ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2629/2023 от 12.09.2023 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0044-01-2023-002743-28

Дело 2-2629 /2023

Решение

именем Российской Федерации

12 сентября 2023 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Карапетян Е.В.,

при секретаре Хасановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения направил через сайт «Пенсионный фонд РФ» с использованием «Единого портала государственных услуг» в Управление пенсионного фонда в г. Первоуральске Свердловской области заявление в формате электронного документа о назначении пенсии по старости по подпункту 18 пункта1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии ФИО2 было отказано. В стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету для определения права на пенсию с учетом применяемой льготы определено 11 лет 08 месяцев 21 день.

Заключение по определению продолжительности стажа ФИО2 подготовлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Считая отказ незаконным, ФИО2 обратился в суд к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области с требованиями о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением работы на должностях Государственной - противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и включении в стаж, дающий право на назначение пенсии периодов работы, указанных в разделе II «Стаж на соответствующих видах работ, не принятый к зачету:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности с начальника караула 193 пожарной части 10 отряда профессиональной пожарной охраны Управления противопожарной охраны УВД Свердловского облисполкома, что в календарном исчислении составит 02 года 06 месяцев,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника караула 193 пожарной части 10 отряда профессиональной пожарной охраны Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий Свердловской области, что в календарном исчислении составит 07 лет 00 месяцев 14 дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно 22 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 дней) в должности начальника караула 193 пожарной части ФГКУ «10 отряда федеральной противопожарной службы по <адрес>»,

возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня возникновения права на ее назначение.

В ходе судебного заседания истец ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, считает, что он имеет право на досрочное назначение пенсии по старости по п.п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как в государственной противопожарной службе он работает с 1999 года и продолжает работать в настоящее время, просто отряд менял название. С 1999 года они сначала относились к МВД, потом с 2009 года их отряд перевели в МЧС. Специального стажа необходимо 25 лет, который на момент рассмотрения дела в суде им выработан, возраст необходим 50 лет, ему сейчас 53 года.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которой три года, исковые требования считает необоснованными, неподлежащими удовлетворению по основаниям, которые указаны в решении об отказе в установлении пенсии, принятым Отделением ПФР по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ.

Полностью поддерживает отзыв, который представлен суду, полностью поддерживает отзыв, который предоставлен.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 в соответствии с п.п. 18 ч. 1 ст. 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Истцом оспариваются периоды со второго по четвертый указанного решения. Просит учесть, что действующее законодательство не предусматривает включение в стаж периодов работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации; Кроме того, сам работодатель не отражает оспариваемый стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как льготный, не указывает код льготной профессии. Отказ в назначении пенсии связан с отсутствием у ФИО2 требуемого законом стажа, который определен законом 25 лет. Доводы истца изложены в отзыве, который представлен ответчиком и приобщен к материалам дела.

В соответствии с п.2 Приказа ФИО4 от 31.03,2011 N 258и "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работа, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" подтверждению подлежит периоды работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

.

Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника караула 193 пожарной части 10 отряда профессиональной пожарной охраны Управления противопожарной охраны ГУВД Свердловского облисполкома не принят так как согласно справке о реорганизации от ДД.ММ.ГГГГ в учреждении отсутствуют документы, подтверждающие, что УВД Свердловского облисполкома являлось территориальным подразделением МВД Российской Федерации. Право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствие со ст.30 4.1 п. 18 Федерального закона No 400-ФЗ имеют работники территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС (до ДД.ММ.ГГГГ - МВД) России. Действующим законодательством включение периодов работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в специальный стаж не предусмотрено. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует код льготной профессии, - в соответствии с пунктом 4 б p. I Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в

Следующий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец работал в должности начальника караула 193 пожарной части 10 отряда Государственной противопожарной службы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, не может быть принят ответчиком т. к. в данных о реорганизации от ДД.ММ.ГГГГ в учреждении отсутствуют документы, подтверждающие, что территориальные подразделения, а именно: 10 отряд профессиональной пожарной охраны Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий <адрес>: Государственная противопожарная служба управлений по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>: Государственное учреждение «10 отряд Государственной противопожарной службы МЧС <адрес>»; 10 отряд Государственной противопожарной службы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> починены Главному управлению МЧС России.

Право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствие со ст.30 ч.1 п. 18 Федерального закона № 400-ФЗ имеют работники территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС (до 01.01,2002 г. - МВД) России. Действующим законодательством включение периодов работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации в специальный стаж не предусмотрено.

