Дело № 2-262/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2019 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Завьялова О.М.,
при секретаре Глушковой М.А.,
с участием прокурора ФИО5, истца ФИО3, представителя истца ФИО10, действующего на основании устного ходатайства, представителя ответчика ФИО9, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании незаконным и отмене приказа о прекращении служебного контракта и увольнении, изменении формулировки причин увольнения, изменении даты освобождения от занимаемой должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к УФССП России по Пермскому краю (далее по тексту Управление, УФССП) о признании незаконным и отмене приказа №-к от Дата о прекращении служебного контракта и увольнении ФИО3 по п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных Федеральным законом от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами; восстановлении на федеральной государственной гражданской службе в УФССП России по Пермскому краю в должности ... с Дата.
Заявленные требования мотивирует тем, что Дата на основании служебного контракта № от Дата и приказа №-к от Дата истец принят на работу в ... на федеральную государственную гражданскую службу на должность .... Дата переведена на должность .... Дата в кабинете ...... ей был вручен приказ №-к от Дата о прекращении служебного контракта, освобождении от должности федеральной гражданской службы ... и увольнении с федеральной гражданской службы с Дата на основании п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закоа «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных Федеральным законом от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими законами. При этом, в чем именно выразилось несоблюдение ограничений и невыполнение каких обязательств, указано не было. Основанием для увольнения указана докладная записка ФИО6 от Дата№ вн. Считает увольнение незаконным и необоснованным.
Летом ... прокуратурой проведена проверка соблюдения сотрудниками ... законодательства о противодействии коррупции или полноты и достоверности представленных ими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за ... годы. По результатам проверки направлено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором выявлено, что ... ФИО3 при предоставлении сведений о доходах за ... год не отражены открытые на ее имя Дата и Дата счета в ... у открытого Дата ссудного счета не указана валюта счета. В объяснительной истец указывала, что в открытых в банках счетах указывала сведения о доходах, а не указание счета, адресов банка и валюты счета вызвано невнимательностью. Представление прокуратуры явилось поводом для издания ответчиком приказа о проведении служебной проверки в отношении истца. По результатам проверки было установлено, что в справках о доходах за ... годы истец не отразила доход, якобы полученный за проверяемые периоды: в ... году на сумму ... руб., в ... году на сумму ... руб., в ... году на сумму ... руб. В связи с представлением прокуратуры и дополнительно выявленными сведениями Дата состоялось заседание комиссии ... по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, которая решила, что указанные в представлении прокуратуры нарушения являются малозначительными; предоставить выписку по возникшим вопросам с указанием контрагентов по всем денежным перечислениям, а также дать письменные пояснения в срок до Дата. В указанный срок истец представила все требуемые документы и сведения, дала пояснения, что в ... году сумма в размере ... руб. поступила на банковскую карточку от родственников, друзей и знакомых, а также за счет собственных перечислений. В ... году сумма в размере ... руб. была перечислена на банковскую карту от родственников, друзей и знакомых, коллег по работе и за счет собственных перечислений. В ... году сумма в размере ... руб. зачислена на банковскую карту от родственников, друзей и знакомых, коллег по работе и за счет собственных перечислений. Указанные сведения и доказательства были представлены в комиссию ... по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, однако не были исследованы и учтены, что привело к ошибочным выводам о получении ей доходов в указанных размерах, и сделанному заключению о несоблюдении ограничений и невыполнением обязательств, установленных Федеральным законом от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими законами. Считает, что поскольку перечисленные в ... годах суммы ее доходом не являлись, не подлежали указанию в сведениях о доходах за соответствующие периоды. Таким образом, фактов несоблюдения и невыполнения обязательств, установленных Федеральным законом от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими законами, не имеется, следовательно, поводы для увольнения по указанному основанию отсутствуют.
Комиссия ... по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов указала, что не отражение в справках о доходах за ... годы вышеуказанных сумм расценивается как значительный проступок, то есть является дисциплинарным взысканием. Статья 59.1 Федерального закона от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусматривает в качестве вида дисциплинарного взыскания увольнение.
