Дело № 2-262/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Омска
в составе председательствующего Огарь Н. И.
при секретаре Тихоновой Д.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 31.03.2014
дело по иску Черноносовой Г.М., Черноносова В.А., Черноносовой Т.В., Черноносова М.В. к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании помещения жилым, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации в равных долях,
У С Т А Н О В И Л:
Черноносова Г.М., Черноносов В.А., Черноносова Т.В., Черноносов М.В. обратились с вышеназванным иском, в ходе рассмотрения дела исковые требования уточнили. Просят признать помещение – квартиру № ... площадью 41,29 кв. м в доме, находящемся по адресу: г. Омск, ул. ..., ..., жилым;
признать за ними право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма;
признать за ними право собственности на квартиру № ... в доме ... по ул. ... в г. Омске, общей площадью 41,29 кв.м, в порядке приватизации в равных долях по 1/4 доли за каждым.
В обоснование заявленных требований указали, что в 2009 году им была предоставлена для жилья двухкомнатная квартира без номера в помещении казармы в ... в г. Омске.
Данное строение утратило статус казармы, в 2005 г. оно переоборудовано и введено в эксплуатацию как малосемейное общежитие для военнослужащих по контракту и гражданских лиц, работающих по трудовому договору, используется в качестве общежития. 04.08.2005 г. дом поставлен на технический учёт как многоквартирный жилой дом - общежитие.
До настоящего времени в специализированный жилищный фонд данное помещение не включено.
Они проживают в квартире № ... площадью 41,29 кв. м в доме ... по ул. ... в г. Омске на условиях договора социального найма, несут обязанности по оплате за жильё и коммунальные услуги. Однако, не могут реализовать свои жилищные права, в том числе, право на приватизацию жилого помещения на спорную квартиру из-за отсутствия определенности со статусом помещения в связи с бездействием органов военного управления.
Черноносова Г.М., ее представитель Богомолов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Черноносов В.А., Черноносова Т.В., Черноносов М.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ Диденко Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, привлечённого судом в качестве соответчика представителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска, ООО «Славянка» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав истицу Черноносову Г.М., ее представителя Богомолова С.В., представителя ответчика Диденко Л.Н., показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Черноносова Г.М. состояла в трудовых отношениях с войсковой частью ..., войсковой частью ..., работала в должности повара в столовой, затем заведующей производством столовой, уволена в связи с сокращением численности работников, что следует из трудовой книжки (т.2, л.д.1-5). Является пенсионеркой.
Решением жилищной комиссии от 10.03.2009 г. Черноносова Г.М. в составе семьи из четырёх человек: супруга Черноносова В.А., сына Черноносова М.В., дочери Черноносовой Т.В.,- вселена в общежитие № 2 (двухэтажное здание квартирного типа) в комнату № ... по адресу: г. Омск, ул. ..., ... (т.1, л.д.138).
В соответствии с пунктами 2,3 ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно п.п.1,2 ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1 ст.99 ЖК РФ).
В силу пунктов 1-3,7 ст.100 ГК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
Судом установлено, что при вселении Черноносову Г.М. и членов её семьи в общежитие, договор найма специализированного жилого помещения в письменной форме, т.е. в установленном законом порядке, с Черноносовой Г.М. не заключался, соответственно, предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию спорным помещением сторонами не определены.
Здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ..., имеет статус нежилого помещения, что подтверждается материалами дела.
Актом от 01.11.2006 г. казарма (двухэтажная, каменная, на 218 мест, ГП 17), как государственное имущество, была закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «57 ЭТК» (т.1, л.д.181, 190).
На здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ..., имеется кадастровый паспорт, как на нежилое помещение, общей площадью 1058 кв.м, составленный 05.05.2008 г. (т.1, л.д.119).
Статус указанного здания, как нежилого помещения, подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 09.04.2009 г., согласно которой указанное здание значится как казарма. ФГКУ «57 ЭТК» (в/ч ...) до её реорганизации являлась правообладателем казармы (т.1, л.д.120).
Командиром войсковой части ... было принято решение 06.12.2000 г. о проектировании и реконструкции 2-х этажного здания казармы под общежитие квартирного типа в ... г.Омска для обеспечения семей военнослужащих в/ч ... жильём, а также в связи с высвобождением зданий на территории 133 военного городка. В последующем проект утверждён (т.1, л.д.235-237).
Имеется также распоряжение первого зам.главы администрации г. Омска от 08.09.2000 г. № 812-р о разрешении переоборудовать здание казармы в ... в ОАО г. Омска под общежитие (т.2, л.д.15 дела № 2-158/2013 г., обозревавшегося в судебном заседании).
