Дело № 2-261/2022
УИД 33RS0017-01-2022-000133-10
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 марта 2022 года
г. Собинка Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Стародубцевой А.В.,
при секретаре Бусуриной Е.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Собинскому району» к ФИО2 о взыскании средств федерального бюджета, предоставленных по социальному контракту,
у с т а н о в и л:
государственное казенное учреждение Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Собинскому району» (далее – ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании средств федерального бюджета, предоставленных по социальному контракту, в размере 250 000 рублей.
В обоснование иска указано, что 9 апреля 2021 г. ФИО2 обратился в ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» с заявлением о назначении и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». 19 апреля 2021 г. созвана межведомственная комиссия, по итогам работы которой принято решение о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущей семье ФИО2 21 апреля 2021 г. между ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» и ФИО2 заключен социальный контракт № 25 на оказание гражданину государственной социальной помощи на сумму 250 000 рублей по направлению «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». По условиям контракта ФИО2 должен выполнить мероприятия программы социальной адаптации, которая включает в себя, в том числе и приобретение основных средств, необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, а именно оборудования (аттракционов) для развлекательного центра. Мероприятия программы социальной адаптации ФИО2 выполнены в полном объеме. Денежные средства в размере 250 000 рублей были зачислены на указанный ответчиком расчетный счет 4 мая 2021 г. В ходе аудита эффективности использования средств, направленных на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта, проведенного Счетной палатой Владимирской области, выявлены нарушения при принятии межведомственной комиссией решения о назначении гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств федерального бюджета по направлению «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». Члены семьи ФИО2 постоянно не проживают на территории Владимирской области, а имеют постоянную регистрацию в г. Москве и временную регистрацию на территории Владимирской области. В добровольном порядке ФИО2 отказался возвратить истцу денежные средства в размере 250 000 рублей, полученные им на основании социального контракта.
Определением судьи от 9 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.С.Д. и К.Д.Д. (л.д. 66).
В судебном заседании представитель истца ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» ФИО1 исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные выше доводы. Дополнительно указала, что основанием для пересмотра решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств федерального бюджета явилось установление нарушения требования п. 1 ч. 1 ст. 39.2 Закона Владимирской области от 2 октября 2007 г. № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области». Члены семьи ФИО2 не проживают постоянно на территории Владимирской области, имеют постоянную регистрацию в г. Москве.
Ответчик ФИО2 исковые требования ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» не признал. Возражения мотивировал тем, что он и его семья проживают на территории Владимирской области более 10 лет, супруга и двое несовершеннолетних детей имеют регистрацию по месту жительства в г. Москве, а временную регистрацию – в г. Собинке. Квартира в г. Москве перешла ему по наследству после смерти матери. Его семья является многодетной, у его супруги есть старший ребенок. Она получает социальные выплаты на детей, которые в г. Москве намного выше, чем во Владимирской области. Он осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность до настоящего времени, имеет детский развлекательный центр, полученную государственную социальную выплату потратил на приобретение игрового оборудования. Дочь К.С.Д. посещает школу <...>, дочь К.Д.Д. наблюдается <...>. Просил ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо ФИО3, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних К.С.Д. и К.Д.Д. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 110).
На основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», подпрограмма 1 «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан». Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, приведены в приложении № 8(6) (далее – Правила).
Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, указанным в части первой статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи», в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (п. 1).
Условием заключения социального контракта с гражданами является наличие у них по независящим причинам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи, а также с учетом иных условий, определенных Федеральным законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (п. 2).
Согласно п. 3 Правил к социальному контракту, на основании которого гражданам оказывается государственная социальная помощь, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию которой предоставляется субсидия, прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
В силу п. 5 Правил правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте «а» пункта 4 настоящих Правил, утверждаются форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации и перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта (потеря трудоспособности гражданина, потеря дееспособности гражданина, стихийные бедствия и иные основания), разработанные с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», постановлением администрации Владимирской области от 30 декабря 2020 г. № 910 утвержден Порядок оказания гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее – Порядок № 910).
Пунктами 1 и 3 данного порядка предусмотрено, что получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, установленной во Владимирской области и действующей на момент обращения за получением мер социальной поддержки. Расчет среднедушевого дохода семьи, одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов за три календарных месяца, предшествующих месяцу обращения. Условиями предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта являются: 1) постоянное проживание малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан на территории Владимирской области; 2) наличие гражданства Российской Федерации у заявителя; 3) согласие заявителя и всех совершеннолетних членов семьи на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта; 4) неполучение заявителем и членами семьи выплат на содействие самозанятости и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан в течение последних пяти лет, предшествующих дате подачи заявления.