У ответчика истец проработала более 4 лет, должностные обязанности исполняла добросовестно, качественно и ответственно, имела поощрения и благодарственные письма, служебной дисциплины не нарушала, дисциплинарных взысканий не имела. При принятии решения об увольнении ответчиком не были учтены характер правонарушения, его тяжесть, обязательства его совершения, соблюдение истцом иных ограничений и запретов, предшествующих исполнению должностных обязанностей.
В последующем истцом подано ходатайство об уточнении исковых требований, в котором заявлено требование о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с Дата по Дата в размере 104736,48 руб.
В дальнейшем истцом подано вновь заявление об изменении исковых требований, в котором ФИО3 просила признать незаконным и отменить приказ ответчика №-к от Дата о прекращении служебного контракта и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных Федеральным законом № 79-ФЗ и другими законами; изменить формулировку причины освобождения от занимаемой должности и основание увольнения с п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от Дата № 79-ФЗ на п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от Дата № 79-ФЗ (по инициативе служащего); изменить дату освобождения от занимаемой должности и увольнения с Дата на дату вынесения решения по делу; взыскать средний заработок за вынужденный прогул с Дата по Дата в размере 144259,68 руб.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержал, указал, что при проведении служебной проверки в отношении истца, ответчиком в материалы дела были приобщены, а в последующем исследованы справки по форме 2-НДФЛ в отношении другого лица, являющегося работником ответчика и однофамильцем истца, что привело к неверным выводам о несоблюдении истцом предусмотренных законом требований по предоставлению сведений о доходах, и как следствие незаконное увольнение истца с государственной службы.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях, дополнительных возражениях, указав, что в справках о доходах за ... годы истец не отразил доходы, полученные им за проверяемые периоды. В ... год не указан доход на сумму ... руб., за ... год – доход на сумму ... руб., за ... год – доход на сумму ... руб. Не отражение в справках сведений о дополнительных доходах, общая сумма которых превышает 20% от отражённого дохода, и отсутствие четко аргументируемого ответа по факту получения доходов, расцениваются как значительные проступки. Также считает, что истцом пропущен срок для обращения с заявленными требованиями.
Прокурором дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заслушав пояснения сторон, выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий) являются предметом регулирования Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ № 79-ФЗ).
В соответствии со ст. 13 ФЗ № 79-ФЗ гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.
Гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (пп. 1, 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 79-ФЗ).
Согласно ст. 16 ФЗ № 79-ФЗ гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу (п. 9 ч. 1). В силу ч. 3 ст. 16 ФЗ № 79-ФЗ ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Как указано в ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Судом установлено, что Дата ФИО3 принята на федеральную государственную гражданскую службу на ..., что подтверждается приказом о приеме на работу №-к от Дата, служебным контрактом № от Дата.
Дата ФИО3 переведена на должность ...
На основании приказа от ... от Дата служебный контракт с ФИО3 прекращен, государственный гражданский служащий освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы ... и уволена с федеральной государственной гражданской службы Дата в связи с несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных Федеральным законом от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Основанием для вынесения приказа явилась докладная записка ФИО6 от Дата№ вн.
С вынесенным приказом истец ознакомлен Дата, и не согласен.
Разрешая требованияистца о признании незаконным и отмене приказа №-к от Дата, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 79-ФЗ гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
В силу ст. 20 ФЗ № 79-ФЗ гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи (ст.20).
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 6).
Как указано в ч. 6.1 ст. 20 ФЗ № 79-ФЗ непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Перми проведена проверка соблюдения действующими сотрудниками ... законодательства о противодействии коррупции или полноты и достоверности представленных ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ... годы. В ходе проверки установлены нарушения ряда норм законодательства о противодействии коррупции.
Проверкой установлено, что ... ФИО3 при предоставлении сведений о своих доходах за ... год не отражены открытые на её имя Дата и Дата счета в ... у открытого Дата ссудного счета не указана валюта счета. Кроме того, ... ФИО3 в ряде справок о доходах за ... год не указаны адреса банков, в которых имеются счета.