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ИЛС от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует код льготной профессии, в соответствии с пунктом 4 б p. I Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.3 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития No 258н от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона No 400-ФЗ., у ответчика отсутствуют основания для включения данных периодов в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (22 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 дней) в соответствии с выпиской из ИЛС от ДД.ММ.ГГГГ указаны без кода льготной профессии, что не дает оснований для включения данных периодов в стаж льготной работы. ФИО2 был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, спорные периоды его трудовой деятельности имели место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

Отделение СФР по <адрес> дополнительно поясняет, что Пенсионным фондом и работодателем истца ФКУ «10 ОФИС по Свердловской области» согласовывались Перечни льготных профессий от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указана дата ввода в штатное расписание всех льготных должностей, в том числе должности истца, — ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ Перечни льготных профессий в Пенсионный фонд РФ не сдавались и не согласовывались, поскольку не имелось оснований. Непосредственное подчинение работодателя истца до ДД.ММ.ГГГГ было противопожарной службе субъекта РФ.З аработная плата работникам до ДД.ММ.ГГГГ начислялась из областного бюджета, а не из федерального бюджета. И только с ДД.ММ.ГГГГ 10 отряд ГПС ГУ МЧС России по <адрес> на основании приказа Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ переименован в государственное учреждение «10 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>». Таким образом, с 01,01.2009 подчинение изменилось с областного на федеральное. После чего в лицевых счетах стала проставляться кодировка льготной профессии.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ МЧС России по Свердловской области, ФГКУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области».

Представители третьих лиц - ГУ МЧС России по Свердловской области, ФГКУ «10 отряд Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» в судебное заседание не явились.

Третьим лицом ГУ МЧС России по Свердловской области представлен отзыв, согласно которому представить ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которой один год, просит признать решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО2 досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия 25 летнего стажа на должностях Государственной противопожарной. службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным в оспариваемой части. Признать за ФИО2 право на назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.п. 18 и.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и включить в стаж, дающий право на назначение пенсии все оспариваемые периоды работы,

Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», работникам Государственной противопожарной&apos; службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при наличии стажа работы а Государственной противопожарной службе не менее 25 лет. На дату обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении ФИО2, досрочной страховой пенсии его специальный стаж (с учетом спорных периодов) составлял 21 год 04 месяца 20 дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии по старости.

Выслушав истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить требования ФИО2 частично.

В связи с созданием в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» с 01.01.2023 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (сокращенное наименование - Отделение СФР по Свердловской области), которое является полным правопреемником реорганизованных юридических лиц по всем правам, обюязанностям и обязательствам (в том числе процессуальным), надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям в соответствии со ст. 40 Гражданекого процессуального кодекса Российской Федерации является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данный пункт воспроизводит положения п.п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и п.п "о" п. 1 ст. 12 Закона от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший до 1 января 2002 года, согласно которым пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 года утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено включение в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868, пункта 6 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385, на Федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

В силу статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, а также статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", на противопожарную службу субъектов Российской Федерации возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Таким образом, деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ правом на досрочную трудовую пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации, основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.

ФГКУ «10 ОФПС по Свердловской области» является подчиненной организацией Главного управления МЧС России по Свердловской области, которое находится в подчинении Министерства Российской Федерации пс делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно справке Главного управления МЧС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно работает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в Государственной противопожарной службе.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО2 работает в должности начальника караула 193 пожарной части, а именно:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начальник караула 193 пожарной части 10 ОГПС МЧС <адрес> (приказ 10 ОГПС от ДД.ММ.ГГГГ л/с);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начальник караула 193 пожарной части управления по делам ГО и ЧС <адрес> (приказ УГО и ЧС от ДД.ММ.ГГГГ л/с);

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начальник караула 193 пожарной части 10 отряда ГУ МЧС России по <адрес> (приказ 10 ОГПС от ДД.ММ.ГГГГ л/с);

- с ДД.ММ.ГГГГ по 01.01.2009г. - начальник караула 193 пожарной части 10 отряда ГУ МЧС России по <адрес> (приказ 10 ОГПС от ДД.ММ.ГГГГ НС);

- с 01.01.2009г. по 31.12.2019г. - начальник караула 193 пожарной части 10 отряда ФПС МЧС России по <адрес> (приказ 10 ОФПС от ДД.ММ.ГГГГ- К);

- с 01.01.2020г. по настоящее время - начальник караула 193 пожарно - спасательной части 10 пожарно - спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес> (приказ ГУ от ДД.ММ.ГГГГ- К).

