Дело № 2-402/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14» июля 2022 года г. Новосибирск
Советский районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Яроцкой Н.С.,
при секретаре Смородиновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района города Новосибирска, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Жилищно-коммунальное управление Новосибирского научного центра», Министерству науки и высшего образования Российской Федерации о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района города Новосибирска, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГБУ «ЖКУ ННЦ», Министерству науки и высшего образования РФ об обязании в срок 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: 630090, (1, 2 подъезд), инвентарный № – в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 г.
Уточнив исковые требования, истец просит обязать ответчиков в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения в разные цвета;
- провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Советского района г. Новосибирска по заданию прокуратуры Новосибирской области была проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при содержании, использовании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: 630090, (1, 2 подъезд), инвентарный №, переданного ФГБУ «ЖКУ ННЦ» на праве хозяйственного ведения. Учредителем ФГБУ «ЖКУ ННЦ» является Министерство науки и высшего образования РФ.
В ходе проверки указанного сооружения были выявлены нарушения требований по его содержанию и эксплуатации, предусмотренных Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 г. №.
Необеспечение надлежащего состояния постоянной готовности указанного защитного сооружения гражданской обороны к переводу на режим защитных сооружения и необходимых условий для безопасности пребывания укрываемых в нем лиц нарушает интересы Российской Федерации, влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, у которых в случае возникновения военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могут возникнуть потребности в использовании такого сооружения.
В ходе рассмотрения дела тип защитного сооружения изменен с убежища на укрытие.
Ответчик представил возражения на иск, в которых указал что собственник не закреплял за ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» на праве хозяйственного ведения данное защитное сооружение. Ввиду отсутствия акта собственника о закреплении данного имущества за унитарным предприятием, право хозяйственного ведения не было зарегистрировано, а, следовательно, не возникло. У предприятия нет потребности в защитном сооружении гражданской обороны. Ни ФГУП «ЖКХ ННЦ», ни ФГБУ «ЖКУ ННЦ» не отнесены с категории организаций по гражданской обороне, пользование защитным сооружением не отвечает их задачам. Признание нахождения на балансе предприятия указанного имущества основанием возникновения права хозяйственного ведения противоречит закону. Факт нахождения спорного нежилого помещения на балансе учреждения не является основанием для признании балансодержателя его законным владельцем. После реорганизации за ФГБУ «ЖКУ ННЦ» не закреплено указанное имущество на праве оперативного управления. Представленная истцом выписка из реестра федерального имущества не является допустимым доказательством по делу. Факт нахождения рассматриваемого помещения в хозяйственном ведении или оперативном управлении может быть подтвержден только актом собственника о закреплении имущества, выпиской из ЕГРН, выписка из РФИ подтверждает факт учета объекта федерального имущества в РФИ на дату предоставления информации, не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом (л.д. 59-64).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Советского района г. Новосибирска Громов Е.Г. исковые требования поддержал, просил удовлетворить с учетом уточнений. Полагал, что в случае невозможности финансового исполнения предписания прокуратуры и решения необходимо возложить на Министерство науки и высшего образования РФ.
Представитель ответчика ФГБУ «ЖКУ ННЦ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства науки и высшего образования РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Ранее представил объяснения, согласно которым право оперативного управления на спорные помещения зарегистрировано за учреждением, оно отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и иным имуществом в установленных законом случаях. Обязанность обеспечивать техническое обслуживание, ремонт, поддержание в исправном состоянии защитных сооружений лежит на организации, эксплуатирующей объект – учреждении. При недостаточности денежных средств или имущества субсидиарную ответственность несет собственник имущества. Таким образом, оснований для обязания Минобрнауки совершить указанные действия нет, в удовлетворении иска к Минобрнауки следует отказать (л.д. 86-89).
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Новосибирской области Сапрыкин А.С., действующий на основании доверенности, полагал, что исковые требования необходимо удовлетворить, поскольку ответчик обязан содержать и поддерживать защитное сооружение в надлежащим состоянии.
Представитель третьего лица Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в НСО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени его проведения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац первый); организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац восьмой).
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
Согласно пункту 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 №, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем (абзац второй); обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства (абзац пятый).
Исходя из положений п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № (далее - Порядок № 1309), к числу объектов гражданской обороны отнесены укрытия – защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.
В соответствии с пунктом 10 Порядка № 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. При этом данные обязанности возложены на все организации, независимо от организационно-правовой формы.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно п. 1.7 Правил, готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.
В соответствии с абз. 3 п. 3.2.10 Правил, элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета.
Согласно п. 5.1.1 Правил, техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают: ТО N 1; ТО N 2; ТО N 3; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно пунктам 3, 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В силу статьи 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Собственником нежилого помещения площадью 102,4 кв.м (номера в поэтажном плане: 3, 4, 13-22), расположенного в подвале в , является Российская Федерация (л.д. 13).
