ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2628/2013 от 11.09.2013 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2013 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего: Сергеева Ю.С.

при секретаре: Сафоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Минусинского межрайонного прокурора о признании недействующим в части административного регламента предоставления муниципальной услуги,

У С Т А Н О В И Л:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 3.5.1. административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы, утвержденного Постановлением администрации города Минусинска от 28 августа 2012 года № 1485-п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012 – 2015 годы».

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки выяснилось, что Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлены Федеральной программой (являются приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей»). В своем заявлении прокурор указывает, что введение иных положений, отличных от тех, которые установлены на федеральном уровне, в рамках регионального или муниципального нормотворчества недопустимо. Однако административный регламент в обжалуемой части (п. 3.5.1) установил, что решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении принимается администрацией города Минусинска по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и представленных документов в течение 30 рабочих дней, с даты предоставления этих документов. Прокурор указывает в заявлении, что данная норма противоречит п. 17 указанных Правил, установленных Федеральной программой, в соответствии с которым решение принимается в 10-тидневный срок с даты предоставления документов и противоречит п.4 подраздела 2.3.4 Краевой программы, согласно которого орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней с даты получения документов организует работу по проверке сведений, содержащихся в этих документах и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником программы.

Таким образом, по мнению прокурора, п. 3.5.1 оспариваемого регламента противоречит требованиям федерального законодательства и выявленные нарушения затрудняют реализацию прав граждан на жилище, полностью противоречат государственной политике, направленной на скорейшее обеспечение нуждающихся в жилье граждан, существенное увеличение бюджетного финансирования данных мероприятий, сокращение сроков обеспечения жильем.

В судебном заседании помощник прокурора Куповасова А.Е. на требованиях настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд признать недействующим п. 3.5.1 указанного регламента. Кроме того, прокурор указала в судебном заседании, что вообще принятие оспариваемого регламента было не целесообразно, так как существует Административный регламент, утвержденный Постановлением администрации города Минусинска от 18 апреля 2011 года № 529-п предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в рамках которого молодая семья может быть признана нуждающейся в жилом помещении.

Представитель администрации города Минусинска Дейнеко Е.В. по доверенности (л.д. 44) в судебном заседании пояснила, что требования прокурора понятны, администрация города Минусинска их не признает в полном объеме и просит суд отказать в удовлетворении заявления прокурору. Свои возражения представитель администрации города Минусинска изложила письменно в отзыве (л.д. 45), кроме того, суду пояснила, что указанные прокурором в заявлении, поданном в суд, 10-тидневный и 7-мидневный сроки установлены для рассмотрения органом местного самоуправления документов в числе которых уже должен быть документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении. Действующее законодательство не определяет срок, в течение которого орган местного самоуправления должен принять решение о признании или об отказе в признании молодой семьи нуждающееся в жилом помещении, администрация города Минусинска, руководствуясь ст. 12 ФЗ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» определила 30-тидневный срок для принятия решения о признании либо отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, полагает, что требования Минусинского межрайонного прокурора не подлежат удовлетворению, на основании следующего.

Прокурором при обращении в суд был представлен текст Постановления администрации города Минусинска от 28 августа 2012 года № 1485-п, которым был утвержден оспариваемый административный регламент предоставления муниципальной услуги (л.д. 5) и сам текст административного регламента администрации города Минусинска предоставления муниципальной услуги по признанию молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы» (л.д. 5-15).

Оспариваемый пункт 3.5.1 указанного Регламента (л.д. 10) изложен следующим образом: «решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы» принимается администрацией города Минусинска по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и предоставленных документов в течение 30 рабочих дней с даты предоставления этих документов.»

В соответствии с требованиями п. 2.3. Регламента (л.д. 6) результатом предоставления муниципальной услуги является: признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярским крае» на 2012-2015 годы.

Согласно п. 2.1. Регламента (л.д. 6) наименование муниципальной услуги «Признание молодой семьи нуждающееся в жилом помещении для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярским крае» на 2012-2015 годы».

Позиция прокурора сводится к тому, что органом местного самоуправления установлен срок 30 дней дня принятия решения о признании либо отказе признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в указанной долгосрочной целевой программе, однако, как указывает прокурор в заявлении, федеральное законодательство устанавливает иные, более короткие сроки: 10 дней и 7 дней, в подтверждение чему прокурор приводит нормы п. 17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлены Федеральной программой (являются приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей») и п.4 подраздела 2.3.4 Долгосрочной целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13.10.2011 года № 596-п.

Оценивая указанные доводы суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Указанная целевая программа имеет подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», приложением № 3 к которой утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».

В соответствии с п. 17 указанных правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.

Согласно п. 15 Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме, приведенной в приложении № 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п. 15(1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);

г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство);

д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно;

е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;

ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Таким образом, в числе документов, которые необходимо предоставить для участия в подпрограмме молодая семья должна предоставить:

- либо документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях (п. 15 Правил);

- либо документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (п. 15 (1) Правил).