По результатам проверки прокурором в ... внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от Дата№, которым указано на безотлагательное рассмотрение представления, проведение проверки в отношении должностных лиц отдела, допустивших нарушения закона, решение вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности.
Приказом от Дата№ назначена проверка в отношении ФИО3 В ходе проведенной служебной проверки установлен и подтвержден факт предоставления неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за ... годы, в частности неполное указание в справке о доходах информации об открытых на имя государственного гражданского служащего счетах в банках. Дополнительно установлено, что ФИО3 в справках о доходах за ... годы не отражен доход, полученный за проверяемые периоды, в частности в справке за ... год не указан дополнительный доход в сумме ... руб., в справке за ... год – дополнительный доход в сумме ... руб., в сведениях о доходах за ... год – дополнительный доход в сумме ... руб.
Факт предоставления неполных сведений истцом в судебном заседании не оспаривался.
Дата состоялось заседание комиссии ... по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. В соответствии с протоколом № от Дата ФИО3 предложено представить выписку с указанием контрагентов по всем денежным перечислениям, по которым возникли вопросы, в срок до Дата, а также дать письменные пояснения. В случае невыполнения указанных поручений ходатайствовать о применении к ней мер юридической ответственности в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79-ФЗ (увольнение в связи с утратой доверия).
Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с Дата по Дата ФИО3 отражен доход в размере ... руб. в качестве дохода по основному месту работы, иных доходов не указано. Кроме того, в справке отражены сведения о трех счетах в банках и иных кредитных организациях, открытых Дата, Дата и Дата, однако не указана валюта счета, открытого Дата.
В справке не отражены счета, открытые Дата и Дата.
Из справки о доходах физического лица ФИО3 за ... год следует, что в ... году получен доход ... руб., в том числе НДФЛ в сумме ... руб. Согласно представленным в материалы дела выпискам по лицевому счету, в указанный период на счета ФИО3 помимо заработной платы поступали иные денежные средства.
Как пояснил истец в судебном заседании, в ... году поступило ... руб., из которых ... руб. – от родственников, ... руб. – зачисление собственных средств. Указанные суммы не отражены ФИО3 в справке о доходах за ... год. Таким образом, материалами дела подтверждено, что в справке о доходах за ... год ФИО3 отражены не полные сведения о доходах, а также неполные сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях (л.д. 216-221 т2).
Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с Дата по Дата ФИО3 отражен доход в размере ... руб. в качестве дохода по основному месту работы, иных доходов не указано. Кроме того, в справке отражены сведения о трех счетах в банках и иных кредитных организациях, открытых Дата, Дата и Дата, однако не указаны адреса банков, в которых открыты счета.
Из справки о доходах физического лица ФИО3 за ... год следует, что в ... году получен доход ... руб., в том числе НДФЛ в сумме ... руб. Согласно представленным в материалы дела выпискам по лицевому счету, в указанный период на счета ФИО3 помимо заработной платы поступали иные денежные средства.
Как пояснил истец в судебном заседании, в ... году на счет поступило ... руб., из которых ... руб. – от родственников, ... руб. – зачисленная сумма за покупку турпутевки, ... руб. – оплата за проезд, ... руб. – заработная плата, ... руб. – зачисление собственных средств. Указанные суммы не отражены ФИО3 в справке о доходах за ... год. Таким образом, материалами дела подтверждено, что в справке о доходах за ... год ФИО3 отражены не полные сведения о доходах, а также неполные сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях (л.д. 216-221 т2).
Согласно справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с Дата по Дата ФИО3 отражен доход в размере ... руб. в качестве дохода по основному месту работы, иных доходов не указано. Кроме того, в справке отражены сведения о четырех счетах в банках и иных кредитных организациях, открытых Дата, Дата, Дата и Дата, однако не указаны адреса банков, в которых открыты счета.
