ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/23 от 10.01.2023 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-261/23

(УИД 78RS0016-01-2021-003918-80) 10 января 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

с участием адвоката Денисенко Е.В.,

при секретаре Суриной Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусеву А.В., Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, председателю Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращению выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Подкопаеву Н.Н., Управлению Судебного департамента в городе Санкт-Петербурге, начальнику Управления Судебного департамента в городе Санкт-Петербурге Сухих А.Ю. о признании действий (бездействия) незаконными, обязании совершить действия, возмещении причиненного вреда

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с указанным иском.

Определением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 18.02.2022 года дело передано на рассмотрение Дзержинского районного суда.

Исковые требования обоснованы тем, что должностные лица Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и члены Комиссии совершили в отношении ФИО1 незаконные действия (бездействие), связанные с изданием в нарушение п. 3.3.6. Инструкции Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 25 от 17.02.2017 года и применением Письма заместителя генерального директора Судебного Департамента от 04.03.2013 года № СД-ЮО/367, принятием Комиссией при ГУОДВС СД при ВС РФ по назначению ежемесячного содержания судьям военных судов Решения № 1 от 23.01.2013 года, подготовкой специалистами Судебного департамента и использованием ими расчета № 412 ЕПС с 01.01.2013 года и изданием приказа заместителя генерального директора – начальника ГУОДВС СД при ВС РФ № 148 ЕПС от 10.07.2013 года «О размере ежемесячного пожизненного содержания».

Это привело к незаконному, повторному перерасчету с 01.01.2013 года ЕПС истца, назначенного ему в момент ухода в почетную отставку с 29.09.2006 года, значительному (на 53,3%) снижению его размера и в период с 01.01.2013 года по 31.05.2021 года недоплате ФИО1 ЕПС и причинением материального вреда в размере 7 194 483 рублей 04 копеек, повлекшего за собой нарушение гарантий независимости судьи, умаление прав, свобод и законных интересов истца.

Истцом были поданы обращения в Комиссию при УСД в г. Санкт-Петербурге по назначению ЕПС судьям, пребывающим в отставке, и бывшим судьям, находящимся на пенсии, которая своим решением № 6 от 25.06.2020 года направила дело ФИО1 вместе с заявлениями (жалобами) на рассмотрение в Комиссию по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям.

24.11.2020 года Комиссия приняла решение № 11, которым преобразовала первый квалификационный класс судьи, присвоенный досрочно ВККС РФ 21.05.1997 года на должности Заместителя председателя военного суда Тихоокеанского флота, во второй квалификационный класс судьи.

При исполнении решения Комиссии № 11 от 24.11.2020 года, начальник УСД в г. Санкт-Петербурге, используя расчеты № 412 с 01.10.2019 года и с 01.10.2020 года, издал Приказ № 99-ЛС от 04.02.2021 года «О перерасчете ежемесячного пожизненного содержания ФИО1

ФИО1 с 29.09.2006 года находится в почетной отставке.

На основании Протокола-решения № 412/63 от 01.11.2006 года Комиссии при ГУОДВС СД при ВС РФ по назначению ЕПС судьям военных судов, Расчета № 412 ЕПС от 01.11.2006 года, Приказа Заместителя генерального директора - начальника ГУОДВС СД при ВС РФ от 01.11.2006 года № 274 ЕПС истцу было назначено ЕПС, за 33 года стажа службы (работы) в качестве судьи в размере 85% денежного содержания по соответствующей должности, с учетом размера оклада за первый квалификационный класс судьи, присвоенный ему досрочно на должности заместителя председателя военного суда Тихоокеанского флота ВККС РФ 21.05.1987 года, в сумме 83 258 рублей 23 копеек, с 29.09.2006 года.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 784 от 08.06.2012 года «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации» на основании решения Комиссии при ГУОДВС СД при ВС РФ № 142 от 20.06.2012 года, расчета № 412 ЕПС с 01.10.2012 года и приказа заместителя генерального директора – начальника ГУОДВС СД при ВС РФ от 05.10.2012 года № 313 ЕПС с 01.10.2012 года с учетом размеряя месячного оклада первый квалификационный класс судьи, ФИО1 было установлено ежемесячное пожизненное содержание в размере 112186 рублей 83 копеек, выплачиваемое по 31.12.2012 года, которое не могло быть отменено или уменьшено.

