ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2622/2020132 от 18.08.2020 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-2622/2020 132

24RS0041-01-2019-008119-80

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск 18 августа 2020 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего Майко П.А.,

при секретаре Кистановой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений г.Красноярска, администрации г.Красноярска о признании права собственности на земельный участок

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд, с указанным иском, в котором просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью №1, площадью 1245 кв.м., находящийся в СНТ СКЛОН, по адресу - Х, Академгородок - Х города Красноярска, с установлением границ данного земельного участка по межевому плану представленного истцом.

Свой иск обосновывает тем, что 3.3.1936 года Красноярскому радиоцентру ЕНУРП был отведен земельный участок, площадью 20 га, для обустройства радиостанции. Т.к. надобности в таком объеме земли не было, для обустройства радиостанции, руководство Красноярского радиоцентра ЕНУРП предоставило земельные участки под садоводство своим работникам. Истец, таким образом, получил землю в свою пользу, на законном основании, как работник ЕНУРП.

Истец иск поддержал полностью.

Представитель администрации г. Красноярска и представитель ДМИЗО Красноярска в судебном заседании пояснили, что с иском не согласны, т.к. истцу, или его правопредшественнику, а также СНТ СКЛОН, спорный земельный участок на законных основаниях не отводился. Спорный земельный участок, в настоящий момент, частично отведен УКС Красноярска для строительства детского садика.

Представители ФБУ Администрация ЕНИСЕЙРЕЧТРАНС и УКС Красноярска поддержали доводы ответчиков. Дополнительно пояснили, что испрашиваемый земельный участок, в настоящий момент, предоставлен в составе иного земельного участка УКС для проектирования детского учреждения. Спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет и не сформирован, а потому не может быть передан в собственность истцу.

Представители СНТ СКЛОН, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Межрегионального территориального управления Росимущества в Красноярском крае, республике Хакассия и республике Тыва не явились, были извещены. Возражений не предоставили.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд установил –

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно ч. 1 ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В соответствии ч. 1 ст. 17 ЗК РФ, федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности (ч. 1 ст. 18 ЗК РФ).

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности (ч. 1 ст. 19 ЗК РФ).

На основании п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом, на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 209 ГК РФ право владение, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику.

В соответствии с п. 2 ст. 235 ГК РФ, по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

С данными законоположениями согласуется ст. 29 Земельного кодекса РФ, устанавливающая, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ; в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

В соответствии с пунктом 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если указанные земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд, либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Согласно правовой позиции, выраженной в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года, при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, необходимо учитывать следующее:

давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало, и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;

давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении;

давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца;

владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Таким образом, для приобретения права собственности на недвижимое имущество по приобретательной давности необходима совокупность пяти указанных обстоятельств: длительное, добросовестное, открытое, непрерывное владение имуществом, как своим собственным.

В силу статьи 39.1 Земельного Кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ, в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости в виде описания местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством (п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года).

Из материалов дела следует, что постановлением №1960 Президиум Красноярского Краевого Исполкома, разрешил ЕНУРП приобрести и установить радиопередатчик, с возложением обязанности на Горсовет выделить и закрепить земельный участок для строительства передающей группы Радиоцентра ЕНУРП.

Согласно протокола президиума Горсовета от 3.3.1936 года, ЕНУРП отведено 20 га., между ручьями Гремячим и Монастырским.

В соответствии с приказом №81 от 14.5.1982 года ПТУ СВЯЗИ и РАДИОНАВИГАЦИИ ЕРП (Енисейского Речного Пароходства), было указано, что возведение дачных строений производится с разрешения Управления связи и радионавигации ЕРП. При увольнении работников, они теряют право пользования земельным участком. На момент издания данного приказа, отмечено самовольное строительство временных и капитальных сооружений.

Приказ №81 от 16 мая 1983 года, в целом, имеет аналогичное содержание, вышеприведенному приказу №81 от 14.5.1982 года.

Решением совместного заседания администрации Енисейского речного пароходства и профсоюза от 12.10.1993 года, создано товарищество по развитию огородничества с использованием земли принадлежащей ПТУ СВЯЗИ и радионавигации Енисейского Речного Пароходства, в районе передающей радиостанции.

Согласно договора о закреплении за ГП ПРЕДПРИЯТИЕ СВЯЗИ И РАДИОНАВИГАЦИИ ЕНИСЕЙСКОГО БАССЕЙНА, от 27.7.1995 года, ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ предоставлены земли на праве хозяйственного ведения из состава госимущества. В п.3.3. договора указано, что предприятие не вправе продавать принадлежащее ему имущество, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада или иным способом распоряжаться данным имуществом, без согласия собственника.

В материалах землеустроительного дела, за 1998 год, по установлению границ землепользования передающей радиостанции и антенных полей ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ, кадастровый номер КККР 24:50:01434:0009, суд установил, что весь земельный участок разделен на три части: 1) санитарно защитная зона (57501,84 кв.м.), 2) фактически занимаемая земля ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ (61431,92 кв.м.) и 3) земли занимаемые дачными участками (16785,66 кв.м.). Общая площадь всех земель ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ 135719,42 кв.м. В землеустроительном деле приведена схема всего земельного участка предоставленного ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ и в частности земель фактически занимаемых садовыми участками в пределах данной земли.

Как видно из рапорта №1 от 28.10.2000 года, приложения к рапорту от 12.10.2000 года, установлен список садоводов ПТУСИР, где под номером 1, значится истец.

Справка СНТ СКЛОН от 28 апреля 2017 года, членская книжка садовода, подтверждают, что истец является членом данного СНТ, владеет земельным участком №1 с 1998 года.

Согласно Устава СНТ СКЛОН он образован в 2008 году

Межевой план изготовленный по желанию истца указывает, что испрашиваемый истцом земельный участок имеет площадь 1245 кв.м. и следующие координаты:

Точки координаты

Х Y

Н1 629146 92761

Н2 629145 92779

Н3 629143 92795

Н4 629104 92799

Н5 629100 92774

Н1 629146 92761

В свою очередь из трудовой книжки истца, суд установил, что работал в ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ с 2000 года.

Согласно Распоряжения Федерального Агентства по Управлению Федеральным Имуществом 29.1.2008 года, в пользу Енисейского бассейного управления водных путей и судоходоства были предоставлены в бессрочное пользование два земельных участка: кадастровый У площадью 815 кв.м. по адресу – Академгородок Z строение 2 лит.В и земельный участок кадастровый У по адресу – Академгородок Х площадью 4644 кв.м. для эксплуатации нежилого здания по адресу – Академгородок 54, ли.тА.

В настоящий момент, испрашиваемый истцом земельный участок, как видно из ситуационной схемы, муниципального контракта от 6.4.2020 года №2020.55, запланирован под строительство детского сада.

В силу статьи 39.1 Земельного Кодекса РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", земельный участок, как объект права, возникает с момент его формирования и постановки на кадастровый учет.

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом сведения о земельном участке подлежат внесению на основании межевого плана.

Исходя из приведенных положений правовых норм, появление земельного участка в гражданском обороте, как потенциального объекта прав, привязано к моменту постановки его на кадастровый учет. До прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, не определены его уникальные характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

Спорный земельный участок, право собственности на который истец просит признать, в соответствии с требованиями земельного законодательства не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, в связи с чем, он как объект недвижимого имущества в качестве индивидуально - определенной вещи не существует, так как отсутствуют его необходимые характеристики, подтверждающие существование такого недвижимого имущества, позволяющие определить его в качестве индивидуально - определенной вещи, тем самым спорный земельный участок не может являться объектом права собственности и объектом гражданских прав и судебной защиты.

В силу данного, суд полагает признать не обоснованными требования истца о признании за ним право собственности на спорный земельный участок, как не введенный в гражданско правовой оборот.

Тот факт, что истец провел по своей инициативе межевание данного земельного участка не свидетельствует, что он индивидуализирован, введен в оборот, в соответствии с законом, который предполагает иной порядок, а именно постановку на кадастровый учет.

Доводы истца о том, что он длительный промежуток времени пользуется на законном основании спорным земельным участком, суд полагает признать не обоснованными, влекущими отказ в иске.

Иск о признании права относится к вещно-правовым способам защиты нарушенного права и представляет собой внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности субъекту абсолютного права на имущество. Такой иск подлежит удовлетворению в случае, если право собственности, о подтверждении которого просит истец, у него возникло, но по каким-либо причинам им не может быть подтверждено во внесудебном порядке или кем-либо оспаривается.

Единственным предусмотренным действующим законодательством основанием возникновения права собственности граждан на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются сделки о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан, заключенные с уполномоченными органами публичной власти.

Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

В материалах дела отсутствует акт компетентного лица, в пределах установленных ему полномочий, соблюдением установленного законом порядком, о предоставлении спорного земельного участка истцу.

Принимая во внимание, что истцом не представлено документов, подтверждающих его права на данный земельный участок, либо право на предоставление ему данного земельного участка государственными органами, органами местного самоуправления, а также доказательств того, что спорный земельный участок выделялся ему ранее на каких-либо основаниях, наличия на указанном земельном участке принадлежащих ему на праве собственности строений, суд первой инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права собственности на испрашиваемый земельный участок.

