РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 мая 2018 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ермилиной А.С., с участием помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., ответчика - администрации Тангуйского сельского поселения в лице главы Тангуйского муниципального образования ФИО1, действующей на основании прав по должности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству - ФИО2, действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тангуйского сельского поселения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, о возложении обязанности обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством о переводе в земли особо охраняемых территорий земельных участков лесного фонда, поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование искового заявления с учетом уточнений прокурор Братского района Иркутской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, указал, что в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением администрацией Тангуйского сельского поселения законодательства в сфере организации (оказания) ритуальных услуг и похоронном деле, установлено следующее.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3, закрепляющей вопросы местного значения сельского поселения, среди которых вопросов, предусмотренных п. 22 ч. 1 данной статьи не значится. Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями. Законом Иркутской области от 03.11.2016 №96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Братского района Иркутской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Согласно ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Как установлено в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления района законодательства в сфере ритуальных услуг, администрацией Тангуйского сельского поселения не оформлены в собственность земельные участки, на которых расположены места погребения, имеющие местоположение: .... Местоположение кладбищ с учетом наименования автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального значения выглядит следующим образом: .... По информации администрации Тангуйского сельского поселения, данные земельные участки на кадастровый учет не поставлены по причине их нахождения в государственном лесном фонде. Администрация Тангуйского сельского поселения занимается переводом указанных земельных участков из земель государственного лесного фонда в земли населенных пунктов.
В соответствии с информацией территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, на территории Тангуйского муниципального образования земельные участки, расположенные по адресу: ... - участок с местом погребения не является землями лесного фонда; ... - участок с местом погребения расположен в ...; ... - участок с местом погребения расположен в ...; ... - участок с местом погребения не является землями лесного фонда; ... - участок с местом погребения не является землями лесного фонда, не обременены правами аренды.
В информации Братского лесничества указано, что главам администраций сельских поселений района необходимо выйти с предложениями на уровень МО «Братский район» о внесении изменений в градостроительный план в целях выделения земельных участков земель для организации мест погребений с учетом возможных потребностей на срок не менее 15-25 лет. На основании градостроительного плана в дальнейшем необходимо обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлениями о выделении и переводе лесных участков из земель лесного фонда в земли иных категорий для организации мест погребения.
Федеральный закон от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» устанавливает правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №48 утверждено положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий. Пунктом 2 указанного положения предусмотрен состав документации о переводе, в который входит, в том числе, ходатайство органа местного самоуправления о переводе.
Кроме того, с 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в случае, если категория земель не указана в ЕГРН, в правоустанавливающих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлен. При этом земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах лесного фонда.
На основании изложенного, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что лесные участки, использующиеся не по целевому назначению, могут быть переведены в земли иных (других) категорий.
Частью 4 ст. 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.
В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством организация похоронного дела, в том числе выделение земельного участка под захоронение умершего, возлагается на органы местного самоуправления сельских поселений.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.
Не постановка земельных участков для размещения кладбищ на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей Тангуйского сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбищ, расположенных по адресу: ....
При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельных участков препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Просит суд с учетом уточнений обязать администрацию Тангуйского сельского поселения:
- в срок до **.**.**** поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, расположенные по адресу: ...
- в срок до **.**.**** обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством о переводе в земли особо охраняемых территорий земельных участков лесного фонда, расположенных по адресу: ...
- в срок до **.**.**** поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, расположенные по адресу: ...
Определением Братского районного суда Иркутской области от **.**.**** производство по данному гражданскому делу в части исковых требований к администрации Тангуйского сельского поселения об обязании администрации Тангуйского сельского поселения в срок до **.**.**** поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение кладбища, расположенный по адресу: ...; в срок до **.**.**** провести работы по переводу в земли иных (других) категорий земельные участки лесного фонда, расположенные по адресу: ..., прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений, просила суд исковые требования с учетом уточнений удовлетворить.
В судебном заседании ответчик - администрация Тангуйского сельского поселения в лице главы Тангуйского муниципального образования ФИО1, действующей на основании прав по должности, в полном объеме признала исковые требования с учетом уточнений прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тангуйского сельского поселения об обязании администрации Тангуйского сельского поселения:
- в срок до **.**.**** поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, расположенные по адресу: ...
- в срок до **.**.**** обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством о переводе в земли особо охраняемых территорий земельных участков лесного фонда, расположенных по адресу: ...
- в срок до **.**.**** поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, расположенные по адресу: .... Суду пояснила, что обстоятельства, изложенные прокурором в иске, не оспаривает, сроки, указанные прокурором, считает достаточными для устранения указанных нарушений.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству - ФИО2, действующий на основании доверенности, считал необходимым исковые требования прокурора Братского района Иркутской области удовлетворить в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., представителя ответчика - главу Тангуйского муниципального образования ФИО1, действующую на основании прав по должности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству – ФИО2, действующего на основании доверенности, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
Ответчик - администрация Тангуйского сельского поселения в лице главы администрации ФИО1, действующей на основании прав по должности, реализуя свое процессуальное право, в полном объеме признала исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тангуйского сельского поселения об обязании администрации Тангуйского сельского поселения:
- в срок до **.**.**** поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, расположенные по адресу: ...
- в срок до **.**.**** обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством о переводе в земли особо охраняемых территорий земельных участков лесного фонда, расположенных по адресу: ...
- в срок до **.**.**** поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, расположенные по адресу: ..., о чем имеется её подпись в протоколе судебного заседания. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что ответчик - администрация Тангуйского сельского поселения в лице главы администрации ФИО1, действующей на основании прав по должности, в полном объеме признала исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тангуйского сельского поселения об обязании администрации Тангуйского сельского поселения:
- в срок до **.**.**** поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, расположенные по адресу: ...;
- в срок до **.**.**** обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством о переводе в земли особо охраняемых территорий земельных участков лесного фонда, расположенных по адресу: ...
- в срок до **.**.**** поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, расположенные по адресу: ..., признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тангуйского сельского поселения о возложении обязанности обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством о переводе в земли особо охраняемых территорий земельных участков лесного фонда, поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, подлежат удовлетворению. При этом, суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, считает возможным установить сроки исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанные прокурором в исковом заявлении с учетом уточнений.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять от ответчика - администрации Тангуйского сельского поселения в лице главы администрации ФИО1, действующей на основании прав по должности, признание иска.
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Тангуйского сельского поселения в срок до **.**.**** поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, расположенные по адресу: ...
Обязать администрацию Тангуйского сельского поселения в срок до **.**.**** обратиться в Министерство лесного комплекса Иркутской области с ходатайством о переводе в земли особо охраняемых территорий земельных участков лесного фонда, расположенных по адресу: ...
Обязать администрацию Тангуйского сельского поселения в срок до **.**.**** поставить на кадастровый учет земельные участки, используемые под размещение кладбищ, расположенные по адресу: ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Ларичева