Следовательно, обращение молодой семьи с заявлением для участия в подпрограмме молодая семья без предоставления указанных документов, подтверждающих признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, невозможно.

Оценивая доводы прокурора и представителя администрации города Минусинска суд приходит к выводу, что установленный п. 17 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» 10-тидневный срок принятия решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы не может быть применен к процедуре признания либо об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в этой программе, так как в результате признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении у молодой семьи появиться документ, предоставление которого необходимо в силу п. 15 (и п. 15(1)) Правил.

Указанный срок 10 дней подлежит безусловному соблюдению органом местного самоуправления при наличии всех необходимых документов для проведения их объективной оценки и принятия обоснованного решения по результатам их изучения.

Таким образом, прокурор фактически полагает, что за указанные 10 дней органом местного самоуправления должно быть принято два решения:

- о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении;

- о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Также Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 г. № 596-п утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012 - 2015 годы.

Согласно п. 4 раздела 2.3.4. (Порядок признания молодой семьи участником программы и формирования списков молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году) Паспорта указанной долгосрочной целевой программы установлено, что орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней с даты получения документов, указанных в подпунктах 1, 2 настоящего пункта, организует работу по проверке сведений, содержащихся в этих документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участником программы.

Суд не находит оснований согласиться с позицией прокурора, так как оспариваемый административный регламент в части установленного срока 30 дней (п. 3.5.1. л.д. 10) регулирует порядок признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, и результатом предоставления данной муниципальной услуги не может являться принятие решения органом местного самоуправления о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Как установлено судом, результатом предоставления данной муниципальной услуги является: признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярским крае» на 2012-2015 годы (п. 2.3. Регламента (л.д. 6)).

Довод помощника прокурора о том, что принятие оспариваемого в части административного регламента администрацией города Минусинска было нецелесообразно, так как имеется принятый в 2011 году административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 52-63) не может быть основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований по следующим основаниям.

В статье 10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании Прокуратура РФ или суд не может влиять на орган законодательной и исполнительной власти по вопросам принятия или не принятия каких-либо нормативных актов, руководствуясь принципом целесообразности.

Нормами статьи 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Согласно ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.

Оспариваемый прокурором регламент действует исключительно в отношении молодых семей в рамках конкретной, указанной в нем программы, тогда как административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 52-63) применяется в отношении указанных в нем категорий граждан (п. 1.3. л.д. 53).

Суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что администрацией города Минусинска допущено нарушение Закона при установлении в п. 3.5.1. оспариваемого административного регламента 30-тидневного срока для принятия решения о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении, так как федеральным законодательством РФ или нормативно-правовым актом субъекта РФ – Красноярского края иной, более короткий (сокращенный) срок для принятия указанного решения органом местного самоуправления не предусмотрен.

Кроме того, суду предоставлен направленный 3.09.2013 года прокурору проект постановления администрации города Минусинска «Об утверждении административного регламента администрации города Минусинска предоставления муниципальной услуги по признанию молодой семьи участницей долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы» (л.д. 64, л.д. 65-79), следовательно, доводы помощника прокурора о том, что оспариваемый регламент фактически определяет последовательность действий органа местного самоуправления и устанавливает увеличенные сроки по сравнению с федеральным законодательством при принятии решения по признанию молодой семьи участницей указанной долгосрочной целевой программы не состоятелен, так как до принятия указанного регламента (л.д. 65-79) администрация города Минусинска в силу действующей иерархии законодательства при обращении молодой семьи с указанным заявлением должна руководствоваться нормами Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года утверждена и Долгосрочной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае" на 2012 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011 г. № 596-п.

Доводы помощника прокурора о том, что в отсутствии административного регламента предоставления муниципальной услуги по признанию молодой семьи участницей долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» администрация города Минусинска фактически применяет оспариваемый административный регламент, суд находит несостоятельным.

Доказательств того, что администрацией города Минусинска применяется 30-тидневный срок, установленный оспариваемым п. 3.5.1. административного регламента, при принятии решения по признанию молодой семьи участницей долгосрочной целевой программы суду также представлено прокурором не было.

Кроме того, неверное применение какого-либо Административного регламента не может быть основанием для признания его недействующим полностью или в части, а может является основанием для обращения заинтересованных лиц в суд с заявлением в порядке главы 25 ГК РФ.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме, учитывает положения приведенных нормативно-правовых актов, а также в соответствии с закрепленным в Конституции РФ принципом разделения властей приходит к выводу, что суд не вправе признавать недействующим какой-либо нормативный правовой акт полностью или в части, руководствуясь принципом целесообразности, так как суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органов местного самоуправления, а также определять характер, содержание принимаемых ими правовых норм.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.252, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора о признании недействующим п 3.5.1 Административного регламента администрации города Минусинска предоставления муниципальной услуги по признанию молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае» на 2012-2015 годы», утвержденного Постановлением администрации города Минусинска от 28 августа 2012 года № 1485-п - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения суда изготовлен 29.09.2013 года.