ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/2021 от 13.01.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2020-011485-09 Дело № 2-261/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Чаркова Н.Н.,

при секретаре Исмаиловой Ш.А.,

с участием истца Крутиковой Е.Ю.,

представителя соответчика Дробахиной О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 января 2021 года дело по иску Крутиковой Елены Юрьевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным и отмене, назначении досрочной страховой пенсии с ** ** **, перерасчете, взыскании компенсации за несвоевременное установление и задержку выплаты пенсии, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Крутикова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным решения от ** ** ** об отказе в установлении пенсии.

В дальнейшем истец дополнила исковые требования, просила признать незаконным и отменить решение от ** ** **, назначить досрочную страховую пенсию с ** ** **, произвести перерасчет не выплаченных сумм пенсий с ** ** **, в связи с несвоевременным установлением пенсии и задержкой выплаты пенсии взыскать денежные средства за недополученную пенсию в размере ставки рефинансирования Центрального Банка России, компенсацию морального вреда. Также истцом было заявлено ходатайство о вынесении частного определения в адрес ответчика.

В обоснование иска с учетом дополнений истец указала, что при отказе в установлении пенсии ответчиком не были учтены положения ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», положения которой связывают установление пенсии не с трудовой функцией, а с выполнением семейных обязанностей.

В порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) ((далее - УПФР в
г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное))

В судебном заседании истец заявленные требования с учетом дополнений поддержала, пояснила, что подавала заявление на досрочную пенсию, основания для назначения которой, не зависят от занимаемой должности.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, представил отзыв на иск, согласно которому считает себя ненадлежащим ответчиком, так как ОПФР по Республике Коми не является органом, осуществляющим назначение, выплату и перерасчет пенсии.

Представитель соответчика с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, указав, что истец не достигла возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, пенсионное дело истца и все представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ** ** ** Крутикова Е.Ю., ** ** ** г.р. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

Решением УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) от ** ** ** № 200000042558/147755/20 истцу отказано в установлении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с не достижением возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы.

Судом также установлено, что истец имеет двоих детей, её страховой стаж составляет – 25 лет 10 месяцев 3 дня, стаж работы в МКС – 22 года 9 месяцев
28 дней, стаж работы в РКС – 2 дня, ИПК – 116,017; на период обращения в пенсионный орган за назначением пенсии истец работала в Управлении Роспотребнадзора по Республике Коми, замещала должность государственной гражданской службы РФ с 2019 года.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от
28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Одним из условий назначения страховой пенсии по старости согласно статье 8 Закона № 400-ФЗ является достижение гражданином определенного возраста.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан определены статьей 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Так, пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родивших двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Вместе с тем, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от
23 мая 2016 года № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», которым статья 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

То есть приведенным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Закона № 400-ФЗ, до 5 лет, женщинам до 8 лет, при этом не имеет значение, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.

Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 01 января 2017 года, независимо от того, на каком основании назначается страховая пенсия по старости.

Аналогичная позиция изложена в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ** ** ** по делу № 88-11797/2020.

В соответствии с приложением № 5 к Федерального закона «О страховых пенсиях» возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 24 месяца, если гражданин приобретает право на назначение пенсии в 2020 году.

Таким образом, поскольку на момент обращения Крутиковой Е.Ю. в пенсионный орган ** ** **, она замещала должность государственной гражданской службы РФ, право на назначение пенсии у истицы возникнет только с момента достижения возраста 50 лет + 24 месяца, так как при назначении страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховой пенсии» подлежит применению приложение
№ 5 к указанному Федеральному закону.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований как основных, так и дополнительных, поскольку права истца ответчиками не нарушены; также не имеется оснований для вынесения частного определения в соответствии со ст. 226 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Крутиковой Елены Юрьевны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным и отмене, назначении досрочной страховой пенсии с ** ** **, перерасчете, взыскании компенсации за несвоевременное установление и задержку выплаты пенсии, компенсации морального вреда, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий- Н.Н. Чаркова

Мотивированное решение составлено 18 января 2021 года.