Дело № 2-261/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кунгур Пермского края 29 января 2019 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Головковой И.Н.,
при секретаре Лашовой Е.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ООО «КЭЧ» - ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «КЭЧ», КГМУП «Водоканал» о признании действий неправомерными, исключении начисления платы за отведение сточных вод, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам и просит: признать неправомерными действия по начислению платы за отведение сточных вод по возмездному публичному договору ввиду отсутствия отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации; обязать ООО «ДУ № плюс» исключить начисления платы за отведение сточных вод; возместить компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.; выплатить штраф в размере 5000 руб.; возместить судебные расходы в размере 6000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что является собственником квартиры № № в МКД по адресу: <адрес>.
Фактом оказания ответчиком коммунальной услуги являются счета-квитанции для оплаты услуг по содержанию общего имущества, согласно которым истцом производится ежемесячная оплата. С апреля 2018 года ответчиками в квитанцию включена плата за отведение сточных вод при содержании общего имущества. Посчитав, что указанная плата неправомерна, истец обратился к ответчикам с претензией. Полагает, что использование ресурса ООО «ДУ № плюс», полученных по договору от КГМУП «Водоканал», не является ресурсом для потребления в быту, а для выполнения работ по содержанию общего имущества (мытье полов, окон, панелей, урн и т.д.), где отсутствуют водопринимающие устройства, из чего следует, что отведение поверхностных сточных вод в результате использования ресурса ООО «ДУ № плюс» осуществляется без непосредственного подключения к централизованной системе водоснабжения. Поскольку канализационная система общества является закрытой и на территории МКД № по <адрес> отсутствуют какие-либо иные системы водоотведения (дренажно-ливневая система, отводные канавы), посредством которых поверхностные стоки могут попасть в централизованную систему водоотведения, ответчиком не подтверждено, каким образом они принимаются для очистки, в связи с чем истец просит признать действия неправомерными и исключить начисление платы за отведение сточных вод.
В судебном заседании истец ФИО1 уточнил исковые требования, заменив ненадлежащего ответчика ООО «Домоуправление № плюс» надлежащим – ООО «КЭЧ», поскольку решением единственного участника от ДД.ММ.ГГГГ. фирменное наименование ООО «Домоуправление № плюс» изменено на ООО «КЭЧ», на уточненных исковых требованиях настаивает в заявленном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «КЭЧ» - ФИО2 в судебном заседании по исковым требованиям возражает, считает их незаконными, необоснованными, противоречащими жилищному и гражданскому законодательству РФ.
Представитель ответчика КГМУП «Водоканал» в суд не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения по иску.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги (п. 3 ч. 2). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4).
Как следует из ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Судом установлено:
ФИО1 является собственником <адрес> МКД по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находился под управлением ООО «Домоуправление № плюс» (л.д.55).
Из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками вышеуказанного МКД в качестве управляющей организации выбрана иная управляющая организация - ООО «ДУ №». (л.д.32-35).
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме между Советом МКД и ООО «ДУ №» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирным домом (л.д.36-45).
Собственники помещений многоквартирного жилого дома выбирают способ управления домом посредством управляющей компании или товарищества собственников жилья, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" должны заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение всех коммунальных ресурсов и обеспечивать надлежащее оказание коммунальных услуг. В связи с этим, между ресурсоснабжающей организацией КГМУП «Водоканал» и управляющей компанией ООО «ДУ № плюс» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № на отпуск (поставку) коммунального ресурса, в том числе на сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. (л.д.29-31,58-61).
Постановлением Правительства Пермского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ N 605-п "Об уполномоченных органах по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг", в соответствии с которыми на Региональную службу по тарифам Пермского края возложена обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному и горячему водоснабжению, отведению сточных вод, электроснабжению.
ДД.ММ.ГГГГ Региональной службой по тарифам Пермского края утверждены нормативы на отведение сточных вод в целях содержания общедомового имущества (Приказ № СЭД-46-09-24-12 от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
п. 1 ФЗ № 416 "О водоснабжении и водоотведении" раскрывает понятие «водоотведение», а именно, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект.
Согласно п.23 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении» сточные воды централизованной системы водоотведения – это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 предусмотрено внесение в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а также в Правила № 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищностроительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Оплата за водоотведение, связанное с обслуживанием общедомового имущества, отнесена к жилищной услуге и оплачивается собственниками управляющей компании. Ответчик - ООО «ДУ № плюс» (в настоящее время ООО «КЭЧ») первоначально включил в плату за содержание жилого помещения расходы на оплату сточных вод, отводимых в целях содержания общего имущества, не раньше расчетного периода, с которого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации было установлено начало применения нормативов отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из пояснений ответчика КГМУП «Водоканал» следует, что расчет объема сточных вод в целях содержания общедомового имущества КГМУП «Водоканал» производит равном разнице между поступающим объемом воды в МКД и индивидуальным потреблением воды собственниками МКД, так как оплата коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения собственники производят напрямую КГ МУП «Водоканал». (л.д.56).
Несение собственниками помещений бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме следует из п. 1 ст. 158 ЖК РФ. Аналогичное положение предусмотрено п. 28 - 29 Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Доля обязательных расходов собственника на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (ст. 39, п. 1 ст. 158 ЖК РФ, п. 28 Правил содержания общего имущества N 491). Неиспользование собственником помещения в силу п. 11 ст. 155 ЖК РФ не освобождает его от обязанности по внесению платы за содержание помещения.
По смыслу приведенных выше норм собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание и ремонт собственного помещения и
независимо от отсутствия фактического пользования общим имуществом. К тому же в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 предлагается методика начисления платы за коммунальные услуги,
предоставленные на ОДН. Однако в этом документе не рассматривается возможность освобождения от оплаты коммунальной услуги, предоставленной на ОДН.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Данная позиция содержится в пункте 1 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 года № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в
многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения».
Из пояснений КГ МУП «Водоканал» следует, что в июле-августе 2018 года Кунгурской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Пермского края была проведена проверка соблюдения требований законодательства в части взимания платы за сточные воды, в ходе проведения которой нарушений не выявлено.
Таким образом, в действиях ООО «КЭЧ», КГМУП «Водоканал» отсутствуют какие-либо нарушения ФЗ № 416 "О водоснабжении и водоотведении", Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, иных правовых актов, в связи с чем, требования истца о признании действий неправомерными, исключении начисления платы за отведение сточных вод не подлежат удовлетворению.
Требования о компенсации морального вреда, штрафа, взыскании судебных расходов являются производными от первоначальных, поэтому также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «КЭЧ», КГМУП «Водоканал» о признании действий неправомерными, исключении начисления платы за отведение сточных вод, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Головкова И.Н.