ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2626/2021 от 22.09.2021 Ачинского городского суда (Красноярский край)

УИД 24RS0002-01-2021-004193-86

№ 2-2626/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2021 года <...>

Ачинский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Порядиной А.А.,

при секретаре Лосукове Н.В.,

с участием представителя истца Алешиной Н.А., представителя ответчика ФИО1 по доверенности от 26.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Преображенского сельсовета Ачинского района о возложении обязанности организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Преображенского сельсовета Ачинского района о возложении обязанности организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме, мотивируя свои требования тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг органами местного самоуправления субъектам предпринимательской деятельности, в ходе которой было установлено, что администрацией сельсовета размещена информация о шести муниципальных услугах, однако в нарушение требований действующего законодательства, на едином портале https://www.gosuslugi.ru отсутствует возможность подачи заявления и получения результатов услуги в электронной форме. В силу части 6 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон) определено предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Пунктом 2 ч.1 ст. 6 Закона предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить возможность получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом. Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а так же этапы перехода на электронный вид предоставления услуг, которые предполагают оказание услуг в электронном виде через единый портал государственных услуг. Последний этап перехода установлен до 1 января 2014 года. Постановлением администрации Преображенского сельсовета от 13.02.2012 № 13-п утвержден сводный перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией Преображенского сельсовета, подлежащих включению в реестр муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, а также этапы перехода на предоставление услуг в электронном виде. Указанным постановлением предусмотрены этапы перехода на предоставление услуг в электронном виде, однако администрацией сельсовета до настоящего времени не осуществлен перевод первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронный формат, обеспечивающий возможность заявителей в целях получения услуги предоставлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, осуществлять мониторинг хода предоставления услуг и получать их результат. 30.03.2020г. в адрес Главы Преображенского сельсовета внесено представление. До настоящего времени переход на предоставление муниципальных услуг в электронном формате не осуществлен. Несоблюдение требований федерального законодательства по переходу на оказание муниципальных услуг в электронной форме влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе и субъектов предпринимательской деятельности, являющихся потенциальными получателями муниципальных услуг, в связи с чем, прокурор просит в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязать ответчиков организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме (л.д. 2-4).

В судебном заседании представитель истца помощник Ачинского городского прокурора Алешина Н.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Преображенского сельсовета Ачинского ФИО1, действующая на основании доверенности от 26.01.2021 года, сроком действия по 31.12.2021 года (л.д.29), в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований не возражала, указав, что в настоящее время ведется работа по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронный формат, два регламента опубликованы неделю назад, но получение услуг по ним в электронном виде еще невозможно.

Представитель третьего лица КГКУ «Центр информационных технологий Красноярского края» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом путем направления судебного извещения (л.д.22), согласно представленному отзыву 07.05.2020 ведомству, на основании обращения, зарегистрированного в программе учета заявок и ответов «NAUМEN Service Desk» RP77934 под вх № 73/1-808 от 30.04.2020, исх №163 от 30,04.2020, был предоставлен доступ в РГУ. 11.06.2021 на основании запроса RP158723 были продублированы учетные данные для доступа в РГУ. 02.09.2020 программе учета заявок и ответов «NAUМEN Service Desk» был зарегистрирован запрос RP 102055, в котором была приложена некорректно заполненная заявка на внесение изменений в РГУ, а именно в качестве идентификатора и наименования ведомства и услуги в заявке была указана одинаковая информация. При проверке правильности заполнения информации в карточке ведомства в РГУ была также обнаружена ошибка. На данный запрос КГКУ «ЦИТ» направило в ведомство ответ, следующего содержания: «Услуга с идентификатором 2400000010000234505 в РГУ отсутствует, наименование услуги не указано в заявке. Орган власти необходимо отредактировать в соответствии с рекомендациями министерства цифрового развития Красноярского края», прикрепив во вложение письмо министерства цифрового развития Красноярского края №73-0984 от 25.09.2019, которое было ранее разослано в органы местного самоуправления «Об организации работы по заполнению сведений в РГУ», с описанием перечня обязательных полей для заполнения в РГУ и пояснениями по их заполнению. По состоянию на дату составления настоящего отзыва информация, указанная в карточке ведомства на РГУ, не приведена в соответствие с письмом МЦР КК №73-0984 от 25.09.2020 (не указан ОКАТО и не везде указан ОКТМО). Заявка на внесение изменений в адрес КГКУ «ЦИТ» не поступала. Просила дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица (л.д.23-27).

