ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/2016 от 11.05.2016 Катайского районного суда (Курганская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бутаковой О. А.

при секретаре Пахотинских Н. С.

с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Комарова И. А.,

представителя ответчика государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Катайский детский дом»

ФИО1

рассмотрел в открытом судебном заседании 11 мая 2016 года в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-261/2016 по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Катайский детский дом» об обязании провести мероприятия по специальной оценке условий труда рабочих мест должностей по списку,

установил:

Прокурор Катайского района обратился в интересах неопределённого круга лиц в суд с иском, в котором просит обязать Департамент образования и науки Курганской области профинансировать мероприятия по специальной оценке условий труда в государственном казенном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Катайский детский дом» (далее по тексту ГКОУ «Катайский детский дом»); обязать ГКОУ «Катайский детский дом» провести мероприятия по специальной оценке условий труда рабочих мест должностей по списку: заведующий складом – 1, кастелянша – 1, учитель – 1, воспитатель – 4, младший воспитатель – 4, уборщица – 2, рабочий по стирке белья – 1, директор – 1, дворник – 1, швея – 1, сторож – 1, инструктор по труду – 1, специалист по охране труда – 1, ведущий библиотекарь – 1, инструктор по физической культуре – 1, рабочий по обслуживанию здания (электрик) – 1, тракторист – 1, музыкальный руководитель – 1 в срок до 25.09.2016.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда было установлено, что в нарушение ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» аттестация рабочих мест, а впоследствии специальная оценка условий труда рабочих мест в ГКОУ «Катайский детский дом» не проводилась и на ближайшее время не запланирована, чем нарушаются права и законные интересы работников учреждения (л. д. 3-5).

11.05.2016 от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление, согласно которому прокурор предъявляет исковые требования только к ГКОУ «Катайский детский дом» и просит обязать ответчика провести мероприятия по специальной оценке условий труда рабочих мест - должностей по списку: заведующий складом – 1, кастелянша – 1, учитель – 1, воспитатель – 4, младший воспитатель – 4, уборщица – 2, рабочий по стирке белья – 1, директор – 1, дворник – 1, швея – 1, сторож – 1, инструктор по труду – 1, специалист по охране труда – 1, ведущий библиотекарь – 1, инструктор по физической культуре – 1, рабочий по обслуживанию здания (электрик) – 1, тракторист – 1, музыкальный руководитель – 1 в срок до 01.06.2017. Обоснование исковых требований указано прежнее (л. д. 57-59).

В судебном заседании прокурор Комаров И. А. поддержал исковые требования к ГКОУ «Катайский детский дом», настаивает на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика ГКОУ «Катайский детский дом» ФИО1, действующая на основании приказа от 19.04.2016 (л. д. 29), в судебном заседании исковые требования прокурора признала по доводам, указанным в отзыве.

Согласно представленному отзыву ГКОУ «Катайский детский дом» в 2015 г. была проведена специальная оценка условий труда по профессиям машинист котельной и медицинский работник, к 31 декабря 2018 года специальная оценка рабочих мест должна быть завершена. В детском доме создана комиссия, назначен ответственный, сформирован и утвержден перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, утвержден график проведения оценки условий труда на 2016 и 2017 гг. Однако из-за задержки финансирования специальная оценка может быть не проведена. По вышеуказанным двум профессиям до настоящего времени не получены документы, поскольку работы по проведению специальной оценки условий труда не оплачены (л. д. 41).

Представитель ответчика Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явился, хотя своевременно и надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения данного гражданского дела (л. д. 55), заявлений о невозможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не представлено. Учитывая положения ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие не явившегося представителя ответчика Департамента образования и науки Курганской области.

От Департамента образования и науки Курганской области представлен письменный отзыв, в котором просят в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку Департамент образования и науки Курганской области является ненадлежащим ответчиком, истцом не представлены обоснования привлечения в качестве ответчика. ГКОУ «Катайский детский дом», являясь работодателем, организовывает мероприятия по специальной оценке условий труда рабочих мест. Финансовое обеспечение учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета Курганской области. Департамент в полном объеме перечисляет денежные средства на содержание подведомственных учреждений и исполняет функцию распределения, получателем указанных средств выступает соответствующая образовательная организация или государственное учреждение. Истцом не представлено доказательств недостаточности денежных средств у учреждения (л. д. 56).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд признает исковые требования прокурора Катайского района к ГКОУ «Катайский детский дом» об обязании провести мероприятия по специальной оценке условий труда рабочих мест должностей по списку - законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Суд разрешает спор в пределах заявленных требований в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 37 Конституции Российской Федерации закрепила право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда закреплена в абзаце 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (пункты 1 и 2).

