ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2620/2023 от 20.09.2023 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД 63RS0030-01-2023-002736-90

производство № 2-2620/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2023 года г. Тольятти, ул. Коммунистическая, 43

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Морозовой Ю.А.,

при помощнике судьи Кузенковой Е.И.,

в присутствии истца Полынкина О.В., представителя ответчика Денисовой И.А., представителя третьего лица Лапшова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полынкина ОВ к Самарскому району гидротехнических сооружений и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" об обязании согласовать осуществление любительской рыбной ловли в охранной зоне гидроэнергетического объекта,

установил:

Полынкин О.В. обратился с вышеуказанным иском, в котором с учетом уточнений просил обязать ответчика Самарский район гидротехнических сооружений и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" согласовать осуществление любительской рыбной ловли в охранной зоне (500 метров) гидроэнергетического объекта (шлюзы) с берега, без использования технических транспортных средств.

В обоснование своих требований истец указал, что в течении более 10 лет осуществляет любительскую рыбалку в районе охранной зоны гидроэнергетического объекта, в месте, указанном в Приложении. С 2022 года за осуществление любительской рыбалки в указанных местах сотрудники полиции составляют протокол об административном правонарушении по статье 8.37 КоАП РФ «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира». На установленных предупреждающих знаках указана информация об операторе гидроэнергетического объекта, а именно Самарский район гидротехнических сооружений и судоходства - филиала Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». 29.03.2023 в адрес Самарского района гидротехнических сооружений и судоходства - филиала Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» направлено письмо по вопросу согласования осуществления любительской рыбной ловли в охранной зоне (500 метров) от гидротехнического сооружения (шлюзы) с 01 мая 2023 года по 01 ноября 2023 года. Согласно представленному ответу оператор гидроэнергетического объекта устраняется от согласования и перекладывает свои обязанности на отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Самарской области Волго-Камского ТУ Федерального агентства по рыболовству, тем самым нарушает п. 12 Правил № 884.

Истец в судебном заседании просил требования удовлетворить, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 № 884, возлагающее на ответчика, как оператора гидротехнического сооружения, согласовывать любительскую рыбную ловлю в запретной зоне, т.к. этот вид деятельности не может повлечь нарушение функционирования гидроэнергетического объекта. Обращение с иском в суд истец мотивировал отсутствием возможности осуществлять рыбную ловлю на побережье всего г. Тольятти из-за возведенных построек вдоль берега либо запрещающих знаков.

Представитель ответчика Денисова И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему. Представитель также пояснила, что Положением о филиале Самарского РГСиС и уставом ФБУ «Администрация Волжского бассейна» не предусмотрены полномочия по согласованию осуществления любительской рыбной ловли.

Представитель третьего лица Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте Тольяттинского линейного отдела полиции Лапшов А.В. возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку Правила рыболовства № 695 не содержат в себе требований о необходимости согласования любительской рыбной ловли, то есть любое физическое лицо вправе осуществлять рыболовство неограниченно без нарушений Правил.

Третье лицо – представитель Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Самарской области Волго-Камского ТУ Федерального агентство по рыболовству Лукьянов И.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третье лицо – представитель Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому вопросы рыбной лови в охранной зоне гидроэнергетического объекта к компетенции Управления не отнесены, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 6 Водного Кодекса РФ (далее – ВК РФ) каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК, другими федеральными законами.

Свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе подразумевает, в числе прочего, возможность граждан использовать всю береговую полосу без ограничений для передвижения и пребывания около данного водного объекта.

Согласно п. 13.2 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2022 N 71185), утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.10.2022 N 695 (ред. от 26.04.2023), при осуществлении рыболовства запрещается гражданам осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в пределах охранных зон для гидроэнергетических объектов, включающих и гидротехнические сооружения.

Из иска и пояснений истца следует, что он более 10 лет осуществляет любительскую рыбалку в районе охранной зоны гидроэнергетического объекта. Однако с 2022 за осуществление любительской рыбалки в указанных местах сотрудники полиции составляют протокол по ст. 8.27 КоАП РФ «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира».

