ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2624/2014 от 05.08.2014 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

 Дело № 2-2624/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 05 августа 2014 года город Саратов

 Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

 председательствующего судьи Ершова А.А.,

 при секретаре Сидорчук Е.А.,

 с участием представителя истца ФИО1,

 представителя ответчика ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к закрытому акционерному обществу «Волгатранстелеком» об ограничении свободного доступа к информации, размещенной в сети Интернет,

 установил:

 первый заместитель прокурора города Саратова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к закрытому акционерному обществу «Волгатранстелеком» об ограничении свободного доступа к информации, размещенной в сети Интернет.

 В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Саратова проведена проверка по вопросу незаконной круглосуточной продажи алкогольной продукции в дистанционной форме в сети Интернет.

 В рамках указанной проверки установлено, что в сети Интернет на Интернет-сайтах:

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 (далее – Интернет-сайты) предлагаются услуги по реализации алкогольной продукции, в том числе круглосуточной продажи алкогольной продукции в дистанционной форме и в ночное время. Истец полагает размещение указанной информации в свободном доступе в сети Интернет неправомерным.

 Положениями п.1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с п. 5 ст. 15 передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

 Пунктом 1 ст. 9 вышеназванного Федерального закона закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства.

 Пунктом 6 ст. 10 установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигания национальной расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

 Как установлено в рамках проверки, в сети Интернет по указанным Интернет-сайтам предоставляют возможность осуществить заказ алкогольной продукции согласно имеющемуся каталогу в любое время суток, в том числе, в ночное время с 23 часов до 08 утра. Данная информация (публичная оферта) предоставляется путем размещения на Интернет-сайте. Соответственно, реализация данной алкогольной продукции осуществляется дистанционным способом.

 Истец указывает, что заключая договор купли-продажи товаров дистанционным способом, продавец не имеет возможности убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать документ, удостоверяющий личность.

 Кроме того, на указанных Интернет-сайтах отсутствует информация о наличии лицензии у продавца алкогольной продукции, несмотря на то, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ предусматривает обязательное лицензирование розничной продажи спиртосодержащей продукции. На вышеуказанных Интернет-сайтах сведения о полученной лицензии, а также реализации продукции конкретным лицом — юридическим или индивидуальным предпринимателем, отсутствуют. Также на вышеуказанных Интернет-сайтах отсутствуют конкретные адреса стационарных торговых объектов и складских помещений, где реализуется алкогольная продукция.

 Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по дистанционной продаже алкогольной продукции, тем более, предоставляющей возможность приобрести алкогольную продукцию в ночное время с 23.00 до 08.00. За указанные действия предусмотрена административная ответственность, а предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

 При наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации, порядок ограничения доступа к сайтам определен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

 Согласно пп. «в» п.4. Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

 ЗАО «Волгатранстелеком» является оператором, оказывающим телематические услуги связи на территории Саратовской области и предоставляющим доступ к Российскому сегменту сети Интернет - сети связи общего пользования, в том числе к указанным Интернет-ресурсам.

 В связи с тем, что круг абонентов (физических и юридических лиц) ЗАО «Волгатранстелеком» постоянно изменяется и не представляется возможным определить количество абонентов Интернет-провайдера, у прокурора имеется право обращения в защиту интересов неопределенного круга лиц.

 Истец просит обязать ответчика ограничить доступ к Интернет-сайтам, указанным выше (в количестве 88 штук) путём добавления на пограничном маршрутуризаторе правил фильтрации IP-адресов сайтов.

 Представитель истца в судебном заседании исковые требования уточнил и просил обязать ответчика ограничить доступ к Интернет-сайтам путём блокировки по доменному имени.

 Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования, в том числе уточнённые, не признал и представил письменное возражение на иск.

 Им указано, что с 01 ноября 2012 года в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (в редакции от 28.07.2012) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» действует новый порядок ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено.

 При этом в целях координации деятельности по ограничению доступа к сайтам в сети Интернет Роскомнадзором с 01 ноября 2012 года создан и обслуживается Реестр, в котором отражается информация, позволяющая идентифицировать такие сайты (zapret-info.gov.ru).

 Установленный Федеральным законом порядок предусматривает последовательность следующих действий:

 - включение Роскомнадзором в Реестр доменного имени и/или указателя страницы сайта на основании решения, принятого уполномоченным государственным органом или судом;

 - уведомление Роскомнадзором провайдера хостинга и владельца сайта о необходимости удаления интернет-страницы;

 - включение Роскомнадзором в Реестр сетевого адреса, в случае непринятия провайдером хостинга или владельцем сайта необходимых мер;

 - ограничение операторами связи доступа к сайту в течение суток с момента включения в Реестр сетевого адреса.

 Таким образом, в настоящее время установлен такой порядок ограничения доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с которым решение суда требуется не во всех случаях.

