ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-262/20 от 13.08.2020 Прилузского районного суда (Республика Коми)

11RS0012-01-2020-000585-19 Дело № 2-262/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Можеговой Т.В.,

при секретаре Кныш Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

13 августа 2020 года гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании оплатить стоимость проезда к месту отдыха и обратно,

установил:

ФИО3 обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе Республике Коми (межрайонное) с иском о признании решения незаконным, обязании оплатить стоимость проезда к месту отдыха и обратно. Заявленные требования мотивирует тем, что являясь неработающим пенсионером, в период с 27.08.2018 по 01.07.2020 ездила отдыхать в <адрес>. Поскольку ранее правом на возмещение затрат по проезду не пользовалась, обратилась к ответчику с просьбой оплаты расходов за проезд к месту отдыха и обратно, однако получила отказ по мотиву того, что отдых происходил в двух местах. Полагая отказ пенсионного органа незаконным, обратилась в суд с настоящим заявлением, которым просит решение Пенсионного фонда отменить, взыскать с последнего затраты на приобретение проездных билетов на сумму 19 585 рублей.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивает, указала, что является неработающим пенсионером. В период с 27.08.2018 по 01.07.2020 ездила в <адрес>. Предъявила ответчику билеты на оплату проезда, однако получила отказ, с которым не согласна. Пояснила, что 55 рублей оплатила за билет на маршрутное такси.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности с соответствующими полномочиями, в суде с иском не согласилась, просит в иске отказать по основаниям, приведенным в письменных возражениях. При этом указала, что не оспаривают, что истец отдыхала в <адрес>, при этом имеет право на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев пенсионное дело ФИО3, суд приходит к следующему.

Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - исходя из цели предоставления гражданам государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную поддержку названной категории граждан.

К числу такого рода мер относится, в частности, установленная для пенсионеров - получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года, которая осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации (статья 34).

По своей правовой природе данная мера государственной поддержки является льготой, носящей компенсаторный характер. Право на такого рода льготу непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение оснований ее предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования входит в компетенцию законодателя, который был вправе поручить решение этих вопросов Правительству Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 года № 509-О и от 4 октября 2012 года № 1768-О).

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации Постановлением от 1 апреля 2005 года № 176 утвердило Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, закрепляющие возмещение для указанной категории граждан фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Согласно п. 1 Правил, компенсация стоимости проезда предоставляется неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

В соответствии с п. п. 3, 6, 7, 8, 10 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. Компенсация производится один раз в два года. К заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда, внутренним водным транспортом - в каюте 3 категории речного судна всех линий сообщений, воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса, автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

На основании п. 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 проживает в <...>, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, является пенсионером.

В период с 27.08.2018 по 01.07.2020 истец ездила отдыхать в <адрес> Краснодарского края России, самостоятельно организовав свой отдых, при этом понесла расходы по оплате проезда по территории Российской Федерации. В подтверждение факта пребывания на отдыхе истцом представлены проездные документы, подтверждающие проезд к месту проведения отдыха и обратно.

Истец не пользовалась правом возмещения стоимости проезда к месту отдыха и обратно в течение двух лет, в связи с чем обратилась в ГУ УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) с заявлением о выплате расходов по проезду, в чем ей было отказано уведомлением от 13.07.2020 со ссылкой на п. 1 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно; поскольку, по мнению ответчика, ФИО3 осуществляла проезд к нескольким местам отдыха.

Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.

Истец указывает, что отдыхала в <адрес>, при этом к месту отдыха добиралась через <адрес> и <адрес> Республики Крым, при этом проездной билет, подтверждающий переезд из <адрес> в <адрес> утерян. К месту постоянного жительства возвращалась через <адрес> и <адрес>.

Суд исходит из добросовестности действий истца, более того последняя представила заявление ФИО1 и договор найма от 01.12.2019, из которых следует, что с рассматриваемый период истец находилась в <адрес>.

Ответчиком данный факт не оспорен.

При этом отсутствие какого-либо проездного документа не может рассматриваться как недоказанность нахождения на отдыхе, поскольку отсутствие последнего влияет только на сумму расходов, подлежащих взысканию.

С учетом изложенного суд полагает доказанным факт того, что истец отдыхала только в одном месте – <адрес>, в связи с чем последняя имеет право на возмещение стоимости проезда к месту отдыха и обратно, а значит уведомление ГУ УПФР в Прилузском районе Республике Коми (межрайонное) от 13.07.2020 нельзя признать законным, а, значит, последнее подлежит безусловной отмене.

П. 10 Постановления Правительства РФ от 01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» определено, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

Приказом Минтруда России от 18.03.2016 № 118н утверждено «Разъяснение о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. № 176».

Согласно п. 9 Разъяснения, в случае если пассажирские перевозки по маршруту следования пенсионера к месту отдыха и обратно осуществляются только транспортными средствами более высокой категории стоимости по сравнению с транспортными средствами, предусмотренными пунктом 10 Правил (например, на железнодорожном транспорте - только скорыми и фирменными поездами), возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда производится в размере наименьшей стоимости проезда указанными транспортными средствами (например, в плацкартном вагоне скорого или фирменного поезда).

В стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

Истец к месту отдыха и обратно перемещалась авиатранспортом по маршруту Сыктывкар-Симферополь, Анапа-Сывктывкар, а также автобусом по маршруту Симферополь-Керчь-Новороссийск, Новороссийск-Анапа, о чем представила проездные документы, за исключением документа, подтверждающего проезд по маршруту Керчь-Новороссийск.

Общая стоимость проезда, согласно представленных документов, составит 19 585 рублей 00 копеек (8950 + 9775 + 105 +700 + 55).

При этом стоимость проезда в автобусах на сумму 105 рублей и 700 рублей соответственно подтверждается справками АО <данные изъяты> от 05.08.2020 и ГУП РК <данные изъяты> от 05.08.2020 .

В свою очередь суд не находит правовых оснований к возмещению стоимости проезда по проездному билету ООО <данные изъяты> на сумму 55 рублей, поскольку из объяснений истца следует, что вышеназванный билет приобрела в маршрутном такси городских маршрутов, в то время как Правила от 01.04.2005 предусматривают возможность оплаты автобусов междугородного сообщения.

В тоже время из маршрутной квитанции (электронного билета) следует, что в стоимость билета вошли такса ZZ в размере 185,00 рублей и сервисный сбор Ozon в размере 640,00 рублей, которые не подлежат возмещению, поскольку в силу п. 9 Разъяснений от 18.03.2016 № 118н в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

По вышеназванным основаниям из стоимости билета по маршруту Анапа-Сыктывкар необходимо исключить стоимость страховки пассажира на сумму 190 рублей и сборы ООО «Випсервис Юг» на сумму 785 рублей.

На основании изложенного суд считает необходимым обязать ГУ УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) выплатить ФИО3 компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 17 730 рублей 00 копеек.

В силу п. 4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО2 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании оплатить стоимость проезда к месту отдыха и обратно - удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) от 13 июля 2020 года об отказе в выплате ФИО2 компенсации расходов на оплату стоимости проезда.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) оплатить ФИО2 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 17 730 (Семнадцати тысяч семисот тридцати) рублей 00 копеек.

Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий Т.В. Можегова

Мотивированное решение составлено 13 августа 2020 года.