ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2622/20 от 14.10.2020 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-2622/2020 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2020 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре Юхимчук Ж.А.,

с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» ФИО2, действующей на основании доверенности,

представителя ответчика администрации Кондратовского сельского поселения Пермского района Пермского края ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ответчикам: администрации Пермского муниципального района Пермского края, МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района», о взыскании суммы возмещения за жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу, убытков,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО4 обратилась к ответчикам с иском о взыскании суммы возмещения за жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу по адресу: <адрес>, с учетом доли в общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, в размере 1594 363 рублей, убытков, связанных с изъятием жилого помещения в размере 69 700 рублей, судебных расходов по оплате госпошлины, услуг по оценке в размере 15 000 рублей.

В обоснование предъявленных требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира площадью 38,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. По результатам обследований, осуществлённых межведомственной комиссией жилой дом, в котором находится указанная квартира, является аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации Кондратовского сельского поселения от 28.12.2015 года многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу; собственники помещений в многоквартирном доме уведомлены о необходимости освобождения занимаемых жилых помещений и сносе аварийного дома в течение 180 дней с момента получения уведомления. Постановлением Администрации Кондратовского сельского поселения от 20.04.2020 года № 75 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>» земельный участок под многоквартирным домом изымается для муниципальных нужд. Согласно заключению эксперта от 06.07.2020 года № 7323 ООО «<данные изъяты>» рыночная выкупная цена жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учётом убытков собственников, возникающих при изъятии жилого помещения, составляет 1664063 рублей, в том числе рыночная стоимость жилого помещения в размере 1594363 рублей, рыночная стоимость убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения – 69700 рублей. Учитывая, что жилое помещение было получено в октябре 2015 года, то есть до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, денежная сумма в размере 1664063 рублей подлежит взысканию с ответчиков.

Определением Пермского районного суда Пермского края от 14 октября 2020 года прекращено производство по делу в части требований, предъявленных истцом ФИО4 к ответчику Администрации Кондратовского сельского поселения, в связи с отказом истца от исковых требований к данному ответчику.

Истец ФИО4 не явилась в судебное заседание, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, направила в суд своего представителя, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске, и пояснила, что истец купила спорное жилое помещение по договору купли-продажи 20.10.2015 года у ФИО7 Межведомственная комиссия признала дом аварийным и подлежащим сносу 26.08.2015 года. Постановлением Администрации Кондратовского сельского поселения от 28.12.2015 года дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Истец получила уведомление о том, что дом признан аварийным и подлежащим сносу в 2017 году, в Администрации Кондратовского сельского поселения. Уведомление от 24.04.2020 года о принятии администрацией Кондратовского сельского поселения решения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд, истец получила в апреле 2020 года. На момент приобретения спорной квартиры истец не могла знать о том, что дом признан аварийным. Никаких соглашений истец не подписывала с администрацией. Истец обращалась 14.07.2020 года в администрацию Пермского муниципального района с просьбой заключить с ней соглашение о выкупе жилого помещения по цене согласно оценочного отчета за 1594363 рублей и возместить убытки, связанные с изъятием, в размере 69700 рублей, возместить расходы на проведение оценки, в размере 20 000 рублей, однако, ей была предложена компенсация за выкуп жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей, т.е. ту сумму, за которую она приобрела спорное жилое помещение. Истец с этой суммой не согласилась, поскольку цена за спорное жилое помещение выросла, и в нем был сделан ремонт. Постановление № 75 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>» было 20.04.2020 года. Ранее такое постановление не издавалось. К этому же постановлению № 75 имеется приложение № 2, в котором указан перечень изымаемых жилых помещений в <адрес> д. Кондратово. Жилой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в рамках реализации мероприятий программы, утвержденной постановлением Првительства Пермского края от 29.03.2019г. № 227-п.

