ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2629/2-2020 от 24.12.2020 Промышленного районного суда г. Курска (Курская область)

Гр.дело №2-2629/2-2020г.

46RS0031-01-2020-004481-29

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2020 года город Курск

Промышленный районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Л.В.,

при секретаре Жильцовой Ю.В.,

с участием:

представителя истца Асеевой И.В.,

представителя ответчика УТ УМВД России по ЦФО Гайдуковой Ю.П.,

представителя ответчика МВД России Гайдуковой Ю.П.,

представителя третьего лица Курского линейного

отдела МВД РФ на транспорте Гайдуковой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безуглова Сергея Валерьевича к Управлению на транспорте МВД России по ЦФО, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгорордской областях, МВД России о признании незаконными действий Управления на транспорте МВД России по ЦФО и обязании заключить договор социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Безуглов С.В. обратился в Промышленный районный суд г. Курска с уточненным исковым заявлением к Управлению на транспорте МВД России по ЦФО о признании незаконными действий и возложении обязанности заключить договор социального найма, мотивируя свои требования тем, что распоряжением Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях №137-р от 28.03.2018 г. закреплено на праве оперативного управления за Управлением на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> площадью 54,8 кв.м. Право оперативного управления за Управлением на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу на вышеуказанный объект недвижимого имущества зарегистрировано в Едином государственном реестре прав ДД.ММ.ГГГГ

Согласно протокола заседания жилищно-бытовой комиссии Курского ЛO МВД России на транспорте от 21 мая 2018 г., протокола комиссии по жилищно-бытовым вопросам УТ МВД России по ЦФО от 29 июня 2018 г. по вопросу о распределении и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в жилом доме в <адрес> было решено предоставить Безуглову С.В. на условиях социального найма квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

Однако 30 июля 2018 г. Управлением на транспорте МВД РФ по Центральному округу (далее - УТ МВД России по ЦФО) в лице начальника ФИО8 с истцом был заключен договор безвозмездного пользования жилым помещением, а именно квартирой расположенной по адресу: <адрес>

Истец проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет по улучшению жилищных условий (протокол заседания ЖБК ЛОВД на ст. Курск от ДД.ММ.ГГГГ очередь №52). Единовременная социальная выплата для приобретения жилого помещения, не предоставлялась.

На обращение Безуглова С.В. от 28.07.2020 г. в УТ МВД России по ЦФО с просьбой о заключении с ним договора социального найма квартиры расположенной по адресу: <адрес> и дать согласие на ее приватизацию, ему было отказано.

Просит признать незаконными действия (бездействие) УТ МВД России по ЦФО, выраженные в заключении договора безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ и отказе в заключении договора социального найма квартиры расположенной по адресу: <адрес>

- признать недействительным договор безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ

- обязать УТ МВД России по ЦФО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца и заключить с Безугловым С.В. договор социального найма квартиры расположенной по адресу: <адрес>

- обязать ответчиков совершить необходимые действия по передаче квартиры расположенной по адресу: <адрес> из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования «Город Курск» в соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, в соответствии с п.4.2 приказа Росимущества от 19.12.2016 N 473 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" (вместе с "Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях").

Истец в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом. Представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Обеспечил явку в суд своего представителя по доверенности Асееву И.В.

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородских областях, представитель третьего лица Администрации г. Курска в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца Безуглова С.В. - Асеева И.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в уточненном иске основаниям.

Представитель ответчиков Управления на транспорте МВД России по ЦФО, МВД России, представитель третьего лица Курского линейного отдела МВД РФ на транспорте Гайдукова Ю.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требования, поскольку Управление на транспорте МВД России по ЦФО не имеет полномочий по распоряжению федеральным имуществом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).

В части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено предоставление жилого помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма сотрудникам органов внутренних дел РФ, гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., и совместно проживающим с ними членам их семей.

Данное регулирование основано на норме ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. (т.е. до вступления в силу ЖК РФ) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Там же установлено, что указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие данного Кодекса (т.е. до 1 марта 2005 г.) давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма; указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений данной части.

В соответствии с Определением Конституционного Суда России от 1 декабря 2009 г. N 1549-О-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указанным в данной норме лицам жилые помещения жилищного фонда РФ предоставляются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

В судебном заседании установлено, что Безуглов С.В., проходил службу в органах внутренних дел (далее - ОВД) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет по улучшению жилищных условий, что подтверждается выпиской из протокола заседания ЖБК ЛОВД на ст. Курск от 25.02.1998 года.

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии Курского ЛО МВД России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ выписке из протокола заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам УТ МВД России по ЦФО от ДД.ММ.ГГГГ было решено предоставить Безуглову С.В. на условиях социального найма квартиру расположенную по адресу: <адрес>

Однако, ДД.ММ.ГГГГ ответчик заключил с истцом договор безвозмездного бессрочного пользования кв. <адрес>

Вместе с тем заключение Договора безвозмездного бессрочного пользования от 30.07.2018 года не предусмотрено в Постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 и в Федеральном законе от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно распоряжения МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях от 28.03.2018 года, кв. <адрес> передана в оперативное управление УТ МВД России по ЦФО.