28.03.2023 истец обратился к ответчику с заявлением с просьбой согласовать осуществление любительской рыбной ловли в охранной зоне (500 метров) гидроэнергетического объекта (шлюзы) с 01.05.2023 по 01.11.2023 со ссылкой на пункты 10-16 Постановления Правительства РФ от 06.09.2012 N 884 "Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов".

В своем ответе от 27.04.2023 Самарский район гидротехнических сооружений и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" указал истцу, что не является уполномоченным органом государственной власти, осуществляющий административно-распорядительное регулирование любительской рыбной ловли на территории РФ. Рекомендовано обратиться в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Самарской области Волго-Камского ТУ Федерального агентства по рыболовству.

В силу ч. 2 ст. 38 ВК РФ обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства), для использования акватории водных объектов организациями отдыха детей и их оздоровления.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Территория гидротехнического сооружения - земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством.

Из материалов дела следует, что на праве оперативного управления у Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" находятся гидротехнические сооружения, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, адрес (местоположение): Самарская область, г. Тольятти, вид разрешенного использования: гидротехнические сооружения, в состав которого входят зоны с особыми условиями использования территории.

В границах вышеуказанного земельного участка расположены: судоходный шлюз № 21-22 (общая длина шлюза между наружными гранями устоев - 412,5 м), судоходный канал № 33 (длина канала - 3800 м), дамба № 44 (общая длина дамбы 1 747 м), дамба № 45 (общая длина дамбы 4 000 м).

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов, включающих, в том числе плотины, здания гидроэлектростанции, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, судоходные шлюзы и судоподъемники, а также иные гидротехнические сооружения в составе гидроузлов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы (в том числе участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы устанавливаются охранные зоны с особыми условиями водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) (ч. 3 ст. 62 ВК РФ).

Порядок установления охранных зон для гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, включающих, в том числе прилегающие к гидроэнергетическим объектам участки водных объектов в верхних и нижних бьефах гидроузлов, на участках береговой полосы (в том числе на участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы (далее соответственно - охранные зоны, гидроэнергетические объекты), особые условия водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон установлены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 884 «Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов» (далее Постановление Правительства № 884).

Постановлением Правительства РФ № 884 установлено, что охранная зона считается установленной с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ее границах.

Охранная зона гидроэнергетического объекта так же установлена ст. 105 ЗК РФ, как вид зоны с особыми условиями использования территории.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Осуществление любительского рыболовства может быть запрещено или ограничено на водных объектах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п.13.2 главы II, п. 47 главы V Правил рыболовства для Волжско-каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.10.2022 № 695 «Об утверждении правил рыболовства для Волжско- Каспийского рыбохозяйственного бассейна», юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещено осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в пределах охранных зон для гидроэнергетических объектов, включающих и гидротехнические сооружения.

Обозначение на местности границ охранных зон, как установлено в п. 9 Правил Постановления Правительства № 884, осуществляется оператором гидроэнергетического объекта и в акватории, и на береговой полосе водного объекта посредством установки предупреждающих знаков.

Как определено Порядком установки предупреждающих знаков для обозначения границ охранных зон гидроэнергетических объектов, утвержденным Приказом Минприроды России от 17 апреля 2013 г. № 143, для обозначения границ охранных зон в верхнем и нижнем бьефе гидроузла используются створные предупреждающие знаки, а на береговой полосе водного объекта в местах массового пребывания граждан - береговые предупреждающие знаки. При этом предупреждающий знак должен содержать указание на размер охранной зоны, информацию об операторе гидроэнергетического объекта и необходимость соблюдения особых условий водопользования.

Установление охранной зоны в юридическом смысле означает особый правовой режим использования водных объектов (водопользования), который заключается в том, что такое водопользование в границах охранных зон требует обязательного согласования с оператором гидроэнергетического объекта (п. 10 Правил №884), и особый правовой режим на участках береговой полосы водных объектов, который регламентирует осуществление хозяйственной и иной деятельности на этих участках (п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства №884).