Указанное помещение являлось убежищем (защитным сооружением) с инвентарным номером №. В нем имеются бомбоубежища площадью 16,9 кв.м, 22,8 кв.м, 21,5 кв.м, 21,5 кв.м, 6,0 кв.м; коридоры площадью 2,0 кв.м, 2,4 кв.м, 2,6 кв.м, 1,8 кв.м; санузлы площадью 1,2 кв..м, 2,5 кв.м, 1,2 кв.м; комната площадью 4,1 кв.м (л.д. 14-17).
Правообладателем на основании акта гос. приемки от 30.01.1960 г. с правом хозяйственного ведения является ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН» (л.д. 37).
Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук» было создано на основании постановления Президиума РАН от 26.03.2002.
Учредителем и собственником имущества предприятия являлась Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника закрепленного за предприятием имущества от имени Российской Федерации осуществляла Российская академия наук. При этом предприятие находилось в ведении Сибирского отделения Российской Академии наук, осуществлявшего управление предприятием.
Согласно паспорту убежища, оно было передано в эксплуатацию ФГУП «ЖКХ ННЦ» (ЖЭУ-1) в сентябре 1968 г. (л.д. 66-68).
Из писем ФГБУ «ЖКУ ННЦ» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Минобороны РФ следует, что ЗС ГО находятся в хозяйственном ведении ФГУП «ЖКХ ННЦ», а затем – ФГУП «ЖКУ ННЦ» (л.д. 73, 35-36).
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ на документацию по изменению типа защитного сооружения ГО инв. №у ФГУП «ЖКХ ННЦ», расположенного по адресу: , достаточных обоснований для изменения типа защитного сооружения гражданской обороны не имелось, в согласовании акта об изменении типа защитного сооружения рекомендовано отказать (л.д. 74-76).
ДД.ММ.ГГГГ врио директора ФГБУ «ЖКУ ННЦ» направил в адрес директора Департамента управления делами Минобрнауки РФ сведения о потребности в финансировании мероприятий по поддержанию в готовности защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на балансе ФГБУ «ЖКУ ННЦ» (л.д. 30, 31).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором было вынесено решение о проведении проверки данного помещения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
В ходе проверки были выявлены нарушения требований к содержанию и эксплуатации защитного сооружения, предусмотренных Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, что подтверждается справкой инспектора ОНДиПР по Монич А.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
В результате в адрес ФГБУ «ЖКУ ННЦ» прокурором было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер по приведению рассматриваемого защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями Правил эксплуатации, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 20-26).
ВрИО директора ФГБУ «ЖКУ ННЦ» Кисс В.В. с наличием нарушений согласился, однако просил учесть, что объект по адресу: инвентарным номером 1455-55 – был передан на баланс ФГБУ «ЖКУ ННЦ» в ненадлежащем состоянии, при этом распоряжения о закреплении хозяйственного ведения указанным имуществом не издавалось. И на момент передачи, и на сегодняшний день потребность в защитном сооружении гражданской обороны отсутствует. ФГБУ «ЖКУ ННЦ» не отнесено к категории организаций по гражданской обороне, пользование таким имуществом не соответствует уставной деятельности учреждения. Стоимость восстановления защитного сооружения крайне высока, у ФГБУ «ЖКУ ННЦ» нет финансовой возможности для проведения такого ремонта. Учредителю сообщалось о необходимости финансирования мероприятий по его капитальному ремонту, также ДД.ММ.ГГГГ направлялось письмо в МЧС России о переводе защитных сооружений гражданской обороны в укрытия, так как восстановление экономически нецелесообразно. Отметил, что любые траты на ремонт подобных сооружений могут быть расценены как нецелевое использование денежных средств, так как объекты учреждению не принадлежат (л.д. 27-29).
ДД.ММ.ГГГГ врио директора ФГБУ «ЖКУ ННЦ» направил в адрес директора Департамента управления делами Минобрнауки РФ письмо с просьбой выделить средства из федерального бюджета на ремонт защитных сооружений гражданской обороны (в том числе расположенного по адресу: ) в размере 12 245 498 рублей, рассмотреть возможность передачи данных защитных сооружений в муниципальную собственность (л.д. 32-34).
Актом от ДД.ММ.ГГГГ защитное сооружение гражданской обороны по адресу: , - переведено из типа «Убежище» в тип «Укрытие» (л.д. 118-119).
Из паспорта укрытия № № следует, что рассматриваемое помещение является укрытием, находится в федеральной собственности , приписано к ФГБУ «ЖКУ ННЦ». Назначение помещения – укрытие населения и персонала учреждения. Как укрытие помещение принято в эксплуатацию в 2022 г. (л.д. 124-127).