Согласно части 2 статьи 44 Закона о полиции Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно правовой позиции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 16.02.2016 N 37-КГ15-8, в соответствии с предусмотренными сметами управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляют строительство жилых помещений и предоставляют их по договорам социального найма сотрудникам (работникам), принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке. Полномочиями по реализации жилищных прав сотрудников и работников органов внутренних дел в ином порядке, ответчик не обладает.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает наличие у полиции специализированного жилищного фонда либо осуществление строительства жилых помещений и предоставление их по договорам социального найма сотрудникам (работникам), принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном порядке, с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Вместе с тем кв.<адрес> не была включена в специализированный жилищный фонд и не была предоставлена по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. При этом наличие иного жилищного фонда у полиции не предусмотрено.

Кроме того, согласно п. 8 типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897, срок найма служебного жилого помещения устанавливается балансодержателем и не может превышать период службы (военной службы) сотрудника (военнослужащего). Поскольку истец является пенсионером спорная квартира не может быть предоставлена ему на период службы.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

При предоставлении спорной квартиры Безуглов С.В. состоял на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ Истец до ДД.ММ.ГГГГ был принят Курским ЛОВД России на транспорте на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, следовательно, у него возникло право на получение от ответчиков квартиры на условиях договора социального найма.

Более того, истцу и совместно проживающим с ними членам их семей, как сотруднику органов внутренних дел РФ, уволенному со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., жилое помещение может быть предоставлено только по договору социального найма.

Согласно п. 2 и 3 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (Приложение к Приказу МВД России от 24 мая 2003 г. N 345 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.07.2003 N 4938), постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений. Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.

Поскольку действующее законодательство предусматривает наличие у полиции только специализированного жилищного фонда, а также предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел РФ, гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., и совместно проживающим с ними членам их семей только по договору социального найма, действия УТ МВД России по ЦФО, выраженные в заключении договора безвозмездного пользования жилым помещением от 30.07.2018 года и отказе в заключении договора социального найма квартиры № 136 расположенной по адресу: <адрес> являются незаконными.

В силу ч. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно ч. 1 ст. 690 ГК РФ, право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.

В силу наличия у Безуглова С.В. права на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма, ответчиком ему необоснованно как сотруднику ОВД, не имеющему иного жилья, было предоставлено жилое помещение на условиях безвозмездного пользования, а заключенный между сторонами договор безвозмездного пользования от 30.07.2018 года является недействительным.

Согласно п. 14.7 Положения об УТ МВД РФ по ЦФО, утвержденного Приказом МВД РФ от 01.07.2011 года № 781, управление в целях реализации свои полномочий имеет право осуществлять управление жилищным фоном, закрепленным на праве оперативного управления, в соответствии с его назначением.

Поскольку спорное жилое помещение было предоставлено истцу в порядке, установленном законом, на основании вышеуказанных положений жилищного законодательства Управление, являющееся обязанной стороной по указанному договору в силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ, неправомерно уклоняется от заключения с истцом договора социального найма, в связи с чем, на него надлежит возложить обязанность по заключению указанного договора с истцом.

Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", жилые помещения жилищного фонда РФ предоставляются по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с действующим законодательством с момента передачи имущества в оперативное управление (хозяйственное ведение) предприятия собственник имущества утрачивает право свободно распоряжаться этим имуществом.

Согласно п.1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п.3 ст. 298 ГК РФ, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.

Согласно п. 9 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699 "Об утверждении и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации", МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел.

Положением об УТ МВД РФ по ЦФО, утвержденным Приказом МВД РФ от 01.07.2011 года № 781, не предоставлено право УТ МВД РФ по ЦФО распоряжаться жилыми помещениями.

На ответчика МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях в соответствии с положениями п. 4.2.11 Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, утвержденным Приказом Росимущества от 19.12.2016 следует возложить обязанность совершить все необходимые действия по передаче кв. в жилом доме по адресу: <адрес> из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Кроме того на ответчика МВД РФ в соответствии с пп. «д» п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" следует возложить обязанность подготовить все необходимые документы для передачи кв. в жилом доме по адресу: <адрес> из федеральной собственности в муниципальную собственность.

На ответчика УТ МВД РФ по ЦФО в соответствии с пп. «а-г, е-м» п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" следует возложить обязанность подготовить все необходимые документы для передачи кв. в жилом доме по адресу: <адрес> из федеральной собственности в муниципальную собственность.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Безуглова Сергея Валерьевича удовлетворить.

Признать договор безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между УТ МВД России по ЦФО и Безугловым Сергеем Валерьевичем, недействительным.

Обязать Управление на транспорте МВД России по ЦФО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем заключения с Безугловым Сергеем Валерьевичем договора социального найма квартиры в жилом доме по адресу: <адрес>

Обязать МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях совершить все необходимые действия по передаче кв. в жилом доме по адресу: <адрес> из федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с положениями п. 4.2.11 Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской и Белгородской областях, утвержденным Приказом Росимущества от 19.12.2016

Обязать МВД РФ подготовить все необходимые документы, предусмотренные пп. «д» п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", для передачи кв. в жилом доме по адресу: <адрес> из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Обязать УТ МВД РФ по ЦФО подготовить все необходимые документы, предусмотренные пп. «а-г, е-м» п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", для передачи кв. в жилом доме по адресу: <адрес> из федеральной собственности в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г.Курска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2020 г.

Председательствующий Л.В.Тарасова