Выплата денежного довольствия осуществлялась из федерального бюджета.

Должность начальника караула 193 пожарной части пожарной охраны 10 ОУГПС МЧС России Свердловской области равноценна с должностью начальника караула, так как выполняет одинаковые должностные обязанности. Должность начальника караула входит в Список должностей работников Государственной противопожарной службы, утвержденной Постановлением правительства РФ от 18.06.2002г. , дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Независимо от наименования должностей и учреждений, в которых работал ФИО1

Работодатель подтвердил постоянную занятость выполнением работ по должности, предусмотренной Перечнем льготных профессий, в течение полного рабочего дня согласно установленному графику работы.

Согласно п.п. 18 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и п.п.18 п.1 ст. 30 Федерального закона от №400- ФИО2 имеет праве на досрочную пенсию (по льготе 27-ПЖ), так как должность «начальник караула пожарной части» входит в список должностей ГПС МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 №437.

При этом суд исходит из доводов третьего лица и соглашается с ними.

В соответствии с Федеральным законом 01 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ГПС подразделяется на федеральную противопожарную службу (далее - ФПС) и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).

Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.1994№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ФПС включает в себя, в том числе:

-пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);

пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно- спасательных работ в закрытых административно- территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);

пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно- спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы).

Таким образом, на ФПС возлагаются профилактика и тушение пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также в особо важных и режимных организациях.

На ГПС субъектов РФ, согласно статье 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69- ФЗ возлагается организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более ее высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Право на досрочное пенсионное обеспечение для работников ГПС субъектов РФ, также как муниципальной, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, нормами Федерального закона «О страховых пенсиях» не предусмотрено.

Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов РФ.

Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД РФ), было установлено Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8). Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 27,12.1995 года № 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы МЧС России в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о МЧС России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года № 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 годаХ» 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Кроме того, одной из причин отказа включить в специальный стаж истца периодов, ответчик указывает на отсутствие на ИЛС кода льготной профессии

Суд не может согласиться с доводами ответчика в данной части.

Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорный период работы истицы, не может повлечь для нее неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы в специальный стаж либо его льготного исчисления, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.

В силу п.п. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.

Исследуя оспариваемые периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 09 лет 06 месяцев 14 дней подлежат включению в специальный стаж ФИО2

Рассматривая периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно 22 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 дней) в должности начальника караула 193 пожарной части ФГКУ «10 отряда федеральной противопожарной службы по Свердловской области», которые не включены в специальный льготный стаж, как указал ответчик, так как ФИО2 в указанные периоды находился на повышении квалификации и не осуществлял функции связанные с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 196 ТК Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Статьей 187 ТК Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Пунктом 12 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников осуществляется в учебных центрах ФПС и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России по программам дополнительного профессионального образования не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со. статьями 27 и 28 Федерального закона «О -трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. если иное не предусмотренное настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной не трудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Соответственно, нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы и не может быть исключено из подсчета специального стажа, а поэтому подлежит включению в специальный стаж в календарном исчислении - 01 месяц 15 дней (с 01.10,2013 по ДД.ММ.ГГГГ (22 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 дн.).

Учитывая 11 лет 08 месяцев 21 день, которые приняты ответчиком для досрочного назначения страховой пенсии по старости, а также 09 лет 06 месяцев 14 дней и 01 месяц 15 дней, принятые судом, всего специальный льготный стаж истца на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ составил 21 год 04 месяца 20 дней, чего недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона как лицу, проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Данное право возникнет у истца ФИО2, когда им будет выработано специального стажа еще 03 года 07 месяцев 10 дней, которые не выработаны истцом ФИО2 и на момент рассмотрения дела в суде.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных чч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

В силу п. 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту только нарушенных или оспоренных гражданских прав. Защита прав на будущее время законом не предусмотрена.

Исследовав данные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части обязания ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО2 страховую пенсию по старости досрочно с момента возникновения права на ее назначение, так как конкретно определить дату, с которой возникнет у истца право, суд не может. Истцу необходимо выработать специальный стаж календарно 03 года 07 месяцев 10 дней, который следует исчислять с 20.11.2020

Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает необходимым решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе <адрес> (межрайонного) об отказе ФИО2 в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным частично в оспариваемой части.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, удовлетворить.

Решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (межрайонного) от 24.02.2021 № 1467050/20 об отказе ФИО2 в установлении пенсии признать незаконным частично в оспариваемой части.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области принять ФИО2 к зачету в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования ФИО2 о назначении страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 сентября 2023 года.

Председательствующий: Е.В.Карапетян