Аналогичные положения содержатся в ст. ст. 39.1, 39.2 Закона Владимирской области от 2 октября 2007 г. № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области».
В силу п. 4 Порядка № 910 государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде: единовременной денежной выплаты; ежемесячной денежной выплаты.
Таким образом, государственная социальная помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты может быть предоставлена малоимущим семьям, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, установленной во Владимирской области. При этом одним из условий ее получения является постоянное проживание малоимущих семей на территории Владимирской области.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации (абз 2). Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абз. 3). Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абз. 4).
Абзацем восьмым статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. ст. 2 и 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I и ГК РФ в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что 9 апреля 2021 г. ФИО2 от имени своей семьи обратился в ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» с заявлением о назначении и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта по направлению «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д. 8-9). В качестве членов семьи ФИО2 были указаны: ФИО3 (супруга), К.С.Д. (дочь) и К.Д.Д. (дочь) (л.д. 81-84).
Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений об оказании гражданам государственной материальной помощи на основании социального контракта от 19 апреля 2021 г. № 11 ФИО2 на основании представленных документов, акта материально-бытового обследования условий проживания семьи, проектов социального контракта и программы социальной адаптации по заключению данной комиссии была предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта в размере единовременной выплаты в размере 250 000 рублей (л.д. 10-13, 17, 104, 106-107).
21 апреля 2021 г. между ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» и ФИО2 был заключен социальный контракт № 25, в соответствии с которым 4 мая 2021 г. истец перечислил ответчику денежную выплату в размере 250 000 рублей на покупку оборудования (аттракционов и развлечений) (л.д. 14-16, 25).
Данное оборудование было приобретено ФИО2, что не оспаривалось представителем истца в ходе судебного разбирательства (л.д. 18-24).
Условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта суд полагает соблюденными.
Так, ФИО2 зарегистрирован и проживает по адресу: <...>ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74, 77-78), является индивидуальным предпринимателем с 1 ноября 2016 г. и состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому району г. Владимира (л.д. 32-34).
Члены семьи ФИО2, а именно супруга ФИО3, несовершеннолетние дочери К.С.Д. и К.Д.Д. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <...> (л.д. 79-80, 82-84, 99).
Вместе с тем, члены семьи ФИО2 имеют регистрацию по месту пребывания по адресу: <...> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86-88).
Как уже говорилось выше, регистрация, в том числе и в г. Москве, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
У членов семьи ФИО2 имеется регистрация во Владимирской области по месту пребывания, подтвержденная соответствующими свидетельствами от ДД.ММ.ГГГГ; факт постоянного проживания членов семьи ФИО2 на территории Владимирской области также подтверждается справкой <...> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой несовершеннолетняя К.С.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, посещает школу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 111), справкой <...>» от ДД.ММ.ГГГГ, которая содержит сведения о наблюдении несовершеннолетней К.Д.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Собинской детской поликлинике (л.д 112), а также актом материально-бытового обследования условий проживания малоимущей семьи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106).
Согласно объяснениям ответчика ФИО2, данными в ходе судебного разбирательства и не оспоренными представителем истца, его семья постоянно проживает на территории Владимирской области с 2010 года, регистрация членов его семьи в г. Москве связана с получением социальных выплат, предусмотренных многодетной семье (л.д. 99).
При этом п. 3 Порядка № 910 и ст. 39.2 Закона Владимирской области от 2 октября 2007 г. № 120-ОЗ право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта связывают не с фактом регистрации членов семьи получателя данной помощи на территории Владимирской области, а с их постоянным проживанием на территории Владимирской области.
Таким образом, государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставлена малоимущей семье ФИО2 в соответствии с требованиями Порядка № 910 и Закона Владимирской области от 2 октября 2007 г. № 120-ОЗ. Условия ее назначения соблюдены при рассмотрении заявления ФИО2 19 апреля 2021 г. и до настоящего времени не изменились.
Следовательно, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» к ФИО2 о взыскании средств федерального бюджета, предоставленных по социальному контракту, в размере 250 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
государственному казенному учреждению Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Собинскому району» к ФИО2 о взыскании средств федерального бюджета, предоставленных по социальному контракту, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Стародубцева
Решение суда принято в окончательной форме 10 марта 2022 г.