Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин 11 августа 2016 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,
при секретаре Никоноровой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2623/16 по иску ФИО1 к администрации Клинского муниципального района о признании права собственности на реконструированный объект капитального строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Истец является собственником здания склада (яйцесклада), общая /площадь/, инв. №, адрес /адрес/, кадастровый номер /данные изъяты/, на основании договора купли-продажи (купчая) недвижимого имущества от /дата/ и государственной регистрации права от /дата/.
Истец также является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения и обслуживания здания склада (яйцесклада), общая /площадь/, адрес объекта: тот же, кадастровый номер /данные изъяты/, на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от /дата/ и государственной регистрации права от /дата/.
Истец обратился в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями и указал, что вышеуказанное здание им было реконструировано, с увеличением площади и изменением назначения.
С целью регистрации права собственности на реконструированное офисно-складское здание, истец обратился к кадастровому инженеру, который изготовил технические планы.
Обратившись в МФЦ Клинского муниципального района за получением разрешения на ввод реконструированного объекта в эксплуатацию, истец получил устный отказ, в связи с тем, что не имеет полного комплекта документов и, согласно административному регламенту, сотрудники не могут принять заявление о получении разрешения на ввод в эксплуатацию.
Следовательно, истец предпринял возможные действия по оформлению своих прав во внесудебном порядке и защита этих прав возможна только посредством признания права собственности на объект реконструкции судом.
В целях оформления своих прав, истец обратился в ООО «Бюро жилэкспертизы», согласно техническому заключению которого от /дата/, на основании обследования реконструированного нежилого офисно-складского здания, расположенного по вышеуказанному адресу, экспертом были сделаны следующие выводы:
- Реконструированное здание является капитальным строением, так как глубина заложения ленточного монолитного железобетонного фундамента 1,5 м, что является достаточным при глубине промерзания грунта во II климатической зоне 1,4 м. Фундамент выполнен технически верно.
- Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
- Наружные стены выполнены технически верно. Гидроизоляция фундамента, пола 1 этажа и стен имеется. Плиты перекрытия и профнастил опираются на несущие конструкции на достаточную глубину. Все деревянные элементы обработаны огнестойкими и антисептическими составами. Кровля выполнена технически верно и с достаточным уклоном.
- Отступлений от строительных норм и правил не имеется.
Исходя из вышеизложенного, экспертом сделан вывод:
1. Реконструированное офисно-складское здание соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
2. Реконструированное офисно-складское здание соответствует взрывопожарной безопасности, несущая способность фундаментов, стен и перекрытий достаточная, пространственная жесткость здания достаточная. При реконструкции здания принята конструктивная схема, обеспечивающая прочность, устойчивость и пространственную неизменяемость здания в целом и его отдельных элементов при эксплуатации.
3. Параметры объекта капитального строительства и реконструкции не превышают предельные параметры строительства и реконструкции, установленные градостроительными регламентами.
4. В случае сохранения обследуемого реконструированного офисно-складского здания не нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц.
5. Сохранение обследуемого реконструированного офисно-складского здания не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
6. Реконструированное офисно-складское здание полностью пригодно для дальнейшей безопасной эксплуатации.
Истец просит признать за ним право собственности на реконструированное офисно-складское здание, /площадь/, кадастровый №, и указать в решении, что оно является основанием для государственной регистрации права собственности истца на указанное здание и внесение изменений в данные кадастрового учета.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика, администрации Клинского муниципального района, в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и указал, что оставляет решение на усмотрение суда по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель указанного в иске в качестве третьего лица Управления Росрестра по Московской области ходатайствовал о рассмотрении дела без представителя Росреестра и указал, что при отсутствии требований к Управлению разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Проверив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с пп. 1, 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешительные документы на проведение реконструкции здания склада и на ввод объекта в эксплуатацию после его реконструкции у истца отсутствуют.
Согласно техническому плану здания, составленного кадастровым инженером 02.03.2016 г., здание является 1-этажным, нежилым, общей /площадь/.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с отсутствием разрешительных документов на реконструкцию здания весовой, данное нежилое строение после реконструкции является самовольной постройкой.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Как указал истец, он обращался через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как предусмотрено п. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, однако, в приеме документов ему было отказано.
Согласно техническому заключению, составленному ООО «Бюро Жилэкспертизы» в /дата/, реконструируемое офисно-складское здание соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, не нарушаются права и охраняемые законом интересы других лиц, здание не создает угрозу жизни и здоровью граждан, здание полностью пригодно для дальнейшей безопасной эксплуатации.
Учитывая, что спорное здание после реконструкции находится на земельном участке, принадлежащем истцу, соответствует градостроительным, строительным, противопожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, не создает угрозы жизни и здоровью граждан, ранее истец обращался к ответчику через МФЦ за разрешением на ввод реконструированного здания в эксплуатацию и в приеме документов было отказано, что не оспорено ответчиком, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и их удовлетворении.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
суд
Р Е Ш И Л:
1.Иск - удовлетворить.
2. Признать за ФИО1 право собственности на реконструированное офисно-складское здание, /площадь/, расположенное по /адрес/, кадастровый №.
3. Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности ФИО1 на указанное здание и внесение изменений в данные кадастрового учета.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - подпись