В судебном заседании представитель ответчика МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» ФИО2 пояснила, что ответчик согласен с иском в части взыскания суммы в размере <данные изъяты> рублей на основании доводов, изложенных в письменном отзыве. В обоснование возражений представитель пояснила, что в соответствии с частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. При изъятии жилого помещения после 28.12.2019 года размер определяется ч.7 ст.2 ЖК РФ и ч. 8.2 ст.32 ЖК РФ. Истец приобрела жилое помещение 20.10.2015 года. Право собственности у истца возникло уже после признания дома аварийным и подлежащим сносу. Было два постановления от 28.12.2015 года № 372 и от 25.01.2016 года №12, которым внесено изменение в ранее принятое постановление о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Заключение межведомственной комиссии Кондратовского с/п выносилось на основании заявления граждан с 26.08.2015 года. На эту дату истец не была собственником спорной квартиры. При приобретении спорной квартиры истец не была ознакомлена с заключением межведомственной комиссии. МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» предлагало истцу заключить соглашение о выплате <данные изъяты> рублей, но истец отказалась (л.д.72-75).

Ответчик Администрация Пермского муниципального района Пермского края не направила представителя в судебное заседание, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. В представительном судебном заседании представитель ответчика ФИО9 согласился с иском в части взыскания в пользу истца денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей, пояснив, что право собственности истца на жилое помещение возникло после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, соответственно, в силу положений закона истец вправе получить возмещение за изымаемое жилое помещение в размере, который не превышает его покупную цену.

Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, представило заявление о рассмотрении дела без участия его представителя (л.д.77-78).

Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно положениям части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с частью 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи (часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ).

Согласно положениями части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи.

Данная позиция отражена в пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

В силу частей 1, 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

На основании части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

В силу части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Таким образом, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для начала производства соответствующим органом процедуры изъятия и последующего выкупа объектов недвижимого имущества у собственников. Конечная фаза процесса изъятия (выкупа) жилого помещения будет зависеть от собственника такого жилья. Если собственник жилого помещения даст свое согласие на выкуп у него жилого помещения (либо предоставление иного жилого помещения) и с ним будет достигнута соответствующая договоренность, то с собственником будет заключено соответствующее соглашение об этом, на основании которого он получит причитающиеся ему денежные средства (либо иное жилое помещение). При недостижении такого соглашения заинтересованными сторонами у них возникают основания для обращения в суд за защитой нарушенного права.

На основании договора купли – продажи квартиры от 20 октября 2015 года ФИО4 приобрела в собственность жилое помещение – квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ), расположенную по адресу: <адрес>, за покупную цену в размере <данные изъяты> рублей (л.д.18).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выписки из Единого государственного реестра недвижимости право собственности ФИО4 на указанное жилое помещение зарегистрировано в указанном реестре 23 октября 2015 года (л.д.19, 37-38).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

На основании пункта 7 указанного Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения не пригодным для проживания граждан является межведомственная комиссия.

По результатам работы комиссия принимает решение об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).

На основании полученного заключения, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Следовательно, принятие только Межведомственной комиссией решения об оценке соответствия многоквартирного дома установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, не является полностью пройденной процедурой принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку для этого также необходимо вынесение органом местного самоуправления соответствующего решения.

Письмом от 03 июля 2019г. № ОР-07/1098 Государственная корпорация-Фонд Содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства разъяснила, чтоабзацем 7 пункта 7 Положения установлено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Данная норма введена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 269, которое вступило в силу с 4 апреля 2015 года. Следовательно, с момента вступления в силу данного постановления датой признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является дата принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно акту обследования № 1 и заключению Межведомственной комиссии при администрации Кондратовского сельского поселения по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания от 26 августа 2015 года произведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам обследования Межведомственной комиссией принято решение о несоответствии многоквартирного по адресу: <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, то есть не пригодным для проживания (л.д.42-43, 49-53).

Таким образом, Межведомственной комиссией при администрации Кондратовского сельского поселения о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу проведена оценка соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, то есть в порядке, предусмотренном законом, установлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации Кондратовского сельского поселения от 28 декабря 2015 года № 372 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений в многоквартирном доме, необходимо принять меры, в соответствии с действующим законодательством, по сносу или реконструкции аварийного дома не позднее квартала 2016года (л.д.44).

Постановлением Администрации Кондратовского сельского поселения от 25 января 2016 года № 12 внесены изменения в постановление от 28 декабря 2015 года № 372 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», посредством изложения пункта 5 постановления в следующей редакции: Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие с даты заключения межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 26 августа 2015 года № 1 (л.д.43).

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ).

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Согласно положениям Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Федерального закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте настоящей части.

Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> входит в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках региональной адресной Программы по расселению аварийного жилого фонда на территории Пермского края на 2019 – 2025 года (л.д.59-71).

