ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/2022 от 20.09.2022 Новоорского районного суда (Оренбургская область)

№ 2-261/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Левченкова А.И.,

при секретаре Михайловой К.Н.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации муниципального образования муниципального образования Новоорский район Оренбургской области об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального образования Новоорский район Оренбургской области об установлении фата невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм, указывая, что он является ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку его одинокая мать М.Т.А. решением Новоорского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.

Распоряжением администрации МО Новоорский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-р над ним была назначена опека, опекуном был назначен старший брат М.А.А.

Распоряжением администрации МО Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ за ним и его двумя братьями было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>

Нанимателем жилого помещения является мать М.А.А., в квартиру как члены семьи вселены шесть детей М.Т.А.

Он с матерью, лишенной родительских прав, и двумя братьями, один из которых ранее судим и в настоящее время находится в местах лишения свободы, зарегистрирован в 3-х комнатной муниципальной квартире общей площадью 46,2 кв.м., по адресу: <адрес>

В настоящее время в квартире проживает его мать, лишенная родительских прав, брат Ч.Я.А., судимый брат М.С.А., брат М.А.А. умер, брат М.А.А. и сестра М.Е.А. сняты с регистрационного учета.

23.06.2022 года он обратился в администрации МО Новоорский район с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Однако ему было отказано в связи с достижением им 31 года, а также в в связи с закреплением за ним жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Доводы ответчика о достижении им возраста 31 года и в связи с этим прекращением права на включение его в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с последующим предоставлением ему специализированного жилого помещения, считает необоснованными и незаконными.

Одной из основных уважительных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа на учет нуждающихся в жилом помещении является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучался и воспитывался истец.

Считает, что его проживание в квартире, расположенной по адресу: <адрес> невозможно, в связи с тем, что в ней зарегистрирована и проживает мама, лишенная родительских прав, а также судимый брат. Его постоянно выгоняют из данного жилого помещения, отказываются оплачивать коммунальные услуги, портят его имущество.

Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служит препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

Он в числе собственников объектов недвижимости на территории РФ не значился и не значится, право бесплатной приватизации жилого помещении на территории Оренбургской области не использовал. Он имел право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не был поставлен на жилищный учет и имел право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору специализированных жилых помещений, но не был включен в список после 01.01.2013.

Поскольку ФИО4 не является собственником жилого помещения, а проживание в закрепленном жилом помещении невозможно, считает, что имеются предусмотренные п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

Просит установить факт невозможности проживания ФИО4 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>; восстановить срок для подачи ФИО4 заявления о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МО Новоорский район Оренбургской области; обязать администрацию МО Новоорский район Оренбургской области включить ФИО4 в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МО Новоорский район Оренбургской области; обязать администрацию МО Новоорский район Оренбургской области предоставить ФИО4 жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений на территории п. Новоорск, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта РФ Оренбургской области, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, надлежащее извещение подтверждается почтовым уведомлением.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования на вышеизложенных обстоятельствах, просила удовлетворить. Пояснила, что ее доверитель в период с 2003 по 2006 год находился под опекой брата ФИО21, с 2006 года находился под опекой сестры С.Е.А., относился к категории детей-сирот. За ним закреплено жилое помещение, в связи с чем он не был своевременно включен в список. Мать ФИО4, лишенная в отношении него родительских прав, является нанимателем жилого помещения, что подтверждается ордером, в связи с чем закрепление за ним жилого помещения является незаконным. Его опекун обращалась в органы опеки для включения ФИО3 в список по устному заявлению, но ей было отказано, так как имеется закрепленное жилое помещение. Впоследствии Савченко (ФИО21) А.А. узнал, что имеется постановление и он имеет право на включение в Список и после 23 лет. Отказ о включении ФИО4 в список считает незаконным, поскольку постановление гласит, что дети, не обеспеченные жилым помещением, должны быть включены в список и обеспечены жилым помещением. Согласно Обзорам практики ВС РФ дети сироты должны указать уважительную причину, в качестве которой может быть ненадлежащее исполнение обязанностей опекунами, учреждениями и органами опеки обязанностей в период их несовершеннолетия. В связи с неисполнениями своих должностных обязанностей органом опеки и попечительства, законные права ФИО3 остались нереализованными. Это является самостоятельной причиной для восстановления срока и включения его в список и обеспечения жильем. В настоящее время её доверитель жилого помещения в собственности не имеет, считает, что имеются основания для включения в список.

