ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-262/2021 от 02.03.2021 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело .

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сочи 02 марта 2021 г.

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Казимировой Г.В.,

при секретаре судебного заседания Л.Т.,

с участием истца С.Б.,

представителя ответчика Р.А., действующей на основании доверенности . от (.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.Б. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края о перерасчете пенсии,

установил:

Истец С.Б. обратился в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к ответчику Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края о перерасчете пенсии.

В обоснование требований С.Б. указал, что (.) он вышел на досрочную пенсию в возрасте 55 лет как работник, проработавшии? не менее 15 календарных лет в раи?онах Краи?него Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к Краи?нему Северу и имеющии? общии? трудовои? стаж не менее 25 лет.

Ему назначили пенсию с учетом одного иждивенца (сын студент) в размере 14 291 руб. 30 коп.

С даннои? суммои? пенсии он не согласен по следующим причинам.

При начислении ему пенсии за период с 2000 г. по 2002 () фонд взял для расчета общии? трудовои? стаж не на момент выхода на пенсию (.), а по состоянию на (.) как его общии? трудовои? стаж, которыи? составил 19 лет 3 месяца и 5 днеи?. Вследствие этого его размер пенсии начислен пропорционально этому стажу, когда продолжительность общего трудового стажа не достигает требуемого стажа, в связи с чем, ему был уменьшен стажевои? коэффициент до 0,55.

Если бы его общии? трудовои? стаж был 19 лет 3 месяца 5 днеи?, то он не имел бы нрава выхода на досрочную пенсию. По логике Пенсионного фонда, если бы для расчета пенсии был взят период работы с 1982 г. по 1988 г., то Пенсионныи? фонд взял бы его общии? трудовои? стаж по состоянию на 1988 г. в количестве 6 лет.

При выходе на пенсию (.) его общии? фактическии? трудовой стаж составляет 35 лет 4 месяца 5 днеи?, что подтверждают следующие документы: диплом Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта имени академика В.Н, от (.); трудовая книжка АТ-III . от (.); трудовая книжка ТК-I . от (.); свидетельство о государственнои? регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от (.); свидетельство о государственнои? регистрации прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя от (.)

Пенсионныи? фонд не учел при начислении ему пенсии его общии? трудовои? стаж в размере 16 лет 1 месяц.

На основании вышеизложенного его стажевои? коэффициент составляет 0,65.

При начислении ему пенсии Пенсионныи? фонд применил период с 2000 г. по 2001 г. и взял для расчета отношение заработков 1,4, применив раи?онныи? коэффициент 1,3, которыи? установлен в местностях, приравненных к Краи?нему Северу, без учета его работы в раи?онах Краи?него Севера за период с (.) по (.), где раи?онныи? коэффициент составляет 1,8.

На основании архивнои? справки . от (.) Елецкои? дистанции пути у него раи?онныи? коэффициент 1,8, где он работал территориально на станции Собь () и коэффициент 1,6, где он работал территориально в поселке Елецкии? г. К.А..

На основании архивнои? справки № Н-4 от (.) и архивнои? справки № Н-4/1 от (.) архивного отдела администрации ()? области он работал в ПО «Ямалнефтегазжелезобетон» в поселке Харп (), где установлен раи?онныи? коэффициент 1,8.

При работе с (.) по (.) в раи?онах Краи?него Севера при расчете пенсии необходимо применять раи?онныи? коэффициент 1,8.

При расчете пенсии за период с (.) по (.) при работе в раи?онах Краи?него Севера у него отношение заработков 1,9.

В Пенсионный фонд г. Сочи им было подано заявление № Н-175 от (.) о перерасчете его пенсии в целях ее увеличения с учетом его заработка и раи?онного коэффициента 1,8 за работу в раи?онах Краи?него Севера за период с (.) по (.), где он работал в Елецкои? дистанции пути территориально на станции Собь (), в ()? г. К.А. и в () в ПО «Ямалнефтегазжелезобетон». Период работы составляет 65 месяцев, для расчета пенсии необходимо любые 60 месяцев.

(.) Пенсионныи? фонд принял решение . об отказе в перерасчете ему пенсии. В данном решении была учтена только его работа на Краи?нем Севере в ПО «Ямалнефтегазжелезобетон», работу в Елецкои? дистанции пути на Краи?нем Севере Пенсионныи? фонд вообще не учел.

В письме ПФ от (.) № Н-175-08.2 ПФ ссылается на то, что при неоднократных запросах не может получить справки о заработнои? плате с Елецкои? дистанции пути.

(.) он самостоятельно сделал запрос о своей заработнои? плате и раи?онном коэффициенте 1,8 в объединенныи? архив управления делами Севернои? железнои? дороги г. К.А., и архивныи? отдел администрации ()? области.

По данным архивным запросам им получены следующие справки о его заработнои? плате и раи?онном коэффициенте 1,8 а именно: архивная справка . от (.)г. с Елецкои? дистанции пути Севернои? железной дороги; архивная справка № H-4 от (.) и архивная справка № Н-4/1 от (.) с архивного отдела администрации ()? области.

Повторно в Пенсионныи? фонд г. Сочи им было подано заявление вх. № Н-860 от (.) с приложениями архивных справок с Елецкои? дистанции Севернои? железнои? дороги и архивного отдела ()? области о перерасчете его пенсии в целях ее увеличении с учетом его заработка и раи?онного коэффициента 1,8 на Краи?нем Севере за период с (.) по (.).

15.09.2020г. за . Пенсионныи? фонд принял повторное решение об отказе в перерасчете его пенсии, так как Пенсионныи? фонд не может получить справку о его заработнои? плате в Елецкои? дистанции пути Севернои? железнои? дороги.

