ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/2014 от 03.02.2014 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 3 февраля 2014 года Свердловский районный суд г.Иркутска в составе судьи Дубровской Ж.И. при секретаре Власовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г.Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Ресторатор» о возложении обязанности по произведению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду,

 УСТАНОВИЛ:

 В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился прокурор Свердловского района г. Иркутска с иском к ООО «РЕСТОРАТОР» о возложении обязанности по произведению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, указав в обосновании иска о том, что прокуратурой Свердловского района г. Иркутска была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства ООО «РЕСТОРАТОР». Размещение отходов производства и потребления, в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду и является платным, как для физических, так и для юридических лиц в соответствии с законодательством. В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 12.02.2007 года № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал. Из информации, представленной Управлением Росприроднадзора по Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, следует, что ответчик ООО «РЕСТОРАТОР» за 3 квартал 2013 г. не производило плату за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал не 2013 г. не предоставлен. Тем самым, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск» не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская федерация, Иркутская область и муниципальное образование «город Иркутск» не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязанность внесения данной платы.

 На основании изложенного прокурор Свердловского района г. Иркутска просит обязать ООО «РЕСТОРАТОР» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

 В судебном заседании прокурор Константинова З.А. поддержала исковые требования, предъявленные в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на доводы иска.

 Представитель ответчика ООО «РЕСТОРАТОР» - генеральный директор Насонова Л.М., действующая на основании прав по должности и представитель по доверенности – Яловая М.Н. в судебном заседании предъявленный прокурором иск не признали, представили письменные возражения, указав на то, что ООО «Ресторатор» арендует на основании договора от <Дата обезличена> объект федеральной собственности по адресу: <адрес обезличен>, находящийся в оперативном управлении у Иркутского Государственного Технического Университета и оплачивает арендную плату, а также все коммунальные и хозяйственно-бытовые услуги на основании выставляемых счетов. Экологическое сопровождение процессов утилизации ТБО от ИрГТУ, а также расчеты и подтверждение лимитов на размещение ТБО, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду для ИрГТУ осуществляее ООО «ЭкоВид+». Сумма рассчитанного налога передается в ИрГТУ и подлежит оплате. Изложенное свидетельствует о том, что объемы ТБО ООО «Ресторатор» учитываются в общем объеме ТБО ИрГТУ и плата за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется ИрГТУ согласно вывезенного объема ТБО.

 Представитель Управления Росприроднадзора по Иркутской области Ахиезер И.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора Свердловского района г. Иркутска. Суду дополнительно пояснил, что ответчик до настоящего момента не представил расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 г., что является обязательным, поскольку арендованное ответчиком здание используется под ресторан, в результате работы вытяжки происходит выброс в атмосферу, что также может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, однако расчет платы за негативное воздействие ответчиком не составляется, в связи с чем невозможно определить размер платы, а также установить в полном ли объеме производится оплата ИрГТУ за утилизацию ТБО.

 Выслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

 Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

 Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

 К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

 Исходя из положений действующего природоохранного законодательства негативным воздействием на окружающую среду в общем виде является воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которого приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.

 Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

 Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (пункт 1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, предусмотрено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

 Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со ст. 3 указанного федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде; соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду.

 Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

 В соответствии с приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 года № 204, утверждены формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с указанным порядком, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632

 Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

 Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

 Таким образом, на ответчика возложена обязанность по предоставлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20 числа следующего за отчетным периодом – календарным кварталом в территориальный орган Ростехнадзора.

 В соответствии с п. 51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования

 Из информации Управления Росприроднадзора по Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> судом установлено, что ООО «Ресторатор» за 3 квартал 2013 г. не производило плату за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 г. не предоставлен.

 Ответчиком не представлено в суд доказательств, опровергающих доводы иска, в том числе сведения о предоставлении в уполномоченный орган расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года, представленный в суд договор от <Дата обезличена> о предоставлении услуг на планово-регулярную вывозку твердых бытовых отходов, заключенный между ГОУ ВПО Иркутский государственный технический университет и ООО «Ресторатор» не содержит обязанности исполнителя по предоставлению расчетов платы за негативное воздействие, предметом данного договора является порядок взаимоотношений Сторон по вопросам, связанным с оказанием услуг по регулярной вывозке ТБО, в связи с чем доводы ответчика об исполнении обязанности ГОУ ВПО Иркутский государственный технический университет за ООО «Ресторатор» по предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, отсутствии обязанности у ООО «Ресторатор» по предоставлению указанного расчета в уполномоченный орган в установленный срок является несостоятельными.

 В связи с неисполнением ответчиком в установленные сроки обязанности по представлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный орган, суд считает обоснованным и подлежащим заявленные исковые требования.

 В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден при обращении с настоящим иском.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Свердловского района г.Иркутска удовлетворить.

 Обязать ООО «Ресторатор» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

 Взыскать с ООО «Ресторатор» государственную пошлину в доход государства в размере .... рублей.

 Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

 Председательствующий: