ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2623/14 от 18.09.2014 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-2623/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2014 года

Свердловский районный суд г.Костромы в составе:

судьи Ветровой С.В.

при секретаре Ковуневе А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Мантуровский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к администрации Костромской области об обязании субъекта Российской Федерации – Костромской области, в лице администрации Костромской области предоставить ФИО1, <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилищного фонда Костромской области с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Мантурово Мантуровского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области. Свои требования мотивировал тем, что ФИО1, <дата> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Мантуровского районного суда Костромской области от <дата> мать ФИО1- ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери. Согласно записи акта о рождении ФИО3 от <дата> сведения об отце записаны со слов заявителя ФИО4 В связи с тем, что несовершеннолетняя ФИО1 осталась без попечения родителей, постановлением главы муниципального образования городской округ город Мантурово Костромской области от <дата> ее опекуном назначена ФИО5 Жилые помещения за ФИО3 не закреплялись, на основании договоров социального найма не предоставлялись. В настоящее время ФИО1 достигла совершеннолетия и обучается в 11 классе МБОУ СОШ № 7 городского округа город Мантурово Костромской области и в виду отсутствия у нее жилого помещения на каком-либо законном основании продолжает проживать у опекуна ФИО5

В судебном заседании представитель Мантуровского межрайонного прокурора - помощник прокурора г. Костромы, исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель администрации Костромской области на основании доверенности ФИО6 исковые требования не признал в полном объеме, полагала, что оснований для предоставления ФИО1 благоустроенного жилого помещения не имеется, к материалам дела просил приобщить письменный отзыв по существу заявленных требований.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Департамент социальной зашиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент финансов Костромской области, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Департамент финансов Костромской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области в своем отзыве на исковое заявление полагали, что требования прокурора обязать администрацию Костромской области обеспечить жильем ФИО1 в первоочередном порядке, то есть вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, просили рассмотреть дело без участия представителей департамента.

Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области в своем отзыве на исковое заявление сообщил, что благоустроенные изолированные жилые помещения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, находящиеся на территории муниципального образования, предназначенные для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилищном фонде Костромской области отсутствуют, просил рассмотреть дело без участия представителей департамента.

Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1).

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) предусмотрена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. (п. 1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).

На основании п. 8 ст. 92 Жилищного кодекса РФ (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно ст. 98.1 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии ст. ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013г., действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», в редакции от 28.12.2012, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (ч.2).

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области (ч.3).

С учетом указанных норм права суд находит необоснованными доводы представителя ответчика о том, что администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу и не уполномочена на предоставление жилых помещений вышеуказанной категории лиц.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 родилась <дата>, <адрес>, что следует из записи акта о рождении от <дата>. Мать ФИО1 – ФИО2, в соответствии с решением Мантуровского районного суда Костромской области года от <дата> лишена родительских прав в отношении дочери ФИО1, несовершеннолетняя передана для устройства органам опеки и попечительства г. Мантурово. Запись об отце произведена со слов заявителя ФИО4

Согласно постановлению главы муниципального образования городской округ город Кострома от <дата> опекуном ФИО1 назначена ФИО5.

Таким образом, истец ФИО1 имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

ФИО1 зарегистрирована по месту проживания по адресу: <адрес><дата>. Одновременно, из поквартирной карточки на жилое помещение следует, что в жилом помещении также с <дата> зарегистрирована ФИО5, опекун несовершеннолетней и как таковой наниматель жилого помещения, членом семьи которого ФИО1 не является.

В соответствии с актом обследования помещения от <дата> межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы городского округа город Мантурово от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Аналогичные выводы содержит заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от <дата> года.

Постановлением Главы Подвигалинского сельского поселения от <дата> «О постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО1, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма на праве собственности ФИО1 признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное получение жилого помещения.

Как следует из отзыва Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, по состоянию на <дата> ФИО1 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Исходя из п. 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ) проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием в том числе обстоятельства: жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - ранее занимаемые жилые помещения), осуществляется территориальным органом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области (далее - уполномоченный орган (Постановление Администрации Костромской области от 11.03.2013 N 87-а "О порядке установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются"

Поскольку право ФИО1 на предоставление жилого помещения как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возникло до вступления в силу указанных норм законодательства, а уполномоченный орган в рамках предоставленных полномочий не выдал заключение о признании невозможным проживания ФИО1 в жилом помещении, что следует из письменного пояснения Межрайонного территориального отдела социальной защиты населения опеки и попечительства №5, представленного в материалы дела, суд полагает, что отсутствие данного заключения не должно влиять на осуществление жилищных прав несовершеннолетней, так как факт того, что жилой дом, в котором зарегистрирована ФИО1, является непригодным для проживания подтвержден органом, уполномоченным рассматривать указанные вопросы – межведомственной комиссией, кроме того, не оспаривается в судебном заседании.

Не влияет на реализацию жилищных прав ФИО1 ее фактическое проживание по адресу: <адрес>, в связи с тем, что исходя из материалов дела жилое помещение находится в собственности третьего лица, членом семьи которого ФИО1 не является.

Согласно справке ГП «Костромаоблтехинвентаризация» Мантуровский межрайонный филиал от <дата>, уведомления Управления Росреестра от <дата> в собственности у ФИО1 недвижимого имущества не имеется.

Таким образом, истец ФИО1 не может быть признана обеспеченной жильем, поскольку не является нанимателями или членом семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственником жилого помещения.

При таких обстоятельствах истица имеет право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда Костромской области.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Статья 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007г. № 196-4-ЗКО в ред. от 28.12.2012г. «О специализированном жилищном фонде Костромской области» предписывает администрации Костромской области предоставлять благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, по месту жительства указанных лиц (п.1 ст. 10.1)…. жилое помещение должно предоставляться по договору найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным ст. 6 Закона Костромской области от 25.12.2006г. №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» (п.10 ст. 10.1).

Учитывая, что ФИО1. в настоящее время зарегистрирована в г. Мантурово Костромской области, исходя из ее обращения в прокуратуру жилье желает получить в г. Мантурово Костромской области, суд полагает, что жилое помещение должно быть предоставлено истцу на территории данного муниципального образования.

На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать субъект Российской Федерации Костромская область в лице Администрации Костромской области предоставить ФИО1, <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Мантурово Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Ветрова С.В