УИД:22RS0060-01-2022-000314-82
Дело № 2-261/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2022 года с. Хабары
Хабарский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего Зориной О.А.,
при секретаре Комаровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственной инспекции Алтайского края (региональный Гостехнадзор) в лице представительства –Государственной инспекции гостехнадзора Хабарского района Алтайского края, ФИО2 о признании права собственности и возложении обязанности по регистрации самоходной машины,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственной инспекции Алтайского края (региональный Гостехнадзор) в лице представительства –Государственной инспекции Гостезнадзора Хабарского района Алтайского края (далее Государственная инспекция), ФИО2 о признании права собственности на тракторный прицеп марки 22ПТС-4, МОД.887Б, 1992 года выпуска, идентификационный номер (VIN, PIN) №, цвет: темно-красный, обязании зарегистрировать указанный прицеп и выдаче регистрационных документов и паспорта самоходной техники установленного образца.
В обоснование своих требований истец указал, что 20 ноября 2012 года он приобрел у ответчика ФИО2 тракторный прицеп марки 22ПТС-4, МОД.887Б, 1992 года выпуска, идентификационный номер (VIN, PIN) №, цвет: темно-красный за 10 000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи от 20 ноября 2012 года.
10 июня 2022 года ФИО1 обратился в Государственную инспекцию с заявлением о постановке на учет указанного прицепа и получении документов установленного образца. В регистрации прицепа ему было отказано на основании п. 6, абз.3 п. 58, абз. 6, 11. 17 п. 65 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» от 21 сентября 2020 года № 1507 (далее Правила), в связи с отсутствием паспорта самоходной техники.
Отсутствие у продавца самоходного шасси регистрационных документов само по себе не является доказательством того, что владелец не является его собственником, поскольку в силу действующего законодательства, сделки купли-продажи транспортных средств и прицепов к ним регистрации не подлежат. В связи с чем, ссылаясь на ст. ст. 218, 234 ГК РФ, ФИО1 считает, что приобрел право собственности с момента передачи ему прицепа, а отсутствие у него регистрации прицепа и паспорта самоходной техники ограничивает его право как собственника, в связи с чем истец обратился в суд.
Истец ФИО1 надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Согласно поданного в суд письменного заявления просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Государственной инспекции (региональный Гостехнадзор), извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направил отзыв на иск, в котором указал, что порядок регистрации самоходных машин (тракторов) и прицепов к ним регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 570 «об утверждении правил государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов техники в Российской Федерации».
Отказ в постановке на учет тракторного прицепа по заявлению истца вызван отсутствием у него документов, указанных п.58 указанных Правил. Выдача дубликатов регистрационных документов и паспорта самоходной машины, при их утрате в соответствии с п.п.2.27 и 2.28 Правил регистрации и п.п.2.3 и 2.4 Положения о паспорте производится после получения подтверждения регистрационных данных с прежнего места регистрации. Приобретенный ФИО1 прицеп, ранее на учете не стоял, поэтому выдача дубликатов регистрационных документов невозможна. В связи с чем просит отказать в удовлетворении заявленных требований в части возложении обязанности по регистрации спорного прицепа.
Ответчик ФИО2, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и признании исковых требований.
Исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 и ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В частности, суд может установить факт владения и пользования имуществом, в том числе на праве собственности в случае, если у заявителя имелся, но был им утрачен правоустанавливающий документ о принадлежности ему такого имущества на праве собственности, и при условии, что такой документ не может быть восстановлен в ином порядке.
Согласно действующему законодательству и в соответствии с положениями п. 1 ст. 223 ГК РФ, распространяющими свое действие на транспортные средства, их отчуждение не подлежит государственной регистрации, а момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определен с момента передачи вещи.
В силу ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Частью 1 ст.234 ГК РФ установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правилами государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1507, государственная регистрация самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (органы гостехнадзора). До 1 января 2021 года регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществлялась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" также органами гостехнадзора.
Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Согласно пункту 5 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 N 1507, владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники.
Для государственной регистрации техники представляется ряд документы, в том числе документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами, а также паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом "действующий" в автоматизированной системе "Системы электронных паспортов транспортных средств (пункт 6 вышеуказанных Правил).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» было предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ, с 1 сентября 1995 года. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
В соответствии с пунктом 2 названного Постановления Правительства РФ установлено, что паспорта выдаются органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию РФ до 1 сентября 2001 года, а также полученные от Вооруженных Сил и других войск РФ, при предъявлении их к регистрации.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что тракторный прицеп марки 22ПТС-4, МОД.887Б, 1992 года выпуска, идентификационный номер (VIN, PIN) 245, цвет: темно-красный, приобретенный ФИО1 20 ноября 2012 года на основании договора купли-продажи у ответчика ФИО2, выпущен предприятием-изготовителем в 1992 году, то есть до 01 сентября 1995 года. Постановка вышеуказанного транспортного средства на учет в органах гостехнадзора и выдача паспорта на него ранее не осуществлялась.
Суд считает, что право собственности ФИО1 на указанное транспортное средство возникло не только на основании договора купли-продажи, но и в силу части 1 статьи 234 ГК РФ, которой установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Отсутствие у истца регистрации транспортного средства и паспорта на прицеп ограничивает его право как собственника на пользование указанным прицепом. Указанное право истца подлежит судебной защите и является основанием для удовлетворения требований ФИО1 об обязании ответчика зарегистрировать тракторный прицеп марки 22ПТС-4, МОД.887Б, 1992 года выпуска, идентификационный номер (VIN, PIN) №, цвет: темно-красный в органах Гостехнадзора с выдачей регистрационных документов и паспорта самоходной техники установленного образца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1, право собственности на тракторный прицеп марки 22ПТС-4, МОД.887Б, 1992 года выпуска, идентификационный номер (VIN, PIN) №, цвет: темно-красный.
Обязать Государственную инспекцию (региональный Гостехнадзор) в лице представительства Государственной инспекции Гостехнадзора Хабарского района Алтайского края зарегистрировать тракторный прицеп марки 22ПТС-4, МОД.887Б, 1992 года выпуска, идентификационный номер (VIN, PIN) №, цвет: темно-красный, с выдачей регистрационных документов и паспорта самоходной техники установленного образца.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в Хабарский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено: 02 августа 2022 года.
Судья О.А. Зорина
Верно
Судья О.А. Зорина
Нач. отдела ФИО3