Дело № 2-261/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
....... ДД.ДД.ДД
Озерский районный суд ....... в СОСТАВЕ:
председательствующего судьи Карницкой А.В.,
с участием представителя прокуратуры ....... помощника прокурора ....... Закировой Е.С.,
истца ФИО3
представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «Озерск-Водоканал» ФИО1,
при секретаре Сотниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ....... в интересах ФИО3 к муниципальному унитарному предприятию «Озерск-Водоканал» о признании незаконным приказа об установлении платы за опломбирование водомера, взыскании с муниципального унитарного предприятия «Озерск-Водоканал» в пользу ФИО3 <данные изъяты> рублей, взыскании с муниципального унитарного предприятия «Озерск-Водоканал» государственной пошлины,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ....... обратился в Озерский районный суд с заявлением в интересах ФИО3, просит признать незаконным приказ директора муниципального унитарного предприятия (далее МУП) «Озерск-Водоканал» №№ от ДД.ДД.ДД «<данные изъяты>», которым установлена плата за опломбирование водомера и взыскать с пользу В.Я. с ответчика <данные изъяты> рублей, а также взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
В исковом заявлении прокурор указывает, что ФИО3, являющийся пенсионером, инвалидом <данные изъяты> группы, ветераном Великой Отечественной войны, обратился в прокуратуру с заявлением по вопросу проверки законности действий МУП «Озерск-Водоканал» по удержанию с него платы в размере <данные изъяты> рублей за опломбирование водомера в ДД.ДД.ДД. На момент возникновения спорных отношений ДД.ДД.ДД отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, регламентировались принятыми в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.
«Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», не регламентировали вопросы установки и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, не прописывают, за чей счет они должны производиться. Порядок проведения работ по опломбированию приборов учета также не был определен ни одним нормативно-правовым актом. Положения пп. «г» п. 50, пп. «в, г» п. 52, пп. «д» п. 53 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», содержали лишь указания на обязанность потребителя обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, запрет самовольно нарушать их, а также право исполнителя осуществлять проверку их целостности, но не предъявляли к потребителю требования произвести ввод индивидуальных приборов учёта в эксплуатацию за свой счет.
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Следовательно, ч.ч. 1 и 4 ст. 154 ЖК РФ также не устанавливают платность такой услуги для потребителя коммунальных услуг, как установка и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.
Учитывая, что принятие в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной воды, включающее его опломбирование, МУП «Озерск-Водоканал» было произведено в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы за оказанную услугу - водоснабжение исходя из объема, определяемого по показаниям установленного прибора учета, а также с целью реализации своего права на контроль за использованием данного индивидуального прибора учета, следовательно, именно на МУП «Озерск-Водоканал» должно было быть возложено бремя затрат в связи с проведением указанных мероприятий. Только после этого у потребителя согласно пп. «г» п. 52 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» возникла обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальном приборе учета, установленном в его жилом помещении.
В силу п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Обязанность нанимателей жилых помещений производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена никакими нормативно-правовыми актами, и, требуя с потребителей оплату работ по опломбированию приборов учета, МУП «Озерск-Водоканал» тем самым навязывала им дополнительные платные услуги, нарушая требования п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В судебном заседании представитель прокуратуры ....... помощник прокурора Закирова Е.С. исковые требования полностью поддержала по доводам искового заявления.