30.06.2005 г. принят и введен в эксплуатацию законченный капитальным строительством объект ..., ..., казарма переоборудована под малосемейное общежитие квартирного типа на 18 квартир (т.1, л.д.7-9).
На дом ... по ул. ... в г. Омске, литера А, составлен технический паспорт на многоквартирный жилой дом, общей площадью 1027,6 кв.м, жилой площадью 407,8 кв.м, по состоянию на 04.08.2005 г.(т.1, л.д.71-80).
По данным технической инвентаризации назначение многоквартирного дома -общежитие, что следует из справки ГП Омской области «Омский ЦТИиЗ» (т.1, л.д.135).
Вместе с тем, Управлением Росреестра по Омской области 12.10.2009 г. отказано в регистрации права оперативного управления ФГКУ «57 ЭТК» на многоквартирный жилой дом по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ... в связи с не предоставлением необходимых документов.
В сообщении Управления Росреестра по Омской области от 12.10.2009 г. указано, что в соответствии с п.2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ полномочно осуществлять выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры Вооружённых Сил РФ.
Представленный на государственную регистрацию объект, поименованный в документах как многоквартирный жилой дом по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ..., не относится к объектам военной инфраструктуры. Поэтому представленный акт ввода в эксплуатацию не соответствует нормам действующего законодательства. В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на объект капитального строительства выдаётся Департаментом строительства Администрации г. Омска, которое на государственную регистрацию права не представлено.
Кроме того, из представленных землеотводных документов следует, что земельный участок представлен в постоянное пользование в/части для размещения военных объектов (т.1, л.д.84-85, 95-96).
После реорганизации ФГКУ «57 ЭТК» здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ..., в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не передавалось, что следует из приложения № 1 к приказу Министра обороны РФ от 04.07.2012 г. № 1739, имеющегося в материалах дела № 2-158/2013 года (т.2, л.д.38-66).
При передаче от ФГКУ «57 ЭТК» в эксплуатацию филиала Омский ОАО «Славянка» в акте № 1 от 01.09.2010 г. двухэтажное каменное здание 1958 г. постройки значится как казарма (т.1, л.д.114).
В акте о техническом состоянии здания, дефектной ведомости от 2010 г., индивидуальной карточки учёта здания указано, что двухэтажное каменное здание построено в 1958 году для Министерства обороны, значится как казарма для солдат (т.1, л.д.115-118).
Таким образом, до настоящего времени здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ..., имеет статус нежилого помещения.
Фактическое использование данного здания для временного проживания военнослужащих и граждан, состоящих или состоявших в трудовых отношениях с войсковыми частями, не изменяет его статус нежилого помещения на помещение специализированного жилищного фонда.
Учитывая изложенное, требование истцов Черноносовых о признании жилым помещение – квартиру № ... площадью 41,29 кв. м в доме, находящемся по адресу: г. Омск, ул. ..., ..., удовлетворению не подлежит, является преждевременным. Удовлетворение данного требования повлечёт неисполнение решения суда, поскольку невозможно признание в нежилом здании по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ... отдельное помещение жилым.
Указанное здание в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду не отнесено, поскольку жилым не является. Соответственно, решение органа, осуществляющего управление данным зданием, о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, не принималось. Данное обстоятельство истица Черноносова Г.М. и её представитель Богомолов С.В. в судебном заседании не оспаривали.
В соответствии с п. 1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (п.1 ст.63 ЖК РФ).
Являются несостоятельными доводы истцов и представителя Черноносовой Г.М. – Богомолова С.В. о том, что истцы приобрели право пользования квартирой ... в доме ... по ул. ... на условиях договора социального найма; и являются ошибочными их выводы, основанные на положениях Федерального закона от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и на положениях приказа Министра обороны РФ от 21 января 2000 г. N 35, о том, что здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ..., подлежало передаче в муниципальную собственность.
Согласно п. 1 ст.2, п.1 ст.3 вышеназванного ФЗ от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства).
Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
В соответствии с ФЗ от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ решение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти о передаче в муниципальную собственность здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ..., не принималось.
В соответствии с «Инструкцией о порядке формирования перечней находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, предлагаемых к передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», утверждённой приказом Министра обороны РФ от 21 января 2000 г. N 35 и не действующим на основании приказа Министра обороны РФ от 7 ноября 2006 г. N 476, квартирно-эксплуатационные органы видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации подготавливали перечни объектов социальной инфраструктуры, предлагаемых к передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, и представляли на утверждение главнокомандующему видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему войсками военного округа, начальнику главного, центрального управления Министерства обороны Российской Федерации по подчиненности.