 Если требуется вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, прокурор в порядке
ст. 45 ГПК РФ должен обратиться с исковым заявлением в суд о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. После получения соответствующего решения суда прокурору следует направить его копию в Роскомнадзор для включения сведений о сайте в Реестр.

 Обязанность по ограничению доступа к сайту в сети Интернет, содержащего запрещенный контент, возникнет у оператора связи только после того, как Роскомнадзор внесет в Реестр сведения о сетевом адресе, позволяющем идентифицировать сайт в сети "Интернет".

 Им также указано, что в резолютивной части иска истец просит суд ограничить доступ абонентов к Интернет-ресурсам путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов сайтов. Необходимо отметить, что IP-адресом является сетевой адрес узла в компьютерной сети. На каждом узле может находиться несколько серверов, на которых, в свою очередь, и размещаются сайты. При этом, как правило, на каждом сервере размещено от 5 до 30 Интернет сайтов. Ограничение доступа к сайтам по IP-адресам, на котором они находятся, приведет к блокировке этих сайтов целиком (а не только отдельных материалов, запрещенных к распространению), а также тех сайтов, которые располагаются по тем же IP-адресам, но не содержат запрещенной информации. Так, в иске Прокуратура города Саратова просит ограничить доступ к 88 сайтам, предлагающим к продаже в ночное время алкогольные напитки. Помимо этих сайтов на этих же IP-адресах располагается еще 688 сайтов, которые так же будут заблокированы.

 Удовлетворение же исковых требований Прокурора противоречит п. 4 ст. 29 Конституции РФ и приведет к нарушению прав и законных интересов третьих лиц, так как будут так же заблокированы и другие, распространяющие не запрещенную информацию сайты. Единственным способом, позволившим бы заблокировать запрещенный к распространению контент, не затронув другие сайты, является блокировка по доменному имени, что так же позволило бы избежать указанных выше неблагоприятных последствий. Ответчик в настоящее время имеет техническую возможность осуществлять блокировки конкретных страниц сайтов и просит (в случае принятия судом решения о необходимости ограничить доступ к интернет-ресурсам) избрать способ блокировки по доменному имени.

 Суд, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

 В силу статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

 Статья 19 Конституции Российской Федерации, закрепляет равенство всех перед законом и судом. Как следует из части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

 В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

 В силу части 1 статьи 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

 Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ЗАО «Волгатранстелеком» в соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» является оператором связи и оказывает телематические услуги связи на основании лицензии и в соответствии с Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 575.

 Данные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № от <дата>, Уставом ответчика и лицензией № от <дата> на оказание телематических услуг связи (том 2 л.д. 153-159, 171-175, 176-203).

 Прокуратурой города Саратова проведена проверка по фактам, изложенным в обращении депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о незаконной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции через сеть Интернет (том 1 л.д. 44, 47-55).

 В процессе мониторинга сети Интернет выявлены Интернет-ресурсы по адресам

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 на которых предлагаются услуги по реализации алкогольной продукции, что подтверждается представленными скрин-шотами с указанных Интернет-сайтов (том 1 л.д. 56-241, том 2 л.д. 1-144).

 В силу пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 575, ЗАО «Волгатранстелеком» обязано оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

 Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

 Судом принимается во внимание, что размещенная на указанных Интернет-сайтах информация круглосуточно доступна неограниченному числу лиц и предоставляет возможность в любое время суток, в том числе и ночное, осуществить заказ алкогольной продукции. Соответственно, реализация данной алкогольной продукции осуществляется дистанционным способом.

 В соответствии с п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612 "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

 Пункт 5 указанных Правил предусматривает, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

 Запрет на реализацию алкогольной продукции дистанционным способом также подтвержден решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04 октября 2011 года № ГКПИ1 1-994, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 08 декабря 2011 года № КАС11-675.

 Согласно п. 12 Правил предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.

 Пункт 18 Правил предусматривает, что обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор. Согласно п. 20 указанных Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

 В силу пункта 1 статьи 26.1 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что заключая договор купли-продажи товаров дистанционным способом, продавец не имеет возможности убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать документ, удостоверяющий личность.

 Кроме того, в соответствии с п. 8, 14, 18 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612, установлено, что продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, в том числе о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, о порядке оплаты товара, покупатель _передает продавцу сообщение о своем намерении приобрести товар, в котором должны быть указаны вид услуги, время ее исполнения и стоимость, обязательства покупателя. С момента получения продавцом соответствующего сообщения у продавца возникают обязательства по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара.

 Вместе с тем, представленная на Интернет-сайтах информация данные сведения не содержит.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижений этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.

 Действующее законодательство предполагает административную ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции (п. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ), что также свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц при реализации алкогольной продукции с указанных Интернет-сайтов несовершеннолетним.

 Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

 Запрет на реализацию алкогольной продукции также установлен ст. 4 Закона Саратовской области от 28 октября 2011 года № 144-ЗСО "О полномочиях органов государственной власти Саратовской области в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями общественного питания, с 22 часов до 10 часов по местному времени. Также указанным Законом установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями общественного питания, в следующие дни: 25 мая, 1 июня (Международный день защиты детей), 27 июня (День молодежи), 1 сентября (День знаний), 11 сентября.

 Вместе с тем, реализации алкогольной продукции через Интернет-сайты ведется круглосуточно и круглогодично, что свидетельствует о нарушении указанных норм материальных законов.

 При проверке было выявлено, что на указанных Интернет-сайтах отсутствует информация о наличии лицензии у продавца алкогольной продукции, несмотря на то, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ предусматривает обязательное лицензирование розничной продажи спиртосодержащей продукции

 В соответствии с п. 3.2 ст. 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года
№ 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

 Согласно ст. 26 данного Федерального закона не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота.

 В соответствии с п. 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 года № 987, продавец обязан своевременно, в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.

 Однако в ходе проверки было установлено, что на вышеуказанных Интернет-сайтах сведения о полученной лицензии, а также реализации продукции конкретным лицом - юридическим или индивидуальным предпринимателем, отсутствуют. Также на вышеуказанных Интернет-сайтах отсутствуют конкретные адреса стационарных торговых объектов и складских помещений, где реализуется алкогольная продукция.

 Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по дистанционной продаже алкогольной продукции, тем более, предоставляющей возможность приобрести алкогольную продукцию в ночное время с 23.00 до 08.00, возможность реализации алкогольной продукции несовершеннолетним. За указанные действия предусмотрена административная ответственность.

 Предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

 Выявленные при проверке факты подтверждаются выдержками с соответствующих Интернет-сайтов (скрин-шотами), представленными истцом суду.

 Предложение к приобретению через Интернет-сайты алкогольной продукции через покупку иной продукции, в том числе путём приобретения коллекционных зажигалок, коллекционной алкогольной атрибутики и т.п., носит характер притворной сделки, то есть сделки, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях (п. 2 ст. 170 ГК РФ), так как смысловая нагрузка размещенной на сайтах информации свидетельствует о получении в конечном итоге именно алкогольной продукции.

 При наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации, порядок ограничения доступа к сайтам определен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

 Согласно пп. «в» п. 5 данного Постановления Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.

 Судом установлено, что ответчик, осуществляющий деятельность по оказанию телематических услуг, имеет техническую возможность ограничить доступ к указанным материалам путём блокировки конкретных страниц сайтов, что подтверждено со стороны ответчика (том 2 л.д. 170).

 Предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ответчик фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Имея техническую возможность, он должны в силу закона принять меры по ограничению доступа к указанным Интернет-ресурсам.

 Судом не принимаются во внимание доводы ответчика о том, что на момент рассмотрения дела существует иной порядок защиты прав неопределенного круга лиц в рамках заявленных исковых требований прокурора, так как порядок ограничения доступа к сети Интернет путем включения в реестр запрещенных сайтов, распространяется на правоотношения, возникшие после 01 ноября 2012 года (в рамках ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

 Действительно, указанной нормой (введена 28 июля 2012 года) предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим запрещенную информацию, создается единая автоматизированная информационная система ("Единый реестр доменных имен.. ."), о содержании которого провайдер хостинга обязан информировать владельца сайта. Получив соответствующее уведомление, владелец сайта обязан удалить интернет-страницу с запрещенной информацией. Если же владелец сайта бездействует, провайдер хостинга обязан ограничить доступ к определенному сайту, а при бездействии последнего такое ограничение производит оператор связи.

 Вместе с тем, введение особой процедуры ограничения доступа к интернет-сайтам никоим образом не исключает, и не погашает законную обязанность оператора связи непосредственно обеспечивать общественную безопасность телекоммуникационных сетей.

 Установленный законом порядок ограничения доступа к сайтам, содержащим информацию, распространение которой запрещено, не исключает права на обращение в суд с иском об ограничении доступа к сайтам.

 Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска и о возложении на ЗАО «Волгатранстелеком» ограничить доступ к указанным в иске Интернет-сайтам путём блокировки по доменному имени.

 Копия данного решения по вступлению его в законную силу подлежит направлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, так как именно данная службы в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" формирует и ведет соответствующий реестр.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 исковые требования первого заместителя прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к закрытому акционерному обществу «Волгатранстелеком» об ограничении свободного доступа к информации, размещенной в сети Интернет удовлетворить.

 Обязать закрытое акционерное общество «Волгатранстелеком» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ограничить доступ абонентов (юридических и физических лиц) к Интернет-ресурсам:

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>

 путем блокировки по доменному имени.

 Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья подпись                                           А.А. Ершов