ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2622/18 от 09.10.2018 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2018 года город Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Ереминой И.Н.

при секретаре судебного заседания Кунчининой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2622/2018 по иску ФИО1 к ООО «Управляющая компания «Центр» о признании незаконным начисления платы за коммунальные услуги, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,

У с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику с настоящим иском, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: г.Сызрань, <адрес>, несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников в многоквартирном доме. ООО «УК «Центр» взимает плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за техническое обслуживание общедомовых приборов учета (отдельная строка в платежном документе). Однако в п. 1 и п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года определен состав общего имущества, куда входят коллективные (общедомовые) приборы учета холодной и горячей воды. Оплату одной и той же услуги она производит дважды. Также ООО «УК «Центр» взимает плату за горячее водоснабжение (подогрев) для содержания общего имущества и одновременно плату за горячее водоснабжение (подогрев). Данная услуга выполняется при уборке лестничных клеток и коридоров, от которой все собственники многоквартирного дома отказались и производят своими силами, используя воду из квартир, которая потребляется жильцами через индивидуальные приборы учета воды. На этажах в подъездах нет кранов для забора горячей воды, чтобы производить уборку подъездов. В связи с чем, полагает, что оплачивает несуществующую услугу. <дата> истцом в адрес ООО «УК «Центр» была направлена претензия с требованием о перерасчете, которая осталась без ответа.

На основании вышеизложенного истица обратилась в суд и с учетом уточненных, в порядке ст. 39 ГПК РФ, требований просит признать действия ООО «УК «Центр» по начислению платы за техническое обслуживание общедомовых приборов учета незаконными, взыскать с ответчика оплаченную сумму за техническое обслуживание общедомовых приборов учета за период с <дата> года по <дата> года в размере 298,98 рублей, в соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г. штраф в размере 50% данной суммы в размере 149,49 рублей, признать действия ООО «УК «Центр» по начислению платы за горячее водоснабжение (подогрев) для содержания общего имущества и ГВС (вода для подогрева) незаконными, взыскать с ответчика оплаченную сумму за горячее водоснабжение (подогрев) для содержания общего имущества и за горячее водоснабжение (подогрев) за период с ноября 2016 года по июль 2018 года в размере 585,61 рублей, в соответствии с п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. штраф в размере 50% от данной суммы в размере 292,8 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, возложить на ответчика обязанность прекратить взимать денежные средства за техническое обслуживание общедомовых приборов учета, за горячее водоснабжение (подогрев) для содержания общего имущества, за горячее водоснабжение (вода для подогрева) для содержания общего имущества.

В судебном заседании истец ФИО1 от исковых требований в части взыскания с ответчика оплаченных денежных средств за техническое обслуживание общедомовых приборов учета за период с <дата> по <дата> в размере 298,98 рублей отказалась в связи с добровольно произведенным перерасчетом, в остальной части исковые требования поддержала, в обоснование требований привела доводы, изложенные выше.

Представитель ответчика – ООО «УК Центр» по доверенности Т в судебном заседании и в письменном отзыве исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань Самарской области от <дата>№ *** плата за техническое содержание и обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета производится потребителями коммунальных ресурсов дополнительно, вне зависимости от реального использования ресурсов, в соответствии с договором между исполнителем (управляющая компания, товарищество собственников жилья) и организацией. Указанное положение было также закреплено ранее действовавшими муниципальными нормативными правовыми актами, в частности, Постановлением Администрации г.о. Сызрань Самарской области от <дата>№ ***, Постановлением Администрации г.о. Сызрань Самарской области от <дата>№ ***. Таким образом, плата за техническое содержание и обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета, в силу технических параметров, фактически входит в структуру платы «содержание и ремонт», однако с учетом положений муниципальных нормативных актов и для удобства потребителей, была выделена в отдельную сроку платежных документов.