Утвержденные перечни направлялись начальнику строительства и расквартирования войск - заместителю Министра обороны Российской Федерации для принятия решения о целесообразности передачи находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
После получения решения начальника строительства и расквартирования войск - заместителя Министра обороны Российской Федерации о передаче объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации в муниципальную собственность, проводилось согласование списков с органами местного самоуправления и которые представлялись в Комитет по управлению имуществом субъекта Российской Федерации.
В указанном порядке ФГКУ «57 ЭТК» здание, расположенное по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ..., в муниципальную собственность не передавало.
Начальник строительства и расквартирования войск - заместитель Министра обороны Российской Федерации не принимал решение о целесообразности передачи находящегося в федеральной собственности объекта - здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ..., в муниципальную собственность.
Черноносова Г.М. не представила в судебное заседание доказательств того, что она была поставлена на учёт нуждающихся на получение жилья по договором социального найма в войсковой части и состояла в списке нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, либо была незаконно исключена из указанного списка.
Черноносова Г.М. и члены её семьи заселены в здание по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ..., используемое под общежитие, временно.
В соответствии с протоколом № 1 от 25.05.2005 г. жилищная комиссия в составе 8 человек приняла решение о распределении квартир, в том числе квартиры № 7, в малосемейном общежитии для обеспечения военнослужащих трёх войсковых частей по договорам найма служебных жилых помещений (т.1, л.д.213-214).
Из пояснений представителя ответчика Диденко Л.Н. следует, что военнослужащие и лица из числа рабочего персонала, в том числе Черноносова Г.М., проживают в помещениях здания по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ... без заключения договоров найма специализированных жилых помещений. Все общежития, находящиеся в собственности Министерства обороны РФ, не подлежат передаче в муниципальную собственность, поскольку предназначены для нужд МО РФ – для временного проживания военнослужащих на период их службы по договорам найма служебных жилых помещений.
В подтверждение представила выписку из реестра федерального имущества на общежития военных городков и образцы договоров найма служебных жилых помещений, заключённых Министром обороны Шойгу С.К. в лице его представителя с военнослужащими, на время прохождения военной службы с правом регистрации по месту пребывания (т.2, л.д.36-38).
Допрошенные в качестве свидетелей Барбий Н.И., бывший командир в/ч ..., Москаленко Т.А., работавшая ведущим инженером в/ч ..., Костюков Е.И.-зам. командира в/ч ..., секретарь жилищной комиссии, подтвердили, что здание по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ... является казармой, в 2005 г. было переоборудовано под малосемейное общежитие для проживания военнослужащих на период их службы в Вооружённых силах РФ вместе с членами семьи. Квартира № ... предоставлялась Черноносовой Г.М. вместе с членами её семьи как служебное жильё для временного проживания. Черноносова Г.М. не состояла в списке нуждающихся на получение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Являются несостоятельными доводы истцов о том, что они исполняют обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения.
Судом установлено, что Черноносовы в настоящее время вносят плату только за отопление за квартиру № ... по квитанциям, выдаваемым ТГК -11, домофон (т.1,л.д.36,37). Оплату за жильё и коммунальные услуги, кроме отопления, не производят с марта 2011 г.
В 2009 г.-2010 г. Черноносова Г.М. производила оплату в войсковую часть по квитанциям за проживание в общежитии (в некоторых квитанциях указана гостиница). Денежные средства принимала дежурная. За 2010 г.-2011 г. истцы представили шесть квитанций по оплате за коммунальные услуги.
Представитель ООО «Славянка» Лауберг И.К. пояснила, что ООО «Славянка» обслуживает здание по адресу: г. Омск, ул. ..., дом ... как нежилое помещение за счёт средств Министерства обороны РФ, квитанции Черноносовой по оплате за жильё и коммунальные услуги за период с октября 2010 г. по март 2011 г. выставлялись ошибочно. В специализированный жилищный фонд указанный дом ... не включён.
Поскольку у истцов не возникло право пользования квартирой № ... площадью 41,29 кв. м в доме, находящемся по адресу: г. Омск, ул. ..., ..., по договору (на условиях) социального найма, соответственно, в силу положений ст.2, ст.4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. № 1541-1 не возникло и право на приватизацию жилого помещения, поэтому исковые требования Черноносовых удовлетворению не подлежат в полном объёме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Черноносовой Г.М., Черноносову В.А., Черноносовой Т.В., Черноносову М.В. в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись Огарь Н.И.
Мотивированное решение изготовлено 07.04.2014 года.