Постановлением Администрации Кондратовского сельского поселения от 20 апреля 2020 года земельный участок под многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, по адресу: <адрес>, изъят для муниципальных нужд, а также изъяты жилые помещения, расположенные в этом доме, в том числе квартира истца № 8 (л.д.57-58 с оборотом).

На основании части 2 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии со статьёй 2 Законом Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплены следующие вопросы местного значения: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 3).

Из Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от 15 января 2020года № 1 следует, что Муниципальное образование «Кондратовское сельское поселение» (Поселение) передало Муниципальному образованию «Пермский муниципальный район» (Район) полномочия по решению вопроса местного значения: по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, осуществлению муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного токовым до 01 января 2017года по адресу: <адрес> (далее-Мероприятие) (пункт 1.1.). В Районе исполнителем настоящего Соглашения является администрация Пермского муниципального района (далее-Исполнитель 1), администрация Пермского муниципального района, в лице муниципального казенного учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района» (далее-Исполнитель 2) (пункт 1.2.). Исполнитель 2 в связи с исполнением Соглашения разрабатывает и подписывает с гражданами документы, необходимые для исполнения полномочий, предусмотренных пунктом 1.1 Соглашения; осуществляет мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда следующими способами: предоставление жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений; путем выплаты собственникам выкупной цены за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения; путем предоставления гражданам социальных выплат на приобретение жилых помещений; путем приобретения гражданам других благоустроенных жилых помещений для последующей передачи поселением по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (пункты 3.3., 3.3.2, 3.3.6, 3.3.5.6-3.3.6.4). Соглашение вступает в силу после его официального опубликования (обнародования), официальном опубликованием (обнародованием) настоящего Соглашения считается первое его обнародование на официальном сайте органа местного самоуправления сельского поселения Пермского муниципального района и (или) на официальном сайте Пермского муниципального района и действует по 31 декабря 2022года (л.д.54-56).

Данное Соглашение опубликовано в Бюллетене муниципальных правовых актов и иной официальной информации органов местного самоуправления Кондратовского сельского поселения Пермского муниципального района № 03(340) от 31 января 2020 года, размещённом на сайте Администрации Кондратовского сельского поселения.

Суд считает, что указанная передача полномочий (обязанности) не противоречит закону, поскольку в силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Оценивая полученные доказательства, суд полагает, что на дату рассмотрения дела обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, проживающим в аварийном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе по выплате собственникам выкупной цены за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения, возникла у Администрации Пермского муниципального района и МКУ «Управление благоустройствами Пермского муниципального района, поскольку соответствующее Соглашение вступило в силу с 15 января 2020 года.

Соответственно, истец вправе требовать выплаты в свою пользу возмещения за принадлежащее жилое помещение, признанное непригодным для проживания, исключительно от Администрации Пермского муниципального района в лице исполнителя Муниципального казённого учреждения «Управление благоустройством Пермского муниципального района».

Соглашение между собственником жилого помещения (истцом) и органом местного самоуправления о выплате возмещения за жилое помещение не заключалось, что не отрицалось представителем истца и представителем ответчика в судебном заседании, в связи с отказом истца в получении денежной суммы в размере 800000рублей, что соответствует покупной цене квартиры, за которую она была приобретена ФИО4

В обоснование предъявленного требования о взыскании возмещения за жилое помещение истец представила заключению эксперта Общества с ограниченной ответственностью «Компания «<данные изъяты>» от 06 июля 2020 года № 7323, согласно которому рыночная выкупная цена жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учётом убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения, составляет 1664063 рублей, в том числе рыночная стоимость жилого помещения в размере 1594363 рублей, рыночная стоимость убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения в размере 69700 рублей.

Ответчики не согласились с требованием о взыскании денежной суммы в размере 1664063 рублей, указав, что в пользу истца может быть взыскана денежная сумма, размер которой не может превышать покупную цену жилого помещения, признанного непригодным для проживания, то есть <данные изъяты>.

Определяя размер возмещения, подлежащего выплате в пользу истца, суд исходит из следующих обстоятельств.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в размер возмещения за жилое помещение включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учётом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда, вступившим в силу 28 декабря 2019 года статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, которой внесены исключения в общий порядок определения размера возмещения, подлежащего выплате в пользу собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания, установленного частью 7настоящей статьи.

