ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2629/2022 от 16.05.2022 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Гражданское дело №...

54RS0№...-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2022 г. г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе судьи Руденской Е.С., при секретаре Бендюковой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, администрации Новосибирского района Новосибирской области о возложении обязанности по предоставлению земельного участка,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что она является матерью троих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья заявителя имеет право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на территории муниципального района или городского округа, в котором семья проживает, для индивидуального жилищного строительства. Семья истца была внесена в книгу учета многодетных граждан и поставлена на очередь на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Согласно ответу администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. №..., семья истца поставлена в очередь на ожидание предоставления земельного участка под №.... Однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок семье истца так и не был предоставлен. Полагает свои права нарушенными длительным непредоставлением земельного участка многодетной семье истца.

Просит обязать администрацию Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предоставить многодетной семье ФИО1 земельный участок для индивидуального жилищного строительства во исполнение Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области»; взыскать с ответчика в свою пользу расходы на оплату госпошлины в размере 300 руб.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Новосибирского района Новосибирской области.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, согласно представленному заявлению, просила суд рассматривать дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки не сообщил.

Представитель ответчика администрации Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в ранее направленном письменном отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении иска отказать, поскольку администрацией Новосибирского района Новосибирской области права истца не нарушены. ФИО1 поставлена на очередь на предоставление земельного участка, сроки предоставления земельных участков льготным категориям граждан законом не установлены, право истца на получение испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно не оспаривается, в связи с чем, права истца не подлежат защите, поскольку администрацией сельсовета нарушены не были.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

ФИО1 является многодетной матерью, что подтверждается свидетельствами о рождении ФИО2, ФИО4, ФИО3 (л.д. 12-14).

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно п.2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» земельные участки в собственность бесплатно предоставляются гражданам в порядке очередности постановки на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, с учетом права на первоочередное и внеочередное предоставление земельных участков.

Право на первоочередное предоставление земельных участков установлено, в том числе Законом Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области» для граждан, имеющих трех и более детей.

В соответствии со ст. 5 Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, постоянно проживающим на территории Новосибирской области, в собственность бесплатно осуществляется в случае предоставления земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, муниципальных округов Новосибирской области, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе принятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОЗ, учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно, осуществляется различными органами:

1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области, - областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения на территории Новосибирской области (далее областной исполнительный орган, уполномоченный в сфере социальной защиты населения);

2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами Новосибирской области - исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Новосибирской области.

Учет осуществляется органами учета путем ведения сводного реестра. Ведение сводного реестра осуществляется в порядке, установленном Правительством Новосибирской области. Постановка на учет осуществляется на основании представленного гражданином заявления в соответствующий орган, осуществляющий учет либо через многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг.

Порядок ведения сводного реестра граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно, установлена постановлением Правительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п «Об установлении Порядка ведения сводного реестра граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности Новосибирской области или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно».

Как следует из ответа администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 поставлена в очередь на ожидание предоставления земельного участка под №.... (л.д. 10).

Как усматривается из доводов иска и доводов отзыва представителя администрации Новосибирского района Новосибирской области, право истца на получение ее семьей земельного участка в собственность бесплатно, ни администрацией Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, ни администрацией Новосибирского района Новосибирской области не оспаривается.

При этом, любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме.

Наличие у истца права на получение земельного участка само по себе не означает обязанность соответствующего органа предоставить земельный участок без соблюдения соответствующей процедуры.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что истец, являясь многодетной матерью, имеет право на предоставление в собственность земельного участка только в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет, поскольку предоставление истцу участка вне очереди приведет к несоблюдению принципа равенства прав иных многодетных семей на получение в собственность такого земельного участка.

Поскольку доказательств, что граждане, занесенные в реестр до №... и подавшие заявление до момента подачи заявления ФИО1, реализовали право на получение земельных участков в собственность, в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о возложении обязанности по предоставлению земельного участка.

Также, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Новосибирского района Новосибирской области по следующим основаниям.

Согласно доводам отзыва представителя администрации Новосибирского района на исковое заявление, в администрации Новосибирского района ведется сводный реестр граждан, состоящих на учете на бесплатное предоставление в собственность земельных участков в электронной форме в государственной информационной системе Новосибирской области «Межведомственная автоматизированная информационная система» (далее – ГИС НСО «МАИС»).

Вместе с тем, по сведениям ГИС НСО «МАИС» в сводном реестре администрации Новосибирского района Новосибирской области ФИО1 не состоит.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; а сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (абз.12 ч.1 ст.2 указанного Закона).

Согласно ч.1 ст.34 Закона №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в ч.1 ст.34, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19 Закон №131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Новосибирской области, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Согласно уставу Новосибирской области, административно-территориальными единицами Новосибирской области являются: районы в области, города областного и районного значения, иные населенные пункты. Статус и перечень административно-территориальных единиц Новосибирской области определяются законом Новосибирской области.

Населенными пунктами Новосибирской области являются: города, поселки городского типа, сельские населенные пункты. Органы государственной власти Новосибирской области и органы местного самоуправления взаимодействуют на принципах соблюдения законности, согласования интересов, взаимной ответственности.

Согласно ст.3 ст.17 Закона №131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что полномочиями по распределению земельных участков в порядке очереди в отношении льготных категорий граждан, предусмотренных Законом Новосибирской области №...-ОЗ, администрация Новосибирского района Новосибирской области не обладает, в связи с чем, заявленные к ней исковые требования также не подлежат удовлетворению.

Поскольку в удовлетворении иска судом отказано, не подлежат возмещению ответчиками расходы истца по уплате госпошлины.

Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ,

решил:

отказать ФИО1 в удовлетворении иска.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский районный суд Новосибирской области.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья «подпись»

Секретарь с/з Р.А. Бендюкова

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №... в Новосибирском районном суде Новосибирской области.