Из справки о доходах физического лица ФИО3 за ... год следует, что в ... году получен доход ... руб., в том числе НДФЛ в сумме ... руб. Согласно представленным в материалы дела выпискам по лицевому счету, в указанный период на счета ФИО3 помимо заработной платы поступали иные денежные средства.
Как пояснил истец в судебном заседании, в ... году на счет поступило ... руб., из которых ... руб. – командировочные, ... руб. – дорожные, ... руб. – заработная плата, ... руб. – от родственников, ... руб. - зачисление собственных средств, ... руб. – от подруг. Указанные суммы не отражены ФИО3 в справке о доходах за ... год. Таким образом, материалами дела подтверждено, что в справке о доходах за ... год ФИО3 отражены не полные сведения о доходах, а также неполные сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях (л.д. 216-221 т2).
Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Положением определен порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы (далее - должности государственной службы), и федеральными государственными служащими сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
В соответствии с указанным Положением государственный служащий представляет ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (п. 5).
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа.
Согласно п. 8 Положения в случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением.
Гражданин может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом «а.1» пункта 3 настоящего Положения. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в подпункте «б» или «в» пункта 3 настоящего Положения.
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением гражданином и государственным служащим, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.10).
Как указано в п. 15 Положения в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из Методических рекомендаций по заполнению справок и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих ..., следует, что в соответствии со ст. 13.1 ФЗ от Дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо недостоверных сведений или неполных сведений.
В рекомендациях отражено, что в сведениях о доходах, полученных за отчетный период с 01.01 по 31.12, подлежат отражению доходы от всех источников, включая денежное содержание, пенсии, пособия и иные выплаты. К иным доходам относятся все доходы, которые не были отражены выше, в частности, полученные от сдачи в аренду имущества, от реализации имущества, акций и ценных бумаг, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, и т.п. В п. 53 Методических рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в ... году за ... год указано, что в справке указываются доходы, которые не были отражены в строках 1-5 справки, в частности, денежные средства, полученные в порядке дарения или наследования, проценты по долговым обязательствам, доход от реализации имущества, поступившие в качестве оплаты услуг или товаров, а также денежные средства, полученные от родственников и 3-х лиц на невозвратной основе (л.д. 90-151 т1).
В предоставляемых государственным гражданским служащим за ... годах справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны, кроме прочего, быть указаны доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за отчетный период; счета в банках и иных кредитных организациях, в частности вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и другие) и валюта счета, наименование и адрес банка или иной кредитной организации, дата открытия счета, остаток на счете, сумма поступивших на счет денежных средств.
В нарушение указанных норм ФИО3 в справках о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера не в полном объеме отражены данные об открытых на её имя счетах в банках, не указана валюта счета, а также адреса банков. Кроме того, истцом не в полном объёме представлены сведения о поступивших на её счета денежных средствах. При этом доказательств подачи ФИО3 уточняющих справок за спорные периоды суду не представлено.
Доводы истца о том, что неуказание обязательных для заполнения сведений допущены ей ввиду невнимательности, не могут служить основанием для признания незаконным приказа об увольнении истца, поскольку при увольнении по указанному основанию имеет значение сам факт предоставления недостоверных сведений, а не причина их предоставления. Кроме того, уточняющая справка истцом не предоставлялась.
Учитывая установленные обстоятельства, суд пришел к выводу, что в период исполнения государственным гражданским служащим своих обязанностей ФИО3 не выполнила требования ФЗ № 79-ФЗ, а именно представила неполные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии с пп. 13 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Как указано в ч. 6.1 ст. 20 ФЗ № 79-ФЗ непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Таким образом, нанимателю законом предоставлено право увольнения лица за представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
При этом суд не принимает во внимание доводы истца о том, что к ней должны быть применены иные меры дисциплинарного взыскания, указанные в ст. 59.1 ФЗ № 79-ФЗ.