Выслушав представителя истца помощника Ачинского городского прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

В силу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг изложены в ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ, одним из которых является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, в силу п.п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу ст. 5 указанного федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются: предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг; получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом; иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.

В силу п. 1 ч. 4 ст. 29 названного федерального закона переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг" утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных услуг органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрение, получение результата предоставления услуги, осуществлении оценки качества предоставления услуги и другое.

Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, а также этапы перехода на электронный вид предоставления услуг, которые предполагают оказание услуг в электронном виде через единый портал государственных услуг.

Муниципальными услугами, включенными в указанный перечень являются: выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов); принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; предоставление информации о порядке предоставления жилищно–коммунальных услуг населению; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма, предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории и другие.

Последний этап перехода установлен до 01 января 2014 года.

В соответствии с этапом №5 утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде", до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, 30 марта 2020 года по результатам проверки Ачинской городской прокуратурой соблюдения администрацией Преображенского сельсовета Ачинского района требований законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг субъектам предпринимательской деятельности, в том числе в электронном виде, внесено представление (л.д.10-12).

Постановлением администрации Преображенского сельсовета Ачинского района от 13.02.2012г. №13-П утвержден сводный перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) Администрацией Преображенского сельсовета, подлежащих включению в реестр муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, а также этапы перехода на предоставление услуг в электронной форме.

Постановлением администрации Преображенского сельсовета Ачинского района от 08.10.2013г. №122-П внесены изменения в постановление №13-П от 13.02.2012, приложение 1 (сводный перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) Администрацией Преображенского сельсовета, подлежащих включению в реестр муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, а также этапы перехода на предоставление услуг в электронной форме, изложен в новой редакции: Муниципальные услуги: 1. Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма – 5 этап; 2. Заключение договоров социального найма – 5 этап; 3 Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 5 этап; 4. Выдача документов (финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, справок и иных документов) - 4 этап; муниципальные функции: 1. Осуществление муниципального контроля в области лесного законодательства – 4 этап (л.д.6,7).

Постановлением администрации Преображенского сельсовета Ачинского района от 15.01.2021г. №07-П внесены изменения в постановление №13-П от 13.02.2012, приложение 2 - содержание этапов перехода на предоставление услуг в электронном виде изложено в следующей редакции: 1 этап – Размещение информации об услуге в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг, срок реализации до 31 декабря 2021г.; 2 этап – Размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, срок реализации до 31 декабря 2021г.; 3 этап – Обеспечение возможности для заявителей, в целях получения услуги, предоставлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, срок реализации до 31 декабря 2022г.; 4 этап – Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг мониторинг хода предоставления услуги, срок реализации до 31 декабря 2023г.; 5 этап – Обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином государственном портале государственных и муниципальных услуг, если это не запрещено Федеральным законом, срок реализации до 01 января 2024г. (л.д.8,9).

При этом, указанные в настоящем постановлении администрации Преображенского сельсовета сроки перехода для предоставления услуг в электронном виде, судом не могут быть приняты во внимание по причине того, что Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р сроки перехода установлены до 01.01.2014 года.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что, несмотря на принимаемые администрацией Преображенского сельсовета Ачинского района меры по организации оказания муниципальных услуг в электронной форме, на едином портале https://www.gosuslugi.ru отсутствует возможность подачи заявления и получения результатов услуги в электронной форме.

С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования Ачинского городского прокурора, обязав администрацию Преображенского сельсовета Ачинского района организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме.

При этом предложенный истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность ответчиком, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то есть в срок до 01 апреля 2022 года, суд находит разумным и подлежащим установлению, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Преображенского сельсовета Ачинского района Красноярского края организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме в срок до 01 апреля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья А.А. Порядина

Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2021 года.