В своих письмах директор ФГУП «ЖКХ ННЦ» и врио директора ФГБУ «ЖКУ ННЦ» подтвердили факт передачи спорного объекта учреждению на праве хозяйственного ведения. Своими действиями ФГБУ «ЖКУ ННЦ» (ранее ФГУП «ЖКХ ННЦ») подтверждало факт признания за собой вещного права в отношении спорного объекта, фактически реализовывало полномочия владельца.
Суд находит необоснованными доводы ответчика о том, что ФГБУ «ЖКУ ННЦ» не нуждается в данном защитном сооружении, не эксплуатирует его и не заинтересован в его использовании. Действия ответчика свидетельствуют о том, что он фактически признавал себя законным владельцем спорного защитного сооружения, в том числе ответственным за его надлежащее содержание.
Совокупность представленных в дело доказательств свидетельствует о том, что Российская академия наук, исполняющая от имени Российской Федерации функции и полномочия учредителя предприятия, а также собственника закрепленного за ним имущества, передала спорное имущество во владение правопредшественнику ответчика, обязав последнего внести соответствующие учетные сведения в реестр федерального имущества.
Впоследствии ответчик своими фактическими действиями реализует правомочия лица, владеющего спорным имуществом на праве хозяйственного ведения, в связи с чем, следует вывод о том, что учетные сведения о правообладателе, внесенные в реестр федерального имущества, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Непринятие ответственными лицами мер по регистрации на имя ответчика права хозяйственного ведения на защитное сооружение в Едином государственном реестре недвижимости не является основанием для вывода о том, что право хозяйственного ведения у ответчика не возникло.
Определяющее значение для решения вопроса о возникновении у ответчика права хозяйственного ведения на спорный объект имеет установление факта передачи данного объекта собственником ответчику на рассматриваемом вещном праве, поскольку в силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ и пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является правоподтверждающим, а не правоустанавливающим действием.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отсутствие в ЕГРН записи о праве хозяйственного ведения ФГБУ «ЖКУ ННЦ» на спорный объект не может явиться безусловным основанием для отказа в иске.
Закрепляя имущество за предприятиями и учреждениями, собственник наделяет их правами по владению и пользованию, в том числе, по управлению имуществом в установленном порядке.
Лицо, за которым помещения закреплены на праве хозяйственного ведения, в силу норм действующего законодательства обязано нести расходы по содержанию и ремонту закрепленного имущества.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных нормативных актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными, обычно предъявляемыми требованиями.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанность по содержанию в надлежащем состоянии постоянной готовности ЗС ГО должны нести правообладатели таких сооружений, за которыми они закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, исковые требования прокурором заявлены к надлежащему ответчику, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Рассматриваемое защитное сооружение подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, предъявляемых к укрытиям.
В ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы иска о ненадлежащих содержании и эксплуатации защитного сооружения ответчиком ФГБУ «ЖКУ ННЦ». Требование прокурора обязать ФГБУ «ЖКУ ННЦ» привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №, является обоснованным.
При этом суд полагает, что работы по приведению защитного сооружения в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № подлежат осуществлению за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели главным распорядителем бюджетных средств в лице Министерства науки и высшего образования РФ, поскольку как следует из материалов гражданского дела, в том числе устава ФГБУ «ЖКУ ННЦ», утвержденного приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 13.05.2020 №, функции и полномочия учредителя ФГБУ «ЖКУ ННЦ» осуществляет Министерство науки и высшего образования РФ; функции и полномочия собственника имущества, переданного ФГБУ «ЖКУ ННЦ», осуществляет, в том числе Министерство науки и высшего образования РФ; ФГБУ «ЖКУ ННЦ» выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Министерством науки и высшего образования РФ в установленном порядке в соответствии с предусмотренными настоящим уставом основными видами деятельности; основными целями и предметом деятельности ФГБУ «ЖКУ ННЦ» является, в том числе содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности, обеспечение эксплуатационно-технического обслуживания объектов и помещений, а также содержание указанных объектов и помещений, оборудования и прилегающей территории в надлежащем состоянии (п.п. 4,5,13,20 устава).
В соответствии с пунктом 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем мероприятий, совершение которых требуется для приведения защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями законодательства, суд находит разумным установление срока для исполнения решения - 12 месяцев со дня вступления решения суд в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования , действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, - удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное управление Новосибирского научного центра» (ИНН №) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели главным распорядителем бюджетных средств Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (ИНН 9710062939) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: 630090, (1, 2 подъезд), инвентарный №, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15.12.2002 г. №, а именно:
- окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения в разные цвета;
- провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
.
Судья подпись Н.С. Яроцкая
Мотивированное решение изготовлено 21.07.2022 г.