В Приказе СД при ВС РФ № 148 ЕПС от 10.07.2013 года из-за бездействия должностных лиц не нашла отражение и применение ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» о том, что перерасчет ЕПС судей производится в случае увеличения (индексации) размеров любых составляющих, включая размер оклада за квалификационный класс судьи, ежемесячного денежного вознаграждения действующего судьи.

Истец полагает, что размер его ЕПС, с учетом месячного размера оклада за первый квалификационный класс судьи (135% от месячного должностного оклада), с 01.01.2013 года должен был увеличиться на 33 364 рубля 79 копеек.

Однако расчетом № 412 ЕПС от 01.01.2013 года ЕПС ФИО1 с 01.01.2013 года снизилось на 35509 рублей 60 копеек.

Размер ЕПС истца был изменен в связи с тем, что должностные лица Судебного департамента пересмотрели и полностью изменили по составу выплат назначенное ФИО1 с 29.09.2006 года ЕПС, исключив из него все дополнительные выплаты, связанные с двойным статусом судьи военного суда как военнослужащего, установленные Федеральными конституционными законами от 23.06.1999 года № 1-ФКЗ (статьи 29-30); от 29.06.2009г. № З-ФКЗ (статья 21 и от 25.12.2012г. № 5-ФКЗ (статья 4).

Истец считает, что ему в период с 01.01.2013 года по 31.05.2021 года путем недоплаты ЕПС, с учетом размера оклада за первый квалификационный класс судьи, был причинен материальный вред в размере 4 352 606 рублей 79 копеек.

Также образовалась задолженность по процентам по ст. 395 ГК РФ за этот же период в размере 2 841 876 рублей 25 копеек, которая подлежит возмещению.

Истец просит суд признать действия (бездействие) генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, должностных лиц Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, председателя и членов Комиссии при ГУОДВС СД при ВС РФ по изданию Решения Комиссии при ГУОДВС СД при ВС РФ по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов № 1 от 23.01.2013 года, расчета № 412 ежемесячного пожизненного содержания с 01.01.2013 года и Приказа заместителя генерального директора - начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 148 ЕПС от 10.07.2013 года «О размере ежемесячного пожизненного содержания» незаконными. Признать действия (бездействие) Председателя, Членов Комиссии при Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям и принятое ими Протокол-решение № 11 от 24.11.2020 года по рассмотрению десяти спорных ситуаций (вопросов) незаконными. Признать действия начальника Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге, должностных лиц Управления Судебного департамента в г. Санкт-Петербурге по реализации незаконного Решения Комиссии № 11 от 24.11.2020 года по подготовке Расчетов № 412 ЕПС с 01.10.2019 года и с 01.10.2020 года и изданию на их основании Приказа Начальника УСД в г. Санкт-Петербурге № 99-Л/С от 04.02.2021 года «О перерасчете ежемесячного пожизненного содержания ФИО1», незаконными.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель истца ФИО1 адвокат Денисенко Е.В. в судебное заседание явился, от участия в судебном разбирательстве отказался, покинув зал судебного заседания после рассмотрения судом заявленных им ходатайств.

Представитель Управления Судебного департамента в г. Санкт-Петербурге по доверенности ФИО6 в судебное заседание явился, иск не признает, суду пояснил, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска не имеется, требования к Управлению не обоснованы, поскольку приказ о выплате ежемесячного пособия издается на основании соответствующего решения комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания. Ранее комиссией было принято решение о перерасчете ежемесячного пожизненного содержания, на основании которого Управлением произведена выплата.

Ответчики Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусев А.В., Комиссия по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, председатель Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращению выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Подкопаев Н.Н., начальник Управления Судебного департамента в городе Санкт-Петербурге Сухих А.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд полагает иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что решением Комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 01.11.2006 года ФИО1 как судье, пребывающему в отставке, в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», назначено, не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание за 33 года стажа службы (работы) в качестве судьи в размере 85 процентов денежного содержания по соответствующей должности в сумме 83258 рублей 23 копейки с 29.09.2006 года, согласно расчету.

