ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2628/18 от 24.12.2018 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-2628/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 декабря 2018г. г. Биробиджан ЕАО

Биробиджанский районный суд ЕАО

в составе судьи Лаврущевой О.Н.

при секретаре Медведевой А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №3», мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о совершении определенных действий, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Биробиджана обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам о совершении определенных действий. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения образовательными и дошкольными организациями законодательства об антитеррористической защищенности. По результатам проверки выявлено, что в здании МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3» имеются нарушения антитеррористической защищенности, а именно: система видеонаблюдения не обеспечивает обзор всей территории учреждения, система контроля и управления доступом отсутствует. МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» является бюджетным учреждением, работающим по муниципальному заданию, финансовое обеспечение которого осуществляется в том числе в виде субсидий из бюджета МО «Город Биробиджан». Таким образом обязанность по финансированию МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» лежит на мэрии МО «Город Биробиджан» за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения образовательными организациями указанных мероприятий.

Истец просил суд: 1) обязать МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» в срок до 01.09.2019 оборудовать объект (территорию), расположенный по адресу: ЕАО, г.Биробиджан, ул. Пионерская, д. 88 "а": охранной сигнализацией; дополнительными видеокамерами, обеспечивающими просмотр периметра территории в полном объеме; системой контроля и управления доступом; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

2) обязать мэрию МО «Город Биробиджан» ЕАО в срок до 01.09.2019 произвести финансирование МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» за счет средств бюджета муниципального образования для выполнения дошкольной образовательном организации указанных мероприятий.

В судебном заседании помощник прокурора Герасименко А.В. доводы ии требования искового заявления поддержала. Просила обязать МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» в срок до 01.09.2019 оборудовать объект (территорию), расположенный по адресу: ЕАО, г.Биробиджан, ул. Пионерская, д.88 "а": охранной сигнализацией; дополнительными видеокамерами, обеспечивающими просмотр периметра территории в полном объеме; системой контроля и управления доступом; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3» Сиянова О.А. с исковыми требованиями согласилась. Суду пояснила, что для осуществления указанных мероприятий необходимо около 1 млн. руб. Если финансирования не будет, то учреждение не успеет выполнить данные мероприятия до 01.09.2019.

Представитель ответчика МО «Город Биробиджан» ЕАО в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ (далее Федеральный закон) установлены основные принципы противодействия терроризму в РФ, к числу которых относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма и соразмерности степени террористической опасности.

05.10.2009 Президентом РФ утверждена Концепция противодействия терроризму в РФ, которая определила основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму.

В соответствии с п. 11 раздела 2 Концепции, основными задачами противодействия терроризму, являются: поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Согласно п.п. 2 и 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требования, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации.

В силу Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст.28).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст.28).

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30 декабря 2009 гола № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждения, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Приказом Минобразования России от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», предписано руководителям подведомственных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образованиях средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты.

В соответствии с п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и каналов передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ или в ситуационные центры «Службы 112». Из приложения «в» в данному своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии и т.д.)

Согласно акту проверки антитеррористической защищенности образовательных учреждений расположенных на территории г. Биробиджана от 14.09.2018, МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 3» в нарушении п.п. а, б, д п. 20, п.п. б п. 23, п. 27 Требований «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» не обеспечивает обзор всей территории учреждения. А именно отсутствует система контроля и управления доступом; объект не оборудован охранной сигнализацией; отсутствует обеспечение охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Для устранения недостатков необходимо: дооборудовать объект средствами видеонаблюдения, обеспечив видеоконтроль периметра и все территории объекта, в том числе в ночное время, а также хранение видеоинформации в течении 30 дней. Оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом. Оборудовать объект охранной сигнализацией. Обеспечить охрану объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Указанные обстоятельства в судебном заседании пояснил свидетель ФИО4 Так свидетель суду пояснил, что работает в ФГКУ "ОВО ВНГ России по ЕАО". Он проводил проверку антитеррористической защищенности в МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 3». Вся территория учреждения не просматривается камерами видеонаблюдения. Здание детского сада должны охранять сотрудники ЧОПа или вневедомственной охраны. Отсутствует охранная сигнализация, имеется только тревожная кнопка.

Согласно уставу МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» является бюджетным учреждением, работающим по муниципальному заданию, финансовое обеспечение которого осуществляется в том числе в виде субсидий из бюджета муниципального образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 123.21 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» необходимо обязать оборудовать объект (территорию), расположенный по адресу: ЕАО, г.Биробиджан, ул.Пионерская, д. 88 "а": охранной сигнализацией; дополнительными видеокамерами, обеспечивающими просмотр периметра территории в полном объеме; системой контроля и управления доступом; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. При недостаточности у детского сада денежных средств для проведения вышеуказанных работ, необходимо обязать мэрию МО «Город Биробиджан» предоставить учреждению денежные средства.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения, суд приходит к следующему выводу.

В настоящее время ответчик не обладает денежными средствами для исполнения решения, изменения в план производственно-хозяйственной деятельности не вносились. Объявление аукциона и заключение договора невозможны до поступления денежных средств (лимитов бюджетных обязательств по ст.72 БК РФ). Следовательно, учитывая социальную значимость спорных работ необходимо обязать МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» выполнить работы до 01.09.2019.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300руб.. Мэрия муниципального образования «Город Биробиджан» на основании закона освобождена от уплаты пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №3», мэрии муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о совершении определенных действий, удовлетворить.

Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3», до 01.09.2019 оборудовать объект (территорию), расположенный по адресу: ЕАО, г.Биробиджан, ул.Пионерская, д. 88 "а": охранной сигнализацией; дополнительными видеокамерами, обеспечивающими просмотр периметра территории в полном объеме; системой контроля и управления доступом; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

При недостаточности у МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать мэрию муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО до 01.05.2019 предоставить МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» денежные средства необходимые для оборудования объекта (территорию), расположенного по адресу: ЕАО, г.Биробиджан, ул.Пионерская, д. 88 "а": охранной сигнализацией; дополнительными видеокамерами, обеспечивающими просмотр периметра территории в полном объеме; системой контроля и управления доступом; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Взыскать с МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца через Биробиджанский районный суд.

Судья О.Н. Лаврущева