За период с 2015 г. по настоящее время им в различные инстанции были направлены претензии о несогласии с размером его пенсии.

Никаких мер по его претензиям не принято, все его претензии инстанции пересылали для рассмотрения в Пенсионныи? фонд г. Сочи.

Начисление отделением Пенсионного фонда г. Сочи заниженного размера пенсии, а также отказ Пенсионного фонда в перерасчете ему пенсии без уважительных причин, ухудшает его финансовое положение как пенсионера, которое приводит к моральным и нравственным страданиям при нехватке денежных средств для покупки лекарств, продуктов питания и предметов первои? необходимости.

На основании изложенного просит суд обязать отделение Пенсионного фонда по г. Сочи произнести перерасчет его пенсии с даты назначения ему пенсии (.) в целях ее увеличения за период с (.) по (.) на основании полученных им архивных справок с Елецкои? дистанции пути Севернои? железнои? дороги от (.)., архивнои? справки № Н-4 от (.) и архивнои? справки № Н-4/1 от (.) архивного отдела администрации Лабытнанги Тюменскои? области.

Обязать отделение Пенсионного фонда по г. Сочи на основании фактического общего трудового стажа 35 лет 4 месяца 5 днеи? считать его стажевый коэффициент 0,65 при любых перерасчетах пенсии с даты назначения ему пенсии (.) на основании диплома Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта имени академика В.Н, от (.), трудовои? книжки АТ-III . от (.), трудовои? книжки ТК-1 . от (.), свидетельства о государственнои? регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от (.)г., свидетельства о государственнои? регистрации прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя от (.)

Обязать отделение Пенсионного фонда по г. Сочи при перерасчете пенсии за период с (.) по (.) в целях ее увеличения применить раи?онныи? коэффициент 1,8, отношение заработков 1,9 на основании полученных им архивных справок с Елецкои? дистанции Северной железнои? дороги от (.), архивнои? справки № Н-4 от (.) и архивнои? справки . от (.) архивного отдела администрации ()? области.

Взыскать с отделения Пенсионного фонда г. Сочи в его пользу моральный ущерб (вред) в сумме 100 000 рублеи?.

В судебном заседании истец С.Б. исковые требования поддержал изложенным доводам, просил суд исковые требования полностью удовлетворить.

Представитель ответчика управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края, Р.А., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. Свои возражения мотивировала тем, что с 2015 года они обязаны перепроверять справки, которые им предоставляют граждане, в связи с чем они неоднократно направляло запрос в архив о предоставлении справок, но не получали ответы. В настоящее время перерасчет пенсии произведен и деньги должны были уже поступить на счет истца. Считает, что требования о компенсации морального вреда к пенсионному органу не применяются.

На основании изложенного, просила суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, исследовав в судебном заседании все представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец С.Б. с (.) является получателем страховой пенсии по старости.

Согласно ч. 9 ст. 21 Федерального закона от (.) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от (.).н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с п. 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно п. 6 указанного Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: 1)подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от (.). «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); 2) об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от (.). «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (пункт 52 Перечня).

Постановлением Правительства РФ от (.). утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Разделом II названных правил предусмотрены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Пунктом 11 указанных Правил от (.). документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Приказом Министра труда России от (.).н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно пункту 22 Правил .н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от (.) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В том случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Порядок перерасчета размера страховой пенсии предусмотрен ст. 23 Федерального закона от (.) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии. Перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии.

В то же время, установленные нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные отношения, механизм и порядок перерасчета размера пенсии в сторону увеличения не предусматривают перерасчет размера пенсии за период, предшествовавший обращению гражданина за таким перерасчетом.

Судом установлено, что (.) истец С.Б. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии в целях ее увеличения путем применения районного коэффициента за период работы в районах Крайнего Севера.

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от (.).С.Б. было отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости, поскольку при расчете соотношения заработной платы установлено, что отношение заработков за период с (.) по (.) составляет 0,586. В то же время, отношение заработков при назначении пенсии составил 1,4, в связи с чем, перерасчет размера страховой пенсии согласно ст. 18 ФЗ от (.) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не выгоден.

(.)С.Б. вновь обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о перерасчете страховой пенсии в целях ее увеличения путем применения для расчета периода работы в районах Крайнего Севера: с (.) по (.) в Елецкой дистанции пути г. К.А.; с (.) по (.) в Елецкой дистанции пути г. К.А.; с (.) по (.) в ПО «Ямалнефтегазжелезобетон» ().

Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от (.).С.Б. было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости, поскольку в ходе перепроверки представленной справки о заработной плате в установленные сроки не поступил ответ на запрос на подтверждение сведений в ГУ УПФР РФ в г. К.А..

Вместе с тем, ответчиком в материалы дела представлено распоряжение о перерасчете размера пенсии от (.)., согласно которому С.Б. осуществлен перерасчет страховой пенсии по старости с (.), установлен размер страховой пенсии 20 641,14 рублей.

В судебном заседании истец не оспаривал факт осуществленного перерасчета страховой пенсии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что перерасчет страховой пенсии осуществлен с соблюдением требований ст. 23 Федерального закона от (.) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

При этом истец не представил суду доказательств в подтверждение того, что перерасчет страховой пенсии по старости произведен ответчиком с нарушением требований закона.

Тогда как согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика морального вреда в сумме 100 000 рублей, в удовлетворении которого суд также отказывает по следующим основаниям.

Так, согласно ст. 151 ГПК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как указано в п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (.) N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований С.Б. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края о перерасчете пенсии полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ()вой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда в соответствии со статьей 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации составлено (.).

Судья Центрального

районного суда г. Сочи Г.В. Казимирова