В соответствии с п. п. 11, 12 указанных Правил согласованию подлежат как деятельность на участках береговой полосы водных объектов, так и виды водопользования: использование акватории водных объектов для рекреационных целей; создание стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, а также искусственных земельных участков; разведка и добыча полезных ископаемых; сплав древесины в плотах и с применением кошелей, за исключением случаев пропуска через судоходные гидротехнические сооружения; организованный отдых детей, а также ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов; строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; строительство гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи и других линейных объектов; проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, за исключением работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений; подъем затонувших судов; плавание маломерных судов, за исключением случаев их пропуска через судоходные гидротехнические сооружения, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах; осуществление разового взлета и разовой посадки воздушных судов; охота, все виды рыболовства, за исключением рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства); купание и удовлетворение иных личных и бытовых нужд граждан; проведение геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических и водолазных работ; санитарный, карантинный и другой контроль; научные и учебные цели.

В соответствии со ст. 10 КВВТ РФ не допускается использовать внутренние водные пути и береговую полосу для осуществления хозяйственной и иной деятельности, если такая деятельность несовместима с обеспечением безопасности судоходства.

В соответствии с приказом Минтранса РФ от 13.12.2021 № 442 «Об утверждении Правил выдачи администрациями бассейнов внутренних водных путей согласия, предусмотренного пунктом 3, 4 или 10 статьи 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, на использование береговой полосы в пределах внутренних водных путей», ФБУ «Администрация волжского бассейна» выдает согласия, предусмотренные пунктами 3, 4 или 10 статьи 10 КВВТ РФ.

Использование береговой полосы поверхностных водных объектов, а также земель и земельных участков в целях судоходства в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории осуществляется с ограничениями, установленными земельным законодательством Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации (п.9 ст. 10 КВВТ РФ).

Использование водных объектов в целях рыболовства в случае, если такие объекты используются в целях судоходства, допускается по согласованию с администрациями соответствующих бассейнов внутренних водных путей (п.8 ст. 10 КВВТ РФ).

В градостроительном плане земельного участка № РФ-62-2-02-0-00-2022-4608 находится информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территории.

Земельный участок «Водоохранная зона»(реестровый номер границы 63:09-6.348) частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территории. Береговая полоса выделяется вдоль береговой линии водных объектов общего пользования и предназначена для общего пользования. Ширина береговой полосы всех водных объектов общего пользования на территории городского округа Тольятти составляет 20 метров от уреза воды, что соответствует п.6 ст.6 ВК РФ.

Каждый гражданин вправе пользоваться без использования механических транспортных средств береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств. Указанные зоны отображены на чертеже градостроительного плана под номерами «22, 23» порядковым номером «22».

Земельный участок «Береговая полоса»(реестровый номер границы 63:09-6.399) частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территории. Береговая полоса выделяется вдоль береговой линии водных объектов общего пользования. Ширина береговой полосы всех водных объектов общего пользования на территории городского округа Тольятти составляет 20 метров от уреза воды, что соответствует п.6 ст.6 ВК РФ.

Каждый гражданин вправе пользоваться без использования механических транспортных средств береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. Зона отображена на чертеже градостроительного плана под номером «27».

Ответчик в своем отзыве указал, что гидротехнические сооружения располагаются на границе уровней воды и образуют верхний бьеф и нижний бьеф (часть реки, канала, водохранилища или другого водного объекта, примыкающего к гидротехническому сооружению), соответственно с высоким и низким уровнем воды. При авариях на ГТС в результате стремительного падения воды из верхнего бьефа в нижнем бьефе образуется волна, которая обрушивает массу воды, движущейся с большой скоростью, что может привести к гибели людей, затоплению обширной территории, значительного числа жилых домов и объектов экономики.

Исходя из вышеуказанного, установление охранной зоны означает особый правовой режим использования водных объектов (водопользования), водопользование в границах охранных зон требует обязательного согласования с оператором гидроэнергетического объекта.

Таким образом, Правилами рыболовства для Волжско-каспийского рыбохозяйственного бассейна запрещено осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в пределах охранных зон для гидроэнергетических объектов, включающих и гидротехнические сооружения, поэтому у ответчика отсутствуют основания согласовывать истцу любительскую рыбную ловлю в охранной зоне гидроэнергетического объекта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Полынкина ОВ (... года рождения, паспорт ...) к Самарскому району гидротехнических сооружений и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" (ИНН ...) об обязании согласовать осуществление любительской рыбной ловли в охранной зоне гидроэнергетического объекта - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Морозова Ю.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 сентября 2023 года.

Судья Морозова Ю.А.