В расчете указано, что ФИО1 установлена доплата за квалификационный класс – ВККС от 18.11.1997 года – первый, в размере 25%.

На основании решения комиссии по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов от 01.11.2006 года, протокол № 412/63, 01.11.2006 года издан приказ № 274ЕПС о назначении ежемесячного пожизненного содержания.

Приказом Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 05.10.2012 года № 313 ЕПС с 01.10.2012 года судьям военных судов, пребывающим в отставке, ежемесячное пожизненное содержание, которое им было назначено ранее, с учетом увеличения должностных окладов в 1, 06 раза, установлено ФИО1 в размере 112186 рублей 83 копейки.

Федеральным конституционным законом от 25.12.2012 года № 5-ФКЗ и статьи 9 Федерального закона от 25.12.2012 № 269-ФЗ установлена новая система оплаты труда судей путем введения ежемесячного денежного вознаграждения. Размеры окладов за квалификационный класс судей установлены в процентном отношении к их должностным окладам. Количество присваиваемых квалификационных классов судьям увеличено с 6 до 10. Присвоенные ранее квалификационные классы подлежали приведению в соответствие.

Согласно ч. 3 ст. 9 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты труда судей РФ, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" за судьей, пребывающим в отставке, на день вступления в силу указанного Федерального закона, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты труда судей РФ, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" размер установленного ежемесячного пожизненного содержания подлежит перерасчету исходя из размеров ежемесячного денежного вознаграждения, которое могло быть начислено работающему по соответствующей должности судье. При этом перерасчет выплат по ранее присвоенному квалификационному классу производится согласно таблице соответствия предусмотренной частью 1 вышеуказанной статьи.

Согласно указанной таблице, присвоенные на день вступления в силу ФЗ N 269-ФЗ действующим судьям, являющимся председателями гарнизонных военных судов, первые квалификационные классы считаются соответствующими пятому квалификационному классу.

Данные положения закона неоднократно являлись предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.07.2016 года № 1415-О указано следующее.

В целях обеспечения осуществления правосудия независимым и беспристрастным судом Конституция Российской Федерации устанавливает основы статуса судей как носителей судебной власти, закрепляет независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривает их надлежащее материальное и социальное обеспечение, выступающее гарантией независимости судей, неотъемлемым элементом их конституционного статуса (статьи 119, 120 - 122 и 124).

Закрепляя в развитие данных конституционных положений гарантии независимости судей, Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" относит к их числу право судьи на отставку (т.е. почетный уход или почетное удаление судьи с должности), а также предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу (пункт 1 статьи 9 и пункт 1 статьи 15). Судье, пребывающему в отставке, выплачивается пенсия на общих основаниях, а при наличии у него стажа работы в должности судьи не менее 20 лет - по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, размер которого исчисляется из ежемесячного денежного вознаграждения судьи, работающего по соответствующей должности, с учетом продолжительности стажа работы в качестве судьи (пункт 5 статьи 15). Размеры ежемесячного пожизненного содержания судей увеличиваются (индексируются) в размерах и сроки, которые предусмотрены для увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей (абзац сорок второй пункта 1 статьи 19).

Предоставление судьям, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания в рамках специального механизма пенсионного обеспечения выступает дополнительной гарантией их надлежащего материального обеспечения в связи с предъявляемыми к ним высокими требованиями и установленными для судей запретами и ограничениями, обусловленными спецификой их профессиональной деятельности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П и от 19 ноября 2012 года N 27-П).

Таким образом, право на получение ежемесячного пожизненного содержания законодатель связывает с приобретением статуса судьи в отставке, а целевое назначение данной выплаты - с учетом установленных законом порядка ее исчисления и механизма увеличения (индексации) ее размера - заключается в предоставлении судьям и после ухода в отставку материального обеспечения, отвечающего их высокому статусу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2014 года N 2532-О).

Вступивший в силу с 1 января 2013 года Федеральный закон от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ, как следует из пояснительной записки к проекту данного Федерального закона и отражено в его наименовании, направлен на совершенствование системы оплаты труда судей, в том числе посредством реформирования института квалификационной аттестации судей, включая порядок и условия присвоения им квалификационных классов.