В соответствии с частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленномчастью 7настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положениячастей 8и8.1настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 апреля 2020 года № 15026-МЕ/06 даны разъяснения о том, что в силу части 8.2 статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленномчастью 7настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1. указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Данная норма вступила в силу 28.12.2019г. Федеральный закон № 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под её действие подпадают все случаи перехода права собственности вне зависимости от даты возникновения права собственности на жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным в порядке, установленном законом.

Таким образом, при изъятии жилого помещения, осуществляемом после 28.12.2019г., размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с учётом положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд установил, что в силу закона полномочия по оценке и обследованию многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления. Решение соответствующей межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, было принято 26 августа 2015 года.

На основании абзаца 7 пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, решение о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу, принято органом местного самоуправления- администрацией Кондратовского с/поселения Пермского района Пермского края на основании постановления от 28 декабря 2015 года № 372.

Таким образом, с момента вступления в силу данного постановления (указано со дня его подписания) датой признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является дата принятия решения органом местного самоуправления, то есть 28 декабря 2015года.

Поскольку истец приобрела жилое помещение по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи 20.10.2015г., и зарегистрировала право собственности в ЕГРН 23.10.2015г., то на указанную дату, жилой дом, не был признан в установленном порядке, который указан выше и предусмотрен законодательством, аварийным и подлежащим сносу, следовательно, к истице не могут быть применены положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Дальнейшее внесение изменений в Постановление администрации Кондратовского сельского поселения от 28 декабря 2015года, постановлением от 25 января 2016 года не имеет значения, поскольку указанные постановления приняты позже, чем истец стала собственником жилого помещения, не признанного на тот момент в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, анализируя доказательства в совокупности, суд считает, что истец вправе требовать выплаты ей выкупной стоимости аварийного жилого помещения, в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из заключения специалиста Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» от 06 июля 2020 года № 7323, следует, что рыночная выкупная цена жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учётом убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения, составляет 1664063 рублей, в том числе рыночная стоимость жилого помещения в размере 1594363 рублей, рыночная стоимость убытков собственника, возникающих при изъятии жилого помещения (поиск другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (услуги риелтора, переезд) в размере 69700 рублей.

Оценивая заключение специалиста, и учитывая, что оно подготовлено специалистом, образование и квалификация которого подтверждены соответствующими дипломом, свидетельством, квалификационным аттестатом и сертификатом, имеющим право на осуществление оценочной деятельности; в заключении подробно описано проведенное исследование, указаны обстоятельства, на основании которых специалист сделал изложенные выводы (заключение является подробным и мотивированным); объект экспертизы осмотрен, суд не находит оснований для сомнений в указанном заключении, представленном в суд (приложение к делу).

Учитывая изложенное, суд полагает, что данное заключение специалиста является допустимым и относимым доказательством, подтверждающим стоимость (размер) возмещения за жилое помещение, подлежащего изъятию у собственника в связи с признанием его аварийным.

Ответчики не оспаривали данное заключение специалиста, доказательств иной оценки не представили, от производства экспертизы отказались.

Таким образом, с администрации Пермского муниципального района Пермского края в лице МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района подлежит взысканию в пользу истца выкупная цена жилого помещения в размере 1664 063 рублей.

Взыскание с ответчиков в пользу истца возмещения за изымаемое аварийное жилое помещение влечёт прекращение права собственности истца на такое жилое помещение и возникновение права собственности муниципального образования «Кондратовское сельское поселение» на него после выплаты ответчиками взысканной суммы возмещения в пользу истца.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО4 удовлетворить.

Взыскать с администрации Пермского муниципального района Пермского края, МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района в пользу ФИО4 денежную сумму в размере 1664 063 (один миллион шестьсот шестьдесят четыре тысячи шестьдесят три ) рублей в счёт возмещения за жилое помещение-квартиру площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ), расположенную по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для прекращения права собственности ФИО4 на жилое помещение – квартиру площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ), расположенную по адресу: <адрес>, и для возникновения права муниципальной собственности на данное жилое помещение после выплаты администрацией Пермского муниципального района Пермского края, МКУ «Управление благоустройством Пермского муниципального района» в пользу ФИО4 суммы возмещения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких

СПРАВКА

Мотивированное решение составлено 30 октября 2020года.

Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких