебными для проживания работников пожарной охраны. Комнаты с номерами с 7 по 20 признаны общежитием для проживания одиноких мужчин, сотрудников пожарной охраны.

Постановлением Главы администрации города Углича от 02.03.1994 г. № 169 в решение исполкома Угличского городского Совета народных депутатов от 05.04.1989 г. № 198 внесены изменения: <адрес> признаны служебными квартирами для проживания работников пожарной охраны.

В 1995 г. была осуществлена реконструкция пожарного депо под служебное жилье. Согласно акту приемки законченного строительством объекта принято к эксплуатации семь квартир общей площадью 385,3 кв.м., в том числе однокомнатные общей площадью 327,8 кв.м. и жилой площадью 140,7 кв.м. и 1 трехкомнатная квартира общей площадью 57,5 кв.м. и жилой площадью 33,2 кв.м.

Из материалов дела следует, что здание пожарного депо является собственностью Российской Федерации, находится в оперативном управлении ФГКУ «4 отряд ФПС по ЯО» на основании распоряжения о закреплении федерального имущества от 11.09.2014г. № 508 Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ярославской области. Право оперативного управления истца на здание депо подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.11.2014г., выданным Управлением Росреестра по Ярославской области.

Согласно записи в трудовой книжке ответчик ФИО5 с 23.11.1992г. по 01.04.2008г. проходил службу в государственной противопожарной службе МЧС России Ярославской области. (л.д.72). С 22.05.2008г. ФИО1 принят на должность пожарного 25 пожарной части отряда ГПС № 5 МЧС России по Ярославской области, а с 17.02.2009г. в порядке перевода принят на должность начальника караула ПЧ-56 ГУ ЯО Отряда противопожарной службы № 5, где он работает по настоящее время.

Согласно п.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда в числе прочих относятся служебные жилые помещения.

В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления,

Согласно ст.94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Судом установлено, что спорное жилое помещение располагается в здании пожарного депо по адресу: <адрес>, право собственности на которое 11.09.2013г. зарегистрирована в ЕГРН за Российской Федерацией. В соответствии с актом приема-передачи федерального имущества и на основании свидетельства о государственной регистрации права от 28.11.2014г. указанное здание пожарного депо передано в оперативное управление ФГКУ «4 отряд федеральной противопожарной службы по Ярославской области».

На основании решения Исполнительного комитета Угличского городского Совета народных депутатов № 198 в 1989 году помещения в здании пожарного депо по адресу: <адрес> признаны служебными, для проживания работников пожарной охраны.

Истцу ФИО1 в 2001г. в связи со службой в отряде противопожарной службы в здании пожарного депо было предоставлено служебное жилье в виде двух комнат на третьем этаже на состав семьи из четырех человек, что подтверждается протоколом жилищной комиссии № 4 от 05.11.2001г. В 2003г. ФИО1 было разрешено сделать обустройство квартиры путем объединения двух ранее предоставленных ему комнат и части коридора на третьем этаже в здании депо.

Согласно технического паспорта на здание пожарного депо от 06.09.2006г., занимаемое ФИО1 помещение представляется собой <адрес>, расположенную на третьем этаже здания пожарного депо, общей площадью 42,8 кв.м. Из схематичного изображения плана третьего этажа здания депо видно, что данная квартира была образована из двух комнат и части общего коридора, где был оборудован вход в квартиру, санузел и кухня.

Постановлением Главы УМО № 166 от 24.02.2005г. было принято решение о выделении служебного ордера ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> жилой площадью-18 кв.м., состав семьи- 1 человек.

Вместе с тем, сведений о выдаче такого ордера ответчику, у суда не имеется. При этом ни истец, ни ответчик не оспаривали, что ФИО1 всегда проживал и проживает в настоящее время в квартире общей площадью 42,8 кв.м.

Факт проживания ответчика в данной квартире также подтверждается договором найма жилого помещения, который был заключен 01.03.2013г. между ФГКУ «4 отряд ФПС по ЯО» и ФИО1 сроком на 5 лет на двухкомнатную квартиру площадью 42,8 кв.м. В период с 19.03.2013г. по 01.03.2018г. ответчик был зарегистрирован по месту пребывания в спорном жилом помещении. В настоящее время какого-либо договора между истцом и ответчиком о предоставлении последнему жилого помещения в здании депо не имеется.

01.04.2008г. ФИО1 уволен из отряда Государственной противопожарной службы № 5 МЧС России по Ярославской области по достижению предельного возраста.

30.08.2010г. ФИО1 развелся с ФИО3, которая вместе со своими детьми выехала из данного жилого помещения. С указанного периода времени по сегодняшний день спорное жилое помещение занимает только ответчик.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что занимаемое ответчиком жилое помещение является служебным, было ему предоставлено в связи с прохождением службы в органах противопожарной службы.

Статьей 13 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда РФ по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, т.е. невозможность выселения из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии другого обязательного условия- граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.

Согласно п.6 ч.1 ст.108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могли быть выселены, в частности лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

К моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005 г.) ФИО1 обладал статусом лица, указанного в п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, т.к. срок его службы с 1992 г. составлял более 10 лет.

Вместе с тем, ФИО1 не представлены доказательства того, что он состоял или может состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Из сведений, представленных Администрацией городского поселения Углич, а также Администрации Отрадновского сельского поселения УМР следует, что ФИО1 на очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит. Решением жилищной комиссии Администрации Отрадновского сельского поселения УМО от 30.04.2019г. ФИО1 не признан малоимущим, в связи с чем ему было отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилом помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Указанное решение ответчиком не оспаривается.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Поскольку спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то в настоящее время на данные правоотношения распространяется действие Жилищного кодекса РФ.

Согласно п.1 ст.102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

Согласно ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд установил, что ответчик ФИО1 не относится к категории лиц, указанных в п.2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений. На момент вступления в законную силу ЖК РФ, ФИО1 в силу п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР обладал статусом лица, выселение которого не допускалось без предоставления ему другого жилого помещения, однако он не состоял на очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит в настоящее время, и не обладает правом состоять в связи с тем, что не подпадает под признаки малоимущего гражданина.

В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для дальнейшего сохранения за ФИО1 права пользования спорным жилым помещением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФГКУ «4 отряд Федеральной службы по Ярославской области» удовлетворить.

Признать ФИО1 утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> и выселить его из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Н.В.Трусова