Истец ФИО3 исковые требования поддержал и пояснил, что он в ДД.ДД.ДД году решил поставить в своей квартире водомер (счетчик холодной воды). Он обратился в МУП «Озерск-Водоканал», где выяснил, что предприятие МУП «Озерск-Водоканал», которое выставляет ему счета за потребленную воду, не занимается установкой водомеров, а только лишь занимается опломбированием уже установленных водомеров. Он приобрел и установил в своей квартире водомер (счетчик холодной воды), после чего ДД.ДД.ДД обратился с заявлением в МУП «Озерск-Водоканал» с просьбой опломбировать водомер. Ему пояснили, что он должен оплатить в кассу предприятия <данные изъяты> рублей, после чего к нему направят сотрудника для опломбирования водомера, без предварительной оплаты услуга по опломбированию не оказывается. Он оплатил в кассу предприятия <данные изъяты> рублей, после чего сотрудник МУП опломбировал водомер. В ДД.ДД.ДД году весной он прочитал в газете о том, что плата за опломбирование приборов учета взимается незаконно. Он пришел в МУП «Озерск-Водоканал» и попросил возвратить <данные изъяты> рублей. Сотрудница предприятия пояснила ему, что с ДД.ДД.ДД года предприятием плата за опломбирование водомеров с граждан не взимается, и порекомендовала ему не производить оплату за воду в пределах <данные изъяты> рублей и придти в ДД.ДД.ДД, заверила, что ему в ДД.ДД.ДД сделают перерасчет и зачтут <данные изъяты> рублей в качестве оплаты за потребленную воду. В ДД.ДД.ДД он вновь пришел в МУП «Озерск-водоканал», однако ему отказали в возврате <данные изъяты> рублей и зачете их в счет оплаты потребленной воды. Он обратился с заявлением в прокуратуру. Просит признать приказ об установлении платы от ДД.ДД.ДД незаконным и взыскать в ответчика в его пользу <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика МУП «Озерск-Водоканал» по доверенности ФИО1 исковые требования не признал и пояснил, что директором МУП «Озерск-Водоканал» ДД.ДД.ДД была установлена плата за опломбирование и ввод в эксплуатацию водомеров в размере <данные изъяты> рублей. В ДД.ДД.ДД ФИО3 самостоятельно установил в своей квартире новый счетчик воды и ДД.ДД.ДД обратился в МУП «Озерск-Водоканал» с заявлением о его опломбировании. В соответствии с приказом от ДД.ДД.ДД с ФИО3 была взята оплата в размере <данные изъяты> рублей, после чего ДД.ДД.ДД установленный в его квартире водомер был опломбирован работником МУП «Озерск-Водоканал», о чем составлен акт от ДД.ДД.ДД. Приказ директора «<данные изъяты>» от ДД.ДД.ДД был издан в соответствии с действовавшим на тот период законодательством, на момент рассмотрения данного дела в суде, приказ от ДД.ДД.ДД не отменен. С ДД.ДД.ДД в связи с изменением законодательства плата за опломбирование приборов учета с граждан не взимается. Все граждане, которые устанавливали водомеры до ДД.ДД.ДД, производили оплату в соответствии с приказом от ДД.ДД.ДД. Жилищный кодекс РФ ( ст. 30 ч.3, ст. 36 ч.1) содержит нормы, обязывающие собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 (пункт 5) к общему имуществу отнесены внутридомовые сети инженерные сети холодного и горячего водоснабжения. В соответствии с ч.1 ст. 13 ФЗ от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования указанной статьи распространяются в части организации учета ресурсов и на объекты, подключенные к системам центрального водоснабжения. С целью обеспечения такого учета согласно ч.5 ст. 13 указанного ФЗ собственники жилых домов, собственники жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Таким образом, обязанность по вводу в эксплуатацию приборов учета законом возложена на собственников. Согласно ч.9 ст.13 указанного ФЗ с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон, то есть услуга по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию является возмездной. Для определения готовности прибора к использованию необходимо осуществление специальных действий, которые фиксируются в документе. В содержание понятия «водоснабжение» не включена приемка в эксплуатацию приборов учета, принадлежащих потребителю. Деятельность по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды не регулируется государством, при отсутствии установленных тарифов и утвержденных в установленном порядке методик их расчета, с учетом нормы закона о свободе граждан и юридических лиц в заключении договора, действия МУП «Озерск-Водоканал», предлагающего свой расчет стоимости услуги по вводу прибора учета в эксплуатацию не может расцениваться как незаконная. Оказав ФИО3 возмездную услугу на условиях публичного договора по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды, МУП «Озерск-Водоканал» не нарушил права ФИО3, действовал в рамках государственной политики в сфере энергоресурсосбережения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора ....... подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что приказом №№ от ДД.ДД.ДД директора МУП «Озерск-Водоканал» «<данные изъяты>» установлена плата для населения за услуги по регистрации учета водомера (опломбирование водомера) в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ДД.ДД ФИО3 обратился к ответчику с заявлением об опломбировании установленного в его квартире водомера холодной воды.
ФИО3 произвел оплату в кассу предприятия МУП «Озерск-Водоканал» в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждено приходным кассовым ордером от ДД.ДД.ДД.
