Дело № 2-261\2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мельник Л.А.
при секретаре Гумаровой Ю.Г.
с участием представителя заявителя ФИО1
представителей заинтересованных лиц ФИО2., ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос 22 апреля 2013 г. дело по жалобе Отдела судебных приставов по Корткеросскому району УФССП России по Республике Коми на действия должностного лица по возврату документа
установил:
Отдела судебных приставов по Корткеросскому району УФССП России по Республике Коми обратился в суд с заявлением, в котором указал, что 11 апреля 2013 г. начальником Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее по тесту «Управление финансов») возвращены без исполнения постановления о взыскании исполнительного сбора с Администрации МО МР «Корткеросский» от 19 марта 2013 г. № 11513/13\13\11 в размере 5000 руб. и № 11519/13\13/11 в размере <...> руб. со ссылкой на то, что к полномочиям финансового органа относятся исключительно полномочия по организации исполнения исполнительных листов и судебных приказов. Считают отказ в возвращении постановлений о взыскании исполнительного сбора незаконным. Бюджетный кодекс РФ регулируеи вопросы исполнения уже вынесенных судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения судебного решения. По смыслу закона исполнительский сбор представляет собой санкцию должника штрафного характера. Действующим законодательством не установлен судебный порядок взыскания с должников суммы исполнительского сбора. В силу ст.12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя, в том числе о взыскании исполнительного сбора, являются исполнительными документами, то есть подлежат принудительному исполнению вне специального судебного решения наряду с судебными актами.
В судебном заседании представитель ОСП по Корткеросскому району ФИО1 поддержал заявление, просил также обязать Управление финансов принять постановления о взыскании исполнительного сбора к исполнению.
Представители Управления финансов ФИО2 и ФИО3 с заявленными требованиями не согласились.
ФИО2 пояснила, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора не является судебным актом. Согласно ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ Управление финансов имеет право исполнять лишь исполнительные листы, выданные судом и судебные приказы.
ФИО3 дополнил, что Администрация МО МР «Корткеросский» не имеет счета в банках и кредитных учреждениях и согласно Методическим рекомендациям по порядку взыскания исполнительного сбора», утвержденного ФССП от 23 декабря 2010 г. определен порядок взыскания исполнительских сборов с казенных, государственных и муниципальных учреждений и с бюджетного учреждения-должника. Управление финансов может принять к исполнению только исполнительные листы и судебные приказы и только по заявлениям взыскателя.
Заслушав доводы лиц, явившихся на судебное заседание, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.
19 марта 2013 г. и.о. начальника ОСП по Корткеросскому району ФИО1 вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 руб. с администрации МО МР «Корткеросский за неисполнение исполнительных листов, выданных Корткеросским районным судом на основании судебных решений:
исполнительный лист ВС ХХХ от <дата> «обязать администрацию Мо МР «Корткеросский» в срок до 31.11.2012 в здании начальной школы МОУ СОШ «Мордино» заменить покрытие кровли, в здании средней общеобразовательной школы заменить забирку фундамента, частично-нижние венцы, выполнить ремонт пола коридора 1 этажа»;
исполнительный лист ХХХ от <дата> «обязать администрацию МО МР «Корткеросский» организовать своевременное и полное устранение в указанном акте №85 нарушений в срок до 01.09.2011». Требования, содержащиеся в исполнительных листах, к установленному сроку не исполнены.
Постановления о взыскании исполнительных сборов не оспариваются.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Статьей 12 вышеуказанного Федерального закона к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В силу ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случае, установленных главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Кодекса
Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ст. 242.1 Кодекса исполнение указанных судебных актов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ).
Положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений исполнительского сбора, налагаемого судебным приставом-исполнителем, который согласно Федеральному закону "Об исполнительном производстве" подлежит взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующего исполнительного документа, каковым является постановление судебного пристава-исполнителя.
Действующее законодательство об исполнительном производстве, п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ не содержат положений, устанавливающие отдельные правила по освобождению от взыскания исполнительского сбора в случае, если должником является публично-правовое образование или которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями. Как и прочие должники, бюджетные учреждения обязаны исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, ответственность за их неисполнение в добровольном порядке.
В ч.5 ст.112 Закона об исполнительном производстве содержится закрытый перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается по возбужденным исполнительным производствам, куда не включены исполнительные документы, за неисполнение которых судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании исполнительских сборов.
Согласно п.4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В данном случае, постановления о взыскании исполнительного сбора с администрации Мо МР «Корткеросский» обоснованно направлены в Управление финансов администрации Мо МР «Корткеросский».
Методические рекомендации по порядку взыскания исполнительного сбора, утвержденные ФССП РФ от <дата>, на что ссылается представитель Управления финансов, определяют взыскание исполнительского сбора с бюджетного учреждения-должника, за счет наличных денежных средств, денежных средств, находящихся в банках или кредитных учреждениях, а при недостаточности или отсутствии средств исполнительский сбор взыскивается за счет движимого имущества.. Однако, Методические указания не являются законом, который подлежит безусловному применению.
ОСП заявило требование о вынесении частного определения в адрес Управления финансов. Согласно ст.226 ГПК РФ, при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Из указанной нормы следует, что вынесение частного определения является право, а не обязанностью суда. Суд не находит оснований для вынесения частного определения по настоящему делу, ограничившись вынесением решения, в связи с чем в удовлетворении заявления в этой части ОСП следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить частично.
Признать незаконными действия начальника Управления финансов администрации муниципального района «Корткеросский « по возврату постановлений о взыскании исполнительных сборов от <дата>ХХХ и 11519/13/13/11 и обязать принять их для исполнения.
Управлению финансов администрации муниципального района «Корткеросский» в месячный срок сообщить суду об исполнении решения.
В удовлетворении жалобы о вынесении частного определения в отношении начальника Управления финансов администрации муниципального района «Корткеросский» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде через Корткеросский районный суд.
Судья Мельник Л.А.
Решение в окончательном виде изготовлено <дата>