В связи с этим указанным Федеральным законом были внесены изменения в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Так, было увеличено число квалификационных классов с распределением их по уровням судебной системы (пункты 2 и 3 статьи 20.2) с целью углубления дифференциации в оплате труда судей с учетом занимаемой должности в соответствующем звене судебной системы, стажа работы в должности судьи и результатов судебной деятельности, а также существенно повышены размеры окладов за квалификационный класс, которые являются составной частью ежемесячного денежного вознаграждения судей (абзацы первый, седьмой - семнадцатый пункта 1 статьи 19).

Внесение в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" указанных изменений обусловило необходимость преобразования квалификационных классов, ранее присвоенных действующим судьям на основании Положения о квалификационной аттестации судей, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года N 4960-1 "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей". В качестве инструмента приведения ранее присвоенных квалификационных классов в соответствие с новой системой квалификационных классов выступает содержащаяся в части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ таблица соответствия, которая определяет их применительно к судейской должности, замещаемой на момент вступления в силу данного Федерального закона. Согласно этой таблице присвоенному до 1 января 2013 года первому квалификационному классу судей второго звена судебной системы (включая судей областных судов) в рамках нового правового регулирования соответствует второй квалификационный класс.

Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, определение соответствия ранее присвоенных судьям квалификационных классов вновь введенным (при условии, что преобразуемый квалификационный класс был присвоен судье в период замещения должности в суде того же уровня) позволяет адаптировать результаты ранее проводившейся квалификационной аттестации судей к новой системе квалификационных классов и обеспечить тем самым применение к ним установленных названным Федеральным законом условий оплаты труда, в том числе выплату им, начиная с 1 января 2013 года, окладов за квалификационный класс в более высоких размерах по сравнению с закрепленными Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1992 года N 3503-1 "Об оплате труда работников судов в Российской Федерации" размерами доплат за квалификационный класс (Постановление от 26 февраля 2015 года N 3-П и Определение от 17 июня 2013 года N 893-О).

В частности, до внесения указанных изменений доплата за первый квалификационный класс устанавливалась в размере 25 процентов должностного оклада судьи (приложение N 2 к Постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1992 года N 3503-1), в то время как предусмотренный абзацем пятнадцатым пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ) размер оклада за соответствующий ему применительно к должностям судей второго звена судебной системы, включая судей областных судов, второй квалификационный класс составляет 120 процентов должностного оклада.

Вводя Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ новую систему оплаты труда судей, законодатель предусмотрел также перерасчет размера ежемесячного пожизненного содержания, ранее назначенного судьям, пребывавшим в отставке на день вступления в силу данного Федерального закона. При этом было установлено, что перерасчет выплат по ранее присвоенному квалификационному классу производится согласно той же таблице соответствия, которая применяется в отношении действующих судей (часть 4 статьи 9).

Тем самым достигается соотносимость размеров ежемесячного пожизненного содержания и ежемесячного денежного вознаграждения судьи, работающего по соответствующей должности по состоянию на 1 января 2013 года, с учетом того, что после указанной календарной даты приведение ранее присвоенных квалификационных классов в соответствие с их новой системой было осуществлено по единым правилам в отношении как действующих, так и пребывающих в отставке судей, включая тех, кто ушел в отставку до вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ и за которыми согласно части 3 его статьи 9 квалификационный класс сохраняется пожизненно.

Следовательно, такое регулирование, позволяя сохранить за судьями, пребывающими в отставке по состоянию на 1 января 2013 года, ранее присвоенный им квалификационный класс, одновременно направлено на возможное повышение уровня их материального обеспечения и, будучи дополненным правилом о недопустимости снижения ранее установленного им размера ежемесячного пожизненного содержания (пункт 1 части 4.1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ, введенной Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 175-ФЗ), создает гарантии стабильности их правового статуса в условиях реформирования системы оплаты труда судей.

Из указанного следует, что при сохранении ФИО1 присвоенного ему ранее первого квалификационного класса, размер установленного ежемесячного пожизненного содержания подлежал перерасчету исходя из размеров ежемесячного денежного вознаграждения, которое могло быть начислено работающему по соответствующей должности судье. При этом перерасчет выплат по ранее присвоенному квалификационному классу должен был быть произведен с учетом таблицы соответствия квалификационных классов, а также с учетом того, что размер выплат не может быть уменьшен (пункт 1 части 4.1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ).