Доводы истца о том, что спорный земельный участок выделялся прежнему владельцу ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ, который предоставил уже ему землю, на законном основании, опровергаются договором о закреплении земли за ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗ от 23.7.1995 года, в котором имеется прямой запрет на распоряжение землей предоставленной в хозяйственное ведение, а также приказами №81 от 14.5.1982 года и №81, от 16 мая 1982 года, где отмечается о самовольном характере занятия земли и строительства в районе радиопередающего оборудования, приказом №68 от 3 мая 1978 года, где указано, что при увольнении, работник теряет право пользования землей и данное право передается иному работнику, т.е. работники могли пользоваться землей только в период своей работы в ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ.

Наличие созданного СНТ, наличие списков садоводов, согласованного в ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЬ, не свидетельствует о предоставлении истцу на законом основании спорного земельного участка, т.к. ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ не имел полномочий к данному.

Как видно из письма ОАО Енисейское Речное Пароходство в адрес ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ, от 11.10.2000 года, ОАО ЕРП указывало на желание оформить правоустанавливающие документы на владение землей. Т.е. у лиц использующих землю в пределах радиопередающего устройства навигации ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ не имелось законных прав на пользование землей.

Кроме того, суд учитывает, что садоводство (СНТ СКЛОН), чьим членом является истец, поставлено на учет 11.9.2008 года, что видно из Устава СНТ СКЛОН зарегистрированного в 2015 году (п. 1.4 Устава), тогда как, по договору о закреплении земли на праве хозяйственного ведения за ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ, уже был в 1995 году запрет на использование земли в иных целях, кроме как, связанной с уставной деятельностью предприятия.

Тот факт, что СНТ СКЛОН, как юрлицо, было создано в 2008 году, а товарищество садоводов организованное по решению профсоюза 12.10.1993 года, не было официально создано и организовано, с предоставлением земли членам товарищества, в период времени, когда в 1995 году был заключен договор с ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ о недопустимости передачи земель иным лицам, также свидетельствует о том, что фактические пользователи земель под садоводство и огородничество на территории ГП ЕНИСЕЙРЕЧСВЯЗЬ, в том числе и истец, не приобрели данные земли на законном основании в пользование.

Ссылка истца на п.11 Типового Устава садоводческого товарищества рабочих и служащих (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 15.10.1956 года №678), который позволяет закреплять земельные участки в бессрочное пользование, не состоятельна, т.к. отведения истцу участка земли в установленном порядке не имелось – отсутствует сам акт предоставления истцу земельного участка от собственника, при его трудоустройстве от работодателя или от садоводства, которому, в свою очередь, был предоставлен земельный участок правообладателем из состава земель отведенных для этих целей. Собственник или лицо от его имени в пределах полномочий, в пользу садоводства также не издавало акт о предоставлении земель под садоводство.

Указание истцом на наличие акта от 20.2.1990 года, о наделении правом пользования землями в пользу Садового Общества МАЯК, которые находятся также в пределах земель ПТУ Связи и Радионавигации Пароходства, не влияет на выводы суда, т.к. в отношении СН СКЛОН такого акта о предоставлении земель не имеется.

Сам факт длительности пользования землей истцом не наделяет его законным характером в отношении земли.

Руководствуясь положениями статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащиеся в абзаце 3 пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС Российской Федерации №22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд исходит из того, что право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не может быть приобретено в силу приобретательной давности. Такие участки приобретаются в собственность в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

Пунктом 5 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что владеть спорным земельным участком добросовестно, исходя из смысла ст. 234 ГК РФ, невозможно, так как само по себе занятие спорного земельного участка без оформленных в установленном порядке земельно-правовых отношений является правонарушением. Следовательно, на самовольно занятый земельный участок не может распространяться приобретательная давность, так как из фактического состава, влекущего возникновение права собственности в силу приобретательной давности, исключается добросовестность владения.

Кроме того, суд принимает во внимание, что требование истца признать за ним право собственности на спорный земельный участок в порядке приобретательной давности фактически сводится к требованию о безвозмездной передаче спорного земельного участка, как объекта гражданских прав, что недопустимо.

Исходя из положений статьи 234 ГК РФ, только один факт пользования земельным участком не свидетельствует о возникновении права собственности на него в силу приобретательной давности, поскольку земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

При данных обстоятельствах право собственности истца на истребуемый земельный участок не возникло. Владение истцом длительное время земельным участком, который в силу указанных выше норм права не предоставлялся ему на законных основаниях, каких-либо прав истца на спорный объект недвижимости не порождает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течении месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, которое можно получить через 5 дней в канцелярии суда.

Председательствующий: П.А. Майко

Мотивированное решение изготовлено 19.8.2020 года