УИД 24RS0002-01-2021-004191-92
№ 2-2627/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2021 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Ирбеткиной Е.А.
с участием представителя истца Коняшкиной Л.А.,
представителя ответчика ФИО1,
при секретаре Волковой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ачинского района о возложении обязанности организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ачинского района о возложении обязанности организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме, мотивируя свои требования тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг органами местного самоуправления субъектам предпринимательской деятельности, в ходе которой было установлено, что администрацией Ачинского района размещена информация об оказании услуг на едином портале https://www.gosuslugi.ru, однако отсутствует возможность подачи заявления и получения результатов услуги в электронной форме, в том числе таких услуг как – выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выдача разрешений на установку рекламных конструкций и др. В силу части 6 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон) определено предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Пунктом 2 ч.1 ст. 6 Закона предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить возможность получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом. Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также этапы перехода на электронный вид предоставления услуг, которые предполагают оказание услуг в электронном виде через единый портал государственных услуг. Последний этап перехода установлен до 1 января 2014 года. Постановлением администрации Ачинского района от 21.02.2012 г. №161-П утвержден сводный перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией Ачинского района, с учетом услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями и организациями, подлежащих включению в реестр муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, а также этапы перехода на предоставление услуг в электронном виде. Указанным постановлением предусмотрены этапы перехода на предоставление услуг в электронном виде, однако администрацией Ачинского района до настоящего времени не осуществлен перевод первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронный формат, обеспечивающий возможность для заявителей в целях получения услуги предоставлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, осуществлять мониторинг хода предоставления услуг и получать их результат. 10.03.2020 г. в адрес Главы Ачинского района вынесено представление, но до настоящего времени переход на предоставление муниципальных услуг в электронном формате не осуществлен. Несоблюдение требований федерального законодательства по переходу на оказание муниципальных услуг в электронной форме влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе и субъектов предпринимательской деятельности, являющихся потенциальными получателями муниципальных услугу, в связи с чем, прокурор просил в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязать ответчика организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме (л.д. 2-5).
В судебном заседании представитель истца помощник Ачинского городского прокурора Коняшкина Л.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений в шесть месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Ачинского района ФИО1, действующий на основании доверенности от 18.03.2021 г. (л.д. 32), по заявленным исковым требованиям не возражал, сообщил, что работа по организации оказания муниципальных услуг в электронной форме органом местного самоуправления ведется, для этого принимаются необходимые меры, в том числе организовано взаимодействие с ЦИТ г. Красноярска. Однако просил установить разумный срок для исполнения решения суда ввиду необходимости совершения значительного объема действий для исполнения требований прокурора, в том числе подготовки 35 административных регламентов оказываемых в электронной форме услуг, направления их в Ачинскую городскую прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы, размещения их в информационной справочной системе РГУ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 2 Федерального закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В силу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг изложены в ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ, одним из которых является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, в силу п.п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
В силу ст. 5 указанного федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются: предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг; получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом; иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 29 названного федерального закона переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг" утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных услуг органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрение, получение результата предоставления услуги, осуществлении оценки качества предоставления услуги и другое.
Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1991-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями также этапы перехода на электронный вид предоставления услуг, которые предполагают оказание услуг в электронном виде через единый портал государственных услуг.
Муниципальными услугами, включенными в указанный перечень являются: выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, справок и иных документов); принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; предоставление информации о порядке предоставления жилищно–коммунальных услуг населению; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма, предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории и другие.
Последний этап перехода установлен до 01 января 2014 года
В соответствии с этапом №5 утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде", до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 10 марта 2020 года по результатам проверки Ачинской городской прокуратурой соблюдения администрацией Ачинского района требований законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг субъектам предпринимательской деятельности, в том числе в электронном виде вынесено представление (л.д. 18-19).
Постановлением администрации Ачинского района от 21.02.2012 г. №161-П утвержден сводный перечень муниципальных услуг (функций), предоставляемых Администрацией Ачинского района с учетом услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями и организациями, подлежащих включению в реестр муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, а также этапы перехода на предоставление услуг в электронной форме (л.д. 7-13).
Указанным постановлением предусмотрены следующие этапы перехода на предоставление услуг в электронном виде: завершить размещение информации об услуге (функции) в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" до 1 марта 2012 года; завершить размещение в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующей услуги (функции), и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде до 01 июля 2012 года; обеспечить возможность для заявителей в целях получения услуги (функции) представлять документы в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" до 1 января 2013 года; обеспечить возможность для заявителей осуществлять с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции) до 01 июля 2013 года; обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги (исполнения функции) в электронном виде в отношении тех государственных и муниципальных услуг (функций), электронный вид представления результатов которых не запрещен федеральными законами до 1 января 2014 года.
Из ответа администрации Ачинского района от 07 июня 2021 года следует, что перечень муниципальных услуг предоставляемых администрацией Ачинского района в электронной форме утвержден постановлением администрации Ачинского района от 21.02.2012 г. № 161-П, Срок реализации 5 этапа – «обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги (исполнения функции) в электронном виде в отношении тех государственных и муниципальных услуг (функций), электронный вид представления результатов которых не запрещен федеральными законами», утвержденного постановлением (до 1 января 2014 года) – исполнен. Все услуги утвержденные указанным постановлением предоставляются в электронном виде через официальный портал «Госуслуги» (л.д. 6).
Вместе с тем, в ходе проверки информационных ресурсов сайта государственных услуг, установлено, что администрацией района размещена информация об оказании услуг на едином портале https://www.gosuslugi.ru, однако отсутствует возможность подачи заявления и получения результатов услуги в электронной форме, в том числе таких услуг как – выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, выдача разрешений на установку рекламных конструкций и др. (л.д. 14-17).
Судом установлено, что в настоящее время администрацией Ачинского района принимаются меры, направленные на организацию оказания муниципальных услуг в электронной форме.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования Ачинского городского прокурора, обязав администрацию Ачинского района организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме.
При этом, предложенный истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность ответчиком, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в срок до 01 апреля 2022 года, суд находит разумным и подлежащим установлению в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Ачинского района организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме в срок до 01 апреля 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.А. Ирбеткина