23.01.2013 года Комиссией по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации принято решение о перерасчете с 01.01.2013 года размера ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания судьям военных судов и ежемесячного возмещения нетрудоспособным членам семьи умерших судей военных судов, исходя из размеров ежемесячного денежного вознаграждения, которое могло быть начислено работающему по соответствующей должности судье, с учетом требований частей 2 и 3 статьи 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2012 года № 5-ФКЗ и статьи 9 Федерального закона от 25.12.2012 № 269-ФЗ.

Приказом Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10.07.2013 года № 148 ЕПС ФИО1 установлен размер ежемесячного пожизненного содержания - 112186 рублей 83 копейки.

В расчете № 412 с 01.01.2013 года указано, что месячный оклад в соответствии с присвоенным классом (оклад за квалификационный класс) ВККС от 21.05.1997 - первый, по таблице соответствия - пятый.

Далее ФИО1 ежегодно производился расчет ежемесячного пожизненного содержания, с учетом доплаты за квалификационный класс согласно таблице соответствия.

Суд полагает, что принятие оспариваемых истцом решений и издание на их основании приказов, осуществление расчетов, было обусловлено изменением законодательства, соответствовало требованиям закона, прав и законных интересов истца не нарушало, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца в части оспаривания действий по принятию решений, изданию приказов и осуществлению расчету ежемесячного пожизненного содержания, не имеется.

25.06.2020 года Комиссией при Управлении Судебного департамента в Санкт-Петербурге по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, и бывшим судьям, находящимся на пенсии удовлетворено ходатайство председателя 224 ГВС в почетной отставке ФИО1 и его заявления и жалобы на недоплату ежемесячного пожизненного содержания направлены в Комиссию по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям (том 3, л.д. 2-8).

Комиссия по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям от 24.11.2020 года под председательством Подкопаева Н.Н. решила: председателю 224 гарнизонного военного суда в отставке ФИО1 произвести перерасчет ранее назначенного ежемесячного пожизненного содержания с даты первоначального обращения в комиссию при Управлении Судебного департамента в Санкт-Петербурге по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, и бывшим судьям, находящимся на пенсии, с учетом ранее присвоенного квалификационного класса судьи, что соответствует второму квалификационному классу судьи в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 26.02.2015 года № 3-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 25.12.2012 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО7» во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 25.12.2012 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (том 3, л.д. 11-15).

При этом, Комиссия обратила внимание на следующее.

Порядок определения оплаты труда судей Российской Федерации – в силу статьи 124 Конституции Российской Федерации, согласно которой финансирование судов производится только из федерального бюджета. В соответствии с бюджетным законодательством и в соответствии с нормами Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» лимиты бюджетных обязательств доводятся в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий финансовый год.

С учетом изложенного произвести выплату ежемесячного пожизненного содержания ФИО1 с учетом второго квалификационного класса судьи в настоящее время возможно только за текущий 2020 год.

Вопреки доводам иска, присвоенный ранее ФИО1 первый квалификационный класс не был изменен вышеприведенным решением Комиссии, которая решила произвести перерасчет, признав что для целей перерасчета должно быть использовано соответствие присвоенного ФИО1 первого квалификационного класса, второму квалификационному классу по действующему законодательству.

Указанное решение Комиссии не противоречит действующему законодательству, основано на позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 26.02.2015 года № 3-П, прав и законных интересов истца не нарушает.

04.02.2021 года начальником Управления Судебного департамента в г. Санкт-Петербурге издан приказ № 99-л/с, согласно которому ранее присвоенный первый квалификационный класс судьи председателя 224 гарнизонного военного суда ФИО1 считается соответствующим второму квалификационному классу судьи с 01.01.2020 года. Отделу бюджетного учета и отчетности надлежит произвести перерасчет ежемесячного пожизненного содержания с учетом нового квалификационного класса судьи с 12.11.2019 года, на основании решения заседания Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям от 24.11.2020 года № 11 (том 3, л.д. 20).