ДД.ДД.ДД сотрудником МУП «Озерск-Водоканал», составлен акт о принятии водомера в эксплуатацию и опломбировании. Акт утвержден и.о. директора МУП «Озерск-Водоканал» ДД.ДД.ДД.
ДД.ДД.ДД ФИО3 обратился в прокуратуру ....... с заявлением о проверке законности взимания с него платы за опломбирование прибора учета холодной воды. Факт взимания на основании приказа директора МУП «Озерск-Водоканал» от ДД.ДД.ДД с граждан платы за опломбирование приборов учета воды установлен прокурорской проверкой, проведенной по обращению ФИО3, и ответчиком не оспаривается.
Ответчик МУП «Озерск-Водоканал» осуществляет деятельность по организации и обеспечению водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «.......». В судебном заседании достоверно установлено, что предприятие МУП «Озерск-Водоканал» является единственным предприятием в ......., оказывающим услуги по водоснабжению и водоотведению, и взимающим плату с юридических и физических лиц за указанные услуги.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, на момент издания ответчиком приказа от 20 января 2012 года №2А «Об установлении платы» регламентировались принятыми в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
В силу п. 4 названных Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной и горячей воды, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды и отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном п. 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил.
Вместе с тем, данные Правила не регламентируют вопросы установки и ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, не прописывают, за чей счет они должны производиться. Порядок проведения работ по опломбированию приборов учета иными нормативно-правовыми актами также не определен. Положения пп. "г" п. 50, пп. "в", "г" п. 52, пп. "д" п. 53 Правил содержат лишь указания на обязанность потребителя обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, запрет самовольно нарушать их, а также право исполнителя осуществлять проверку их целостности, но не предъявляют к потребителю требования произвести ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию за свой счет. Платность такой услуги для потребителя не следует из ч. 2 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ.
Установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения, включающее их опломбирование, ответчик производит в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, соответственно данная сторона правоотношений несет бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий. Только после этого у потребителя согласно пп. "г" п. 52 Правил возникает обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в его жилом помещении.
Из п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, следует, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Кроме того, согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, пломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Данный документ вступил в силу с 01.01.2013 и регулирует отношения в сфере водоснабжения (подготовка, транспортировка и подача питьевой или горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного или горячего водоснабжения соответственно) и водоотведения (прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения). К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ни иными правовыми актами, в том числе и Правилами предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Требуя с потребителей оплату работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, нарушая требования п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 421 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из вышеизложенного, приказ директора МУП «Озерск-Водоканал» от ДД.ДД.ДД по установлению и взиманию платы с потребителей за опломбирование установленных индивидуальных приборов учета (опломбирование водомера) является незаконным.
Довод представителя ответчика о том, что до вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", предусматривающий опломбирование приборов учета без взимания платы с абонента, такие услуги должны оказываться населению платно, суд полагает основанным на ошибочном токовании закона.
Отсутствие в действовавшем на момент спорных правоотношений (август 2012 года) законодательстве нормы права, которая бы относила расходы по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной воды на одну из сторон, не может толковаться в пользу ресурсоснабжающей организации и ущемлять интересы абонента-потребителя, выступающего экономически слабой стороной отношений, от которой недопустимо требовать исполнения обязанности, влекущей для нее дополнительные расходы, если только такая обязанность не установлена нормативно-правовым актом.
Законодатель однозначным образом разрешил этот вопрос Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", вступившим в силу с 01.01.2013.
Суд приходит к выводу, что надлежит признать незаконным приказ директора муниципального унитарного предприятия «Озерск-Водоканал» от ДД.ДД.ДД №№ «<данные изъяты>», которым установлена плата за услуги по регистрации учета водомера (опломбировку водомера) в размере <данные изъяты> рублей и взыскать с муниципального унитарного предприятия «Озерск-Водоканал» в пользу ФИО3 <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным приказ директора муниципального унитарного предприятия «Озерск-Водоканал» от ДД.ДД.ДД №№ «<данные изъяты>», которым установлена плата за услуги по регистрации учета водомера (опломбировку водомера) в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Озерск-Водоканал» в пользу ФИО3 <данные изъяты> рублей.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Озерск-Водоканал» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ДД.ДД.
Федеральный судья ФИО2