ФИО1 был произведен перерасчет платы за услугу «техническое обслуживание ОПУ». Таким образом, считает, что требование о выполнении перерасчета платы удовлетворению не подлежит.

В соответствии с абзацем 6 п. 38 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 «О порядке предоставления коммунальных услуг.. » в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

До 2013 года тариф на горячую воду (далее - ГВС) в Самарской области был рассчитан за 1 куб.м. и включал в себя стоимость 1 куб.м. холодной воды и расчетное количество тепловой энергии на ее подогрев. С 2013 года порядок определения размера платы за ГВС был изменен. Постановлением Правительства РФ от <дата>№ *** внесены изменения в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. с <дата> года тариф на ГВС меняется с однокомпонентного (руб. за куб.м. ГВС) на двухкомпонентный (руб. за куб.м. холодной воды + руб. за Гкал тепловой энергии).

В результате принятых изменений в платежные документы граждан были внесены изменения: если раньше услуга «горячее водоснабжение» была представлена к оплате одной строкой, то после введения изменений услуга разделена на две строки - холодная вода и тепловая энергия на ее подогрев.

В соответствии с п. 48 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 №520 компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду. Компонент на тепловую энергию может быть определен двумя способами: по утвержденному нормативу потребления ГВС, либо по показаниям общедомового прибора учета. При этом разделение горячей воды на два компонента относится как к индивидуальному потреблению, так и горячей воде, представленной в рамках использования общедомового имущества.

Полагает, что расчеты платы за горячее водоснабжение законны, обоснованы и выполнены в соответствии с нормами действующего законодательства.

Привлеченный судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора представитель МУП «ЖЭС» по доверенности К. против исковых требований возражала, пояснила, что между ООО «Управляющая компания «Центр» и МУП «ЖЭС» заключен договор на техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии. Договор сторонами исполняется надлежащим образом.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания имущества и обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанная обязанность у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры № *** в многоквартирном жилом доме <адрес> г. Сызрани, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № *** от <дата> (л.д. 7).

На основании договора управления многоквартирным домом № *** от <дата> деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома <адрес> г.Сызрани с <дата> осуществляет ООО «УК Центр».

В платежных документах для внесения платы за услуги ЖКХ данного жилого помещения с <дата> года истцу производилось начисление платы за техническое обслуживание общедомового прибора учета.

<дата> между ООО «УК «Центр» и МУП «ЖЭС» г.о. Сызрань заключен договор № *** на техническое обслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в многоквартирных домах в том числе многоквартирного жилого дома № *** по <адрес> г. Сызрани.

<дата> ФИО1 и другие жильцы многоквартирного дома обратились в адрес ООО «УК «Центр» с претензией о перерасчете начисленных сумм за техническое обслуживание общедомовых приборов учета, которая оставлена ответчиком без ответа.

В ходе рассмотрения дела ООО «УК «Центр» был произведен истцу перерасчет платы по ранее начисленным платежам за техническое обслуживание общедомового прибора учета в размере 340,20 рублей, что подтверждается выпиской по лицевому счету и платежными документами за сентябрь и октябрь 2018 года (л.д. 73, 83,84).

Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно подп. "к" п. 11 вышеуказанных Правил, обеспечение надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета, в том числе осмотры, техническое обслуживание, поверка, осуществляется в рамках содержания и ремонта общего имущества.

В соответствии с п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с разделом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" к минимальному перечню работ, в том числе, относятся поверки исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета.

С учетом приведенных норм права плата за техническое обслуживание общедомового прибора учета входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определен состав общего имущества. Общедомовые прибора учета являются общим имуществом, ответственность за его содержание и эксплуатацию несет управляющая компания.

Таким образом, в силу требований действующего законодательства управляющая организация поверку и текущий ремонт общедомовых приборов учета обязана осуществить в рамках установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Системное толкование Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда свидетельствуют о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления в силу содержания МКД и должны осуществляться управляющей организацией независимо от того, имеет ли в перечне работ и услуг вышеуказанные виды работ.

