ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2626/19 от 19.07.2019 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело № 2-2626/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2019 г. г.Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Мотошкиной О.В., при секретаре Дашинимаевой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения по Республике Бурятия о признании права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий с 2003г.

у с т а н о в и л:

Истец, обращаясь в суд, просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то есть с 23.01.2003 г.

Требования мотивированы тем, что истец является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением от 03.03.2005г., в период с 18 октября 1999 г. по 5 марта 2000 г. проходил службу в составе объединенной группировки войск на территории <адрес>), в течение этого времени фактически участвовал в боевых действиях. С 25 января 2003 г. состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления Администрации <адрес> от 25.01.2003 г. На учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий истец встал как участник боевых действий на основании ст.16 ФЗ «О ветеранах». В отделе социальной защиты истцу пояснили, что право на обеспечение жильем как ветерана боевых действий у него не возникает в связи с получением удостоверения ветерана позднее даты постановки на учет, поскольку в соответствии со ст.28 ФЗ №5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Администрация <адрес>.

В судебном заседании истец, его представитель ФИО2 исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, ответчиком представлен письменный отзыв об отказе в удовлетворении требований, так как постановка истца на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «ветеран боевых действий» была возможна только после 1 января 2005 г., поскольку реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов. Удостоверение ветерана боевых действий было выдано истцу 3 марта 2005 г., то есть после 1 января 2005 г.

Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ФИО4 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в дело в их отсутствие, представил суду возражение на иск, где просил отказать в удовлетворении исковых требований. Так, в силу п.3 ст.3 Федерального закона №5-ФЗ перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (далее- Перечень) приводится в приложении к Федеральному закону, изменения в который вносятся только федеральным законом. В силу указанного Перечня к периоду и зоне боевых действий относится выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. В этой связи Минстрой России ставит под сомнение право истца на получение им статуса ветерана боевых действий и улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Несение истцом службы на территории Чеченской республики не является основанием для улучшения его жилищных условий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном ФЗ №5 «О ветеранах», поскольку факт прохождения службы на территории Северо-Кавказского региона основанием для получения ветерана боевых действий не является. Документом, подтверждающим факт отнесения к категории «ветерана боевых действий», имеющей право на получение жилого помещения за счет федерального бюджета, является удостоверение ветерана боевых действий. Согласно нормам закона гражданин может быть поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении по категории «ветерана боевых действий» только при предъявлении соответствующего удостоверения. Поскольку истец постановлен на учет по соответствующей категории в 2003 г., в то время как удостоверение ветерана боевых действий получил в 2005 г., нельзя признать законной постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, равно как нельзя признать за ним право на реализацию меры государственной поддержки по Закону «О ветеранах» с 2003 г., поскольку до 2005 г. у истца право на реализацию меры государственной поддержки в отсутствие удостоверяющего его документа не возникло.

Представитель Администрации <адрес> ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие, направила отзыв на иск, где указал, что истец имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем как ветеран боевых действий, вставший на учет до 01.01.2005 г.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, признает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены Федеральным законом «О ветеранах», который, с учетом заслуг этих граждан по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда, устанавливает такие категории ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы и ветераны труда (статья 1), и в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), определяет конкретные меры социальной поддержки, предоставляемые лицам, относящимся к той или иной категории ветеранов.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от *** №5-ФЗ «О ветеранах» перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. В соответствии с вышеуказанным приложением право на отнесение к категории ветеранов боевых действий имеют лица, выполнявшие служебные обязанности в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, основанием для включения в республиканский Реестр для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий в порядке, определенном Законом о ветеранах, является нуждаемость ветерана в улучшении жилищных условий и постановка на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.

В судебном заседании установлено, что в период с 18.10.1999 по 5 марта 2000 г. ФИО1 проходил службу в составе объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона, при этом в течение 139 дней фактически участвовал в боевых действиях (справка, данная командиром войсковой части ...Б от 22 марта 2001 г. ...).

03.03.2005 г. военным комиссариатом Советского района г.Улан-Удэ выдано удостоверение ветерана боевых действий.

25.01.2003 г. истец поставлен в общую очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий за номером 655.

Согласно протоколу жилищной комиссии Администрации <адрес> от *** истец переведен из общей очереди в число первоочередных как участник боевых действий в Чечне.

Поскольку на момент принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий у ФИО1 отсутствовало удостоверение ветерана боевых действий, приказом ... от 01.11.2018 г. Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия, истец исключен из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Указанные действия ответчика, по исключению истца из Единого списка со ссылкой на отсутствие у него права на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем суд не может признать законными и обоснованными.

Согласно ст. 28 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Как следует из п. 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (далее - Инструкция), удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Согласно п. 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Как следует из положений Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29 сентября 2017 года № 595, в качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы не только приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, но и другие документы, подтверждающие непосредственное его участие в боевых действиях.

Исходя из вышеизложенного следует, что фактическое участие в боевых действиях определяется на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники или военнослужащие принимали участие в боевых операциях, подтверждается также архивными справками.

Таким образом, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки (указанная позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2018 г. № 3107-О).

В данном случае факт прохождения истцом военной службы, в ходе которой он принимал участие в боевых действиях на территории в Республике Чечня в составе войсковой части № 13206 в период с 28.10.1999 г. по 05.03..2000 г., дающий право на отнесение к ветеранам боевых действий, подтверждается не только удостоверением ветерана боевых действий, не по вине истца оформленным лишь 03.03.2005 г., но и записями в его военном билете, справкой, данной командиром войсковой части 13206. Доказательств обратного суду не представлено.

Следовательно, на момент обращения истца в Администрацию <адрес> о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий, такое право у истца объективно имелось, и 25.09.2003 г. он обоснованно был переведен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий именно как ветеран боевых действий.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании за ним как за ветераном боевых действий права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с 23 января 2003 г признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно сведениям Росреестра в отношении истца в ЕГРН отсутствует информация о правах на объекты недвижимости.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 23.01.2003 г.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ.

Решение в окончательной форме принято 24.07.2019г.

Судья О.В.Мотошкина