Представитель ответчика администрации МО Новоорский район ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. ФИО3 достиг возраста 31 год, утратил статус ребенка-сироты и право на предоставление меры социальной поддержки. За ФИО3 было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором до настоящего времени он может проживать. В данном жилом помещении зарегистрированы ФИО3 и его несовершеннолетняя дочь. М.Т.А. в данном жилом помещении не зарегистрирована, поскольку утратила право проживания в данном жилом помещении. Истцом не соблюден досудебный порядок рассмотрения данного вопроса, поскольку установление факта невозможности проживания регламентируется Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ ПМ. Даже если бы он относился к категории детей-сирот, ему следовало бы сначала обратиться в уполномоченные органы для установления факта невозможности проживания в жилом помещении. Необходимо было обратиться с письменным заявлением. Отказа в установлении факта невозможности проживания в закрепленном жилом помещении фактически нет, о нарушенных правах речь не может идти. Уважительных причин пропуска срока до 31 года не представлено.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица – Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, поскольку стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма 7 специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Критерии отнесения граждан к лицам из числа детей-сирот и. детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также Федеральный закон, от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), согласно которой лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами; семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения 8 предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву/ либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Пункт 3 указанной статьи в той же редакции предусматривает, что в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 той же статьи).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ. Аналогичные основания предоставления дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены и Законом Оренбургской области от 27.02.2013 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной Поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по" субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 11.06.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24 июня 2021 г. N 1215-0, положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1229-0, от 29 января 2019 г. N 185-0 и от 30 января 2020 г. N 89-0).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г.), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения РФ (утверждены письмом от 23 июня 2020 г. N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального" найма.

По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ и пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки? так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вступление в действие Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым указанные лица не были поставлены на учет для получения жилого помещения. Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО6 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отец М.А.М., мать М.Т.А.

Согласно справке о рождении , сведения об отце ФИО6 внесены на основании заявления матери.

Решением Новоорского районного суда <данные изъяты>.

Согласно копии свидетельства о заключении брака I-РА , М.А.А. вступил в брак С.И.А., после заключения брака мужу присвоена фамилия ФИО5.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО <адрес>, вынесено распоряжение -р об установлении опеки над несовершеннолетним М.А.А., за ним также закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО <адрес>, вынесено распоряжение о закреплении право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> за несовершеннолетними ФИО6, М.А.А., Ч.Я.А..

Из акта проверки закрепленного жилья от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, проживают ФИО6, 1988 года, М.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Электроэнергия отключена за неуплату.

Согласно копии справки серии ЗД от ДД.ММ.ГГГГМ.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения отбывал наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ, освобожден ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Новотроицкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки об обучении в образовательном учреждении, ФИО6 обучался в филиале ГАОУ СПО «ОТТ им. А.И. Стеценко» п. Новоорск по профессии начального профессионального образования 110800.02 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», срок обучения с 12.09.2012 по 31.01.2014 года. Вышел без присвоения квалификации, как не прошедший итоговую аттестацию.

Согласно ответу ОМВД России по <адрес> в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы следующие лица: ФИО4, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; М.С.А., зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; М.Т.А., зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО6, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, С.В.А., зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению от 12.08.2022 в ЕГРН отсутствует информация о правах ФИО4 на объекты недвижимости.

Из ответа ГБУ «ГОСКАДОЦЕНТР <адрес>» по содержащимся в архиве Учреждения данным сведений о зарегистрированных правах – ФИО3 на объекты недвижимости на территории <адрес> не содержится.

23.06.2022 года ФИО3 обратился в администрацию МО Новоорский район Оренбургской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Из протокола заседания Единой комиссии по рассмотрению вопросов исполнения переданных полномочий по обеспечению жильем по договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится в собственности МО Новоорский поссовет и закреплено за ним. У ФИО4 жилье в собственности отсутствует. На дату подачи заявления ФИО4 исполнилось 31 год,. ФИО4 до достижении возраста 23 лет заявление о включение в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МО Новоорский район не подавал. Вместе с тем отсутствуют уважительные причины в силу которых ФИО4 своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Единогласно принято решение отказать ФИО4 во включении его в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МО Новоорский район Оренбургской области.

20.07.2022 главой администрации МО Новоорский район Оренбургской области С.Е.В.. дан ответ о том, что ФИО4 не может быть включен в Список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МО <адрес>.

Из ответа заместителя главы администрации по правовым вопросам – начальника правового отдела Ш.И.С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4 с 2015 по ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о включении его в список детей-сирот не обращался. Более ранняя информация в администрации МО Новоорский район Оренбургской области отсутствует.

Свидетель М.Т.А. в судебном заседании пояснила, что в 1992 году ей было предоставлено по ордеру жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Она была лишена родительских прав в отношении ФИО3 родительских прав. С 2014 по настоящее время проживает в гараже, поскольку органы опеки запретили ей проживать в данной квартире. Из-за данной жилой площади она постоянно конфликтует с ФИО11 и Ч.Я.А.. Уступить свои права в отношении данного жилого помещения в пользу детей не согласна. Ее сын М.С.А. в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы, после освобождения также проживает в данной квартире. В квартире не проживает, в зимнее время, во время холодов дети забирают ее в квартиру, где она проживает. Потом снова уходит в гараж.