Таким образом, предъявление к оплате собственникам помещений многоквартирных домов платы за техническое обслуживание общедомового прибора учета сверх установленного тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома или отдельной строкой в платежном документе нарушает требования ч. 1, ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "к" п. 11, п. 29 Правил N 491, раздела 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

С учетом вышеизложенного, доводы стороны ответчика о том, что плата за техническое содержание и обслуживание коллективных приборов учета фактически входит в структуру платы «содержание и ремонт», однако с учетом положений муниципальных нормативных актов выделена в отдельную строку, являются необоснованными, поскольку увеличение размера платы за содержание и ремонт управляющей компанией в одностороннем порядке является необоснованным.

На основании вышеизложенного, следует признать незаконным начисление ООО «Управляющая компания «Центр» ФИО1 платы за техническое обслуживание общедомовых приборов учета и возложить на ответчика обязанность не начислять истцу плату за техническое обслуживание общедомового прибора учета.

Разрешая требования истца о признании незаконными действий ООО «УК «Центр» по начислению платы за горячее водоснабжение (подогрев) для содержания общего имущества и ГВС (вода для подогрева), взыскании с ООО «УК «Центр» оплаченной суммы за горячее водоснабжение (подогрев) для содержания общего имущества и за горячее водоснабжение (подогрев) за период с ноября 2016 года по июль 2018 года в размере 585,61 рублей, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В силу ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.

В силу абзаца 6 пункта 38 указанных Правил, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно п. 40 Правил, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 290 от 03.04.2013 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", в состав работ по содержанию общего имущества в МКД входят, помимо прочего, промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе, очистка и промывка водонапорных баков, промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений и др.

Исходя из приведенных выше норм Жилищного Кодекса Российской Федерации и положений Правил, принятых Постановлением Правительства РФ, с учетом того, что жилой дом по адресу: г. Сызрань, <адрес> оборудован сетями централизованного холодного и горячего водоснабжения, собственники жилых помещений в указанном доме должны оплатить весь объем коммунальной услуги, зафиксированный общедомовым прибором учета, а при его отсутствии согласно утвержденных нормативов. Отсутствие водоразборных устройств в местах общего пользования не является основанием для неприменения начисления платы на общедомовые нужды.

С учетом изложенного, суд считает, что начисление ответчиком платы за горячее водоснабжение (подогрев) для содержания общего имущества и за горячее водоснабжение (вода для подогрева) для содержания общего имущества за период с ноября 2016года по июль 2018 года является правомерным и оснований для прекращения взимания денежных средств за данные услуги, взыскания оплаченных денежных средств, не имеется.

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномо-ченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Руководствуясь приведенными нормами права, исходя из установленного факта нарушения прав потребителя в части неправомерного начисления ответчиком платы за техническое обслуживание общедомовых приборов учета, учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 500 рублей.

Согласно п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

На основании изложенного суд считает необходимым взыскать с ООО «УК «Центр» в пользу ФИО1 штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 250 рублей (500 рублей х 50%).

В силу ст. 103 ГПК РФ с ООО «Управляющая компания «Центр» подлежит взысканию госпошлина в доход государства, от уплаты который истец освобожден в силу ФЗ «О защите прав потребителей», в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к ООО «Управляющая компания «Центр» о признании незаконным начисления платы за коммунальные услуги, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов удовлетворить частично.

Признать незаконным начисление ООО «Управляющая компания «Центр» ФИО1 платы за техническое обслуживание общедомовых приборов учета.

Обязать ООО «Управляющая компания «Центр» не начислять ФИО1 плату за техническое обслуживание общедомового прибора учета.

Взыскать с ООО «Управляющая компания «Центр» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 250 рублей.

В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Взыскать с ООО «Управляющая компания «Центр» в доход муниципального образования г.о. Сызрань государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2018 года.

Судья: Еремина И.Н.