В соответствии со ст. 57 ФЗ № 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, « - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что дисциплинарный проступок налагается за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. В судебном заседании был установлен факт непредставления в полном объеме сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего. При этом предоставление указанных сведений является обязанностью государственного гражданского служащего в силу закона, а не прочим действием при исполнении служебных обязанностей, то есть указанные истцом нарушения не являются дисциплинарным проступком.
Как указано в ст. 59.1 ФЗ № 79-ФЗ за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от Дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
Указанные нормы применяются к правоотношениям, возникающим при неисполнении законодательства о противодействии коррупции. Однако в рассматриваемом случае конфликт интересов не имел места, следовательно, данные нормы не подлежат применению.
Кроме того, согласно пп. 2 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ № 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Доводы о том, что при применении к истцу указанного взыскания ответчиком не были учтены характер совершенного нарушения и принцип соразмерности наказания, не могут служить основанием для отмены приказа. В соответствии с Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от Дата№, государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов; соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от Дата№-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ФИО1 и ФИО2 на нарушение их конституционных прав статьей 8.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также пунктом 1 части 1 статьи 2, частью 1 статьи 3, статьями 16, 17 и частью 2 статьи 18 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам») специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих и, соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для государственных (муниципальных) служащих определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. К числу таких обременений относится обязанность лиц, замещающих должности государственной (муниципальной) службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, представлять сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (часть 1 статьи 20 и часть 1 статьи 20.1 Федерального закона от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», части 1 и 1.1 статьи 15 Федерального закона от Дата № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»). Непредставление таких сведений либо представление заведомо ложных, недостоверных или неполных сведений влечет применение в отношении указанных лиц мер юридической ответственности (часть 6.1 статьи 20 и часть 3 статьи 20.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», часть 5 статьи 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и пункт 4 статьи 6 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Таким образом, учитывая, что истцом нарушены ограничения, связанные с гражданской службой, в части предоставления неполных сведений при предоставлении справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, приказ №-к от Дата является законным и обоснованным.
При этом суд не берет во внимание доводы представителя истца об использовании ответчиком при проведении служебной проверки справок 2-НДФЛ, приобщенных к материалом проверки, в отношении другого лица, что, по мнению представителя истца являлось недопустимым и повлияло на результаты проведенной проверки, поскольку, как следует из материалов проверки, пояснений стороны ответчика, проверка проводилась в отношении сведений указанных истцом в справках о доходах за ... года, а не в отношении приобщенных справок по форме 2-НДФЛ.
Так же суд не принимает во внимание ходатайство ответчика о пропуске истцом срока давности для обращения с заявленными требованиями, в силу следующего.
Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Из материалов дела следует, что с приказом об увольнении истец был ознакомлен Дата. Исковое заявление предъявлено в суд Дата, т.е. в пределах установленного законом срока. В связи с этим оснований для удовлетворения ходатайства не имеется.
Поскольку приказ №-к от Дата является законным и обоснованным, при этом нарушение порядка и сроков проведения служебной проверки судом не установлено, при вынесении приказа о прекращении служебного контракта учтены тяжесть совершенного истцом нарушения, обстоятельства совершения нарушения, вина истца, а также предшествующее поведение и характеризующие данные истца, суд приходит к выводу, что оснований для отмены приказа и изменения формулировки причин освобождения от замещаемой должности и основания увольнения ФИО3 с государственной гражданкой службы не имеется, в связи с чем также не имеется оснований для взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО3 к Управлению федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании и отмене приказа №-к от Дата о прекращении служебного контракта и увольнении с федеральной государственной гражданской службы ФИО3 по п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных Федеральным законом от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами; изменении формулировки причин освобождения от замещаемой должности и основания увольнения ФИО7 с п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по инициативе гражданского служащего); изменении даты освобождения от занимаемой должности и увольнении ФИО3 с Дата на дату вынесения судом решения; взыскании с Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю среднего заработка за время вынужденного прогула с Дата по Дата в размере 144259 рублей 68 копеек; обращении решения к немедленному исполнению в части взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула – оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья О.М. Завьялов