ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2625/2013 от 21.11.2013 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-2625/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2013 года             г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Бобровой И.А. с участием:

прокурора прокуратуры Биробиджанского района Чурилина А.Ю.,

представителя ответчика ФИО1,

при секретаре Михайловой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Биробиджанского района в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, возложении обязанности выполнить мероприятия по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Биробиджанского района обратился в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в суд к администрации муниципального образования «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области с иском о признании незаконным бездействия и возложении обязанности выполнить мероприятия по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде. Свои требования мотивировал тем, что во исполнение задания прокуратуры области от 12.07.2013 № 7-1219-2013 прокуратурой Биробиджанского района проведена проверка соблюдения собственниками жилых помещений требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ходе которой выявлены существенные нарушения федерального законодательства. Так, ст. 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 261-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда достигается путем обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

В соответствии с ч.5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Дубовское сельское поселение» от 17.02.2011 № 170 утверждена целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании «Дубовское сельское поселение» на 2011-2015 годы».

Однако, в ходе изучения муниципальной целевой программы, установлено, что денежные средства на установку индивидуальных приборов учета в муниципальном жилищном фонде администрацией поселения не предусмотрены.

Законодатель возложил обязанность по установке индивидуальных приборов учета именно на собственников жилых помещений.

В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно информации администрации Дубовского сельского поселения от 12.08.2013 № индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг не оснащены следующие помещения многоквартирных домов: <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3 указанной статьи).

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне -гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Администрация поселения как собственник муниципального жилищного фонда является обязанным законодателем лицом по установке индивидуальных приборов учета водопотребления.

Считают, что бездействие администрации поселения нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальном жилищном фонде, влечет необоснованное наложение на данных лиц не предусмотренных законодательством Российской Федерации финансовых и иных обязательств (по установке за свой счет индивидуальных приборов учета водопотребления), нарушает интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности. Просят суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Дубовское сельское поселение», выразившееся в невыполнении предусмотренных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности обязанностей по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде и обязать ответчика выполнить мероприятия по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде.

В судебном заседании прокурор Чурилин А.Ю. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал и уточнил в части указания муниципальных жилых помещений, в которых ответчику надлежит выполнить мероприятия по установке индивидуальных приборов учета водопотребления, а также срока в который данные приборы необходимо установить.

Просил суд обязать ответчика выполнить мероприятия по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в следующих помещениях многоквартирных домов: <адрес> в срок до 01.07.2014г.

Представитель ответчика администрации МО «Дубовское сельское поселение» ФИО1 с исковыми требованиями согласился за исключением срока в течение, которого прокурор просит суд устранить нарушение права. При этом, суду пояснил, что у администрации нет денежных средств для установки индивидуальных приборов в столь короткий срок.
Просил при вынесении решения учесть данное обстоятельство.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основания.

Статьей 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 261-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности жилищного фонда достигается путем обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

В соответствии с ч.5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно акту приема передачи муниципального имущества из собственности МО «Биробиджаснкий муниципальный район» в собственность МО «Дубовское сельское поселение» дома по <адрес> являются собственностью МО «Дубовское сельское поселение».

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Дубовское сельское поселение» от 17.02.2011 № 170 утверждена целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании «Дубовское сельское поселение» на 2011-2015 годы».

Как следует из пояснений прокурора и представителя ответчика денежные средства для установки индивидуальных приборов учета в муниципальном жилищном фонде администрацией поселения не предусмотрены

В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно информации администрации Дубовского сельского поселения от 12.08.2013 № индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг не оснащены следующие помещения многоквартирных домов: <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3 указанной статьи).

По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне -гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что администрация поселения как собственник муниципального жилищного фонда является обязанным лицом по установке индивидуальных приборов учета водопотребления.

Из представленной ответчиком информации установлено, что капитальный ремонт в жилых домах ВС. Дубовом по <адрес> в 2012-2013г.г. не проводился, решения о проведении капитального ремонта не принималось, реконструкция не производилась., аварийного жилого фонда на территории сельского поселения не имеется.

В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что администрацией поселения в срок установленный ФЗ № 216-ФЗ «»Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установка индивидуальных приборов учета водопотребления не произведена.

Учитывая то обстоятельство, что до настоящего момента требования вышеуказанного закона собственником жилого фонда МО «Дубовское сельское поселение» не выполнено, суд находит требования прокурора Биробиджанского района ЕАО об обязании администрации МО «Дубовское сельское поселение» выполнить мероприятия по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в следующих помещениях многоквартирных домов: <адрес> в срок до 01.07.2014г. законными и обоснованными и как следствие подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Биробиджанского района в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, возложении обязанности выполнить мероприятия по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, выразившееся в непринятии мер в установленные законом сроки по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде.

Обязать администрацию муниципального образования «Дубовское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области выполнить мероприятия по установке индивидуальных приборов учета водопотребления в муниципальном жилом фонде в срок до 01.07.2014г. в жилых помещениях расположенных в с. Дубовое Еврейской автономной области по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья         И.А. Боброва