Сумма ежемесячного пожизненного содержания ФИО1, согласно расчета № 412 с 01.10.2019 года составила 120202 рубля 55 копеек, с 01.10.2020 года 123808 рублей 62 копейки.

Согласно справке № УСД – 8/747 от 15.03.2021 года, на основании приказа № 99-л/с ФИО1 произведен перерасчет ежемесячного пожизненного содержания с учетом второго квалификационного класса судьи с 12.11.2019 года. Общая сумма перерасчета составила 140947 рублей 73 копейки. Сумма перерасчета с 01.01.2021 года по 28.02.2021 года составила 22285 рублей 56 копеек. Указанная сумма была перечислена ФИО1 на расчетный счет вместе с ежемесячным пожизненным содержанием за март 2021 года 04.03.2021 года. Сумма перерасчета за период с 12.11.2019 по 31.12.2020 года составляет 118662 рублей 17 копеек, и будет выплачена ФИО1 после поступления на счет Управления дополнительного финансирования на текущий год.

С учетом изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку присвоенный ФИО1 первый квалификационный класс изменен не был, перерасчет ежемесячного пожизненного содержания в 2013 году был осуществлен в связи с изменением закона, право ФИО1 на получение ежемесячного пожизненного содержания с расчетом по второму квалификационному классу восстановлено на основании соответствующего решения Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям.

Доводы истца о том, что перерасчет должен был быть произведен с 2013 года, и выплачена разница за указанный период, суд находит несостоятельными.

Финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента осуществляется Судебным департаментом в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета (абзац первый пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации").

Управление Судебного департамента в субъекте Российской Федерации является органом Судебного департамента (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации").

Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Управление Судебного департамента в пределах своей компетенции организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов, гарнизонных военных судов и мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов (пункт 11 статьи 14 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации").

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

В силу приведенных нормативных положений финансовое обеспечение судей, в том числе, находящихся в отставке, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований. Главным распорядителем финансовых средств, выделенных на финансовое обеспечение судей, является Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Структурное подразделение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Управление Судебного департамента в г. Санкт-Петербурге организует материальное и социальное обеспечение судей на территории Санкт-Петербурга.

В соответствии с Инструкцией "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении", утвержденной совместным приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. N 669кд/234, выплата ежемесячного пожизненного содержания также производится за счет средств федерального бюджета (пункт 5.1).

Согласно положениям п. п. 1.4, 2.2 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 06.09.2017 N 164, главным распорядителем бюджетных средств является Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Получателями средств федерального бюджета - находящиеся в ведении главного распорядителя бюджетных средств являются управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств федерального бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Получателем средств федерального бюджета составляется бюджетная смета, в целях установления объема и распределения направлений расходования средств федерального бюджета на период одного финансового года на основании доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Бюджетные сметы управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации включают лимиты бюджетных обязательств на обеспечение выполнения функций районных судов (в том числе и возмещение процессуальных издержек, покрываемых за счет федерального бюджета).

Таким образом, в силу действующего правового регулирования на Управление возлагается обязанность по расходованию средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий год, на что обоснованно указано в решении Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям от 24.11.2020 года.

Не состоятельным суд находит и довод истца о том, что задолженность подлежит расчету с применением ст. 395 Гражданского кодекса РФ.

При этом суд полагает необходимым указать, что отсутствуют основания для применения в споре положений ст. 395 Гражданского кодекса РФ, исходя из того, что отношения по выплате ежемесячного пожизненного содержания в рамках специального правового регулирования не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 395 Гражданского кодекса РФ, начисление процентов за пользование чужими денежными средствами в настоящем случае противоречило бы нормативным положениям, подлежащим применению к спорным отношениям.

Руководствуясь ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1 к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусеву А.В., Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращении выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, председателю Комиссии по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении, выплате и прекращению выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Подкопаеву Н.Н., Управлению Судебного департамента в городе Санкт-Петербурге, начальнику Управления Судебного департамента в городе Санкт-Петербурге Сухих А.Ю. о признании действий (бездействия) незаконными, обязании совершить действия, возмещении причиненного вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.П. Матусяк