Свидетель С.Е.А. в судебном заседании пояснила, что ФИО11 находился с 2006 или 2008 до совершеннолетия под ее опекой. Она проживала вместе с ним в квартире, расположенной по адресу: п. Новоорск, <адрес> с ними также проживал брат Ч.Я.А. и брат М.С.А., когда он освобождался из мест лишения свободы. Мать иногда с ними проживала. Ей было известно, что ФИО11 было положено жилое помещение как ребенку-сироте. Она разговаривала по данному вопросу с ФИО7, с письменным заявлением в органы опеки не обращалась. В квартире проживала на протяжении 3-х лет. Он предлагала ФИО11, чтобы он самостоятельно сходил в органы опеки по достижению возраста 18 лет, но он говорил, что не видит в этом смысла.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что на момент подачи заявления ФИО3 достиг возраста 31 год. До достижения возраста 23 лет письменное заявление о включение в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МО Новоорский район Оренбургской области не подавал. За ним на основании распоряжения администрации Новоорского района Оренбургской области закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Закрепление за ФИО3 жилого помещения, где проживала его мать, которая была лишена родительских прав, не является самостоятельной причиной для восстановления срока для подачи заявления о включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МО Новоорский район Оренбургской области, поскольку по достижении 18 летнего возраста ФИО3 имел возможность обратиться с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, а впоследствии с заявлением о включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрацию МО Новоорский район Оренбургской области.

В соответствии с п. 3 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ-п при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в ранее занимаемых жилых помещениях, законные представители детей-сирот представляют в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства детей-сирот письменное заявление об установлении факта невозможности проживания в них.

Дети-сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), лица из числа детей-сирот представляют лично либо через представителя письменное заявление об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - заявление) в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства ребенка-сироты либо лица из числа детей-сирот.

Заявление составляется по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Как установлено материалами дела, ФИО3 в администрацию МО Новоорский район с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении также не обращался.

Объективных доказательств уважительности не обращения истца, достигшего на 23.06.2022 г. возраста 31 год в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п., до исполнения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено, равно как не представлено каких-либо иных доказательств (собранных на те даты справок, обращений в иные органы с жалобами на действия представителя органа опеки и попечительства в отказе в приеме документов, в суд и т.п.) обращения до 23 лет с заявлениями по жилищному вопросу. Истец, на протяжении многих лет, зная о своих жилищных условиях, не заявлял о нуждаемости, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как ребенок-сирота не вставал. Фактически пояснения стороны истца и собранные по делу доказательства указывают на то, что до 2022 года ФИО4 не интересовал вопрос его включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Оренбургской области,

Нахождение истца в местах лишения свободы в период с 31.10.2009 по 23.12.2011 и обучение с 12.09.2012 по 31.01.2014 в филиале техникума имени А.И. Стеценко в п. Новоорск, не свидетельствует о том, что истец по объективным причинам на протяжении всего периода с 18 до 23 летнего возраста (с 06.11.2008 по 05.11.2013) был лишен возможности обратиться в установленном законом порядке с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Оренбургской области. В 2008 году истцу исполнилось 18 лет и он, обладая полной дееспособностью, мог и должен был позаботиться о своих жилищных правах, в том числе прибегая к помощи государственных органов (администрации, прокуратуры, суда и т.д.).

Доводы представителя истца о том, что право на включение ФИО4 в список на предоставление жилья возникло в связи со вступлением в силу Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, основаны на ошибочном толковании норм права.

Довод представителя истца о том, что незаконное закрепление за ФИО4 жилья, в котором зарегистрированы его мать, лишенная родительских прав и ранее судимый брат, уже свидетельствует о нарушении прав ФИО4 и является уважительной причиной для включения его в список лиц, имеющих право на получение жилого помещения, суд отклоняет, поскольку установлено и свидетель С.Е.А. это подтвердила, что до достижения 23 лет ФИО4, зная о своем правовом статусе, не обращался с заявлением о постановке на жилищный учет. Доказательств того, что у него не имелось объективной возможности на совершение действий по постановке на учет в установленные законом сроки, не представлено.

В связи с изложенным, суд полагает, что исковые требования ФИО4 о восстановления срока для подачи заявления о включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МО Новоорский район Оренбургской области, об обязании администрации МО Новоорский район Оренбургской области включить ФИО4 в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МО Новоорский район, предоставить ему жилое помещение договору найма специализированных жилых помещений на территории п. Новоорск, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта РФ, удовлетворению не подлежат.

Кроме того, суд отмечает, что с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении ФИО4 в администрацию МО Новоорский район не обращался, какого-либо отказа в этом не получал, в связи с чем права ФИО4 не нарушены и не требуют судебной защиты в том смысле, которые придаются ст. 11 и 12 Гражданского кодекса РФ.

На основании изложенного исковые требования ФИО4 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации муниципального образования муниципального образования Новоорский район Оренбургской области об установлении фата невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: подпись А.И. Левченков

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2022 года

Судья: подпись А.И. Левченков