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (пункт 4).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, за исключениями указанными в части 3 статьи 3 Федерального закона. Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой Катайского района была проведена проверка соблюдения в образовательных учреждениях района законодательства об охране труда, в результате которой установлено, что в ГКОУ «Катайский детский дом» не проведена специальная оценка условий труда, предусмотренная Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».

Согласно локальной смете на проведение специальной оценки условий труда количество рабочих мест, специальную оценку условий труда которых нужно проводить в ГКОУ «Катайский детский дом», составляет 16 на сумму ... рублей (л. д. 9).

Факт нарушения трудовых прав сотрудников ГКОУ «Катайский детский дом» в части неисполнения требований о проведении специальной оценки условий труда представитель ответчика ГКОУ «Катайский детский дом» не оспаривал.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить работающих сотрудников учреждения, уволенных либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

На основании ранее действовавшего Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 № 342-н, аттестация проводилась в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Судом установлено, что в ГКОУ «Катайский детский дом» аттестация рабочих мест до 01.01.2015 проводилась только по двум рабочим местам: машинист котельной и медицинский работник, в связи с тем, что срок аттестации закончился этих рабочих мест, поэтому в 2015 г. проведена специальная оценка условий труда также этих двух рабочих мест, что подтверждается пояснениями представителя ответчика ГКОУ «Катайский детский дом» и не оспаривается в судебном заседании.

Согласно представленным сведениям из Единого государственного реестра юридических лицГКОУ «Катайский детский дом» является юридическим лицом (л. д. 15).

В соответствии с п. 5 Устава ГКОУ «Катайский детский дом» собственником имущества и учредителем учреждения является Курганская область. Полномочия учредителя осуществляет Главное управление образования Курганской области. С 01.01.2016 Главное управление образования Курганской области считать Департаментов образования и науки Курганской области (л. д. 32-40).

Пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Уставом (л. д. 32-40) предусмотрено, что ГКОУ «Катайский детский дом» является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество на праве оперативного управления, лицевые счета, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства, имеет печать со своим полным наименованием, в том числе с изображением Государственного Герба РФ. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 8). Согласно п. 48 Устава финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Курганской области в соответствии с действующим законодательством. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются: имущество, закрепленное за учреждением собственником; имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества; средства бюджета Курганской области, выделенные в соответствии с действующим законодательством; добровольные имущественные взносы и пожертвования: другие не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.

С учетом установленных обстоятельств дела суд признает требования прокурора, предъявленные к ГКОУ «Катайский детский дом», обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Ранее предъявленные требования к Департаменту образования и науки Курганской области прокурор Катайского района не поддерживает, в связи с чем судом данные требования не рассматриваются в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

В данном случае с учетом правового статуса ответчика, осуществления финансирования деятельности ответчика из средств областного бюджета, реальных возможностей ответчика по устранению нарушения суд определяет срок исполнения судебного решения до 01 июня 2017 года, который является достаточным, реальным для исполнения возложенной на ответчика обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Катайского района в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Катайский детский дом» об обязании провести мероприятия по специальной оценке условий труда рабочих мест должностей по списку удовлетворить в полном объеме.

Обязать государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Катайский детский дом» провести мероприятия по специальной оценке условий труда рабочих мест - должностей: заведующий складом – 1, кастелянша – 1, учитель – 1, воспитатель – 4, младший воспитатель – 4, уборщица – 2, рабочий по стирке белья – 1, директор – 1, дворник – 1, швея – 1, сторож – 1, инструктор по труду – 1, специалист по охране труда – 1, ведущий библиотекарь – 1, инструктор по физической культуре – 1, рабочий по обслуживанию здания (электрик) – 1, тракторист – 1, музыкальный руководитель – 1 в срок до 01 июня 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: О. А. Бутакова

Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2016 года.